№
п/п
| Модуль, тема
| Кол-во часов на сам/раб
| Задания
| Интернет
ресурсы
|
| Модуль I.
|
|
|
|
1.
| Тема:
Коррекционная психология в системе наук об отклоняющемся развитии
|
| 1. Определите проблемное поле и задачи коррекционной психологии в рамках теоретического и практического пространства.
2. Проанализируйте категориально - понятийный аппарат специальной психологии.
3. Составьте терминологический словарь.
| 1.Гончарова Е.Л. Специальная психология. [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2002. Вып. № 5. Электрон. ст. Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah/.
2.Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Дефектология. [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2002. Вып. № 5. Электрон. ст. Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah/.
|
2.
| Тема:
Две парадигмы анализа психического развития ребенка
|
| 1. Составьте таблицу различий естественнонаучной и культурно-исторической парадигм анализа психического развития ребенка.
2. Составьте библиографию работ, относящихся к первой и второй парадигмам анализа психического развития ребенка.
3. Дополните терминологический словарь сведениями из смежных областей знаний.
| 1.Кукушкина О.И. Коррекционная (специальная) педагогика. [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2002. Вып. № 5. Электрон. ст. Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah/.
2.Гончарова Е.Л. Специальная психология. [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2002. Вып. № 5. Электрон. ст. Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah/.
|
3.
| Тема:
Представления о природе отклоняющегося развития, базирующиеся на культурно-исторической теории Л.С. Выготского
|
| 1. Конспект статьи Л.С. Выготского «Основные проблемы современной дефектологии».
2. Проанализируйте культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского.
| 1. Альманах Института коррекционной педагогики РАО. Электрон. ст. Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah
|
4.
| Тема:
Теория социальной компенсации Л.С. Выготского и ее значение для развития дефектологии
|
| 1. Конспект статьи Л.С. Выготского «Дефектология и учение о развитии и воспитании ненормального ребенка».
2. Конспект статьи Л.С. Выготского «К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребенка».
3. Проанализируйте теорию социальной компенсации Л.С. Выготского.
|
|
5.
| Тема:
Основы систематики отклоняющегося развития
|
| 1. Раскройте содержание терминов дефектология, коррекционная педагогика, специальная психология, тифлопсихология, сурдопсихология, олигофренопсихология, прикладная наука, фундаментальная наука.
2. Изобразите графически соотношений понятий, обозначаемых терминами, представленными в задании 1.
3. Раскройте детерминацию нарушений психического развития детей в контексте системного анализа.
4. Проанализируйте различные подходы к классификации нарушений развития.
5. Составьте таблицу-классификацию нарушений развития с позиций разных подходов (нейропсихологический, патопсихологический, клинико-психологический и др.), выделяя основные понятия этих классификаций, в каких условиях они применяются в настоящее время.
6. Перечислите основные категории детей с отклонениями развития и специальные учреждения 1-8 вида.
7. Дополните терминологический словарь.
| 1.Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Дефектология. [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2002. Вып. № 5. Электрон. ст. Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah
2.Кукушкина О.И. Коррекционная (специальная) педагогика. [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2002. Вып. № 5. Электрон. ст. Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah/.
3.Гончарова Е.Л. Специальная психология. [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2002. Вып. № 5. Электрон. ст. Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah/.
|
| | |
|
|
| Контроль самостоятельной работы
|
| |
| Модуль II.
| |
|
| |
1.
| Тема:
Эволюция отношений государства и общества к инвалидам и лицам с отклонениями в развитии
|
| 1. Выделите 5 периодов эволюции отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии согласно периодизации Н.Н. Малофеева и составить таблицу.
| 1.Альманах Института коррекционной педагогики РАО. Электрон. ст. Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah
| |
2.
| Тема:
Становление и развитие отечественной системы специального образования
|
| 1. Выделите этапы развития национальных систем специального образования согласно периодизации Н.Н. Малофеева и составить таблицу, выделяя хронологические и содержательные особенности отечественной истории развития системы специального образования.
| 1.Альманах Института коррекционной педагогики РАО. Электрон. ст. Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah
| |
3.
| Тема:
Эволюция задач специальной психологии в контексте становления и развития системы специального образования
|
| 1. Опишите процесс подготовки к психологическому обследованию ребенка. Раскройте структуру психологического изучения ребенка.
2. Выделите параметры оценки деятельности ребенка в процессе обследования.
3. Охарактеризуй систему оценки состояния психических функций ребенка и процесс интерпретации результатов.
4. Определите этапы работы психолога с ребенком. Какие последовательные виды деятельности он осуществляет?
| 1.Альманах Института коррекционной педагогики РАО. Электрон. ст. Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah
| |
4.
| Тема:
Вклад психологии в создание «ядра» системы специального образования
|
| 1.Приведите примеры закономерностей психического развития детей с разными видами недостаточности:
- общие для нормального и нарушенного развития;
- свойственные только детям с нарушениями развития.
2.Проанализируйте возможности измерения интеллектуальных способностей с позиций статистического и содержательного подходов.
3. Опишите тесты Бине-Симона и профили Россолимо.
| 1. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Нарушения в психофизическом развитии детей. [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2002. Вып. № 5. Электрон. ст. Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah/.
| |
5.
| Тема:
Коррекционная психология на этапе дифференциации системы специального образования
|
| 1.Выделите выдающихся отечественных дефектологов, основоположников современных научных направлений специальной психологии, авторов систем обучения разных категорий аномальных детей.
2. Запишите библиографический список основных работ по специальной психологии.
| 1.Альманах Института коррекционной педагогики РАО. Электрон. ст. Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah
| |
6.
| Тема:
Современная система психолого-педагогической помощи детям с различными отклонениями
в развитии
|
| 1. Охарактеризуйте систему специальных учреждений в стране.
2.Проанализировать концепцию параллельных служб в структуре образовательных организаций.
3.Перечислите формы, методы, приемы работы психолога в образовательном учреждении.
4. Конспект статьи Н.Л. Белопольской «Проблемы психологического консультирования детей с отклонениями в развитии».
| 1.Альманах Института коррекционной педагогики РАО. Электрон. ст. Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah
| |
| |
|
|
| |
| Контроль самостоятельной работы
|
| |
| Модуль III.
| |
|
| |
1.
| Тема:
Будущее специальной психологии в свете перспектив интеграции специального и массового образования
|
| 1.Проанализируйте какова реализация идей Л.С. Выготского об интеграции массового и специального образования на современном этапе развития системы специального образования.
2.Опишите перспективы развития системы специального образования в области интеграции, индивидуализации, ранней помощи.
| 1.Альманах Института коррекционной педагогики РАО. Электрон. ст. Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah
| |
2.
| Тема:
Обзор исследований по актуальным направлениям развития диагностики, коррекции, предупреждения отклоняющегося развития
|
| 1.Опишите систему раннего выявления и ранней комплексной коррекции отклонений в развитии.
2.Проанализируйте теоретические и экспериментальные исследования последних лет в области ранней диагностики и специальной комплексной помощи детям с проблемами в развитии и их семьям.
3. Проанализируйте теоретические и экспериментальные исследования последних лет по проблеме интегрированного обучения.
4.Рассмотрите диагностику отклоняющегося развития: перечислить методы выявления отклонений в развитии у детей в разных детских возрастах. Рассмотреть использование рисуночных тестов в скрининг-диагностике. Выделить роль параклинических методов в ранней диагностике и коррекции. Раскрыть методы дифференциальной диагностики.
5. Опишите компьютерные технологии в изучении и обучении проблемного ребенка.
| 1. Альманах Института коррекционной педагогики РАО. Электрон. ст. Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah
| |