Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

по уровням личностных достижений.

Характеристики групп школьников

НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

 

На начальн ом уровне ведущий критерий: биологический портрет ребенка.

Мир ребенка состоит из предметов. Он воспринимает себя частью предметного мира. Не видит вокруг себя людей (особенных субъектов мира не похожих на предметы). Готов без раздумываний подчиняться воли другого человека, принимая его за значимого другого, т.к. доверяет ему, потому что тот знает способы управления предметами предметного мира. При этом ребенок не готов отслеживать (не способен осмысливать) то, что им могут манипулировать (использовать его в личных интересах) другие.

Главная задача социального (личностного) развития ребенка: освоить все возможные действия с объектами предметного мира, чтобы достичь компетентности, позволяющей ему стать автором с предметами предметного мира.

Социальный риск: приобретение негативных программ общения и поведения в зоне ближайшего развития от общения со взрослым или более старшим ребенком, желающими им манипулировать в личных интересах.

Главные задачи педагогического сопровождения социального (личностного) развития ребенка

¾ создание условий для изучения ребенком себя как участника общественных отношений и получения им ролевых программ общения и поведения, необходимых для использования в школе (классе) и семье;

¾ создание позитивного имиджа отдельно взятого ребенка класса и имиджа всего детского коллектива;

¾ создание условий для социального партнерства со взрослым (совместной деятельности на уровне паритетности интересов ребенка и взрослого к этой деятельности);

¾ транслирование в детскую среду привлекательных образцов для подражания;

¾ создание коммуникативной защищенности ребенка от возможной социальной агрессивности других детей в силу низкого уровня их внутренней культуры.

 

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

 

На п ервом уровне – ведущие критерии: био-социальный портрет или присвоенный ребенком в готовом виде от других социальный «образ Я», ролевое расчленение его самосознания.

Ребенок стремится стать субъектом общественных отношений (автором своих действий в общении с людьми). Он готов без раздумываний подчиняться воли другого человека, принимая его за значимого другого, т.к. он владеет социальными программами общения и поведения и может быть образцом для подражания. Он может быть лишь пассивным партнером в общении и совместной деятельности. Ему нужны точные инструкции к достижению поставленной взрослым цели. При этом он не готов отслеживать (не способен осмысливать) то, что им могут манипулировать (использовать его в личных интересах) другие.

Главные задачи социального (личностного) развития ребенка

¾ освоить желаемые ролевые программы общения и поведения,

¾ накопить необходимый социальный опыт по их применению в общении со взрослым.

Социальные риски: приобретение негативных программ общения и поведения в зоне ближайшего развития от общения со взрослым или более старшим ребенком, желающими им манипулировать в личных интересах. Приобретение негативного «образа Я».

Главные задачи педагогического сопровождения социального (личностного) развития ребенка:

¾ создание условий для взаимодействия ребенка на уровне усвоенных им ролевых программ общения и поведения со взрослым;

¾ знакомство ребенка с местным социумом (жизнедеятельностью города) и новыми программами общения и поведения для взаимодействия с ним;

¾ создание позитивного имиджа отдельно взятого ребенка класса и имиджа всего детского коллектива;

¾ транслирование взрослым привлекательных образцов для подражания необходимых для участия детей класса в коллективной деятельности;

¾ организация успешного социального партнерства в детском коллективе (организация коллективной совместной деятельности для достижения общей цели коллективными усилиями детей на основе общепринятых ими от взрослого правил);

¾ транслирование в детскую среду демократических ценностей и норм общения. Создание коммуникативной защищенности ребенка от возможной социальной агрессивности других детей в силу недостаточного уровня их внутренней культуры.

 

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

 

На втором уровне ведущие критерии: комплексы неполноценности, программы психологической защиты, позитивные и(или) проблемные компоненты самосознания.

Ребенок готов рефлексировать (анализировать свои и чужие действия и позиции). Он овладел желаемыми социальными программами общения и поведения и накопил достаточный социальный опыт по их применению в общении со взрослым. Расширяя границы «самости», он начинает отказываться от присвоенного «образа Я» и пытается проявлять желание самостоятельно создавать поведенческие клише. Его более не устраивает позиция пассивного партнера в общественных отношениях и совместной деятельности не со взрослым ни с одноклассниками. Желание быть активным (автором своих отношений с другими) заставляет его использовать для этого любые имеющиеся у него (присвоенные им ранее от взрослых или более старших детей в «зоне ближайшего развития») социальные программы общения и поведения (неважно приемлемые или осуждаемые в данном обществе). Ребенок может противопоставлять личного «хочу» общественному «надо» или наоборот безропотно подчинить свое «хочу» общественному «надо». Склонен к наличию «гиперответственности», которая проявляется в его добровольном принятии на себя вины за все плохое, что есть в обществе или случается с другими людьми, даже без его участия в их судьбе. Ребенок способен предлагать свои пути достижения цели и самостоятельно выбирать средства к ее достижению (технологии решения поставленной задачи). Он способен почувствовать желание других манипулировать им (использовать его в личных интересах). Ребенок пока не очень уверен в правильности своих действиях в общении со сверстниками. Боязнь и наличие неуспешного (отрицательного) социального опыта порождает у него комплексы неполноценности и разнообразные программы психологической защиты. Так, чтобы защитить себя от комплексов неполноценности на фоне чувства физической и (или) психической ущербности, один ребенок, потеряв надежду на общественное признание, склонен «вымещать» свои душевные страдания на других, более «слабых» детях. Другой – преодолевая развивающийся в нем комплекс неполноценности, чрезмерно сосредотачивается на развитии своих талантов. Третий – замыкается и старается отстраниться от других людей, ограничиваясь общением с животными, компьютером и т.д. Четвертый – может полностью отказаться от своего самоутверждения как обособленной индивидуальности и стать конформистом.

Главные задачи социального (личностного) развития ребенка

¾ опробовать полученные социальные программы общения и поведения в отношениях со сверстниками, чтобы определиться в выборе определенных программ общения и поведения для дальнейшего своего взаимодействия с различными участниками гражданского общества;

¾ поменять социальный статус с пассивного партнера общественных отношений на активного.

Социальные риски: приобретение негативного социального опыта, программ психологической защиты и комплексов неполноценности в процессе общения со сверстниками и представителями местного социума. Проблемные социальные программы общения и поведения, как и проблемные гражданские новообразования (жесткое «идеальное Я», заниженная самооценка и т.д.) увеличивают риск детей в совершении правонарушений и суицида, обуславливают в последующем пристрастие к наркотикам, алкоголю и табакокурению.

Главные задачи педагогического сопровождения социального (личностного) развития ребенка:

¾ создание условий для получения ребенком позитивного социального опыта от общения со сверстниками в процессе искусственно созданной (учебной) жизненной ситуации, чтобы он смог, с одной стороны, поменять свой социальный статус с пассивного партнера общественных отношений на активного, с другой стороны, определился в выборе программ общения и поведения для дальнейшего своего взаимодействия с различными участниками гражданского общества;

¾ утверждение в ребенке желания реализовать свои позитивные гражданские новообразования (самооценку, рефлексию, критическое мышление и т.д.);

¾ создание позитивного имиджа отдельно взятого ребенка класса и имиджа всего детского коллектива;

¾ транслирование в детскую среду демократических ценностей и норм общения, создание на уровне класса, параллели школы общественных организаций, органов детского самоуправления;

¾ создание системы общественного признания, поддерживающей у школьника интерес к сотрудничеству, чтобы помочь ему перевести транслируемые из вне моральной нормы во внутренние нормы «абсолютной морали»;

¾ знакомство ребенка с жизнедеятельностью людей на уровне абстрактных для ребенка социумов Дальнего Востока, России, мира.

 

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

 

На третьем уровне – ведущие критерии: само выстроенный социальный портрет, рефлексия, самооценка, гибкая «Я-концепция», ответственность, способность к свободному выбору и другие позитивные гражданские новообразования.

Ребенок склонен выстраивать свои отношения с соблюдением норм «абсолютной морали». Он склонен соотносить свои действия с общественными нормами и интересами. Способен быть доброжелательным и внимательным. Готов к самостоятельному выбору. Способен быть участником договорных и правовых отношений. Стремится уважать мнение других, прислушиваться к полезным советам. Не использует технологии манипулирования для получения личной выгоды. Позитивно относится в окружающим, малой и большой Родине. Проявляет активную позицию в прекращении социального конфликта. И т.д.

Главная задача социального (личностного) развития ребенка: обретя гармонию с самим собой, стремится получить качественное образование, осознавая его важность для будущего.

Социальный риск: отсутствует.

Главные задачи педагогического сопровождения социального (личностного) развития ребенка:

¾ создание условий для получения качественного образования на основе обретенных ребенком универсальных учебных действий и личностных характеристик.

¾ поддержание позитивного имиджа отдельно взятого ребенка класса и имиджа всего детского коллектива;

¾ транслирование в детскую среду демократических ценностей и норм общения с целью расширения участия детей в жизни школы на уровне участия детей в общественных организациях и детском самоуправлении;

¾ расширение кругозора ребенка о жизнедеятельности людей региона, России, мира.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...