Тема 4.14. Номенклатура сертифицированных услуг (работ) и порядок их сертификации
⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19 Оказание услуг – это широко распространенная деятельность, которая осуществляет удовлетворение потребностей клиентов путем выполнения определенных услуг, необходимых людям, организациям или социальным группам. Простейшие услуги – оказание помощи в повседневных вопросах не требующие специальной подготовки и знаний. Сложные услуги – оказание дорогостоящей помощи квалифицированными специалистами, обладающими специальными знаниями и навыками с использованием необходимого оборудования. Сертификация услуг включает в себя такие понятия, как услуга, потребность, деятельность. В области услуг состоят крупные секторы экономики: 1) транспорт; 2) финансы; 3) здравоохранение; 4) торговля; 5) наука; 6) спорт; 7) образование и т. д. Классификация услуг включает в себя: 1) бытовые услуги; 2) жилищно—коммунальные услуги; 3) правовые услуги; 4) услуги грузового и пассажирского транспорта, связи; 5) услуги системы образования, культуры, туристическо—экскурсионные услуги; 6) услуги физической культуры и спорта, медицинские, санаторно—оздоровительные услуги. Номенклатура сертифицируемых услуг (работ). Постановлением Правительства РФ в перечень работ и услуг включены бытовые услуги, подлежащие обязательной сертификации: 1) услуги торговли и общественного питания; 2) химическая чистка и хранение; 3) услуги парикмахерских; 4) жилищно—коммунальные услуги (услуги гостиниц и других мест проживания); 5) ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых приборов и бытовых машин; 6) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств; 7) транспортные услуги (услуги по перевозки пассажиров автомобильным транспортом);
8) туристические и экскурсионные услуги. Помимо существующих нормативных документов (ГОСТ, ГОСТР, СНиП, СанПиН), при выполнении процедуры сертификации услуг, состоящих в Перечне, применяют правила выполнения отдельного вида работ и оказания отдельного вида услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ. К ним относится: 1) правила продажи отдельных видов товаров; 2) правила оказания услуг общественного питания; 3) основные положения по допуску транспортных средств в эксплуатацию и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения и др. Работа по проведению сертификации услуг производится в той же последовательности, что и при сертификации продукции, и состоит из шести этапов. 1. Оформление и подача заявки на проведение сертификации услуг. 2. Рассмотрение заявки и принятие решения о проведении сертификации услуги. 3. Оценка необходимого соответствия услуг и работ установленному требованию. 4. Принятие окончательного решения о выдачи сертификата. 5. Оформление и выдача сертификата и лицензии, дающей право на использование знака соответствия. 6. Осуществление инспекционного контроля за сертифицированной услугой или работой. При проведении сертификации услуг и работ используют семь схем. Схема 1. Качество и безопасность услуг зависят от исполнителя (экскурсовод, парикмахер, педагог и т. д.). Схема 2. Оценка процесса оказания услуг: 1) наличие нормативной документации; 2) методическое, метрологическое, информационное, организационное и другое обеспечение процесса оказания услуг; 3) стабильность и безопасность процесса; 4) квалификация и профессионализм рабочего и обслуживающего персонала; 5) безопасность реализованных товаров. Схема 3. Сертификация производственных услуг. Схема 4. Оценка организации – исполнителя услуг на соответствие государственным стандартам и правильности присвоения категории (разряд, тип, класс и т. д.).
Схема 5. Сертификация наиболее опасных услуг и работ (пассажирские, медицинские и пр.) осуществляется по стандартам серии ИСО 9 000. Схема 6. Сертификация услуг и работ небольших предприятий. Схема 7. Сертификация исполнителя, имеющего систему качества. В качестве проверки результата услуги или работы проводят социологические опросы или используют экспертные методы. Для оценки материальных услуг (химчистка, ремонт и т. д.) используют инструментальный метод. В необходимом случае орган по сертификации имеет право на привлечение испытательной лаборатории.
Тема 4.15. Нормативная база сертификации Работы по проведению сертификации товаров и услуг выполняются на основании системы документов, которые носят обязательный характер (кроме рекомендаций). 1. Законодательные акты Российской Федерации 1) Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»; 2) Закон РФ «О защите прав потребителя». На основании этих законов выполняется обязательная сертификация указанных в законодательных актах объектов (товаров, услуг, рабочих мест и т. д.), назначаются органы федеральной исполнительной власти, которые должны организовать работу по проведению процедуры сертификации этих объектов, создать необходимые системы по проведению процедуры сертификации, определить перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации. 2. Подзаконные акты – постановление Правительства Российской Федерации. Эта группа документов выполняет следующие функции: 1) разрабатывает и вводит в действие перечень товаров, услуг и работ, подлежащих сертификации; 2) устанавливают правила проведения процедуры сертификации по другим вопросам; 3) определяют регламент выполнения процедуры проведения сертификации по отдельным видам работ и услуг.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|