Тема урока: «Право и другие социальные регуляторы»
Задание: самостоятельно на основе нижеизложенного материала и Интернет-ресурсов сделайте конспект данной темы по следующему плану: 1. Что такое социальная норма? 2. Виды социальных норм с кратким описанием. 3. В чем различия между правом и моралью? (задание можно выполнить в форме таблицы) 4. Сделайте вывод: какое место в системе социальных норм занимает право? Человек в своей деятельности, своём поведении должен придерживаться определённых норм, правил поведения. Правила поведения, принятые в обществе называют социальными нормами. Понятие норма в переводе с латыни означает «руководство, правило, образец». Норма устанавливает границу (меру) возможного и должного. Там, где есть общество, должны быть и правила общежития. Складываются они объективно, в результате совместной жизнедеятельности людей. Это касается всех правовых норм – и правовых и неправовых. Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия разнообразных факторов. Например, природных и социальных, возникших в процессе культурного развития. Это и есть социальные нормы. Социальные нормы можно классифицировать по: - сферам действия (экономические, политические и пр.) - механизму регулирования (мораль, право, обычай, норма поведения) Обычаи: Относятся к числу самых ранних социальных норм. Обычай – правило, которое возникло в результате постоянного повторения данного образа поведения и вошло в привычку людей. Предполагает воспроизведение самого поведения и отсутствие необходимости принуждения. Правовые нормы могут поддерживать обычаи, или вытеснять их, могут быть безразличны к обычаям. Социальные нормы - нормы права; - религиозные нормы;
- нормы морали; - корпоративные нормы; - нормы традиций и обычаев; - деловые обыкновения; - политические нормы. Политические нормы – правила поведения разнообразных субъектов политики, политических отношений. Корпоративные нормы – правила, которые регулируют деятельность общественных, негосударственных организаций (профсоюзов, клубов, союзов, политических партий и т.д.) Нормы морали – это правила поведения, которые складываются на основе представлений о добре и зле, совести и долге. Чести и достоинстве и т.д. Нормы традиций и обычаев – правила поведения, которые складываются в результате их многократного повторения. Право и мораль - основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом. Они: а) принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нормативности; б) являются основными регуляторами поведения; в) имеют общую цель - регулирование поведения людей со стратегической задачей сохранения и развития общества как целого; г) базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе; д) выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы. Но, во-первых, мораль формируется ранее права, правового сознания и государственной организации общества. Можно сказать, что мораль появляется вместе с обществом, а право — с государством. Хотя мораль тоже имеет свой исторический период развития и возникает из потребности согласовать интересы индивида и общества. Во-вторых, в пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна: в обществе может действовать несколько моральных систем (классов, малых социальных групп, профессиональных слоев, индивидов). При этом в любом обществе существует система общепринятых моральных взглядов (так называемая господствующая мораль).
В-третьих, нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде, обществе взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, порядочности, благородстве и других категориях этики. (Основные категории морального сознания - «добро» и «зло», без которых невозможна любая моральная оценка.) При этом процесс формирования моральных систем идет спонтанно, в недрах общественного сознания. Процесс правообразования тоже весьма сложен, имеет глубокие социальные корни, однако право в единстве своей формы и содержания предстает как результат официальной деятельности государства, как выражение его воли. В четвертых, мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования. И в этом плане даже трудно различить мораль как форму общественного сознания и мораль как нормативный социальный регулятор, в отличие от права, где достаточно четко можно провести границу между правовым сознанием и правом. Право, по сравнению с моралью, имеет четкие формы объективирования, закрепления вовне (формальные источники права). Конечно, ту или иную моральную систему можно систематизировать и изложить в письменном виде как некий моральный кодекс. Однако речь идет о том, что мораль как особый социальный регулятор объективно в этом не нуждается. В-пятых, не совпадают предметы регулирования норм права и норм морали. Если их представить в виде кругов, то они будут пересекаться. То есть у них есть общий предмет регулирования и есть социальные сферы, которые регулируются только правом или только моралью. Специфический предмет морального регулирования - сферы дружбы, любви, взаимопомощи и т. п., куда право как регулятор, требующий внешнего контроля за осуществлением своих предписаний и предполагающий возможность государственно-принудительной реализации, не может и не должно проникать. Однако есть и сферы правового регулирования, к которым мораль не подключается в силу того, что они принципиально, по своей природе не поддаются моральной оценке: они этически нейтральны. К таким сферам относится, в частности, предмет технико-юридических норм. В-шестых, с точки зрения внутренней организации та или иная моральная система, будучи относительно целостным нормативным образованием, не обладает такой логически стройной и достаточно жесткой структурой (законом связи элементов) как система права.
И, в-седьмых, право и мораль различаются по средствам и методам обеспечения реализации своих норм. Если право, как известно, обеспечивается возможностью государственно-принудительной реализации, то нормы морали гарантируются силой общественного мнения, негативной реакцией общества на нарушение норм морали. В то же время природа морали такова, что подлинно моральное поведение имеет место в том случае, когда оно осуществляется в силу личной убежденности человека в справедливости и необходимости этических требований, когда поведением человека руководит его совесть. Существует «золотое правило» морали: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе». Право и мораль взаимодействуют. Право является формой осуществления господствующей морали. В то же время мораль признает противоправное поведение безнравственным. Нормы морали имеют важное значение как для правотворческой деятельности, так и для реализации права: прежде всего для процесса применения правовых норм. Правоприменитель не сможет вынести справедливое решение без опоры на нравственные требования. Вместе с тем не исключены противоречия между нормами морали и права. Это связано, в частности, с процессами их развития: «впереди» могут оказаться как нормы морали, так и нормы права.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|