Гражданское и смежные с ним
Отрасли права
В 1940 г. на территории Эстонии был введен в действие ГК РСФСР 1922 г. В 1964 г. он был заменен ГК Эстонской ССР, мало отличавшимся от ГК других союзных республик. После восстановления Эстонией независимости ее гражданское право было за считанные годы фактически создано заново. При этом изменялось не только содержание (восстановление права частной собственности, свободы предпринимательства и т.д.), но и формы построения гражданского законодательства. В соответствии с господствующей в Европе цивилистической традицией эстонский законодатель решил отделить торговое право от гражданского (путем принятия отдельного коммерческого кодекса), а семейное право, наоборот, включить в гражданскую кодификацию. В 1992 г. принято решение о поэтапном принятии нового ГК, который должен заменить ГК ЭССР 1964 г. Новый Кодекс состоит из: 1) Закона об Общей части Гражданского кодекса 1994 г. (вступил в силу 1 сентября 1994 г.); 2)Закона о вещном праве 1993 г. (вступил в силу 1 декабря 1993 г.); 3) Закона о семье 1994 г. (вступил в силу 1 января 1995 г.); 4) Закона о наследовании 1996 г. (вступил в силу 1 января 1997 г.); 5) Закона о договорах и внедоговорных обязательствах от 26 сентября 2001 г. (вступил в силу с 1 июля 2002 г.). Отношения интеллектуальной собственности регулируются отдельными законами (Закон об авторском праве 1992 г.). Новый Гражданский кодекс концептуально основывается на традициях германского гражданского права. Это проявляется, в частности, в классификации видов вещных прав. Согласно упомянутому Закону ими являются право собственности и ограниченные вещные права: сервитуты, реальные повинности, право застройки, преимущественной покупки и залоговое право. Владение выделяется в качестве самостоятельного гражданско-правового института, хотя прямо и не названо в числе вещных прав. Исключительно детально регулируются отдельные виды сервитутов, особенно права соседства. В числе личных сервитутов выделено право пользовладения (узуфрукт).
В апреле 2001 г. Правительство Эстонии узаконило церковные браки, и теперь они имеют такую же силу, как и зарегистрированные в загсах. В области торгового права 15 февраля 1995 г. был принят новый Коммерческий кодекс, вступивший в силу 1 сентября 1995 г. Этот Кодекс состоит из 10 частей. В первой, общей части, содержатся главы об общих положениях (где, в частности, дается определение предпринимателя), фирменном наименовании, прокуре. Вторая часть содержит положения о коммерческом регистре. Третья включает нормы о предпринимателе - физическом лице. Части четыре - семь посвящены отдельным видам коммерческих организаций (полное товарищество, коммандитное товарищество, товарищество с ограниченной ответственностью, акционерное общество). Части восемь и девять регулируют статус филиалов и объединение, разъединение и преобразование коммерческих организаций. Десятая часть посвящена введению в действие и применению Кодекса. В отличие от классических коммерческих кодексов (например, Германии) в эстонском нет раздела, посвященного торговым сделкам. Они в Эстонии регулируются Кодексом торгового мореплавания 1991 г. Наряду с Коммерческим кодексом действует комплекс законов, направленных на создание правовых основ рыночной экономики и регулирование предпринимательской деятельности (о банках 1989 г., о банкротстве 1992 г., о рынке ценных бумаг, о конкуренции, о защите потребителя 1993 г., о коммерческом залоге 1996 г., об инвестиционных фондах 1997 г. и др.). Особый блок гражданского законодательства в Эстонии составляют нормативные акты денационализации и приватизации. Как и в соседних Латвии и Литве, в стране проводится политика реституции, т.е. восстановления прав прежних собственников, лишенных имущества в советский период, провозглашенная постановлением Верховного Совета Эстонской Республики от 19 декабря 1990 г. "О восстановлении преемственности права собственности" (денационализация). Согласно Закону об основах реформы собственности 1991 г. целью этой реформы является реорганизация отношений собственности для обеспечения неприкосновенности имущества и свободного предпринимательства, компенсация допущенной нарушениями права собственности несправедливости и создание предпосылок перехода к рыночной экономике. Общие основы приватизации государственной и муниципальной собственности установлены Законом о приватизации 1993 г. (не касается приватизации в сфере жилищных отношений, сельского хозяйства).
Как и в других государствах Прибалтики, глубоким преобразованиям в Эстонии подверглись аграрные отношения. Задача реформы заключалась в восстановлении досоветского сельского уклада. Уже в 1989 г. в постановлении Совета министров Эстонской ССР "О первоначальных мерах по развитию крестьянских хозяйств" была осуждена советская политика коллективизации. В Законе о хуторском хозяйстве 1989 г. подчеркивается, что целью деятельности хуторского хозяйства является не только ведение сельскохозяйственного товарного производства, но и формирование соответствующей эстонским традициям жизни на селе. Этот же Закон впервые (из всех стран бывшего СССР) установил, что имущество колхозов и совхозов делится на доли и всем работникам сельскохозяйственного предприятия будет начисляться в соответствии с их долей определенный процент прибыли предприятия, но получить свою долю в натуре сможет лишь тот, кто выделяется для создания хуторского хозяйства. Согласно Закону "О земельной реформе" от 17 октября 1991 г. цель земельной реформы - преобразовать отношения, базирующиеся на государственной собственности на землю, в отношения, основывающиеся преимущественно на частной собственности на землю, исходя из преемственности прав бывших собственников и законных интересов нынешних землепользователей.
Большое внимание эстонский законодатель уделяет реформе жилищных отношений (Жилищный закон Эстонской Республики 1992 г., законы о квартирной собственности 1994 г., о квартирных товариществах 1985 г., о приватизации жилых помещений 1993 г. и др.). Существенно обновлено в соответствии с новыми рыночными принципами трудовое законодательство (законы о трудовом договоре 1992 г., о коллективном договоре 1993 г., об отпусках 1992 г., о рабочем времени и времени отдыха 1994 г., о публичной службе 1995 г. и др.). Некоторые нормы трудового права носят дискриминационный характер по отношению к жителям - негражданам и русскоязычным вообще. В области природоресурсного права приняты законы о недрах от 1994 г., о лесе 1993 г. Эстония первой из бывших советских республик приняла новое гражданско-процессуальное законодательство (Гражданско-процессуальный кодекс 1993 г., Кодекс об исполнительном производстве 1993 г.).
Уголовное право и процесс
Основным источником уголовного права Эстонии является Уголовный кодекс (официально именуемый "Пенитенциарным кодексом"), принятый 6 июня 2001 г. и вступивший в силу с 1 марта 2002 г. Он заменил прежний Уголовный кодекс 1961 г., утвержденный в 1992 г. в новой редакции и еще неоднократно изменявшийся и дополнявшийся. К основным видам наказаний за преступления УК относит: 1) денежное взыскание; 2) тюремное заключение; 3) принудительное прекращение юридического лица. Основными видами наказаний, применяемыми за проступки, являются штраф и арест. В начале 1998 г. парламент полностью отменил смертную казнь; фактически она не приводилась в исполнение с 1991 г. Основные тенденции развития уголовного права Эстонии начала 90-х гг. совпадают с тенденциями развития уголовного права на всем постсоветском (постсоциалистическом) пространстве. В связи с изменением политического и социально-экономического строя декриминализировано большое число деяний. С другой стороны, появилось немало новых составов, отражающих новые общественные отношения и реалии (преднамеренная несостоятельность, легализация преступных доходов, разглашение коммерческой тайны и т.д.).
Законом об уголовной ответственности лиц, совершивших в Эстонии преступления против человечности или военные преступления, от 9 ноября 1994 г. в Особенную часть УК включена новая глава 1 "Преступления против человечности и военные преступления". В ней установлена ответственность за преступления против человечности (в том числе геноцид), насильственные действия в отношении жителей (в районе действий), нарушение правового режима обращения с военнопленными, применение запрещенных средств или способов ведения войны либо издание приказа об их применении. Продолжает действовать УПК 1961 г. (со множеством изменений и дополнений). Обновленный уголовный процесс основывается на демократических принципах Конституции 1992 г. Согласно Конституции никто не должен содержаться под стражей свыше 48 часов без соответствующего разрешения суда. О решении суда арестованному сообщается незамедлительно на понятном ему языке и понятным ему способом (ст.21). Одна из реформ уголовного процесса в Эстонии заключалась в введении апелляционной инстанции. При этом данные нормы были включены не в УПК, а в отдельный Кодекс об апелляционном и кассационном судопроизводстве по уголовным делам 1993 г. Основанием для отмены приговора суда (полностью или частично) при рассмотрении уголовного дела в апелляционном порядке являются: 1) односторонность или неполнота ведения судебного следствия; 2) несоответствие содержащихся в приговоре суда выводов фактическим обстоятельствам; 3) существенное нарушение Закона об уголовном процессе; 4) неправильное применение уголовного законодательства; 5) несоответствие назначенного судом наказания тяжести преступления и личности осужденного. После отмены приговора суда в апелляционном порядке разбирательство уголовного дела производится в общем порядке другим составом суда первой инстанции. Основаниями для подачи кассационной жалобы или кассационного протеста служат неправильное применение уголовного законодательства или существенное нарушение Закона об уголовном процессе. Права на обжалование или опротестование в кассационном порядке не имеет участник процесса, не оспоривший приговор суда в апелляционном порядке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|