3-ий год жизни «малыши» (предметная, элементы сюжетной и декоративной)
Задачи обучения
Технические задачи обучения
Тематика работ
· привлекать детей к аппликационной деятельности, заинтересовывать ею;
· подводить к пониманию изобразительного характера аппликации;
· содействовать накоплению опыта элементарной аппликационной деятельности;
· обучать составлению образа из отдельных частей; цветовому и композиционному решению предметной аппликации без наклеивания в сотворчестве со взрослыми;
· содействовать освоению листа бумаги, поверхности фланелеграфа в процессе аппликационной деятельности.
· формировать первоначальные элементарные умения аппликационной деятельности (выкладывание без наклеивания подготовленных фигур на фланелеграфе, листе бумаги);
· знакомить детей с правилами пользования материалами для аппликации (подготовленные воспитателем фигурки, формы не мять, не рвать, выкладывать в определенной последовательности);
· знакомить с техникой наклеивания: аккуратно наносить на клеенке клей на обратную (не цветную) сторону фигуры, элемента, пользоваться тряпочкой для промакивания (со второй половины года);
· содействовать овладению первоначальными несложными конструктивными способами создания образа.
Усвоение основного для данной возрастной группы средства художественной выразительности аппликации — композиции (размещение на ограниченной поверхности фланелеграфа) и дополнительных: цвет, форма, величина; для декоративной аппликации: ритм, симметрия.
Особое внимание педагог обращает на освоение детьми площади фланелеграфа (выкладывание, с последующим обыгрыванием подготовленных силуэтов; построение несложных декоративных композиций); знакомство с конструктивным способом создания образа и различными очертаниями форм предметов. С целью развития у детей интереса к аппликации целесообразно интегрировать виды изобразительной деятельности (силуэты фигурок девочек в платьицах или шубках одного цветового тона дети украшают мазками, точками, кружками и т.д.). В деятельность детей «вводятся» образы людей (и их прообразы); птиц, животных; силуэты разных предметов; декоративные элементы.
Человек. Построение композиций на мини-фланелеграфах из силуэтов, подготовленных воспитателем (фигурки взрослого человека и ребенка; прообразов человека: куклы, снеговики, снегурочки). Украшение силуэтов и вещей, которые принадлежат человеку, декоративными элементами («Платочек для бабушки», «Поясок для Маши»).
Природа. Выкладывание композиций из силуэтов отдельных предметов (овощи, фрукты, грибы, цветы, птицы, животные); частей предметов симметричной формы (половинки елочек, грибов, цветов, бабочек, стрекоз, жучков и т. д.).
Аппликация без наклеивания. Учить располагать готовые формы контрастных цветов на фланелеграфе (огоньки салюта, воздушные шары). Учить раскладывать готовые формы на фланелеграфе и листе бумаги рядом, выше, ниже (котенок играет с мячом, фонарики на елке), составлять изображения двухчастных предметов (снеговик).Продолжать учить раскладывать на фланелеграфе и листе бумаги готовые формы контрастных цветов (праздничные флажки). Учить составлять изображения нескольких предметов из 2-3 частей (елочка и грибок, домик и заборчик).
Усложнение ЗАДАЧ ОБУЧЕНИЯ аппликации
4-ый год жизни младшие «ПОЧЕМУЧКИ» (предметная, сюжетная,декоративная)
Задачи обучения
Технические задачи обучения
Тематика работ
· содействовать углублению интереса к аппликационной деятельности;
· знакомить со средствами выразительности аппликации, осуществлять помощь в выборе средств выразительности в процессе выполнения аппликационной работы;
· содействовать развитию творческих проявлений в выборе способа построения композиций, подборе цветовой гаммы при составлении узоров из различных форм, а также в создании коллажей;
заинтересовать новыми способами аппликационной деятельности (способ обрывания, элементы флористики).
• способствовать дальнейшему освоению техники наклеивания: аккуратно набирать клей на кисть, отжимать избыток клея о край баночки, намазывать формы клеем с обратной стороны на пластинке, прижимать салфеткой;
• учить раскладывать формы на листе бумаги и наклеивать их в определенной последовательности.
• способствовать дальнейшему освоению способов размещения подготовленных форм на фланелеграфе, листе бумаги (фризовая, декоративная);
• познакомить с аппликацией способом обрывания, доступными приемами флористики.
Средства художественной выразительности аппликации:Предметная и сюжетная: цвет, форма, симметрия, пропорциональное соотношение между отдельными частями (деталями, элементами) одного предмета и различных предметов, линия разреза или обрыва, динамика, детализация, декор, общая композиция.
Декоративная: ритм, симметрия, цвет, форма (элементов декора украшаемой поверхности), композиция (орнаментальное построение на квадрате, прямоугольнике, кругообразной форме, силуэтах одежды).
Человек. Среди разнообразных подготовленных форм для аппликационной деятельности детям предлагаются силуэты (а также основные части фигуры), передающие образ человека (взрослого, ребенка, мужчины, женщины). Внимание сосредоточивается на особенностях построения фигур взрослого и ребенка, мужчины и женщины, на создании сюжетных композиций, в которых присутствует образ человека. Дополнительные детали дети вырезают самостоятельно.
Природа. В аппликационной деятельности дети отражают как отдельные объекты живой и неживой природы, так и природные явления. Они составляют пейзажные картинки, помещая в них человека, птиц, животных. Детям даются дополнительные атрибуты: силуэты различных представителей животного и растительного мира. Широко используются разнообразные материалы (бумага разного цвета и фактуры, картон, ткань, природный материал). Несложные детали дети готовят самостоятельно.
Общество. Отдельные элементы окружающей жизни находят свое отражение в детских аппликационных работах. Дети выкладывают и наклеивают дома, пускают в небо голубей, а в море — корабли, строят железную дорогу, запускают космические ракеты, создают праздничные хороводы, готовят сувениры в подарок своим родным и близким, экспонаты на выставку и т.д.
В декоративной аппликации элементы растительного орнамента (как более сложного) в начале аппликационной деятельности готовятся воспитателем, геометрические элементы дети вырезают самостоятельно. Проявление творчества детей (во всех видах аппликации), самостоятельность, стремление к свободной деятельности с материалами неизменно поощряются.
Учить детей составлять узоры из готовых форм на полосе, чередуя их по цвету (закладка); наклеивать изображения несложных предметов (мячи, яблоки, неваляшки), располагая изображения по всему листу бумаги и в определенном месте. Побуждать подбирать гармоничные цветовые сочетания (оранжевый и фиолетовый, синий и белый и т.д. Учить детей составлять узоры на полосе, квадрате, круге, чередуя по цвету готовые формы (круги, квадраты, цветы, листья и пр.); составлять изображения из 2-3 частей одинаковой формы, но разных по величине (снеговик). Выполнять коллективные работы (новогоднее панно). Подводить к пониманию зависимости результата общей работы от усилий каждого. Упражнять детей в составлении узоров из готовых форм на квадрате, круге и т.д. в определенной последовательности; составлять изображения предметов четырехугольной, округлой формы (домик, цветы и др.), а также простейшие композиции (мы построили скворечник для веселого скворца). Побуждать сочетать цвет фона и изображений предметов.
Примерная тематика. Для выкладывания из подготовленных форм: «Приключения Колобка», «Я и щенок», «Я еду на поезде», «Я лечу на самолете», «Мы с папой идем за грибами», «Что сверху видит солнышко?», «Праздник зверей». Для выкладывания с последующим наклеиванием: «Натюрморт (овощи и фрукты)», «Цыпленок и бабочка», «Ромашковый луг», «Радуга над моим домом», «Деревья в цвету», «Плывут кораблики», «Полет ракеты», «Веселый хоровод», «В подарок маме (бабушке)», «К нам с юга птицы прилетели». Для декоративной аппликации: «Сумочки для малышей», «Мой зонтик», «Шапочка и варежки для куклы», «Лесная красавица», «Сказочные лошадки», «Веселая дудочка», «Платочек для бабушки, веночек для внучки».