Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ (ПСИХОЛОГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ)

   
   
  Регистрационный номер

I. Общие сведения

     
Деятельность по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса   01.002
(наименование вида профессиональной деятельности)   Код

Основная цель вида профессиональной деятельности:

 
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления

Группа занятий:

       
  Преподаватели в средней школе   Психологи
  Преподавательский персонал начального образования   Персонал дошкольного воспитания и обучения
  Преподавательский персонал специального обучения - -
(код ОКЗ <1>) (наименование) (код ОКЗ) (наименование)

Отнесение к видам экономической деятельности:

   
85.11 Образование дошкольное
85.12 Образование начальное общее
85.13 Образование основное общее
85.14 Образование среднее общее
85.21 Образование профессиональное среднее
85.22 Образование высшее
85.30 Обучение профессиональное
85.4 Образование дополнительное
(код ОКВЭД <2>) (наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

           
Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
код наименование уровень квалификации наименование код уровень (подуровень) квалификации
A Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ   Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ A/01.7  
      Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций A/02.7  
      Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса A/03.7  
      Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации A/04.7  
      Психологическая диагностика детей и обучающихся A/05.7  
      Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса A/06.7  
      Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях) A/07.7  
B Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления   Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации B/01.7  
      Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации В/02.7  
      Психологическое консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации В/03.7  
      Психологическая коррекция поведения и развития детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации В/04.7  
      Психологическая диагностика особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, по запросу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних B/05.7  

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

           
Наименование Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ Код A Уровень квалификации  
           
Происхождение обобщенной трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала    
        Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
                   

 

   
Возможные наименования должностей, профессий Психолог Педагог-психолог Психолог образовательной организации
   
Требования к профессиональному образованию и обучению Высшее образование по профильным направлениям
Требования к опыту практической работы -
Особые условия допуска к работе К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации <3>
Другие характеристики -

Дополнительные характеристики

     
Наименование документа Код Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ   Преподаватели в средней школе
    Психологи
    Преподавательский персонал начального образования
    Персонал дошкольного воспитания и обучения
    Преподавательский персонал специального обучения
ЕКС <4> - Педагог-психолог, психолог
ОКПДТР <5>   Педагог-психолог
ОКСО <6>   Психология
    Педагогика и психология
    Специальная психология
    Специальная дошкольная педагогика и психология

3.1.1. Трудовая функция

           
Наименование Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ Код A/01.7 Уровень (подуровень) квалификации  
           
Происхождение трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала    
        Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
                   

 

   
Трудовые действия Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей
  Разработка программ развития универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционных программ
  Разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников
  Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей
  Разработка и реализация мониторинга личностной и метапредметной составляющей результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленной федеральными государственными образовательными стандартами
  Оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
Необходимые умения Использовать качественные и количественные методы психологического обследования
  Обрабатывать и интерпретировать результаты обследований
  Анализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихся
  Разрабатывать психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, обеспечивающей преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению ко всем уровням реализации основных общеобразовательных программ
  Проводить мониторинг личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы с использованием современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
  Разрабатывать и реализовывать дополнительные образовательные программы, направленные на развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся
  Владеть приемами преподавания, организации дискуссий, проведения интерактивных форм занятий
  Разрабатывать индивидуальные учебные планы, анализировать и выбирать оптимальные педагогические технологии обучения и воспитания обучающихся в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями
Необходимые знания Методология психолого-педагогической науки, основы возрастной и педагогической психологии, методы, используемые в педагогике и психологии
  Методологические основы организации и проведения мониторинга личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы обучающимися на всех уровнях общего образования
  Теория и методы организации психологического исследования
  Методы статистического анализа данных психологического исследования
  Методы верификации результатов исследования
  Методы интерпретации и представления результатов исследования
  Методологические основы проектирования образовательной среды, основы психодидактики
  Методы организационно-методического сопровождения основных общеобразовательных программ
  Профессиональная этика
  Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей
  Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка
  Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности
  Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
Другие характеристики -

3.1.2. Трудовая функция

           
Наименование Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций Код A/02.7 Уровень (подуровень) квалификации  
           
Происхождение трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала    
        Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
                   

 

   
Трудовые действия Психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности
  Психологическая экспертиза программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды
  Консультирование педагогов и преподавателей образовательных организаций при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся
  Оказание психологической поддержки педагогам и преподавателям в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса
  Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
Необходимые умения Владеть приемами работы с педагогами и преподавателями по организации эффективных учебных взаимодействий с обучающимися и обучающихся между собой
  Владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), педагогов, преподавателей и администрации образовательной организации
  Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося
  Участвовать в поиске путей совершенствования образовательного процесса совместно с педагогическим коллективом
  Разрабатывать и реализовывать программы психологического сопровождения инновационных процессов в образовательной организации, в том числе программы поддержки объединений обучающихся и ученического самоуправления
  Владеть методами психологической оценки параметров образовательной среды, в том числе ее безопасности и комфортности, и образовательных технологий
Необходимые знания История и теория проектирования образовательных систем
  Теории и методы педагогической психологии, история и теории организации образовательного процесса
  Методы психолого-педагогической диагностики, используемые в мониторинге оценки качества результатов и содержания образовательного процесса
  Процедуры и методы интерпретации и представления результатов психолого-педагогического обследования
  Психологические методы оценки параметров образовательной среды, в том числе комфортности и психологической безопасности образовательной среды
  Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей
  Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка
  Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности
  Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
Другие характеристики -

3.1.3. Трудовая функция

           
Наименование Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса Код A/03.7 Уровень (подуровень) квалификации  
           
Происхождение трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала    
        Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
                   

 

   
Трудовые действия Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам
  Консультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников образовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам
  Консультирование педагогов и преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося
  Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам
  Консультирование администрации образовательной организации, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся
  Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
Необходимые умения Владеть приемами работы с педагогами, преподавателями с целью организации эффективных взаимодействий, обучающихся и их общения в образовательных организациях и в семье
  Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося
  Владеть способами оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности
  Проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками
Необходимые знания Современные теории и методы консультирования
  Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными нормами их развития
  Этические нормы организации и проведения консультативной работы
  Содержание работы межведомственных организаций (ресурсных центров) для информирования субъектов образовательного процесса о способах получения отраслевой психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
  Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей
  Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка
  Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности
  Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
Другие характеристики -

3.1.4. Трудовая функция

           
Наименование Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации Код A/04.7 Уровень (подуровень) квалификации  
           
Происхождение трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала    
        Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
                   

 

   
Трудовые действия Разработка и реализация планов проведения коррекционно- развивающих занятий для детей и обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении
  Организация и совместное осуществление педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом развитии детей и обучающихся недостатков, нарушений социализации и адаптации
  Формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных обучающихся
  Проектирование в сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся
  Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
Необходимые умения Контролировать ход психического развития обучающихся на различных уровнях образования различных типов образовательных организаций
  Разрабатывать программы коррекционно-развивающей работы
  Применять стандартные методы и приемы наблюдения за нормальным и отклоняющимся психическим и физиологическим развитием детей и обучающихся
  Проводить коррекционно-развивающие занятия с обучающимися и воспитанниками
  Оценивать эффективность коррекционно-развивающей работы в соответствии с выделенными критериями
Необходимые знания Современные теории, направления и практики коррекционно-развивающей работы
  Современные техники и приемы коррекционно-развивающей работы и психологической помощи
  Закономерности развития различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
  Стандартные методы и технологии, позволяющие решать коррекционно-развивающие задачи, в том числе во взаимодействии с другими специалистами (учителями-дефектологами, учителями-логопедами)
  Закономерности групповой динамики, методы, приемы проведения групповой коррекционно-развивающей работы
  Способы и методы оценки эффективности и совершенствования коррекционно-развивающей работы
  Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей
  Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка
  Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности
  Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
Другие характеристики -

3.1.5. Трудовая функция

           
Наименование Психологическая диагностика детей и обучающихся Код A/05.7 Уровень (подуровень) квалификации  
           
Происхождение трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала    
        Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
                   

 

   
Трудовые действия Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы
  Скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи
  Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся
  Определение степени нарушений в психическом, личностном и социальном развитии детей и обучающихся, участие в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов
  Изучение интересов, склонностей, способностей детей и обучающихся, предпосылок одаренности
  Осуществление с целью помощи в профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования соответствующего уровня
  Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
Необходимые умения Подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования
  Планировать и проводить диагностическое обследование с использованием стандартизированного инструментария, включая обработку результатов
  Проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации детей и обучающихся к новым образовательным условиям
  Выявлять особенности и возможные причины дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи
  Осуществлять социально-психологическую диагностику особенностей и уровня группового развития формальных и неформальных коллективов обучающихся, диагностику социально-психологического климата в коллективе
  Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности, препятствующие нормальному протеканию процесса развития, обучения и воспитания и совместно с педагогом, преподавателем разрабатывать способы их коррекции
  Проводить мониторинг личностных и метапредметных образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования соответствующего уровня
  Осуществлять диагностику одаренности, структуры способностей
  Владеть способами оценки эффективности и совершенствования диагностической деятельности, составления психологических заключений и портретов личности обучающихся
Необходимые знания Теория, методология психодиагностики, классификация психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования
  Методы и технологии, позволяющие решать диагностические и развивающие задачи
  Методы сбора, обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики
  Методы математической обработки результатов психологической диагностики
  Способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования
  Психология личности и социальная психология малых групп
  Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей
  Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка
  Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности
  Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
Другие характеристики -

3.1.6. Трудовая функция

           
Наименование Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса Код A/06.7 Уровень (подуровень) квалификации  
           
Происхождение трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала    
        Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
                   

 

   
Трудовые действия Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области психологии дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста
  Информирование субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности
  Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка (в рамках консультирования, педагогических советов)
  Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации
  Просветительская работа с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка
  Информирование о факторах, препятствующих развитию личности детей, воспитанников и обучающихся о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи
  Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
Необходимые умения Осуществлять психологическое просвещение педагогов, преподавателей, администрации образовательной организации и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей и обучающихся
  Разрабатывать и реализовывать программы повышения психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающихся
  Применять методы педагогики взрослых для психологического просвещения субъектов образовательного процесса, в том числе с целью повышения их психологической культуры
  Владеть навыками преподавания, ведения дискуссий, презентаций
Необходимые знания Задачи и принципы психологического просвещения в образовательной организации с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся
  Формы и направления, приемы и методы психологического просвещения с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся
  Основы педагогики, формы и способы обучения взрослых участников образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающихся
  Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей
  Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка
  Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности
  Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
Другие характеристики -

3.1.7. Трудовая функция

           
Наименование Психологическая профилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях) Код A/07.7 Уровень (подуровень) квалификации  
           
Происхождение трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала    
        Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
                   

 

   
Трудовые действия Выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности обучающихся
  Разработка психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер
  Планирование и реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения
  Разъяснение субъектам образовательного процесса необходимости применения сберегающих здоровье технологий, оценка результатов их применения
  Разработка рекомендаций субъектам образовательного процесса по вопросам психологиче
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...