Урок № 1.2.34. Тема: «Устройство и работа масляных насосов»
ТО и ремонт автомобильного транспорта Тема 1.2 «Устройство и основы теории двигателя» Урок № 1.2.34. Тема: «Устройство и работа масляных насосов» Масляный насос предназначен для подачи масла под давлением к основным трущимся поверхностям и устройствам его очистки и охлаждения. На автомобильных двигателя устанавливают, как правило, одно- и двухсекционные шестеренные масляные насосы (рис. 1) с одной или двумя парами зубчатых колес. Они характеризуются простотой устройства, надежной работой и равномерностью подачи масла. В корпусе 4 такого насоса установлены ведомое 3 и ведущее 6 зубчатые колеса. При работе насоса они вращаются в противоположных направлениях. Масло, поступающее к насосу по каналу 2, заполняет впадины между зубьями колес, сжимается ими и выдавливается к отводящему каналу 5. Между зубчатыми колесами в замкнутом пространстве возникают значительные «распирающие» силы. Для уменьшения этих сил на корпусе или крышке насоса делают разгрузочную канавку, по которой масло выходит из образовавшегося замкнутого пространства в полость нагнетания.
На двигателе ВАЗ-2108 применяется шестеренчатый масляный насос с внутренним трохоидальным зацеплением шестерен (рис. 2).
Ведущая шестерня 3 устанавливается на коленчатом валу. Маслоприемник 11 с сетчатым фильтром крепится к корпусу насоса и к крышке коренного подшипника. Вращающиеся шестерни вначале засасывают масло во впускную полость, а затем впадинами зубьев перегоняют его в нагнетательную полость и далее в масляный фильтр. При повышении давления сверх нормы из-за возрастания производительности насоса с увеличением частоты вращения коленчатого вала двигателя насос подает масла больше, чем необходимо для работы двигателя. Давление при этом повышается сверх нормы, и редукционный клапан 4 открывается, преодолевая сопротивление пружины 5. Клапан пропускает часть масла обратно во впускную полость насоса, предотвращая дальнейшее повышение давления в смазочной системе. Редукционный клапан регулируется предприятием — изготовителем, а при эксплуатации обычно не регулируется.
Масляный насос двигателя КамАЗ (рис. 3) зафиксирован на нижней поверхности блока цилиндров. Нагнетающая часть насоса подает масло в главную магистраль двигателя, радиаторная часть — в центробежный фильтрующий элемент и радиатор. В корпусах секций 1 и 5 размещены предохранительные клапаны 11 и 18, отрегулированные на давление открытия 833,6...931, кПа (8,5...9,, кгс/см2) и предопределенные для ограничения максимального давления на выходе из секций насоса. Клапан 14 системы смазывания, срабатывающий при давлении 392,4...441,31 кПа, (4,0...4,, кгс/см2), призван для ограничения давления в главной магистрали мотора.
Рис. 3. Устройство масляного насоса двигателя КамАЗ: 1 — корпус нагнетающей секции; 2 — проставка; 3 — корпус радиаторной секции; 4 — крышка предохранительного клапана; 3 — втулка вала шестерен; 6 — крышка предохранительного клапана нагнетающей секции; 7 — пробки масляных каналов; 8 — стяжные болты масляного насоса; 9 — ведомая шестерня нагнетающей секции; 10 — ведущая шестерня нагнетающей секции; 11 — вал шестерен; 12 — ось ведомых шестерен; 13 — ведомая шестерня радиаторной секции; 14 — ведущая шестерня радиаторной секции; 15 — предохранительный клапан; 16 — пружина; 17 — регулировочные шайбы; 18 — прокладки; 19 пробка; 20 — клапан смазочной системы; 21 регулировочные шайбы; 22 — шайба; 23 — регулировочные шайбы; 24 — пружина; 25 — пружина предохранительного клапана нагнетающей секции. Д.З. 1. Шестопалов С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей. Стр. 50. 2. Богатырев А.В. и др. Автомобили. Стр. 179.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|