Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственная идеология на начальном этапе становления Советской власти




 

Рассмотрим главные элементы (символы, образы, метафоры) советской государственной идеологии на первом этапе.

Главной обобщенной, не разлагаемой на компоненты ценностью был образ Революции. Он был сакрализован (обладал святостью) и потому не требовал рационального обоснования. Революция была представлена в идеологии как избавление от эксплуатации.

С понятием революции связывались важнейшие идеалы русского крестьянства (прежде всего, земля и воля).

Поставив перед Октябрем задачу слома старой государственной машины, В.И. Ленин после Октября, уже как председатель Правительства, с тревогой убедился, что “машина” разрушена до большевиков и стране грозит катастрофа (работа “Государство и революция” - 1918 г.). И в идеологии был сделан удивительно быстрый и принципиальный поворот - она становится государственной и даже державной. По этому вопросу В.И. Ленин ведет резкие споры с рядом других лидеров (например, с Н.И. Бухариным).

Вторым ключевым понятием советской идеологии была диктатура пролетариата. Сразу после Октября диктатура пролетариата (в союзе с крестьянством) понималась как власть абсолютного большинства, которая сможет поэтому обойтись без насилия - с таким обоснованием отпускались под честное слово юнкера и мятежные генералы.

Что касается представлений большевиков о России, то с самого начала они видели ее как естественную, исторически сложившуюся целостность и в своей государственной идеологии оперировали общероссийскими масштабами (в этом смысле идеология была “имперской”). В 1920 г. нарком по делам национальностей И.В. Сталин сделал категорическое заявление, что отделение окраин России совершенно неприемлемо. Военные действия на территории Украины, Кавказа, Средней Азии всегда рассматривались как явления гражданской войны, а не межнациональных войн. Это нисколько не противоречило идее “национальной справедливости”, т.к. считалось, что собирание всех частей России в “республику Советов” решает и эту задачу.

Третьим ключевым символом советской идеологии первого периода был коммунизм. Коммунизм представлялся как жизнь в условиях всеобщего благоденствия, изобилия, в братском единстве и без государственной власти. Это была утопия возврата к общине, что и было верным пониманием слова “коммуна”.

Усложнять идеологию теоретической разработкой понятий “коммунизм” и “социализм” в тот период не требовалось, да и не было возможности. Понятие социализма, не развитое и почти не употребляемое классиками марксизма, понадобилось идеологам советского государственного строительства позже, когда с поражением революций в Германии и Венгрии стало очевидно, что придется “строить социализм в одной стране”. Тогда пришлось от утопии мировой революции и коммунизма спуститься на землю России и создать связное представление о трудном “переходном периоде”. Это делалось в основном уже после смерти В.И. Ленина (по сути, в течение всего существования Советского государства) и на каждом этапе определялось политическими задачами момента, а не фундаментальными теоретическими положениями.

Наконец, с самого момента образования Советского государства в его идеологии важное место заняла необычная конструкция, соединившая мессианское крестьянское мышление с марксизмом - идея прогресса и освобождения через овладение силами науки. Идея прогресса не была лишь умозрительной частью идеологии, она сразу же стала укрепляться политическими решениями Советского государства, необычными в той трудной обстановке, которая сложилась в 1918-1920 гг. (план электрификации, множество научно-технических программ, экспедиции, работающие даже в районах боевых действий, и т.п.).

Та идеология, что реально была создана сразу после установления Советской власти и быстро дополнялась новыми образами и символами, выполнила свою задачу легитимации нового государства и быстрого сплочения той критической массы общества, которые были необходимы для победы в гражданской войне и над иностранной интервенцией.

Советское государство и Церковь. Как идеократическое государство, возникающее революционным путем, Советское государство неминуемо вступало в конфликт с Церковью, которая была важнейшей частью старой государственности. Сосуществование двух структур, претендующих на статус высшего арбитра в вопросах общей этики, двух “носителей истины”, было невозможно. Разделение их “сфер влияния” могло быть сделано, лишь в стабильный период[22]. Коммунистическое учение того времени в России было в огромной степени верой, особой религией, во имя которой большевики и повели борьбу с “неправильной” верой.

Формы конфликта были обострены из-за того, что общая для культурного слоя в первые месяцы уверенность в недолговечности режима большевиков толкнула Церковь на открытое выступление против Советской власти. 19 января 1918 г. патриарх Тихон предал ее анафеме, и большая часть духовенства стала сотрудничать с белыми. На это ответили Декретом об отделении церкви от государства, целесообразность которого до этого вызывала сомнения в партии. Часть клира, включая некоторых иерархов, попала под репрессии, особенно вовремя “красного террора”. По архивным данным в 1918 г. было расстреляно 827 священнослужителей (в 1919 г.-19).[23]

После окончания гражданской войны была начата огромная по масштабам организованная кампания против Церкви (в частности, ликвидация по всей стране мощей православных святых и закрытие монастырей). Главный удар был приурочен к страшному голоду в Поволжье 1921 г. в виде кампании по изъятию церковных ценностей для помощи голодающим.

Это прикрытие атаки на Церковь обезоруживало ее защитников и усиливало раскол в среде священников (часть их поддерживала акцию). В то же время грубость акции провоцировала Церковь на активное противодействие, которое как бы оправдывало последующие репрессии. 28 февраля 1922 г. патриарх Тихон выпустил послание, в котором призвал к защите церковного достояния. Акции по изъятию ценностей проходили трудно, с кровавыми столкновениями (их зафиксировано 1414). Начало было положено столкновением в г. Шуе 15 марта 1922 г., где набатным звоном было собрано около 3 тыс. ве- рующих и в ходе стычки с красноармейцами погибли 6 человек. Возник неявный раскол и в среде большевиков, включая руководство. Часть коммунистов вышла из партии и даже активно участвовала на стороне верующих. Довольно упорное сопротивление оказывал председатель ВЦИК М.И.Калинин, осторожную позицию занимал В.М. Молотов. Большинство членов Политбюро поддерживали Л.Д. Троцкого.

Какое место заняла эта кампания в делах партии, видно из того, что за 1922 г. церковный вопрос был включен в повестку 24 заседаний Политбюро ЦК РКП(б). 12 ноября официально кампания была закончена, и Л.Д. Троцкому было поручено реализовать собранные церковные ценности за рубежом (кстати, собрано было намного меньше, чем предполагалось). Папа Римский предлагал выкупить все ценности разом, выплатив всю требуемую сумму. Ему было отказано.

В ходе этой кампании патриарх Тихон многократно и безуспешно пытался найти компромисс с властью. Так, он осудил резолюции собранного духовенством в эмиграции Карловацкого собора, который обратился к Генуэзской конференции с призывом объявить крестовый поход против Советского государства. 6 мая 1922 г. патриарх был заключен под домашний арест. В ходе допросов и бесед патриарх Тихон изменил позицию и пошел на компромисс с Советской властью, написав 16 июня 1923 г. “покаянное” заявление: “Я Советской власти не враг”. Судебное дело против него было закрыто, выехать за границу он не захотел. 1 июля 1923 г. после богослужения в Донском монастыре патриарх произнес проповедь, в которой решительно осудил всякую борьбу против Советской власти и призвал церковь стать вне политики[24]. В январе 1924 г. он рассылает по церквам распоряжение (в котором содержится формулировка “О стране Российской и о властех ея”) о молитвенном поминовении государственной власти в богослужениях.

Начался новый, сравнительно спокойный этап взаимоотношений государства и Церкви, который прерывался вспышками антицерковных кампаний. Эти кампании, и особенно действия 1918-1922 гг., сильно подорвали позиции Советского государства в сознании значительной части народа, а через десятилетия были в полной мере использованы в идеологической кампании противников советского строя в ходе “перестройки”.

Чтобы верно оценить и мотивы, и условия проведения антицерковной кампании, надо учесть. Что к 1917-1918 гг., несмотря на религиозность большинства населения, авторитет Церкви как института сильно упал из-за его слишком тесной связи с дискредитированным царским строем. Затем, в начале 1918 г., в момент массовых упований на мирное развитие процесса, Церковь не встала над назревающим братоубийственным конфликтом как миротворческая сила, а заняла радикальную позицию на одной стороне, которая не была поддержана народом. Поэтому антицерковная кампания 1922 г. не только не встретила реального массового сопротивления, но даже вызвала энтузиазм “на местах”. Некому оказалось “вразумить” высшие органы государства, и в этом конфликте России была нанесена тяжелейшая травма.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в данной работе были рассмотрены основные положения становления и развития государственного устройства России в первые годы советской власти. В заключение, данной работы можно сделать следующие выводы.

Продолжая, в новом обличье, путь развития российской государственности, Советская власть строила государство традиционного общества.

Как государство традиционного общества, Советское государство было в существенной мере идеократическим. Это значит, что сила этого государства, его здоровье и само существование в огромной степени определялись жизненностью идеологии, ее восприятием в массовом сознании. Ключевыми идеями, воспринятыми советской идеологией из марксизма, были следующие: справедливость (уничтожение эксплуатации человека человеком), всеединство (“Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”), нестяжательство (“каждому - по труду”), возврат к истокам, к братству в общине (коммунизм), построение светлого Царства счастья и воли (прогресс, неисчерпаемые силы науки, ликвидация государства). Понятия и термины марксизма наполнялись при этом своим, часто существенно иным, смыслом.

Советская идеология, в отличие от буржуазно-либеральной, с которой она конкурировала, была эсхатологической. Она была направлена к идеалу, к “светлому будущему”, к завершению цикла истории. Мессианская вера обращалась к пролетариату, который воплотит мечту, а государство было формой сплочения людей на этом пути. В этой идеологии человек представал изначально, по природе своей, как доброе, тяготеющее к братству существо, лишь испорченное несправедливыми общественными условиями.

Напротив, буржуазно-либеральная идеология (в том числе в ее социал-демократической версии) не имеет образа “светлого будущего” - движение все, цель ничто. Она утверждает, что общество идет от изначального зла, что человек по природе своей - эгоист, захватчик, и эксплуататор; лишь государство и право вводят в рамки закона естественную для человека войну против ближнего.

Принятием декретов о мире и о земле большевики укрепили доверие к себе, но процесс установления новой власти, который проходил под лозунгом "Вся власть Советам!", не был простым и кратким. Несколько дней шли бои в Москве, где Советы победили 2 ноября. Сразу после победы восстания в Петрограде Керенский пытается вернуть потерянную власть, для этого он посылает на город отряды генерала Краснова, а в самом городе вспыхивает восстание юнкеров, но оба выступления подавляются. Советская власть на местах устанавливается в течении нескольких месяцев, до марта 1918 года. Только в 15 из 84 крупных городов России это происходит военным путём. Особенно трудным было её утверждение на Дону, Урале и Украине. На Дону отряды Красной гвардии разбили войска Каледина, на Урале – атамана Дутова (произошло это в январе, феврале). На Украине борьба шла с Центральной Радой, которая в ноябре провозгласила Украинскую народную Республику, но в январе Киев был взят Красной гвардией. Рада бежала в Житомир, где была разогнана немцами, и на её место был поставлен гетман Скоропадский.

Неудача с созданием однородного социалистического правительства не означала подрыва социальной базы большевиков, так как II Всероссийский крестьянский съезд, большинство на котором принадлежало левым эсерам, поддержал Октябрьское восстание. Был образован Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, левые эсеры вошли в состав правительства. Параллельно с созданием нового государственного аппарата шёл слом старого, сопровождавшийся саботажем государственных чиновников и служащих. Для его преодоления была создана Всероссийская Чрезвычайная Комиссия. Первое время в неё входили и левые эсеры. Старые суды были заменены на народные революционные трибуналы. 12 ноября 1917 года начались выборы в Учредительное собрание, назначенные ещё Временным правительством. Большинство мест в нем получили эсеры - это была реакция на захват власти большевиками. Но отказ собрания, открывшегося в Петрограде 5 января 1918г., утвердить власть Советов и все её декреты обусловил его роспуск большевиками.

Оставался ещё один важнейший вопрос - вопрос о мире. Было ясно, что армия воевать совершенно не в состоянии, солдаты не слушались офицеров, любые решения командования оспаривались советами, сразу после октября началось повальное дезертирство. Обращение Советской власти к воюющим державам с предложением о мире осталось без ответа, пришлось вести переговоры о сепаратном мире с Германией и Австро-Венгрией. Проходили они в Брест-Литовске. Условия, предложенные противником, были унизительными: Германия требовала отторжения от России Польши, Литвы, Курляндии, Эстляндии Лифляндии. Мнения в правительстве по поводу мира разделились, а когда Германия предъявила ультиматум, Троцкий практически сорвал переговоры. 18 февраля 1918 года немцы возобновили военные действия и в короткий срок заняли огромные территории. В эти дни проводится массовая запись добровольцев в Красную Армию, происходят первые стычки с передовыми частями немцев. 23 февраля немцы предъявляют ещё более тяжёлые условия мира, по которому от России отторгаются Финляндия, Украина и некоторые районы Закавказья. Наконец, 3 марта 1918 года договор подписывается. В связи с мирным договором происходит разрыв большевиков с левыми эсерами, они входят из правительства, но остаются во ВЦИК и в Советах. Однако отношения валяются, и все заканчивается восстанием эсеров 6 июля 1918 года, после подавления которого большевики становятся единственной партией у власти.

С самого начала Советская власть сталкивается с проблемами экономического характера. В ответ на саботаж предпринимателей начинается национализация предприятий. Важной мерой была национализация банков и сияние их всех с Государственным банком. Однако к середине 1918 г. в государственную собственность перешло только 35% фабрик и заводов страны. Более быстрыми темпами проходила аграрная революция, которую на местах проводили Советы или земельные комитеты. В результате в России исчезли крупные помещичьи хозяйства, их конфискация была закончена к весне 1918 года. Принятый в январе 1918 года закон о социализации земли провозглашал принцип уравнительного землепользования, что в наибольшей степени соответствовало представлениям крестьянства о справедливости. Сложной проблемой стало снабжение населения городов продовольствием - в ряде мест возникла угроза голода. В январе 1918 года принимается декрет о введении продовольственной диктатуры. В соответствии с этим декретом создаются продотряды, направляемые в деревню для изъятия излишков продовольствия. В деревне возникают комитеты бедноты, в ряде мест они становятся реальной властью. Если сначала в политике большевиков преобладала тенденция уравнительного обложения налогом, то летом 1918 года делаются существенные поблажки бедным хозяйствам. Возникают трудности с критерием определения степени зажиточности того или иного хозяйства. Из-за этого происходило множество эксцессов, вплоть до восстаний.

В стране постепенно разгоралась гражданская война, в которой могут быть выделены три лагеря: большевиков, провозгласивших целью построение в стране коммунизма; их основных противников, которых можно объединить под собирательным именем "белых", главной целью которых было не столько реставрация старых порядков, сколько противодействие большевизму; в третий лагерь входили в основном представители крестьянства или люди, выражавшие его интересы. В третьем лагере были и Нестор Махно, и "зелёные" - дезертиры из обеих армий (Красной и Белой), и повстанцы Антонова, и матросы восставшего Кронштадта. Для них одинаково неприемлемыми были и цели большевиков, и любые намёки на восстановление старых порядков. О том, насколько народ не воспринимал партийные различия, говорит хотя бы такой факт, что все белые назывались кадетами, несмотря на то, что представители этой партии не играли особой роли в белом движении.

Главными центрами гражданской войны стали хлебные губернии России, где ещё в результате столыпинской реформы была создана заметная прослойка зажиточного крестьянства. Это были в основном южные районы, области казачьих войск, Сибирь и некоторые национальные окраины. Первыми противниками большевистских войск стали Донская армия генерала Краснова, Добровольческая армия генерала Корнилова, которого после его смерти сменил А.И.Деникин, а также чехословацкий корпус, поднявший мятеж в мае 1918 года. Ситуация осложнилось интервенцией войск Антанты, ставшей возможной после капитуляции Германии в первой мировой войне и революции в этой стране. В Сибири возникает правительство адмирала Колчака.

К концу 1918 года в результате реорганизации Красной Армии на регулярной основе удалось преодолеть опасное положение, в каком оказалась республика Советов. Были разбиты войска Краснова. Красная Армия, оттеснив чехословаков, вышла к Уралу. Гражданская война велась с невероятным ожесточением с обеих сторон, вовсю свирепствовали карательные органы, людей расстреливали тысячами. В Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля была расстреляна царская семья. Террор вообще стал нормой в то время, но, пожалуй, только в ЧК расстреливали по классовому признаку.

В обстановке надвигавшейся военной катастрофы Советское правительс­тво предпринимает ряд решительных мер, чтобы укрепить свою власть и мобилизовать все силы на войну. Осенью 1918 года ликвидируется свободная частная торговля, в феврале 1919 года вводится продразвёрстка, по которой крестьяне должны были сдавать государству все излишки хлеба, во второй половине 1918 года делается попытка отменить деньги. Начинает превалировать тенденция к централизации во всех сферах жизни, стремление контролировать всё и вся. Это ведёт к необычайному росту бюрократического аппарата, элементы народовластия постепенно заменяются государственным контролем. Весь комплекс этих мер получил название политики "военного коммунизма", смысл которого заключался в попытке немедленно реализовать коммунистические идеи на практике. Открытое недовольство выражали крестьяне, особенно недовольные продразвёрсткой. В 1918 - 1919 гг. крестьянские восстания, так называемые "кулацкие мятежи", исчислялись сотнями. Результатом стало некоторое ослабление мер продразвёрстки для середняка, ему была оказана некоторая помощь (машинами, семенами, промтоварами).

 

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Верт Н. История советского государства 1900-1991.- М.: Прогресс-Академия, 1992. 478 с.

2. Долуцкий И.И. Отечественная история XX в.- М., 1994. 445 с.

3. Исаев И.А. История государства и права России. Курс лекций для вузов.- М.: БЕК, 1993. 245 с.

4. Ключевский В.О. Боярская Дума Древней Руси.- СПб., 1919. 419 с.

5. Ковальченко И.Д. Русское крепостное крестьянство в первой половине XIX в.- М., 1967. 279 с.

6. Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. Вып. 1-5.- М., 1985-1990.

7. Никольский Н.М. История русской церкви.- М., 1991. 492 с.

8. Пайпс Р. Россия при старом режиме.- М.: Независимая газета, 1993. 421 с.

9. Программы политических партий и организаций России конца XIX - XX вв.- Ростов-на-Дону: Издательство РГУ, 1992. 241 с.

10. Рогов В.А. История государства и права России IX - начала XX вв. Учебник для вузов.- М.: Теис, 1995. 263 с.

11. Русское законодательство IX - начала XX вв. ТТ. 1-9.- М.: Юридическая литература, 1983-1992.

12. Страницы истории советского общества: факты, пробемы, уроки.- М., 1989. 447 с.

13. Торке Х.Й. Так называемые Земские соборы в России // Вопросы истории.- 1991.- № 11.- С. 3-10.

14. Чистяков О.И. История отечественного государства и права. 1 и 2. 1998.


[1] Рогов В.А. История государства и права России IX - начала XX вв. Учебник для вузов.- М.: Теис, 1995., с. 112-116

[2] Страницы истории советского общества: факты, пробемы, уроки.- М., 1989.,с. 98-101

[3] Верт Н. История советского государства 1900-1991.- М.: Прогресс-Академия, 1992.,с. 41-45

[4] Верт Н. История советского государства 1900-1991.- М.: Прогресс-Академия, 1992.,с. 41-45

[5] Верт Н. История советского государства 1900-1991.- М.: Прогресс-Академия, 1992.,с. 41-45

[6] Страницы истории советского общества: факты, пробемы, уроки.- М., 1989.,с. 98-101

[7] Страницы истории советского общества: факты, пробемы, уроки.- М., 1989.,с. 98-101

[8] Страницы истории советского общества: факты, пробемы, уроки.- М., 1989.,с. 98-101

[9] Там же

[10] Верт Н. История советского государства 1900-1991.- М.: Прогресс-Академия, 1992.,с. 41-45

[11] Страницы истории советского общества: факты, пробемы, уроки.- М., 1989.,с. 98-101

[12] Страницы истории советского общества: факты, пробемы, уроки.- М., 1989.,с. 210-216

[13] Страницы истории советского общества: факты, пробемы, уроки.- М., 1989.,с. 210-216

[14] Верт Н. История советского государства 1900-1991.- М.: Прогресс-Академия, 1992.,с. 41-45

[15] Верт Н. История советского государства 1900-1991.- М.: Прогресс-Академия, 1992.,с. 58-65

[16] Страницы истории советского общества: факты, пробемы, уроки.- М., 1989.,с. 210-216

[17] Там же

[18] Пайпс Р. Россия при старом режиме.- М.: Независимая газета, 1993.,с. 55-57

[19] Пайпс Р. Россия при старом режиме.- М.: Независимая газета, 1993.,с. 55-57

[20] Верт Н. История советского государства 1900-1991.- М.: Прогресс-Академия, 1992.,с. 65-70

[21] Пайпс Р. Россия при старом режиме.- М.: Независимая газета, 1993.,с. 61-64

[22] Верт Н. История советского государства 1900-1991.- М.: Прогресс-Академия, 1992.,с. 41-45

[23] Пайпс Р. Россия при старом режиме.- М.: Независимая газета, 1993.,с. 72

[24] Рогов В.А. История государства и права России IX - начала XX вв. Учебник для вузов.- М.: Теис, 1995., с. 112-116

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...