Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Команды передачи управления

 

По принципу действия, команды микропроцессора, обеспечивающие организацию переходов в программе, можно разделить на три группы:

1. Команды безусловной передачи управления:

- команда безусловного перехода; jmp

- вызова процедуры и возврата из процедуры; call, ret

- вызова программных прерываний и возврата из программных прерываний. Int, iret

2. Команды условной передачи управления:

- команды перехода по результату команды сравнения cmp;

- команды перехода по состоянию определенного флага;

- команды перехода по содержимому регистра ecx/cx.

3. Команды управления циклом:

- команда организации цикла со счетчиком ecx/cx;

- команда организации цикла со счетчиком ecx/cx с возможностью досрочного выхода из цикла по дополнительному условию.

jmp адрес_перехода - безусловный переход без сохранения информации о точке возврата. Аналог goto.

jmp m1                                       m4:

…                                                …

m1:                                             jmp m4

 

Условные переходы

Команды условного перехода имеют одинаковый синтаксис:

jcc метка_перехода

Мнемокод всех команд начинается с “ j ” — от слова jump (прыжок), cc — определяет конкретное условие, анализируемое командой. Что касается операнда метка_перехода, то эта метка может находится только в пределах текущего сегмента кода, межсегментная передача управления в условных переходах не допускается.

Для того чтобы принять решение о том, куда будет передано управление командой условного перехода, предварительно должно быть сформировано условие, на основании которого и будет приниматься решение о передаче управления. Источниками такого условия могут быть:

- любая команда, изменяющая состояние арифметических флагов;

- команда сравнения cmp, сравнивающая значения двух операндов;

- состояние регистра ecx/cx.

 

Условные переходы по содержимому флагов

Название флага Номер бита в eflags/flag Команда условного перехода Значение флага для осуществления перехода
Флаг переноса cf 1 jc cf = 1
Флаг четности pf 2 jp pf = 1
Флаг нуля zf 6 jz zf = 1
Флаг знака sf 7 js sf = 1
Флаг переполнения of 11 jo of = 1
Флаг переноса cf 1 jnc cf = 0
Флаг четности pf 2 jnp pf = 0
Флаг нуля zf 6 jnz zf = 0
Флаг знака sf 7 jns sf = 0
Флаг переполнения of 11 jno of = 0

jcxz метка_перехода (Jump if cx is Zero) — переход, если cx ноль;

jecxz метка_перехода (Jump Equal ecx Zero) — переход, если ecx ноль.

 

Пример программы: определите, равны ли два числа вводимые пользователем с клавиатуры.

Model    small

Stack    100h

Data

s1 db 'числа равны$'

s2 db 'числа не равны$'

.code

start:

mov ax,@data

mov ds,ax

mov ah,01h

int 21h;ввели первое число

mov dl,al

mov ah,01h

int 21h;ввели второе число

sub al,dl;сравнили числа

jnz m1

mov dx, offset s1

jmp m2

m1: mov dx, offset s2

m2: mov ah,09h

int 21h;выводим информационную строку

Mov ax,4 c 00 h

Int 21h

End start

 

Команда сравнения cmp

cmp операнд_1,операнд_2 - сравнивает два операнда и по результатам сравнения устанавливает флаги. Команда сравнения cmp имеет интересный принцип работы. Он абсолютно такой же, как и у команды вычитания sub. Единственное, чего она не делает — это запись результата вычитания на место первого операнда.

Алгоритм работы:

-выполнить вычитание (операнд1-операнд2);

-в зависимости от результата установить флаги, операнд1 и операнд2 не изменять (то есть результат не запоминать).

 

Условные переходы после команд сравнения

Типы операндов Мнемокод команды условного перехода Критерий условного перехода Значения флагов для осществления перехода
Любые je операнд_1 = операнд_2 zf = 1
Любые jne операнд_1<>операнд_2 zf = 0
Со знаком jl/jnge операнд_1 < операнд_2 sf <> of
Со знаком jle/jng операнд_1 <= операнд_2 sf <> of or zf = 1
Со знаком jg/jnle операнд_1 > операнд_2 sf = of and zf = 0
Со знаком jge/jnl операнд_1 => операнд_2 sf = of
Без знака jb/jnae операнд_1 < операнд_2 cf = 1
Без знака jbe/jna операнд_1 <= операнд_2 cf = 1 or zf=1
Без знака ja/jnbe операнд_1 > операнд_2 cf = 0 and zf = 0
Без знака jae/jnb операнд_1 => операнд_2 cf = 0

 

Пример программы: определите, равны ли два числа вводимые пользователем с клавиатуры.

Model    small

Stack    100h

Data

s1 db 'числа равны$'

s2 db 'числа не равны$'

.code

start:

mov ax,@data

mov ds,ax

mov ah,01h

int 21h;ввели первое число

mov dl,al

mov ah,01h

int 21h;ввели второе число

cmp al,dl;сравнили числа

jne m1

mov dx, offset s1

jmp m2

m1: mov dx, offset s2

m2: mov ah,09h

int 21h;выводим информационную строку

Mov ax,4 c 00 h

Int 21h

end start

 

Организация циклов

loop метка_перехода (Loop) — повторить цикл

Работа команды заключается в выполнении следующих действий:

- декремента регистра ecx/cx;

- сравнения регистра ecx/cx с нулем:

- если (ecx/cx) > 0, то управление передается на метку перехода;

- если (ecx/cx) = 0, то управление передается на следующую после loop команду

mov cx, количество циклов

м1: тело цикла

 loop m1

loope/loopz метка_перехода (Loop till cx <> 0 or Zero Flag = 0) — повторить цикл, пока cx <> 0 или zf = 0.

loopne/loopnz метка_перехода (Loop till cx <> 0 or Not Zero flag=0) — повторить цикл пока cx <> 0 или zf = 1

Недостаток команд организации цикла loop, loope/loopz и loopne/loopnz в том, что они реализуют только короткие переходы (от –128 до +127 байт).


Организация вложенных циклов

mov cх,n; в сх заносим количество итераций внешнего цикла

m1:

push cx

mov cx,n1; в сх заносим количество итераций внутреннего цикла

                       m2:

тело внутреннего цикла

                       loop m2

    …

    pop cx

 loop m1

 

Пример программы: Напишите программу подсчета у=1+2+3+…+n, n не более 10000.

 

model    small

.stack 100h

.data

yb dd?

ym dw?

s1 db 'введите n',10,13,'$'

.code

start:

mov ax,@data

mov ds,ax

 

mov dx, offset s1

mov ah,09h

int 21h


mov cx,3

m: shl bx,4

mov ah,01h

int 21h            вводим n в регистр bx

 sub ax,130h

add bx,ax

loop m

 

mov cx,bx

xor dx,dx

xor al,al

m1: add dx,cx     считаем у

jnc m2

mov al,1

m2: loop m1

 

cmp al,1

je  m3

mov ym,dx

m3: mov yb,edx

 

mov ax,4c00h

int 21h

end start


Цепочечные команды

(Команды обработки строк символов)

Цепочка – это последовательность элементов, размер которых может быть байт, слово, двойное слово. Содержимое этих элементов может быть любое – символы, числа.

В системе команд микропроцессора имеется семь операций-примитивов обработки цепочек.

Каждая из них реализуется в микропроцессоре тремя командами, в свою очередь, каждая из этих команд работает с соответствующим размером элемента — байтом, словом или двойным словом.

Вместе с цепочечными командами обычно применяют префиксы повторений, которые ставятся перед командой в поле [метки]. Цепочечная команда без префикса выполняется один раз. С префиксом цепочечные команды выполняются циклично.

rep (REPeat) - команда выполняется, пока содержимое в ecx/cx не станет равным 0. При этом цепочечная команда, перед которой стоит префикс, автоматически уменьшает содержимое ecx/cx на единицу. Та же команда, но без префикса, этого не делает.

repe или repz (REPeat while Equal or Zero) - команда выполняется до тех пор, пока содержимое ecx/cx не равно нулю или флаг zf равен 1. Как только одно из этих условий нарушается, управление передается следующей команде программы

repne или repnz (REPeat while Not Equal or Zero) - команда циклически выполняется до тех пор, пока содержимое ecx/cx не равно нулю или флаг zf равен нулю. При невыполнении одного из этих условий работа команды прекращается.

Формирования физического адреса операндов адрес_источника и адрес_приемника происходит следующим образом:

адрес_источника — пара ds:esi/si;

адрес_приемника — пара es:edi/di

Важный момент, касающийся всех цепочечных команд, — это направление обработки цепочки. Есть две возможности:

- от начала цепочки к ее концу, то есть в направлении возрастания адресов;

- от конца цепочки к началу, то есть в направлении убывания адресов.

Цепочечные команды сами выполняют модификацию регистров, адресующих операнды, обеспечивая тем самым автоматическое продвижение по цепочке. Количество байт, на которые эта модификация осуществляется, определяется кодом команды. А вот знак этой модификации определяется значением флага направления df (Direction Flag) в регистре eflags/flags. Состоянием флага df можно управлять с помощью двух команд, не имеющих операндов:

cld (Clear Direction Flag) — очистить флаг направления df = 0, значение индексных регистров esi/si и edi/di будет автоматически увеличиваться (операция инкремента) цепочечными командами, то есть обработка будет осуществляться в направлении возрастания адресов;

std (Set Direction Flag) — установить флаг направления df = 1, то значение индексных регистров esi/si и edi/di будет автоматически уменьшаться (операция декремента) цепочечными командами, то есть обработка будет идти в направлении убывания адресов.

Типовой набор действий для выполнения любой цепочечной команды:

- Установить значение флага df в зависимости от того, в каком направлении будут обрабатываться элементы цепочки — в направлении возрастания или убывания адресов.

- Загрузить указатели на адреса цепочек в памяти в пары регистров ds:(e)si и es: (e)di.

- Загрузить в регистр ecx/cx количество элементов, подлежащих обработке.

- Выдать цепочечную команду с префиксом повторений.

Пересылка цепочек

movs адрес_прием, адрес_источника (MOVe String)- переслать цепочку;

movsb MOVe String Byte) — переслать цепочку байт;

movsw (MOVe String Word) — переслать цепочку слов;

movsd (MOVe String Double word) — переслать цепочку двойных слов.

Команда копирует байт, слово или двойное слово из цепочки источника, в цепочку приемника. Размер пересылаемых элементов ассемблер определяет, исходя из атрибутов идентификаторов. К примеру, если эти идентификаторы были определены директивой db, то пересылаться будут байты, если идентификаторы были определены с помощью директивы dd, то пересылке подлежат двойные слова.

Для цепочечных команд с операндами типа movs адрес_приемника,адрес_источника, не существует машинного аналога. При трансляции в зависимости от типа операндов транслятор преобразует ее в одну из трех машинных команд: movsb, movsw или movsd.

Сама по себе команда movs пересылает только один элемент, исходя из его типа, и модифицирует значения регистров esi/si и edi/di. Если перед командой написать префикс rep, то одной командой можно переслать до 64 Кбайт данных. Число пересылаемых элементов должно быть загружено в счетчик — регистр cx (use16) или ecx (use32).

Пример проги. Пересылка строк командой movs

MODEL small

STACK 256

.data

source db 'Тестируемая строка','$';строка-источник

dest db 19 DUP (' ');строка-приёмник

.code

main:

 mov ax,@data        ;загрузка сегментных регистров

 mov ds,ax     ;настройка регистров DS и ES на адрес сегмента данных

 mov es,ax

 cld                 ;сброс флага DF — обработка строки от начала к концу

 lea si,source           ;загрузка в si смещения строки-источника

 lea di,dest     ;загрузка в DS смещения строки-приёмника

 mov cx,20     ;для префикса rep — счетчик повторений (длина строки)

rep movs dest,source;пересылка строки

 lea dx,dest

 mov ah,09h;вывод на экран строки-приёмника

 int 21h

 mov ax,4c00h

 int 21h

end main

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...