Прогресс – результат социального развития. Прогрессивные тенденции в управлении
Социальное развитие – такое изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, социальных институтов, норм и ценностей. Ему присущи необратимость, направленность и закономерность. Понятие «социальный прогресс» отражает такую направленность социального развития, когда происходит переход от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным. Под социальным прогрессом понимается совершенствование социального устройства общества и улучшение условий жизни человека. Социологи традиционно использовали два критерия прогресса общества: 1) уровень производительности труда и благосостояния населения; 2) степень свободы личности. В современных условиях эти критерии требуют уточнений. Что касается первого критерия, то сейчас уровень потребления (критерий прогресса для индустриального общества) дополняется качеством жизни, связанным с услугами в сфере здравоохранения, образования, досуга, спорта и др. Второй критерий – степень свободы личности – предлагается дополнить критерием развития ответственности (созданием для этого определенных социально-политических условий в обществе). Третьим критерием социального прогресса должен стать, как считают некоторые отечественные социологи, уровень нравственности в обществе. Именно он предлагается как интегральный. В мировой социологии выдвигались разные критерии прогресса: уровень знаний, степень дифференциации и интеграции общества, характер и уровень социальной солидарности, рост производительных сил и степень освобождения человека от действия стихийных сил природы и др. В наше время критериями прогресса считают уровень развития производства, степень развития науки и информатизации, параметры жизненного стандарта, уровень средней продолжительности жизни, полноту реализации социальных и политических прав и свобод личности. Однако главной тенденцией является стремление придать критериям социального прогресса гуманистический смысл.
В настоящее время продолжают развиваться как практика, так и теория менеджмента. При этом изменения в практике менеджмента приводят к соответствующему развитию теории. В то же время развитие теории в свою очередь оказывает влияние на практику менеджмента. Люди, управляющие другими людьми, принимают решения, основываясь на собственном представлении об управлении, о принципах менеджмента и о технологиях воздействия на объект управления. Практика современного менеджмента изменяется, прежде всего, под влиянием изменений в экономике. Одной из фундаментальных особенностей современной экономической жизни является ускорение динамики процессов, увеличение темпа изменений. Изменения касаются как технологий, ассортимента и качества выпускаемых товаров и услуг, так и способов организации многих экономических процессов. В этих условиях необходимо быстро перестраивать все управление процессами, чтобы обеспечивать высокий темп приспособления к постоянно и быстро изменяющимся процессам. В настоящее время каждая организация испытывает ощутимые воздействия динамично меняющейся внешней среды. Эти воздействия могут носить различный характер: конкуренты начали производить ту же самую услугу по новой технологии с меньшими издержками; появилась новая замещающая услуга, обеспечивающая у потребителя больший спрос; изменился курс валют; инфляция обесценила всю полученную прибыль т.д. В таких условиях необходимо средствами управления обеспечить гибкость организации, ее адаптивность и эффективную приспособляемость. Новые подходы к управлению переносят акцент управленческих воздействий на инновационные процессы, коммуникации, маркетинг. Адаптация, приспособляемость стали жизненно важными и необходимыми свойствами любой организации.
На эффективность современного производства в значительной мере влияет плотность потока изобретений новых продуктов и новых технологий. В этих условиях начинают по-новому действовать коммерческие предприятия, государственные и общественные учреждения и организации, изменяется их менеджмент. Менеджмент становится все в большей мере инновационным, он ориентируется на управление нововведениями, а также на собственное саморазвитие: каждый год возникают и распространяются новые подходы, новые технологии менеджмента, в то время как старые частично забываются, а частично становятся общей рутинной практикой. Интеллектуальная работа, специальные знания и коммуникации становятся не только основными факторами создания добавленной стоимости, но и факторами конкурентоспособности и экономического развития организаций. Во многих организациях все большая часть полученного эффекта становится результатом воздействия, осуществляемого инженерами, бухгалтерами, конструкторами, дизайнерами, специалистами по персоналу, сбыту и маркетингу, экспертами по информационным сетям. В связи с этим менеджмент становится инновационным по своей сути. В свою очередь инновационный характер менеджмента требует постоянного обучения персонала. Каждый работник вынужден учиться в процессе всей своей трудовой жизни, постоянно осваивая новые приемы труда и новые подходы к решению постоянно возникающих новых производственных задач. Обучение становится непрерывным процессом. Объектами обучения все в большей мере становятся техника решения проблем и новые технологии управления. В передовых организациях обучаются не только отдельные люди, но и целые команды, в процессе этого обучения приобретаются и генерируются не только индивидуальные, но и коллективные знания и навыки. В современном мире работники имеют дело, прежде всего со знаниями, данными и информацией, а не с физическими предметами труда. Эту закономерность подметил один из признанных авторитетов современного менеджмента Питер Друкер. Он обратил внимание на появление в современных предприятиях нового вида работника - интеллектуального работника. П. Друкер особо отмечает, что этот новый работник принципиально отличается от работника индустриальной эпохи. И это отличие заключается, прежде всего, в том, что для него не подходит жесткий менеджмент, основанный на тейлоризме. (Процесс труда должен быть предельно рациональным, а нормы выработки - высокими. Кто не справляется с нормами, получает меньше других. Оплата труда работника должна точно соответствовать его личному вкладу в производство.) Обязательными элементами работы становятся собственное обучение и обучение других. В совокупном капитале все больший удельный вес занимает интеллектуальный капитал.
На рубеже XX и XXI вв. возникло новое направление в практике менеджмента - так называемый менеджмент знаний. Это систематический процесс идентификации, использования и передачи информации и знаний, которые люди могут создавать, совершенствовать и применять. Знания проникают во все сферы и стадии экономического процесса, и их уже сложно отделить от продукта или услуги. Знания сегодня - это не только то, что знает человек. Под знанием в современном мире понимается также и то, что "знает" организация в целом. Сюда включаются ее нематериальные активы, а также коллективные знания и коллективный опыт персонала организации в целом. Одной из центральных идей управления знаниями является более эффективное использование уже существующих знаний. Важно не изобретать то, что уже изобретено, а активно и широко использовать имеющийся опыт. Широкое распространение в мировой практике получил бенчмаркинг. Бенчмаркинг - особая управленческая технология, которая состоит в том, что в практику работы организации внедряются технологии, стандарты и методы работы лучших организаций. Бенчмаркинг есть систематический процесс выявления лучших организаций, оценки их продукции и методов производства с целью использования передового опыта этих организаций.
Еще одной особенностью современного производственного процесса стало то, что изменился предмет труда у большинства работников. Мощнейшим фактором управления становятся прогрессивные информационные и коммуникационные технологии. Информационные системы становятся важнейшей составляющей производственного аппарата предприятия. Методы и формы управления в рамках сетей стали содержанием, так называемого сетевого менеджмента. Получают развитие разнообразные специальные виды менеджмента: муниципальный менеджмент, риск-менеджмент, университетский менеджмент, менеджмент уборки мусора, финансовый менеджмент, менеджмент репутации компании, менеджмент лояльности потребителя, бренд-менеджмент, менеджмент имиджа, инвестиционный менеджмент, инновационный менеджмент, реинжиниринг бизнеса, антикризисное управление и др. По всем этим видам специального менеджмента написаны отдельные учебные пособия. Во многих случаях становление самостоятельного вида специального менеджмента предполагает выработку специфических для данного вида деятельности особых приемов, методов и технологий управления. Все специальные виды менеджмента носят в большей мере прикладной характер и их развитие в значительной мере опирается на обобщение практики управления в соответствующих специальных сферах. Общей тенденцией развития менеджмента сегодня стало распространение концепций, методов и моделей управления, доказавших свою эффективность в коммерческих организациях, на некоммерческие организации. Так, например, маркетинговые подходы к управлению распространяются на деятельность общественных организаций, администраций городов и районов (так называемый региональный маркетинг). В деятельности многих некоммерческих организаций с успехом применяются элементы бизнес-планирования. Группы качества, первоначально возникшие на крупных промышленных предприятиях, проникают в деятельность органов государственного управления, образовательных, медицинских и других учреждений. Методы управления культурой организации, отрабатываемые в коммерческих фирмах, постоянно находят свое применение в некоммерческих организациях. В государственную службу внедряются некоторые приемы практического управления из сферы обслуживания населения, в частности развивается маркетинг муниципальных услуг, в практику работы государственных учреждений постепенно внедряются стандарты обслуживания. В практику работы государственных учреждений проникает технология создания команд, т.е. гибких временных творческих групп, ориентированных на создание нового или совершенствование старого "продукта".
Еще одной фундаментальной тенденцией развития современного менеджмента является расширение объектов менеджмента в связи с тем, что современные теория и практика исходят из расширенного представления о сути предприятия и о его границах. Т.е. менеджмент включает в себя сегодня не только управление производственными процессами, но и целенаправленное формирование и развитие культуры предприятия, развитие внутри организации таких институтов, как доверие и творческая атмосфера продуктивной групповой работы, развитие организационных связей внутри организации и за ее пределами, развитие инновационной способности микроколлективов, использование опыта других организаций, т.е. границы традиционного менеджмента расширяются.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|