Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерный перечень экзаменационных вопросов

СИЛЛАБУС ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Информация о дисциплине

Наименование дисциплины «Психология и развитие человека» Код дисциплины Количество кредитов - 2 Курс Семестр
Наименование специальности: Иностранный язык: два иностранных языка Шифр специальности 5В011900 Кафедра педагогики
Форма обучения дневная / заочная Язык обучения - русский
Время для консультации по согласованию преподавателя со студентами
Время, место проведения ЕАГИ, ул. Жумабаева 4
Информация о преподавателе: Мухамбетова К.А., к.социол.н., доцент кафедры педагогики (телефон, e-mail) 8 701 798 91 74 [email protected]
Обсуждено на методической секции кафедры Протокол №  
Обсуждено на заседании научно-методического совета института Протокол №  
Заведующий кафедрой Сарсекеев Б.С.    
             

Описание курса

Цель курса «Психология и развитие человека»: сформировать целостное представление о закономерностях человеческого развития с точки зрения психологического знания.

 

Пререквизиты дисциплины:

 

Постреквезиты дисциплины:

Ожидаемые результаты обучения

В результате изучения дисциплины «Психология рекламы и методы маркетинговых исследований» студент должен знать основные категории, понятия, теории психологии, в том числе и в области развития;

 

должен уметь применять полученные знания на практике.

 

Методика и формат

Формат курса предполагает интерактивные методы работы:

- презентации и обсуждения,

- кейсы, решение задач,

- дополнительные материалы.

Политика выставления баллов

Изучение дисциплины завершается экзаменом или другой формой контроля. Обязательным условием допуска к экзамену является выполнение всех предусмотренных заданий к программе. Учитываются баллы, набранные по результатам 2-х рубежных контролей.

Критерии оценки

Итоговая оценка включает:

Рейтинговый контроль – 60%,

Экзамен – 40%.

Итоговая оценка подсчитывается по формуле U = [(Р1+ Р2) / 2]*0,6 + Е*0,4

где

Р1 – цифровой эквивалент оценки первого рейтинга;

Р2 - цифровой эквивалент оценки второго рейтинга;

Е – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах определяются по процентному содержанию правильных ответов согласно нижеприведенной таблице:

 

 

Оценка Цифровой эквивалент баллов Процентное содержание Оценка по традиционной форме
А 4,0 95-100 Отлично
А- 3,67 90-94 Отлично
В+ 3,33 85-89 Хорошо
В 3,0 80-84 Хорошо
В- 2,67 75-79 Хорошо
С+ 2,33 70-74 Удовлетворительно
С 2,0 65-69 Удовлетворительно
С- 1,67 60-64 Удовлетворительно
D+ 1,33 55-59 Удовлетворительно
D 1,0 50-54 Удовлетворительно
F   0-49 Неудовлетворительно

6. Политика и ожидания преподавателя:

· Работы следует сдавать в указанные сроки. Крайний срок сдачи всех заданий за 3 дня до начала экзаменационной сессии. Студенты, не сдавшие все задания, не допускаются к экзамену.

· Повторение темы и отработка пройденных материалов по каждому учебному занятию обязательны. Степень освоения учебного материала проверяется тестированием.

· Домашние задания и задания СРС выполнять в установленный срок, в случае несвоевременного невыполнения итоговая оценка будет снижаться.

· Посещение всех аудиторных занятий является обязательным, в случае пропуска занятия отрабатываются в определенное преподавателем время, причем за каждое пропущенное занятие по 2 дополнительных задания, соответствующих теме лекций.

· Студенты, набравшие менее 60% по итогам рейтингового контроля коррегируют свои баллы посредством дополнительного зачетного задания, охватывающего весь пройденный материал. При этом набранные баллы выставляются по минимальному уровню.

 

Вид работы Оценка (max балл) Количество Сумма
Рейтинг 1
  лекции      
  семинары      
  СРС      
Итого  
Рейтинг 2
  лекции      
  семинары      
  СРС      
Итого  

 

Академическая дисциплина

В соответствии с академическими принципами, от студентов ожидается проявление уважения и терпимости по отношению не только к преподавателю и друг другу, но и к курсу в целом. Во время занятий мобильные телефоны должны быть переведены в режим «совещание» или «беззвучный». Не допускается любое копирование или воспроизведение результатов чужой работы, если только работа не имеет групповой формат. При проведении проверочных работ во время семинаров или лекций не допускается списывание. Результатом невыполнения и/или несоблюдения правил может быть оценка «F» за курс и, следовательно, повторный курс изучения данной дисциплины.

Программа курса

 

Тема Вопросы темы Лекции час Семинар час Лабораторная работа Задание СРСП Форма контроля (реферат, эссе, опрос)
  Психология как наука 1. Предмет психологии. Понятие о психике 2. Психология в системе наук о человеке 3. Отрасли и направления психологии 4. Методы психологии       Подготовить презентацию на 3-5 слайдов «Развитие психики в филогенезе» Опрос   Презентация на бумажном носителе
  Психология познавательных процессов 1. Ощущения и восприятие 2. Память 3. Мышление 4. Воображение 5. Речь         Подготовить презентацию 3-5 слайдов «Сознание. Самосознание (определение, структура и функции)» Опрос   Презентация на бумажном носителе
  Эмоции и воля 1. Эмоциональные процессы 2. Теории эмоций 3. Воля как характеристика сознания       Подготовить презентацию на 3-5 слайдов «Конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация» Опрос   Презентация на бумажном носителе
  Общее и индивидуальное в психике человека: способности, темперамент, экстраверсия-интраверсия 1. Индивидуальность и личность 2. Способности 3. Темперамент 4. Экстраверсия-интраверсия         Подготовить презентацию на 3-5 слайдов «Психические состояния. Классификация психических состояний» Опрос   Презентация на бумажном носителе
  Характер, акцентуации характера. Типологии характера 1. Понятие о характере 2. Акцентуации характера 3. Типологии характера       Подготовить презентацию на 3-5 слайдов «Локус контроля: понятие, виды и функции» Опрос   Презентация на бумажном носителе
  Психология общения 1. Функции и структура общения 2. Общение как восприятие людьми друг друга 3. Общение как взаимодействие. Транзактный анализ       Подготовить презентацию на 5 слайдов «Каузальная атрибуция, ее параметры. Фундаментальная ошибка аттрибуции» Опрос   Презентация на бумажном носителе
  Общение как коммуникация 1. Вербальные средства общения 2. Невербальные средства общения 3. Виды и техники слушания       Подготовить презентацию на 5-7 слайдов «Конфликт как социально-психологическая категория: определение, структура, функции, стратегии поведения в конфликте (сетка Килмена)» Опрос   Презентация на бумажном носителе
  Основные категории психологии развития 1. Понятие о развитии в психологии. Онтогенез 2. Аспекты развития человека 3. Возраст и возрастные категории       Подготовить презентацию на 5-7 слайдов «Понятие о возрастной стратификации и возрастном символизме» Опрос   Презентация на бумажном носителе
  Жизненный цикл развития человека 1. Понятие о жизненном цикле. Биологические основы развития 2. Формирование и развитие личности       Подготовить презентацию на 5-7 слайдов «Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона» Обязательно проанализировать понятие эпигенеза и основные принципы этой теории. Опрос   Презентация на бумажном носителе
  Основные школы психологии развития 1. Психоаналитические теории психического развития 2. Бихевиористские теории социального научения 4. Гуманистическая психология развития человека       Подготовить презентацию на 5-7 слайдов «Паттерны ранних отношений». По книге Г. Крайг, Д. Бокум «Психология развития», СПб, 2012. – С.284 - 296 Опрос   Презентация на бумажном носителе
  Младенчество и ранее детство 1. Новорожденность и собственно младенчество 2. Кризис одного года 3. Социальная ситуация развития и развитие предметной деятельности в раннем детстве 4. Развитие личности и кризис трех лет       Подготовить презентацию на 5-7 слайдов «Агрессия и просоциальное поведение». По книге Г. Крайг, Д. Бокум «Психология развития», СПб, 2012. – С.376-383 Опрос   Презентация на бумажном носителе
  Дошкольный возраст и среднее детство 1. Игра как ведущий вид деятельности. 2. Особенности общения, умственное развитие и детская личность в дошкольном детстве 3. Формирование учебной деятельности как ведущей 4. Школьник – первый социальный статус       Подготовить презентацию на 5-7 слайдов «Обзор теорий морального развития (Колберг, Гиллиган, Айзенберг)» Опрос   Презентация на бумажном носителе
  Подростковый возраст и юность 1. Соматическое и половое развитие подростка 2. Психологическая характеристика подросткового возраста 3. Социальное самоопределение как основа юности 4. Кризис юности (18 – 21 год)       Подготовить презентацию на 5-7 слайдов «Родительство и развитие». По книге Г. Крайг, Д. Бокум «Психология развития», СПб, 2012. – С. 617-625 Опрос   Презентация на бумажном носителе
  Зрелость 1. Молодость как социально-историческая категория. Границы возраста 2. Зрелость как этап и качество в психическом развитии человека 3. Кризисы зрелости       Подготовить презентацию на 5-7 слайдов «Обзор проблемы смерти и умирания в психологии развития» Опрос   Презентация на бумажном носителе
  Старость 1. Общая характеристика периода. 2. Границы и стадии возраста 3. Изменение структуры социальной активности в старости 4. Личность и старение       Подготовить презентацию на 3-5 слайдов «Самооценка личных достижений по курсу «Психология и развитие человека». Использовать эссе «Мои цели, задачи и ожидаемые результаты при изучении курса «Психология и развитие человека» Опрос   Презентация на бумажном носителе
Итого часов:          

 

 

Задание СРС Сроки сдачи Примечание
  Эссе «Мои цели, задачи и ожидаемые результаты при изучении курса «Психология и развитие человека» 7-8 неделя Структура эссе: введение, постановка проблемы, основная часть и заключение. Объем эссе - 3 листа формата А4, шрифт 14, интервал 1
  Разработка и реализация автобиографического исследования: описание метода, определение цели и задач исследования, описание результатов исследования и вывод 14-15 неделя Консультации еженедельно

*Программа может быть подвергнута незначительным изменениям.

Тематика рефератов

1. Проблема социального и биологического в психологии развития.

2. Роль общения в процессе формирования психики.

3. Роль социальной среды как фактор психического развития в различных научных школах.

4. Соотношение обучения и развития в различных психологических школах.

5. Зона ближайшего развития и ее роль в процессе обучения.

6. Сравнительный анализ подхода к проблеме развития мышления в детском возрасте в школе Выготского и Пиаже.

7. Проблема возрастного кризиса в психологии.

8. Сравнительный анализ подходов к проблеме развития психики в ведущих психологических школах.

9. Проблема формирования научного мышления в младшей школе.

10. Развитие учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

11. Проблема кризиса подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии.

12. Подростковый кризис и условия его протекания в разных социально-культурных условиях.

13. Феномен юношеской субкультуры.

14. Становление личности, мировоззрения и ценностных ориентаций юношей.

15. Кризисы зрелого возраста.

16. Теории зрелости и старения, их сравнительный анализ.

17. Старость как социальная проблема.

Примерный перечень экзаменационных вопросов

1. Психология как наука. Предмет психологии

2. Психика: понятие, функции, развитие в филогенезе

3. Сознание и самосознание

4. Методы психологии

5. Психология в системе наук о человеке

6. Внутридисциплинарная матрица психологии

7. Ощущения: определение, функции и виды

8. Восприятие: определение, функции и виды

9. Память: определение, функции и виды

10. Мышление: определение, функции и виды

11. Мышление и речь

12. Воображение: определение и функции

13. Внимание: определение, функции и виды

14. Человек как индивид, личность, индивидуальность

15. Способности, их виды. Воспитание и развитие способностей

16. Темперамент, его физиологические основы, психологическая характеристика темпераментов

17. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности

18. Характер и его структура

19. Понятие об акцентуации характера. Психопатия

20. Основные закономерности психического развития человека

21. Схемы построения периодизации психического развития

22. Психоаналитическая теория развития индивида

23. Стадии психического развития индивида в классическом психоанализе

24. Биогенетический подход в психологии развития

25. Социогенетический подход в психологии развития

26. Эпигенетическая концепция развития личности Э. Эриксона

27. Бихевиоризм и теория социального научения

28. Общая характеристика стадий интеллектуального развития в теории Ж. Пиаже

29. Возраст как категория психологии развития

30. Факторы, механизмы и цели психического развития

31. Психическое развитие младенца

32. Кризис новорожденности

33. Познавательное, психомоторное и эмоциональное развитие младенца

34. Кризис одного года

35. Младенчество: паттерны ранних отношений

36. Раннее детство: развитие предметно-манипулятивной деятельности и познавательных процессов ребенка

37. Раннее детство: особенности речевого развития

38. Раннее детство: социальное, эмоциональное и личностное развитие ребенка

39. Кризис трех лет. Понимание себя и других

40. Агрессия и просоциальное поведение в раннем детстве

41. Обзор теорий морального развития (Колберг, Гиллиган, Айзенберг)

42. Развитие психических функций в дошкольном возрасте

43. Характеристика игровой деятельности в дошкольном возрасте

44. Становление личностной сферы дошкольника: эмоций, мотивов, Я - концепции

45. Психологическая готовность детей 6-летнего возраста к школе

46. Концепции дружбы Р. Селмана

47. Среднее детство: кризис 7 лет

48. Среднее детство: становление учебной деятельности

49. Среднее детство: развитие когнитивной сферы

50. Среднее детство: развитие мотивационной сферы и Я - концепции

51. Развитие Я - концепции и личностные новообразования подросткового возраста

52. Подростковый возраст: особенности общения со взрослыми и сверстниками

53. Подростковый возраст: развитие когнитивной сферы

54. Трудности подросткового периода

55. Юность как этап развития. Основные задачи юности

56. Проблема определения оснований для построения периодизации психического развития на этапе взрослости

57. Развитие в период ранней взрослости (молодость)

58. Родительство и развитие

59. Кризис 30-ти лет

60. Развитие в средней взрослости. Кризис среднего возраста

61. Развитие в поздней взрослости

62. Профессиональная деятельность и развитие. Стабильность и развитие

63. Проблема здоровья и болезни в средней взрослости

64. Проблема когнитивной непрерывности и изменчивости у взрослых

65. Адаптация к старости

 

Учебные материалы

Информация и материалы (конспекты лекции) будут доступны для зарегистрированных пользователей в программе Платонус. Индивидуальные расчетные задания выдаются на кафедре преподавателем (координатором).

 

13. Предлагаемая литература

Основная:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- М., 1997.

2. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. // Собр. соч.: в 6 т. - М., 1982–1984.

3. Зеньковский В.В. Психология детства. - М.,1996.

4. Крайг Д. Психология развития (Human Development). СПб., 2000.

5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). - М., 1997.

6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 2001.

7. Психология человека от рождения до смерти. / Под общ. ред. А.А. Реана. - СПб., 2001.

8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М., 2000.

Дополнительная:

1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. - М., 1998.

2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. / Пер. с англ. Ю. Брянцевой и Б. Красовского. - М., 1999.

3. Бернс Р. Развитие Я–концепции и воспитание. - М., 1986.

4. Бине А. Измерение умственных способностей. - СПб., 1998.

5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - Воронеж, 1995

6. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и нуач. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов.- М., 1999.

7. Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования убеждений. - М., 1982.

8. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.

9. Маркова А.К., Матси Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990.

10. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России. - Дубна, 1995

11. Перре-Клермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. - М., 1991.

12. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М., 1990.

13. Психология подростка. Полное руководство. / Под ред. А.А.Реана. - СПб., 2003.

14. Райгородский Д.Я. Психология личности. Хрестоматия. В 2 т. Т. 1, 2. Издание второе, дополненное. - Самара, 1999.

15. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб., 2000.

16. Роджерс К. Вопросы, которые я бы задал себе, если бы был учителем. Хрестоматия по педагогической психологии. - М., 1995.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...