Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности финансирования образования в России

 

Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной [1, с. 1].

Повышение качества и конкурентоспособности образовательных услуг возможно при наличии и эффективном использовании всех видов ресурсов и прежде всего финансовых ресурсов. В условиях действия рыночных отношений в экономике успешное развитие системы образования обеспечивается лишь при многоканальном, многоисточниковом финансировании.

Рассмотрение вопросов финансирования образования тесно связано с изучением организационной структуры самой системы образования и отдельных её элементов. Очевидно, что в прямой зависимости от методики планирования находятся вопросы распределения средств между исполнителями государственного заказа, т.е. фактическое финансирование учреждений. Современное законодательство определяет, что каждое учреждение имеет статус субъекта финансово-хозяйственной деятельности.

В Федеральном законе «Об образовании» указано, что образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный расчётный счёт, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных учреждениях. Финансовые и материальные средства используются им по своему усмотрению в соответствии с уставом. Неиспользованные в текущем году (квартале, месяце) финансовые средства не могут быть изъяты или зачтены учредителем в объём финансирования этого учреждения на следующий год (квартал, месяц).На основе прогнозируемых объемов предоставления государственных или муниципальных услуг (например, образовательных) и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода бюджетное учреждение (в том числе образовательное) составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая подается на утверждение главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств.

Система образования Российской Федерации является преимущественно государственной. Данное означает, что основными ее элементами являются государственные или муниципальные образовательные учреждения. Их деятельность финансируется из соответствующих государственных (федерального и региональных) муниципальных бюджетов.

Частные школы полностью финансированы родителями.

Согласно Закону об Образования, не меньше чем 10 % федерального бюджета должны быть ассигнованы в образование; тот же самой процент должен быть заложен и в местных бюджетах.

Таким образом, финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе бюджетной сметы, структура которой ежегодно меняется вследствие изменений, вносимых в бюджетную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации, особенно - в ее экономическую часть. Финансирование расходов на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования осуществляется субъектом Российской Федерации посредством выделения субвенций местным бюджетам. Формирование данного вида расходов осуществляется на основе принципа нормативного подушевого финансирования в расчете на одного обучающегося.

Совсем недавно Законом была введена индексация бюджетов образовательных учреждений в соответствии с ростом инфляции, и установленными налоговыми вычетами для предприятий, учреждений, организаций и физических лиц (включая иностранные) вкладывающие капитал в образование.

Процесс муниципализации и децентрализации поднял вклад местного бюджета в финансировании образования. Решение стратегической задачи совершенствования экономических механизмов в сфере образования предполагается обеспечить за счет внедрения новых моделей финансирования образовательных организаций всех уровней образования, внедрения механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности образовательных организаций и учреждений, повышения инвестиционной привлекательности сферы образования, способствующей притоку инвестиций, а также финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов в систему образования.

Однако, в условиях недостатка бюджетных средств возрастает роль внебюджетных источников финансирования, которые могут быть привлечены образовательными учреждениями.

Так, законодательство в области образования предоставило возможность осуществлять практически все виды приносящей доходы деятельности, за исключением прямо запрещенных.

За последние годы в образовательных учреждениях получили развитие не только платные формы обучения, оказание широкого спектра образовательных услуг, но и иные виды деятельности, не связанные непосредственно с образовательным процессом. К ним относятся различные платные услуги, консультационная деятельность, создание учебными заведениями коммерческих организаций и участие в их деятельности, сдача в аренду закрепленных за образовательными учреждениями объектов собственности и др.

Образовательное учреждение, осуществляя платную образовательную деятельность, сохраняет за собой право на налоговые льготы при соблюдении следующих условий:

- доходы от указанной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения за вычетом доли учредителя (собственника) реинвестируются в данное учреждение, в том числе на увеличение расходов на заработную плату [1, с.14];

-  доход от указанной деятельности негосударственного образовательного учреждения полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.

В этом случае платная образовательная деятельность не рассматривается как предпринимательская, а, следовательно, может быть применена норма о предоставлении налоговых льгот.

Изменение роли государства в сфере образования приводит к изменениям механизмов государственного финансирования образования, а именно: в России формируются новые механизмы установления госзаказов на подготовку специалистов; механизмы стимулирования увеличения расходов на образование в бюджетах субъектов РФ путем выделения и целевого использования средств на образовательные субвенции в рамках трансфертов регионам; конкурсные, конкурентные механизмы распределения госзаказов между образовательными учреждениями; механизмы дополнения источников финансирования образовательного учреждения средствами, полученными от доходного использования его основных фондов, находящихся в государственной собственности или собственности муниципалитета; новые механизмы финансовой поддержки студентов; механизмы налоговых льгот, стимулирующих инвестиции в сферу образования, а также льготных кредитов и страхования.

Итак, степень участия бюджета в финансировании образования в России зависит от целого ряда факторов, в том числе: от государственного устройства и общей системы государственного управления; законодательного распределения ответственности за виды образования; сложившихся традиций и т.д.

В процессы образования сейчас включаются как формирующийся класс предпринимателей, так и представители различных движений национальных объединений, религиозных общин. Стремление реформировать систему образования в своих интересах побуждает открывать альтернативные негосударственные учебные заведения и оказывать финансовую поддержку государственным.

В свою очередь, и государственные учреждения вправе предлагать широкий спектр образовательных услуг населению на платной основе. Привлечение дополнительных источников на цели образования может осуществляться двумя путями: предпринимательской или специфической деятельностью самого образовательного учреждения; а также взаимодействие с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительность в пользу образовательного учреждения.

 

3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЛАТЫ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

 

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации [2,гл. 52].

К педагогической деятельности не допускаются лица:

- лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

-  имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

В ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 24.04.2008 г.) указана компетенция образовательного учреждения. В частности, к ней относится установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования.

Согласно ст. 54 Закона РФ № 3266-1 заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом).

Выполнение работником образовательных учреждений других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

С учетом исключительной важности сфер образования и здравоохранения, в соответствии с Указом Президента РФ от 07.06.1996 «О мерах по повышению социального статуса работников образования и здравоохранения» оплата труда указанных работников приравнивается к оплате труда государственных служащих.

При этом имеются в виду специалисты, работающие в государственных и муниципальных учреждениях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального образования, и специалисты, работающие в государственных органах здравоохранения.

Оплата труда работников образовательных учреждений высшего профессионального образования регулируется двумя методами: государственно-правовым и договорным.

Согласно Федеральному закону от 22.08.1996 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» высшее учебное заведение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда, размер доплат и надбавок, премий и других мер материального стимулирования, а также размеры должностных окладов (ставок) всех категорий работников без установления предельных размеров должностных окладов (ставок).

Должностной оклад (ставка) выплачивается работнику высшего учебного заведения за выполнение функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором.

Государственное высшее учебное заведение самостоятельно формирует фонд оплаты труда работников за счет средств бюджета, направляемых на содержание высшего учебного заведения, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 333 ТК РФ продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) устанавливается Правительством РФ.

В Постановлении Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 (в ред. от 01.02.2005) продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников образовательных учреждений включает в себя преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке.

Ставки заработной платы педагогических работников устанавливаются исходя из их рабочего времени в астрономических часах. Перемены (перерывы), предусмотренные между занятиями, являются рабочим временем педагогического работника.

Учебная нагрузка на учебный год для преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального образования не должна превышать 1440 часов. Учебная нагрузка для педагогических работников образовательных учреждений высшего профессионального образования устанавливается вузом самостоятельно в зависимости от квалификации и профиля кафедры в размере до 900 часов в учебном году (п. 54 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) и п. 88 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации).

Учебная нагрузка, объем которой меньше или больше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с письменного согласия работника.

Порядок и условия оплаты труда педагогических работников предусмотрены Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации N АФ-947, Профсоюза работников образования и науки России от 26.10.2004 N 96 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений».

Дифференциация в правовом регулировании оплаты труда работников образовательных учреждений установлена по такому критерию, как тип образовательного учреждения.

Преподавателям образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной преподавательской работой, до конца учебного года выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 850 педагогическим работникам федеральных государственных общеобразовательных учреждений с 1 января 2006 г. установлено ежемесячное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя в размере 1000 руб.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 г. N 216 н утверждены Профессиональные квалификационные группы работников образования:

- профессиональная квалификационная группа должностей работников учебно-вспомогательного персонала первого уровня;

-  профессиональная квалификационная группа должностей работников учебно-вспомогательного персонала второго уровня;

-  профессиональна квалификационная группа должностей педагогических работников;

-  профессиональная квалификационная группа должностей руководителей структурных подразделений.

В каждой из этих групп выделяются квалификационные уровни, которым соответствуют определенные должности.

Так, профессиональная квалификационная группа должностей педагогических работников включает в себя четыре уровня:

) квалификационный уровень: инструктор по труду; инструктор по физической культуре; музыкальный руководитель; старший вожатый.

) квалификационный уровень: инструктор-методист; концертмейстер; педагог дополнительного образования; педагог-организатор; социальный педагог; тренер-преподаватель.

) квалификационный уровень: воспитатель; мастер производственного обучения; методист; педагог-психолог; старший инструктор-методист; старший педагог дополнительного образования; старший тренер-преподаватель.

) квалификационный уровень: преподаватель; преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности; руководитель физического воспитания; старший воспитатель; старший методист; учитель; учитель-дефектолог; учитель-логопед (логопед).

Однако, нельзя не подчеркнуть, что квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащего квалификационные требования к профессорско-преподавательскому персоналу образовательных учреждений, до настоящего времени не принято. И это, очевидно, определяет сложность в реализации Приказа Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 N 525 «О профессиональных квалификационных группах и утверждении Критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам».

Кроме того, реализация Приказов Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 216н «Об утверждении Профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» и N 217н «Об утверждении Профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного образования» обусловила ряд проблем для работодателя.

Проблемы связаны не только с изменениями условий оплаты труда, но и с изменениями в некоторых случаях трудовой функции работника, так как ее необходимо привести в соответствие с вводимыми профессиональными квалификационными группами. (Согласно ст. 60 Трудового кодекса РФ запрещено требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором.)

В данном случае возможно изменение трудовой функции лишь в соответствии со ст. 72 ТК РФ, то есть по письменному соглашению сторон трудового договора, в частности заключив дополнительное к нему соглашение.

Надбавки. Научно-педагогическим работникам высших учебных заведений устанавливаются надбавки к должностным окладам (ставкам) в размере: 40% - за должность доцента; 60% - за должность профессора; а с 1 ноября 2006 г. за ученую степень кандидата наук - 3000 руб., за ученую степень доктора наук - 7000 руб.

Для профессорско-преподавательского персонала предусмотрены повышающие коэффициенты к должности, образующей новый оклад.

Так, Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 217н введена должность заведующего кафедрой, отнесенная к пятому квалификационному уровню, с соответствующим должностным окладом.

В научной литературе неоднократно отмечалось, что действовавшая ранее практика закрепления в локальном нормативном акте различных надбавок к должности профессора или доцента за заведование кафедрой в процентах к должностному окладу вызывала неоднозначные толкования.

Итак, в настоящее время в централизованном порядке установлено, что повышающий коэффициент по должности заведующего кафедрой должен быть одинаковый для всех лиц, занимающих эту должность. Это не исключает увеличение повышающего коэффициента либо введение дополнительно к нему надбавки заведующему кафедрой в локальном нормативном акте вуза.

Вместе с тем, если проанализировать Перечень примерных показателей стимулирования основного персонала федеральных государственных образовательных учреждений, реализующих основные программы общего образования, можно сделать вывод, что в него включены не только стимулирующие выплаты, но и компенсационные выплаты.

Стимулирующие выплаты. В Перечне указан вид стимулирующих выплат: за интенсивность и высокие результаты. Так, стимулирующие выплаты установлены за условия труда, отклоняющиеся от нормальных: за заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, интернатами при школе; за выполнение обязанностей классного руководителя; за проверку письменных работ; за каждый час работы в ночное время (оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях); в случае привлечения к работе в установленный ему графиком выходной день или нерабочий праздничный день (работа оплачивается не менее чем в двойном размере); за работу в детских оздоровительных лагерях и т.д.

В отношении стимулирования интенсивности труда можно привести следующий пример из анализируемого перечня: за выполнение работы по другой профессии (должности) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы.

Другой вид стимулирующих выплат - выплаты за качество выполняемых работ, а именно: показатели: за подготовку победителей и призеров олимпиад, творческих конкурсов, спортивных соревнований, проводимых на школьном, муниципальном, региональном, федеральном и международном уровнях.

Выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет при наличии таких показателей увеличивают размер заработной платы:

- при педагогическом стаже от 3 до 5 лет - на 10%;

-  при педагогическом стаже от 6 до 10 лет - на 15%;

-  при педагогическом стаже от 11 до 15 лет - на 20%;

-  при педагогическом стаже от 16 до 20 лет - на 25%;

-  при педагогическом стаже свыше 20 лет - на 30%.

Также нужно отметить, что учреждениях образования педагоги часто совмещают преподавание разных предметов, замещая друг друга. Для установления конкретных сумм доплат надо руководствоваться положениями статьи 151 ТК РФ. Там сказано, что размеры доплат за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.

Доплату за совмещение профессий выплачивают тем, кто выполняет в одной и той же организации наряду со своей основной работой еще и работу по другой профессии (должности). Если же педагог выполняет дополнительный объем работ по своей профессии, то речь идет о расширении зон обслуживания и увеличении объема выполняемых работ. Раньше порядок и условия совмещения профессий (должностей) были определены в постановлении Совмина СССР от 4 декабря 1981 г. № 1145. Однако после внесения изменений и дополнений постановление не содержит размера минимальных доплат, хотя и не отменено.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

педагогический труд образование

Итак, анализ специфических особенностей педагогического труда, показал следующее.

Объект педагогического труда достаточно специфичен - это не безжизненный продукт природы, а человек с индивидуальными качествами, с неповторимым характером и темпераментом, находящийся под воздействием множества факторов и людей, преобразующих его.

Анализ результатов проводившихся в последние годы социально-психологических исследований позволил выявить в усредненном личностном профиле преподавателя высшей школы выраженность таких мотивационных тенденций, как «толерантность к новому» (познавательный интерес), «любовь к порядку», «стойкость в достижении целей» (выносливость) и «автономность» (независимость).

Повышение качества и конкурентоспособности образовательных услуг возможно при наличии и эффективном использовании всех видов ресурсов и прежде всего финансовых ресурсов.

В условиях действия рыночных отношений в экономике успешное развитие системы образования обеспечивается лишь при многоканальном, многоисточниковом финансировании.

Рассмотрение вопросов финансирования образования тесно связано с изучением организационной структуры самой системы образования и отдельных её элементов.

Очевидно, что в прямой зависимости от методики планирования находятся вопросы распределения средств между исполнителями государственного заказа, т.е. фактическое финансирование учреждений. Современное законодательство определяет, что каждое учреждение имеет статус субъекта финансово-хозяйственной деятельности.

Согласно ст. 54 Закона РФ № 3266-1 заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом).

Выполнение работником образовательных учреждений других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Оплата труда работников образовательных учреждений высшего профессионального образования регулируется двумя методами: государственно-правовым и договорным.

В отношении стимулирования интенсивности труда можно привести следующий пример из анализируемого перечня: за выполнение работы по другой профессии (должности) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы.

Резюмируя, следует отметить, что труд педагога - труд и физический и умственный. Но основная проблема оплаты труда учителей школ состоит в том, что действующими правовыми актами федерального уровня установлена прямая зависимость размера заработной платы учителя от количества проведенных им уроков, а другая педагогическая и непосредственно связанная с ней работа, входящая в его трудовые обязанности, не нормируется, не учитывается и не оплачивается.

В данном случае, актуальность изменения системы оплаты труда педагогов должна быть обусловлена не только значимостью образования для развития страны, обеспечения ее конкурентоспособности, но и величиной сектора образования.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.  Гражданский Кодекс РФ, Ч. 1, 2 от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ.

2. Трудовой Кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

.   Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1

.   Багаева И.Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы его формирования у будущего учителя: Дис. д-ра пед. наук. Усть- Каменогорск, 2001. 338 с.

.   Батышев А.С. Практическая педагогика для начинающего преподавателя. М.: Просвещение, 2008. 320 с.

.   Гарафутдинова Н.Я. Конкурентоспособность будущего специалиста высшей квалификации как показатель качества его подготовки // Вестн. Омск. ун-та. 2008. № 1. С. 76-78.

.   Иванов В.А., Лурье Л.Е., Зерминов А.В. Педагогическая деятельность: проблемы, сложности // Высшее образование в России. 2007. № 4. С.44-49.

.   Исаева Т.Е. Педагогическая культура преподавателя как условие и показатель качества образовательного процесса в высшей школе. - Ростов-н/Д: Рост. гос.ун-т путей сообщения, 2003. - 312 с.

.   Морозов А.В. Креативность преподавателя высшей школы. М.: Изд-во МГСУ, 2012. 268 с.

.   Никандров Н.Д., Кан-Калик В.А. Подготовка будущего учителя к педагогическому творчеству // Сов. пед. 2007. № 6. С. 105-108.

.   Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера: Книга для преподавателей высших и средних педагогических учебных заведений. М.: ВЛАДОС, 2010. 304 с.

.   Сергеев А.А., Сергеева М.Г. Формирование и развитие педагогического мастерства преподавателя: Монография. - Тверь: ВА ВКО, 2010. - 236 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...