Послесловие. Дети спасения
Мы посвящаем эту книгу сотрудникам журналов «Домашний Очаг», «Мойребенок», «Самая», «Счастливые родители», сотрудникам Издательского дома «София», а также всем родителям, педагогам и воспитателям, кто не боится смотреть на мир чистым, веселым и бескомпромисным детским взглядом. Кто готов расти и учиться вместе с Индиго. И, конечно, мы посвящаем эту книгу детям и подросткам, у которых хватает мужества и терпения расти рядом с нами.
ВСТУПЛЕНИЕ Дети - это такой очаровательный народ, от которого глаз не отвести; а если отвёл - пеняй на себя. Две минуты тишины в детской могут означать приступ вдохновения, из-за чего вы лишитесь и нового дивана, и новой помады. А могут быть следствием огромной любви ко всему миру - ну кто ещё додумается кормить шоколадками видеомагнитофон?! В итоге слишком многие родители дают себе клятву «не расслабляться»: они всегда готовы к любым... кхм... сюрпризам и каждое сообщение от соседей «а ваш сынок...» встречают хорошо отработанной фразой «а сами-то вы...». Жизнь таких родителей слишком быстро превращается в марафон нон-стоп, и трудно при таких условиях проявлять любовь к тому, кого пытаешься спасти (или от кого хочешь спастись). Это очень быстро приводит к душевному разладу, депрессиям, хронической усталости и т. д. А сам ребёнок, уставший жить «за стеклом», начинает либо бороться за свою самостоятельность и вырастает хулиганом и нарушителем спокойствия, либо покоряется окрикам и вырастает размазнёй, маменькиным сынком или кисейной барышней (что в современном мире очень опасно). Некоторые родители смиряются, некоторые предпочитают «взять вожжи в руки». А некоторые начинают искать ответ у педагогов и психологов, но и тут их подстерегает большая опасность. Потому что профессионалы в один голос твердят о педагогических принципах, ответственности родителей и... тем самым «добивают» и так замученных ответственностью мам-пап.
Но у нас есть хорошая новость. Всё не так плохо! Наоборот, всё даже лучше, чем вы думаете. На самом деле можно быть хорошим родителем, воспитывая ребёнка между делом, так, чтобы и ребёнку вас хватило, и самому чувствовать себя человеком. Тут важно усвоить всего один секрет: детям не нужно, чтобы вы «отдавали им лучшие годы жизни» и всю жизнь на них положили. Единственное, что им нужно, - это ваша безусловная любовь. Что это такое и почему она так важна, как её проявить и чем она отличается от простой любви — об этом мы расскажем в первой части книги. Если ваша любовь к ребёнку безусловна, то есть не зависит от его оценок и поведения, мнения соседей, напряженности вашего графика и прочих мелочей, вы легко дадите детям то, в чём они больше всего нуждаются. А это всего три простые вещи: · уважение; · доверие; · безопасность. Три слагаемых, которые сделают любимого человека счастливым. О них - первая часть книги. Когда теряется безусловная любовь - тогда и начинаются проблемы и трудности с воспитанием. Но вот как заметить, что она уходит, и как сохранить её в себе и детях? Как найти эту грань - давать ребёнку то, что нужно, и не навязывать лишнего, - мы описали во второй части книги. Она посвящена тому, как родителям научиться расти вместе с ребёнком. Ведь на самом деле хороший родитель набирается опыта вместе с малышом и тоже растет. А это и есть/были ваши первые уроки сложной, но прекрасной науки «быть родителем». Этот опыт остался с вами, когда младенческие весёлые (и не очень) безобразия закончились и перекочевали в семейные хроники. Из этого первого опыта вы, возможно, уже сделали три полезных вывода:
· Любые трудности - явление временное. · С ребёнком можно договориться. ВСЕГДА! · Из любой ситуации можно найти выход. И даже не один. И этот же опыт говорит вам: не усложняйте себе жизнь. Принимайте своих детей такими, какие они есть. Живите и радуйтесь вместе с ними. Воспитание детей - дело совсем не трудное и, даже наоборот, - весёлое и интересное. Об этом третья часть: растите детей, как цветы. Ведь когда из земли появляется маленький росток, мы не торопим его и уж тем более не тащим за листики, чтоб он поскорее вырос. К солнцу он потянется сам, без нас, потому что это заложено в нём изначально. Мы о-бе-ре-га-ем его. Мы просто создаём благоприятные условия для его роста. Мы просто радуемся и ждём, когда он подрастёт, когда бутон наберёт силу и когда раскроются лепестки. Любой садовник знает: дерево вырастет, цветы расцветут. Просто им не надо мешать. Просто надо делать всё вовремя: и пфливать, и удобрять почву, и удалять сорняки, и ставить подпорки; и обязательно помнить, что надо именно этому цветку в этот момент, в этой стадии его развития. Так и с детьми. Дети растут сами. И всё случается в свой срок. Надо только не препятствовать этому естественному процессу, а поддерживать, помогать, оберегать. Так что всё просто - и третья часть книги не сложнее, чем алгебра за 5 класс (которую вам, кстати, тоже ещё предстоит освоить). Надо просто изменить стратегию и тактику своего поведения: не воспитывать ребёнка, а играть с ним в то, что ему полезно и нужно. Игра - самый надёжный способ разрешать сложные проблемы, которые с завидным постоянством подкидывают нам наследники.
Ну а мешать вам осуществить эту замечательную программу будут три врага: чувство вины, химеры вашего собственного детства и ваш личный жизненный опыт (который, если честно, не всегда годится для наших детей). О ловушках для хороших родителей мы ТОЖЕ РАССКАЖЕМ В ЭТОЙ КНИГЕ. И дадим вам возможность посмотреть врагам в лицо и научиться с ними уживаться. Ну а чтобы книга ни в коем случае не походила на научное пособие, мы наполнили её играми, практическими заданиями и тестами - весёлыми, легкими и очень-очень важными. Вот, кстати, первый тест для родителей. Он подскажет, какой вы садовник для своих любимых чад, хорошо ли вы знаете потребности своего ребёнка и не путаете ли их со своими собственными представлениями о том, что хотелось бы иметь вашему сыну или дочке.
ТЕСТ Какой вы садовник? Помните детскую игру «Я садовником родился, не на шутку рассердился...». Там детки называют себя цветочками и выдают собственные предпочтения в цветах и друзьях. Вы - садовник; но вы не рассержены. Вы просто решаете, что вам делать сейчас, когда ваш драгоценный ребёнок (в очередной раз) подкинул вам задачку. Этот тест поможет вам узнать, насколько хорошо вы знаете потребности и нужды собственных детей; умеете ли вы увидеть ситуацию глазами собственного сына или дочери? Да попросту— всегда ли вы понимаете своего ребёнка. Выбирайте вариант ответа и попытайтесь обосновать свою тактику. Подсказка: читая вопрос, обращайте особое внимание на-вшрастребёнка. Если тот уже вырос - честно вспоминайте свои прошлые действия. Если ещё мал - фантазируйте о будущем.
Месяца Ваш малыш проснулся и заплакал. Что делаете вы: A. Если знаю, что сухой и накормлен, подожду, может, это просто капризы, сам утихнет. Б. Кто-то из домашних подойдёт; если некому, конечно, подбегу сама. B. Мгновенно реагирую на плач - подбегаю, чтобы успоко ить, беру на руки.
Месяцев Вы разговариваете по телефону, а ваш малыш изо всех сил вам «помогает»: кричит, лезет на руки, требует повесить трубку. А. Призываете к порядку; объясняете, что скоро закончите. Б. Просите кого-то из домашних занять его или заканчиваете разговор. B. Подсовываете кастрюлю и крышку, есть шанс, что пока погремит, вы успеете наговориться.
Год Собираетесь с ребёнком на прогулку, он не желает надевать ни курточку, ни ботики. Что вы подумаете и что сделаете? A. Может, ботиночки стали малы? Пора покупать другие? Б. Успокаиваю и рассказываю, почему надо одеваться. B. Скажу, что ботиночки сами пошли гулять, и покажу, как они уходят «топ-топ».
Года Ваш ребёнок мирно играл. Вдруг какой-то ровесник-бутуз вцепился в его игрушку. Оба тянут её, каждый в свою сторону, и оба вопят при этом. Вы:
A. Вмешиваетесь и объясняете, что делать можно, а чего нельзя. Б. Кидаетесь на помощь своему ребёнку и успокаиваете. B. Даёте тому карапузу что-то другое, а игрушку возвращаете своему малышу.
Года
Ваш ребёнок, играя с кошечкой, попытался открутить ей хвост, и та, оскорбившись, цапнула его. Вы принимаете необходимые санитарные меры и говорите: A. Плохая кошка, мы ей зададим. Б. Давай-ка выпустим её погулять. B. Ты же сделал ей больно!
Года Ваш ребёнок показал язык взрослой тёте, которая пытается погладить его по головке. Вы: A. Делаете ему замечание и позволяете тёте погладить его. Б. Объясняете малышу, что это просто замечательная тётя и она его очень любит. B. Громко говорите своему чаду: давай я свяжу тётю, а ты в это время погладишь её по голове.
Года Вы забрали сына из детского сада. По дороге выясняется, что он прихватил из садика маленькую матрёшку и хочет подарить её подружке - соседке, потому что влюбился в неё. Вы согласны, что это уважительная причина? Ваша реакция? A. Да вы что? Какая любовь в этом возрасте? Б. Очень забавно, но игрушку придётся всё-таки вернуть. B. Быстренько придумываете, что он может подарить этой девочке, а пока возвращаетесь в садик и ставите матрёшку на место.
Лет Жарко. Ребёнок выпил уже два стакана воды, и вот прибежал и требует третий. Вы наливаете полкружки. Он рыдает и требует полную. Вы: A. Оставляете как есть, захочет - выпьет. Б. Наливаете эту кружку да краёв, придумывая на ходу, как отобрать и не дать выпить всю. B. Прикинув, что кружка больше стакана, переливаете воду в стакан.
Лет Как ваш ребёнок закончит эту историю? «Дочка с мамой шли по дорожке, вдруг на девочку зашипел гусь... она испугалась, но тут мама...» A. Мама сказала: «Нельзя шипеть на детей». Б. Мама взяла девочку на руки и пожалела её. B. Мама обняла дочку, а потом они угостили гуся хлебными крошками.
Лет Ваш ребёнок сообщил, что сегодня получил две пятёрки и одну тройку. Что вы скажете ему в первую очередь? A.Я ж говорила тебе: надо учить все уроки. Б. Спрошу, по какому предмету схватил трояк, даже посочувствую. B.Похвалю за пятёрки.
8 лет Ваш ребёнок уговаривает вас купить ему большую собаку, овчарку или питбуля. Вы не против, так как и сами хотели купить щенка. Что вы сделаете сначала? A. Обсудим его обязанности. Б. Поговорим и помечтаем, как будем её дрессировать. B. Выясню, почему именно большую собаку (может, ему нужна защита).
Лет Вы договорились, что сегодня он вернется с улицы пораньше и вы вместе пойдёте в гости. Вы прождали его около часа - и вот наконец-то звонок. Он оптимистично сообщает, что сидит у друга и сейчас прибудет. Как и когда вы вы скажете ему своё недовольство?
A. Сразу же, как появится. Б. Решаете, что у вас будет время обсудить этот поступок, например, после ужина. B. Замечание вы сделаете, но, так как подобное уже было, при первой возможности поступите с ним так же.
Лет Вы купили ребёнку красивый свитер. Он в восторге, но вот надел пару раз, сходил в школу - и забросил, потом наотрез отказался надевать. Вы:
A. Уговариваете носить этот свитер, объясняете, как он ему идёт. Б. Убираете, надеясь при случае подсунуть снова. B. Решаетесь присмотреться, как и во что одеты его друзья.
Лет Ваш ребёнок повесил на дверь своей комнаты большой плакат, на котором - дуля (кукиш). Как вы думаете, почему он это сделал? A. Вряд ли он способен сделать это, слишком некультурно. Б. Так он высказал своё мнение о нас. B. Думаю, это тактичное предупреждение, чтоб не мешали.
Лет Ваш сын пришёл домой с другом. Спрашивает, можно ли им вместе поиграть сейчас за компьютером. Вы отвечаете: «Конечно, зайчик», а чуть позже замечаете, что он обижен. Почему? A. Какие-то неприятности? Надо расспросить. Б. Как я могу что-то заметить, если они закрылись в комнате? B. Зайчик уже вырос, ему неудобно перед другом.
Лет Ваш ребёнок часто придумывает варианты повести, которую собирается написать, и рассказывает вам их. Впрочем, повесть он пишет уже давно, но сюжет меняется, характер и поведение героя - тоже, и дальше завязки дело не движется. Что вы ему посоветуете? A. Писать - любое дело надо учиться доводить до конца. Б. Видимо, ему не хватает времени или усидчивости; помогу, если попросит, например, подкину идеи. B. Ничего не стану советовать, буду просто с удовольствием слушать всё новые и новые варианты (подумаю, какие интересные параллели с его жизнью, с тем, о чём думает).
Лет Вы идёте по бульвару и вдруг замечаете, что на пьедестале, оставшемся от разбитой скульптуры, стоит ваш ребёнок и очень увлечённо декламирует какие-то стихи. Его шумно слушают несколько приятелей. Вы опешили от неожиданности, но потом: A. Прикидываете, а не стоит ли подойти поближе. Б. Прикидываете, нет ли поблизости милиции. B. Слушаете текст, потом, радостно отметив, что он вполне цензурен, потихоньку уходите, пока вас не заметили.
Лет Вы вдвоём с сыном гуляете по городу, никаких планов у вас нет. Сын уверенно ведёт вас вперед, но вам кажется, что вы заблудились. Вечереет, а вы всё никак не можете отыскать нужную вам улицу. Ваш молодой мужчина упрямо не желает расспрашивать редких прохожих. Вы: А. Начинаете нервничать, берёте инициативу в свои руки и быстро находите дорогу. Б Вы всегда неплохо ориентировались на местности и поэтому даёте ему советы по выбору маршрута. В. Решаете, что гулять - приятное занятие, и полностью полагаетесь на него, да и время позволяет.
Лет Ради сына или дочери вы забросили своё любимое занятие, так как хотели больше внимания уделять ребёнку. Вы скажете ему об этом? A. Да. Б. Нет. B. А зачем бросать любимое занятие?
Младшее поколение в очередной раз не понимает вас. Как вы считаете: A. Это вечная проблема «отцов и детей»! Б. Понять друг друга можно, если очень захотеть. B. Есть случаи, когда понять друг друга просто невозможно, - остаётся только принять всё как есть.
Результаты Ни для кого не секрет, что дети думают и чувствуют не так, как мы (секрет только, зачем они запустили тортом в кошку). Им пока недоступна логика взрослых; и то, что взрослому кажется очевидным, может быть недоступным для понимания ребёнка, мир для них наполнен прежде всего чувствами, эмоциями. Они ярче и удивительнее, чем у взрослых, и это исто формирует собственно детскую систему приоритетов и ценностей (где мамино золотое кольцо не дороже павлиньего пера, а потому их можно обменять). И как следствие - точка зрения ребёнка и взрослого часто не совпадают. Проблемы возникают, когда взрослые ожидают, что их наследники станут вести себя так-то и так-то. Ну а дети порой ведут себя с точностью до наоборот и при этом совершенно не понимают, за что им всё-таки досталось, - и очень переживают. Но проявить понимание придётся нам, взрослым. Оценивая (порой осуждая) поступок ребёнка, необходимо учитывать, что любимый человечек сделал это не просто так, что на это были какие-то причины. Это с вашей, взрослой точки зрения его действия неверны, а со стороны детской логики все законно. И заставляя его подлаживаться под нас, требуя «взрослости» раньше, чем он сам до неё дорастёт, мы не только выдёргиваем его из детства, но ещё и сбиваем с толку, не даём созреть, дорасти, отстоять себя и право на своё миропонимание. Упорно добиваясь частных мелочей - уборка, уроки вовремя, - мы иногда мешаем ему в главном: осознать себя таким, какой он есть на самом деле, стать собой.
Если большинство ответов:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|