Работа редактора с иллюстративным материалом
Иллюстрацией — изображение, служащее пояснением или дополнением к какому-либо тексту. Иллюстрации – существенный элемент различных изданий, они могут присутствовать в любой книге, но роль их в разных видах различна. По ОСТ 29.130-97 «Издания. Термины и определения» «иллюстрация» - изображение, поясняющее или дополняющее основной текст, помещенное на страницах и других элементах материальной конструкции. В учебной книге они являются одним из важнейших средств повышения информативности материала и играют особую роль в процессе самостоятельной работы с книгой. Они наглядно демонстрируют логику рассуждения и помогают автору разъяснять смысл изложения. В научной литературе иллюстрации значительно облегчают понимание текста. Иллюстрации в той или иной мере заменяют текст. Они могут пояснять или дополнять текст. В изданиях художественной литературы обычно помещают художественно-образные иллюстрации, которые представляют собой перевод литературных образов в зрительно воспринимаемые формы – графические формы. В изданиях научной литературы, научно-популярной литературы, учебной и других видах нехудожественной литературы используются научно-познавательные иллюстрации. По характеру изображения различают следующие типы научно-познавательных иллюстраций: 1. Реально-предметные – фотографии и выполненные художником рисунки. 2. Условно-предметные (дающие обобщенный образ предмета) – чертежи, схемы, карты. 3. Отвлеченные – математические чертежи, графики, диаграммы, некоторые виды схем. 4. Комбинированные. Самый распространенный тип научно-познавательных иллюстраций – рисунок, выполненный художником. Его преимущества – выразительность, доступность пониманию читателя различной подготовки. Недостаток – слабая документальность, большая затрата времени, высокая стоимость.
Достоинства фотоснимка – точность воспроизведения предмета, документальность, быстрота выполнения, относительная дешевизна. Чертеж – условное графическое изображение предмета с точным соотношением его размеров, полученное методом проецирования. Это графическое изображение на плоскости геометрических образов (точек.ю линий, поверхностей, тел) и их совокупностей, выполненное линиями, штрихами. На чертежах изображаются изделия (машины, приборы, аппараты и т. Д.), их детали, сооружения. Чертежи выполняются на основании математического расчета с помощью чертежных и измерительных инструментов. Чертежи, выполненные в перспективе или аксонометрии, принято считать техническими рисунками. С их помощью можно показать любой технический предмет без лишних деталей, представить механизм или его деталь в разрезе, под определенным углом, в увеличенном или уменьшенном виде или изобразить изучаемое устройство в нескольких положениях. Схема – условное графическое изображение какого-либо объекта (явления, процесса), в общих чертах передающее суть его характера и структуры. Схема – линейное изображение, от чертежа отличается тем, что не передает масштабных отношений предмета и не ставит целью изобразить сам предмет. Под каждым условным знаком схемы подразумевается тот или иной предмет. Схема выполняет две задачи: 1. передать скрытую взаимосвязь частей или сущность явлений, предметов; 2. организовать отдельные элементы изображения в законченную графическую композицию, которая хорошо передавала бы сущность изображаемого явления. Схемы можно разделить на две группы: - схемы творческого характера – структурные или классификационные (систем, положений, состояний); схемы развития или движения;
- технические схемы – кинематические, электротехнические, радиотехнические, оптические, вакуумные. Карта – картографическое произведение, которое используется для передачи определенной информации, содержащейся в издании. План – чертеж, изображающий в условных знаках (масштабе) на плоскости горизонтальную или вертикальную проекции какого-либо предмета или его размеры. График – чертеж, наглядно изображающий количественное соотношение и развитие взаимосвязанных процессов или явлений в виде кривой, прямой, ломанной линии, построенной в той или иной системе координат. Главная цель графика – показать общий характер какого-либо процесса, характер изменения функциональной зависимости в общих чертах, целесообразно давать его без координатной сетки. График с координатной сеткой предпочтителен в тех случаях, когда предполагается считывание с него конкретных значений функции по известному аргументу, а также считывание промежуточных значений со шкал. Арифметический масштаб шкал графика во всех случаях предпочтительнее логарифмического. Число параметрических линий на графике при всех прочих равных условиях следует выбирать минимально возможным, так как с их увеличением возрастает время считывания показаний графика и увеличивается количество ошибочных считываний. Диаграмма – условное графическое изображение числовых величин или их соотношений, выполненное при помощи линии, плоскостей, геометрических фигур, рисунков и т. д. По значению и связи с текстом иллюстрации могут: - являться предметом изучения (атлас анатомии); - сопровождать текст; - расширять информацию. По графическим средствам изображения иллюстрации могут быть: - штриховыми; - полутоновыми. По способу подготовки иллюстрации могут быть: - оригинальными (специально созданными для данного произведения); - заимствованными; - документальными. Научно-познавательные иллюстрации имеют подрисуночные подписи. Это текст под иллюстрацией, в состав которого могут входить следующие элементы: нумерационный заголовок; основная часть подписи; экспликация; легенда. Подрисуночные подписи позволяют достичь устойчивой связи с текстом.
Подрисуночная подпись может иметь разный состав элементов. Кроме подрисуночной подписи могут быть надписи. Их применяют иногда в документальных, научных, научно-популярных книгах. Редактор должен стремиться заменить надписи подписью с экспликацией. Иллюстрации могут иметь различные функции в изданиях: - информационную; - эстетическую; - эмоционально-психологическую. Информационная функция. Информационный эффект любой иллюстрации будет зависеть от того, насколько полно, точно и быстро читатель сможет воспринять информацию. Оценивая изобразительный материал, редактор должен определить, насколько он понятен, удобен для прочтения. Психологически наилучшим по восприятию следует считать не изометрическое, а перспективное изображение предмета, так как оно характеризует не только положение предмета в пространстве, но и его глубину (Антонов А. В. Восприятие внетекстовых форм информации в издании. М.: Книга, 1972. 104 с.). Схема представляет собой сплав всего самого существенного, принципиального в изучаемом объекте. Имея дело с художественно-образными иллюстрациями, редактор ограничивается оценкой отбора материала такого рода, его соответствием художественным особенностям иллюстрируемого текста, оценкой выбора подписей под иллюстрацией, которые обычно представляют собой небольшие выдержки из произведений. Редактор должен провести количественную и качественную оценку иллюстраций. Провести количественную оценку иллюстративного материала – значит определить оптимальное количество однотипных иллюстраций к определенной теме. Количество иллюстраций определяется иллюстративностью издания и видом литературы. Иллюстративность издания составляет: – для научной литературы – 4–30 %; – для производственно-практической – 10–35 %; – для учебной литературы – 10–40 %; – для научно-популярной – 10–50 %. При редакционной оценке иллюстраций следует обращать внимание на их соответствие назначению книги. Одним из главных направлений в работе редактора с иллюстрациями является оценка их актуальности. Иллюстрации могут быть заимствованы из какой-либо книги, изданной достаточно давно, редактору необходимо убедиться, что этот материал не устарел.
Важным направлением редакторской оценки иллюстративного материала является оценка его содержания. Следует исключить иллюстрации, не отвечающие обсуждаемой теме, или необъективно, односторонне характеризующие предмет рассмотрения. Стоит подумать над изображениями, содержащими ненужные читателю, отвлекающие от темы подробности. Следует определить, как соотносится иллюстрация с текстом, в том числе и в деталях: поясняет ли она текст, дополняет его или придает ему новую информацию. Иллюстрация не должна просто дублировать информацию, даваемую в тексте. Редактор учитывает эстетические качества: манеру и технику исполнения, внешний вид. При работе над рисунками творческого характера важно оценить точность передачи содержания, при редактировании сюжетов чертежей, графиков редактор старается добиться научной точности, соответствия сюжета тексту, удачной компоновке иллюстраций на полосе, соблюдений требований стандарта. Отредактировать технические рисунки, значит выявить и подчеркнуть то, что особенно важно для книги, используя при этом кадрировку, позволяющую выявить мелкую или малозаметную деталь на общем изображении, утолщении линий или штриховку.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|