Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, нардов, культур и религий;

- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

-компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознание и ответственное отношение к собственным поступкам;

-коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

-участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

-признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

-принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности обучающихся:

-умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

-сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части общей духовной культуры;

- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

-развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а так же образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

- сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

-воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

-расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитанное музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

-овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

-приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

-сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Содержание учебного предмета, курса

Основное содержание образования в примерной программе представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современно мире: традиции и инновации». Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе.

Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.

Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трёхчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и художественной формы.

Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).

Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.

Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., её стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.

Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый.

 

7. Тематическое планирование

 

Разделы, темы, основное содержание Основные виды деятельности обучающихся
5 класс – 34 часа Музыка и литература (16 ч)
Что роднит музыку с литературой. Вокальная музыка. Рос­сия, Россия, нет слова красивей... Песня русская в березах, пес­ня русская в хлебах... Звучащие картины. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно... Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора... Что за прелесть эти сказки... Жанры инструментальной и вокальной музыки. Мелоди­ей одной звучат печаль и радость... Песнь моя летит с моль­бою... Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества. Раскрываются следующие содержательные линии: Сюже­ты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка рус­ская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Обобщение материала I четверти. Всю жизнь мою несу родину в душе... «Перезвоны». Зву­чащие картины. Скажи, откуда ты приходишь, красота? Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Слово о мас­тере. Гармонии задумчивый поэт. Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь... Был он весь окутан тайной — черный гость... Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Опер­ная мозаика. Опера-былина «Садко». Звучащие картины. По­клон вам, гости именитые, гости заморские! Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Балет­ная мозаика. Балет-сказка «Щелкунчик». Музыка в театре, кино, на телевидении. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Мир композитора. Раскрываются следующие содержательные линии: Симфо­ния-действо. Кантата. Средства музыкальной выразительности. Хор. Симфонический оркестр. Певческие голоса. Струнные инструменты; челеста; флейта. Колокольность. Жанры фортепи­анной музыки. Серенада для струнного оркестра. Реквием. При­емы развития в музыке. Контраст интонаций. Опера. Либретто. Увертюра. Ария, речитатив, хор, ансамбль. Инструментальные темы. Музыкальный и литературный портре­ты. Выдающиеся исполнители (дирижеры, певцы). Балет. Либретто. Образ танца. Симфоническое развитие. Музыкальный фильм. Литературный сценарий. Мюзикл. Му­зыкальные и литературные жанры. Обобщение материала II четверти. Музыкальный материал Родина. Н. Хрисаниди, слова В. Кзтанова. Красно сол­нышко. П. Аедоницкий, слова И. Шаферана. Родная земля. Я. Дубравин, слова Е. Руженцева. Жаворонок. М. Глинка, сло­ва Н. Кукольника. Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловье­вой.Во поле береза стояла; Я на камушке сижу; Заплетися, плетень; Уж ты, поле мое; Не одна-то ли во поле доро­женька; Ах ты, ноченька и др., русские народные песни. Симфония № 4 (фрагмент финала). П. Чайковский. Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ. Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева. Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева. Осенней песенки слова. В. Серебренников, слова В. Степанова. Песенка о словах. С. Старобинский, слова В. Вайнина. Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова. Гор­ные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова. Вокализ. С. Рахманинов. Вокализ. Ф. Абт. Романс. Из Му­зыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фраг­мент). Г. Свиридов. Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фраг­менты). А. Лядов. Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римс-кий-Корсаков. Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена го­да». П. Чайковский. Песня венецианского гондольера (№ 6). Из фортепианно­го цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон. Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова. Баркаро­ла. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод А. Плещеева. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром ла). П. Чайковский. Веснянка, украинская «Проводы Масленицы». Сцена из оперы Н. Римский-Корсаков. Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. С; для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты*. В. Гаврилин. Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака. Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина. Снег. Из вокального цикла «Земля». М. Славкин, слова Э. Фарджен, перевод М. Бородицкой и Г. Кружкова. Зима. Ц. Кюи, слова Е. Баратынского. Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта». В.-А. Моцарт. Маленькая ночная сере­нада (рондо). В.-А. Моцарт. Dona nobis расет. Канон. В.-А. Моцарт. Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт. Dignare. Г. Гендель. Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка. «Сказ­ка о царе Салтане...» Опера (фрагменты). Н. Римский-Корса­ков. Садко. Опера-былина (фрагменты). Н. Римский-Корсаков. Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк. Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский. Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский. Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер. Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подбе-резского. Дуэт лисы Алисы и кота Базилио. Из музыки к сказке «Буратино». Музыка и стихи Б. Окуджавы. Сэр, возьмите Алису с собой. Из музыке к сказке «Алиса в стране чудес» Слова и музыка В. Высоцкого. Выявлять общность жизненных исто­ков и взаимосвязь музыки и литературы. Проявлять эмоциональную отзывчи­вость, личностное отношение к музы­кальным произведениям при их воспри­ятии и исполнении. Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов; понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. Воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литератур­ных произведений в драматизации, ин­сценировке, пластическом движении, свободном дирижировании. Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструмен­тах, пластике, в театрализации. Находить ассоциативные связи меж­ду художественными образами музыки и других видов искусства Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой те­мы. Размышлять о знакомом музыкаль­ном произведении, высказывать сужде­ние об основной идее, средствах и фор­мах ее воплощения. Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоя­тельно выбранным литературным обра­зом. Находить жанровые параллели меж­ду музыкой и другими видами искус­ства. Творчески интерпретировать содер­жание музыкального произведения в пе­нии, музыкально-ритмическом движе­нии, поэтическом слове, изобразитель­ной деятельности. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литера­туры. Определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя. Определять характерные признаки музыки и литературы. Понимать особенности музыкально­го воплощения стихотворных текстов.   Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные литературные произ­ведения к изучаемой музыке. Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и виды музы­кальных инструментов. Определять характерные черты му­зыкального творчества народов России и других стран при участии в народных иг­рах и обрядах, действах и т.п. Исполнять отдельные образцы на­родного музыкального творчества своей республики, края, региона и т.п. Участвовать в коллективной испол­нительской деятельности (пении, плас­тическом интонировании, импровиза­ции, игре на инструментах — элементар­ных и электронных). Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Самостоятельно работать в творческих тетрадях. Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях, и т.п. со сверстниками и родителями. Использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы. Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений.
Музыка и изобразительное искусство (18 ч)
Что роднит музыку с изобразительным искусством. Небесное и земное в звуках и красках. Три вечные стру­ны: молитва, песнь, любовь... Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье... В минуты музыки печальной... Есть сила благодат­ная в созвучье слов живых... Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский. За отчий дом, за русский край... Ледовое побоище. После побо­ища. Музыкальная живопись и живописная музыка. Ты рас­крой мне, природа, объятья... Мои помыслы — краски, мои краски — напевы... И это все — весенних дней приметы! Фореллен-квинтет. Дыхание русской песенности. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Весть святого торжества. Древний храм златой вершиной блещет ярко... Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Звуки скрипки так дивно звучали... Неукротимым духом своим он по­беждал зло. Волшебная палочка дирижера. Дирижеры мира. Образы борьбы и победы в искусстве. О, душа моя, ныне — Бетховен с тобой! Земли решается судьба. Оркестр Бетховена играет... Раскрываются следующие содержательные действие музыки с изобразительным искусством. Песенность. Знаменный распев. Песнопение. Пение a capella. Солист. Ор­ган. Исторические события, картины природы, характеры, порт­реты людей в различных видах искусства. Кантата. Триптих. Трехчастная форма. Контраст. Повтор. Смешанный хор: сопрано, альты, тенора, басы. Выразительность и изобразительность. Песня-плач. Протяжная песня. Певческие голоса (меццо-сопрано). Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Му­зыкальная живопись и живописная музыка. Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок. Квинтет. Прелюдия. Сюита. Фреска, орнамент. Тембры инструментов (арфа), оркестр. Концертная симфония. Инструментальный концерт. Скрипка соло. Каприс. Интерпретация. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Груп­пы инструментов симфонического оркестра. Выдающиеся дири­жеры. Симфония. Главные темы. Финал. Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка. Обобщение материала III четверти. Застывшая музыка.Содружество муз в храме. Полифония в музыке и живописи. В музыке Баха слышат­ся мелодии космоса... Музыка на мольберте. Композитор-художник. Я полечу в далекие миры, край вечный красоты... Звучащие картины. Все­ленная представляется мне большой симфонией... Импрессионизм в музыке и живописи. Музыка ближе все­го к природе... Звуки и запахи реют в вечернем воздухе. О подвигах, о доблести, о славе. О тех, кто уже не придет никогда, — помните! Звучащие картины. В каждой мимолетности вижу я миры... Прокофьев! Музы­ка и молодость в расцвете... Музыкальная живопись Мусоргского. Мир композитора. С веком наравне. Раскрываются следующие содержательные линии: Орган­ная музыка. Хор a capella Католический собор. Православный храм. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга. Композиция. Форма. Музыкальная живопись. Живописная му­зыка. Цветовая гамма. Звуковая палитра. Триптих. Соната. Имп­рессионизм. Прелюдия. Сюита. Интерпретация. Джазовые рит­мы. Язык искусства. Жанры музыкального и изобразительного искусства. Обобщение материала IV четверти. Музыкальный материал Знаменный распев. Концерт № 3 для фортепиано с орке­стром (1-я часть). С.Рахманинов. БогородицДево, радуйся Из «Всенощного бдения». П. Чайковский. Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов. Любовьсвятая. Из музыки к драме А. Н. Толстого «Царь Федер Иоаннович». Г. Свиридов. Аве, Мария. Дж. Каччини. Аве, Мария. Ф. Шуберт слова B. Скотта, перевод А. Плещеева. Аве, Мария. И.-С. Бах -Ш. Гуно. Ледовое побоище (№ 5). Из кантаты «Александр Невский»C. Прокофьев. Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П ли). Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева. Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов. Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов. Форель. Ф. Шуберт, слова Л. Шуберта, русский текст B. Костомарова. Форел-лен-квинтет. Ф. Шуберт. Рисунок. А. Куклин, слова С. Михалкова. Семь моих цвет­ных карандашей. В. Серебренников, слова В. Степанова. Сюита-фантазия для двух фортепиано (фрагменты).C. Рахманинов. Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта. Чакона. Для скрипки соло (ре минор). И.-С. Бах. Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и совре­менные интерпретации). Concerto grosso. Для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных (фрагмент). А. Шнитке. Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С. Рахманинов. Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский.   Симфония № 5(фрагменты). Л. Бетховен. Ария. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». И.-С. Бах. Маленькая прелюдия и фуга для органа. И.-С. Бах. Прелюдии для фортепиано; Море. Симфоническая поэма (фрагменты). М. Чюрленис. Наши дети. Хор из «Реквиема». Д. Кабалевский, слова Р. Рождественского. Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты»; Звуки и запахи реют в вечернем воздухе. Девушка с волосами цвета льна. Прелюдии; Кукольный кэк-уок. Из фортепианной сюиты «Детский уголок». К. Дебюсси. Мимолетности № 1, 7, 10 для фортепиано. С. Проко­фьев. Маленький кузнечик. В. Щукин, слова С. Козлова. Парус алый. А. Пахмутова, слова Н. Добронравова. Тишина. Е. Адлер, слова Е. Руженцева. Музыка. Г. Струве, слова И. Исаковой. Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщи­на»; Картинки с выставки. Сюита. М. Мусоргский (класси­ческие современные интерпретации). Произведения изобразительного искусства Чувство звука. Я. Брейгель. Сиверко. И. Остроухов. Пок­ров Пресвятой Богородицы. Икона. Троица. А. Рублев. Сикс­тинская мадонна. Рафаэль. Богородица Донская. Ф. Грек. Святой князь Александр Невский. Икона. Александр Невский. М. Нестеров. Александр Невский. Триптих: «Север­ная баллада», «Александр Невский», «Старинный сказ». П. Ко­рин. Весенний этюд; Весна; Цветущие вишни; Дама в крес­ле; Водоем. В. Борисов-Мусатов. Пейзаж. Д. Бурлюк. Бурный ветер. А. Рылов. Формула весны. П. Филонов. Весна. Боль­шая вода. И. Левитан. Фрески собора Святой Софии в Киеве. Портрет Н. Паганини. Э. Делакруа. Н. Паганини. С. Ко­ненков. Антракт. Р. Дюфи. Скрипка. Р. Дюфи. Скрипка. И. Пуни. Скрипка. К. Петров-Водкин. Скрипка. Е. Рояк. Сим­фония (скрипка). М. Меньков. Оркестр. Л. Мууга. Три музы­канта. П. Пикассо. Ника Самофракийская. Восставший раб. Микеланджело. Свобода, ведущая народ. Э. Делакруа. Православные храмы и их внутреннее убранство. Готические соборы и их внутреннее убранство. Фуга. Сказка. Путешествие королевны. Триптих; Сона­та моря. Триптих. М. Чюрленис. Реквием. Цикл гравюр; Вечно живые. Цикл гравюр. С. Красаускас. Впечатление. Восход солнца; Руанский собор в полдень. К. Моне. Морской пейзаж. Э. Мане. Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин; Композиция. Казаки. В. Кандинский. Выявлять общность жизненных ис­токов и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством различными способами художественного познания мира. Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведен с формой его воплощения. Находить ассоциативные связи меж­ду художественными образами музыки и изобразительного искусства. Наблюдать за процессом и результа­том музыкального развития, выявляя сходство и различие интонаций, тем, об­разов в произведениях разных форм и жанров. Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки. Участвовать в совместной деятель­ности при воплощении различных музы­кальных образов. Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства. Самостоятельно: подбирать сходные иили контрастные произведения изоб­разительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке. Определять взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства. Театра, кино и др.) Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Проявлять эмоциональную отзывчи­вость, личностное отношение к музы­кальным произведениям при их воспри­ятии и исполнении. Использовать различные формы му­зицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных про­изведений. Исполнять песни и темы инструмен­тальных произведений отечественных и зарубежных композиторов. Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов. Анализировать и обобщать много­образие связей музыки, литературы и изобразительного искусства Воплощать художественно-образн:t содержание музыки и произведен;:; изобразительного искусства в драматиза­ции, инсценировании, пластическом движении, свободном дирижировании. Импровизировать в пении, игре, пластике. Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию про­изведений изобразительного искусства. Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Ин­тернет. Самостоятельно работать с обучаю­щими образовательными программами. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность своих сверстников. Защищать творческие исследова­тельские проекты (вне сетки часов)

 

Календарно - тематическое планирование по музыке

5 класс

Тема урока Элементы содержания Требования к уровню подготовленности обучающихся Дата план Дата факт
I четверть – 9 часов
I. Музыка и литература – 16 часов
  Что роднит музыку с литературой? Слушание, анализ: -Симфония №4 (финал) П.Чайковский - сюита «Пер Гюнт» Э.Григ -романс «Жаворонок» М.Глинка, Н.Кукольник Вокально-хоровая работа (пение): - песня «Мы в доме одном живем» Я.Дубравин Понимать: взаимодействие музыки и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них. Уметь: - находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы - передавать свои музыкальные впечатления в устной форме    
  Вокальная музыка «Россия, Россия, нет слова красивей…» Стихи С.Есенина, фрагменты знакомых музыкальных произведений Вокально-хоровая работа: «Рассвет-чародей» Уметь: - находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы - высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения - проявлять навыки вокально- хоровой работы    
  Вокальная музыка «Песня русская в березах, песня русская в хлебах…» Вокально-хоровая работа: - русские народные песни: «Мы пойдем погулять», «Заплетися, плетень», «Я на камушке сижу», «Ах ты, ноченька», «Уж ты, поле мое» - песня «Красно солнышко» П. Аедоницкого, И.Шаферана Понимать: взаимодействие музыки и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них. Уметь: - высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения - участвовать в коллективной исполнительской деятельности Развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования, формирование фонотеки    
  Вокальная музыка «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…» Слушание, анализ: - романс «Горные вершины» А.Варламова, М.Лермонтова - романс «Горные вершины» А.Рубинштейн, М.Лермонтов Вокально-хоровая работа: - песня «Красно солнышко» П. Аедоницкого, И.Шаферана Уметь: -находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы - размышлять о музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения - проявлять навыки вокально- хоровой работы    
  Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора…» Слушание, анализ: Сказание для симфонического оркестра «Кикимора» А.Лядова (фрагменты) Вокально-хоровая работа: - песня «Красно солнышко» П. Аедоницкого, И.Шаферана Уметь: - передавать свои музыкальные впечатления в устной форме - различать простые и сложные жанры инструментальной музыки, находить жанровые параллели между музыкой и литературой - участвовать в коллективной исполнительской деятельности    
  Фольклор в музыке русских композиторов. «Что за прелесть эти сказки…» Слушание, анализ: - Симфоническая сюита «Шехерезада» Н.Римский- Корсаков (тема Шехерезады и Шахриара) - опера «Снегурочка» Н.А. Римский-Корсаков (сцена «Проводы Масленицы» Вокально-хоровая работа: - песня «Прощай, Масленица» рус. нар. - песня «Красно солнышко» П. Аедониц- кого, И.Шаферана Уметь: - понимать взаимодействие музыки и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них. - размышлять о музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее - передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме    
  Жанры инструментальной и вокальной музыки. «Мелодией одной звучат печаль и радость…» Слушание, анализ: - «Вокализ» С. Рахмани- нов - «Романс» Г.Свиридов - «Баркарола» Ф.Шуберт - «Баркарола» П.Чайков- ский Вокально-хоровая работа: песня «Родная земля» Я. Дубравин, Е. Ружевцев Уметь: -находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы - проявлять навыки вокально- хоровой деятельности - творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении    
  Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества. Слушание, анализ: - Концерт №1 для ф-но с оркестром П. Чайковский - «Песня Сольвейг» Э.Григ - романс «Осенней песенки слова» В.Сере- бренников, В.Степанов Вокально-хоровая работа: песня «Родная земля» Я. Дубравин, Е. Ружевцев Уметь: - выделять средства музыкальной выразительности - размышлять о музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения - участвовать в коллективной исполнительской деятельности    
  Вторая жизнь песни. Звучащие картины Слушание, анализ: - «Венецианская ночь» М. Глинка - «Песня венецианского гондольера» Ф.Мендельсон - симфония Перезвоны» В.Гаврилин Вокально-хоровая работа: песня «Родная земля» Я. Дубравин, Е. Ружевцев Уметь: - размышлять о музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения - творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении Развивать: умения и навыки музыкально-эстетического самообразования    
За 1 четверть – 9 часов
IIчетверть – 7 часов
  «Всю жизнь мою несу родину в душе…» «Скажи, откуда ты приходишь, красота?» Слушание, анализ: - кантата «Поэма памяти С.Есенина» Г.Свиридов - поэзия С. Есенина Вокально-хоровая работа: песня «Родная земля» Я. Дубравин, Е. Ружевцев Уметь: - выделять средства музыкальной выразительности - передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме - проявлять навыки вокально- хоровой деятельности    
  Писатели и поэты о музыке и музыкантах «Слово о мастере»- «гармонии задумчивый поэт» Слушание, анализ: - музыкальные иллюстрации к повести А.Пушкина «Метель» Г.Свиридов Вокально-хоровая работа: песня «Запевка» Г.Свиридов, И.Северянин Познакомить с творчеством Г.Свиридова Уметь: - размышлять о музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения - проявлять навыки вокально- хоровой деятельности    
  Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Слушание, анализ: - опера «Садко» Н.А.Римский-Корсаков Вокально-хоровая работа: песня «Родная земля» Я. Дубравин, Е. Ружевцев Понимать взаимодействие музыки и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них. Развивать: умения и навыки музыкально-эстетического самообразования Уметь: проявлять навыки вокально- хоровой деятельности    
  Второе путешествие в музыкальный театр. Балет Слушание, анализ: - балет «Щелкунчик» П.Чайковский - балет «Золушка» С.Прокофьев Вокально-хоровая работа: «Песенка о словах» С.Старобинский, С.Вайнин Понимать взаимодействие музыки и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них. Развивать: умения и навыки музыкально-эстетического самообразования    
  Музыка в театре, кино, на телевидении. Слушание, анализ: - музыкальная сказка «Бременские музыканты»Г.Гладков(по сказке братьев Гримм) - музыка к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт» Э.Григ - «Песенка о прекрасных вещах» Р.Роджерса из мюзикла «Звуки музыки» Вокально-хоровая работа: «Песенка о словах» С.Старобинский, С.Вайнин Уметь: - размышлять о музыкальном произведении, - различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки, - находить параллели между музыкой и другими видами искусства Развивать: умения и навыки музыкально-эстетического самообразования    
  Третье путешествие в музыкальный театр. Рок-опера. Слушание, анализ: Рок-опера «Орфей и Эвридика» А.Журбин Уметь: - размышлять о музыкальном произведении, - находить параллели между музыкой и другими видами искусства Развивать: умения и навыки музыкально-эстетического самообразования    
  Мир композитора Слушание, анализ: - «Реквием» В.Моцарт - Д.Гершвин, классический джаз «Хлопай в такт» Вокально-хоровая работа: - песня «Птица-музыка» В.Синенко, М.Пляцковский Уметь: - передавать свои музыкальные впечатления в устной форме - размышлять о музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения - проявлять навыки вокально- хоровой деятельности    
За 1 полугодие – 16 часов
III четверть – 10 часов
II. Музыка и изобразительное искусство – 18 часов
  Что роднит музыку с изобразительным искусством? Слушание, анализ: - Н.Римский-Корсаков, фрагменты из опер «Снегурочка», «Садко», симфонической сюиты «Шехерезада» Вокально-хоровая работа: - песня «Птица-музыка» В.Синенко, М.Пляцковский Понимать взаимодействие музыки и живописи на основе осознания специфики языка каждого из них. Развивать: умения и навыки музыкально-эстетического самообразования    
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...