Машины и орудия для обработки почвы
Кафедра «Технические системы в агробизнесе»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к выполнению индивидуального задания по дисциплине «Основы расчета и конструирования сельскохозяйственных машин»
Для студентов заочной формы обучения, Обучающихся по направлению подготовки 110800 (35.03.06) «Агроинженерия» квалификация (степень) «бакалавр»
Санкт-Петербург 2 0 1 4 УДК 631.356.46
М.А. Новиков, Л.И. Ерошенко. Методические указания к выполнению индивидуального задания по дисциплине: «Основы расчета и конструирования сельскохозяйственных машин» / - СПб.:СПбГАУ. – 2014. – 21 с.
Рецензенты: д.т.н., проф. В.Т. Смирнов; к.т.н, зав. лабораторией производства кормов из трав СЗ НИМЭСХ А.И. Сухопаров
Методические указания составлены в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и программой дисциплины «Основы расчета и конструирования сельскохозяйственных машин». Разработанные методические указания предназначены для самостоятельной работы студентов заочного отделения в межсессионный период, обучающихся по направлению подготовки: 110800 (35.03.06) – Агроинженерия квалификация (степень) «бакалавр. .
Рекомендованы к печати Методическим советом СПбГАУ протокол № 8 от «24» мая 2014 года
ОГЛАВЛЕНИЕ Рекомендации по изучению дисциплины и выполнению индивидуального задания………………………………………………………………...2 Контрольные задачи………………………………………………………..5 Программные вопросы……………………………………………………17 Список рекомендуемой литературы……………………………………..21
РЕКОМЕНДАЦИИ По изучению дисциплины и выполнению
Индивидуального задания Выпускник бакалавриата по направлению подготовки «Агроинженерия» должен профессионально обеспечивать комплексную механизацию работ в растениеводстве, в совершенстве знать устройство, технологический процесс работы, регулировки и последовательность настройки сельскохозяйственных и мелиоративных машин на заданные условия работы. Специалист, хорошо владеющий основами технологического расчета и проектирования машин и их рабочих органов, сможет обоснованно выбирать наиболее рациональные типы рабочих органов машин и орудий, определять и устанавливать оптимальные параметры их, грамотно настраивать машины на режимы работы, обеспечивающие качественное выполнение технологических процессов. Знание теоретических основ рабочих процессов машин позволит произвести оценку работы их при эксплуатации, выявить причины некачественного выполнения данного процесса и наметить пути совершенствования рабочих органов. Дисциплина "Основы расчета и конструирования сельскохозяйственных машин" состоит из разделов, в каждом из которых сгруппированы машины, однородные по характеру выполняемых работ, или составляющие комплекс машин, предназначенных для механизации определенных технологических процессов. Изучение данной дисциплины способствует развитию у студентов следующих компетенций: ОК (общекультурные компетенции – ОК-3, ОК-4, ОК-6,7,8); ПК (профессиональные компетенции - всех, в соответствии с ФГОС). При проработке материала каждого из разделов студент сначала изучает конструкцию, процесс работы, регулировки и применение машин, а затем вопросы основ теории и расчета рабочих органов. Изучение дисциплины ведется по разделам в следующей последовательности: назначение машины, агротехнические требования к ней, общее устройство и основные рабочие органы, технологический процесс работы, регулировки и приемы подготовки машин к работе, возможные неисправности и способы их устранения, меры безопасности.
Только хорошо усвоив эти вопросы, можно перейти к изучению основ теории и расчета рабочих органов и технологических процессов машин данной группы. Студенты 2 курса изучают следующие разделы дисциплины: 1. Машины и орудия для обработки почвы. 2. Машины для подготовки и внесения удобрений в почву. 3. Машины для посева и посадки. 4. Машины для защиты растений от вредителей и болезней. В период между сессиями студенты работают над содержанием указанных разделов в основном самостоятельно, руководствуясь рабочей программой дисциплины "Основы расчета и конструирования сельскохозяйственных машин". По названным разделам студенты выполняют индивидуальное задание. Наиболее сложные вопросы рассматриваются в период сессий на лекциях и лабораторно-практических занятиях. В целях лучшего усвоения прорабатываемого материала как самостоятельно, так и на лекциях и лабораторно-практических занятиях рекомендуется вести конспект и записи, в которых должны быть кратко изложены сведения о данном рабочем органе или машине, представлены технологические и расчетные схемы, теоретические обоснования их параметров, регулировок и режимов работы. Проверка знаний студентов по лабораторно-практическим работам и по разделам дисциплины проводится путем собеседования и применения других контрольных мероприятий (написания контрольных работ, выполнение индивидуальных заданий, составление схем и т.п.). В индивидуальном задании студент выполняет 8 задач. Выбор данных для каждой из задач производится студентами в соответствии с присвоенными шифрами. Номер варианта для выполнения задач 1,2,3,4 выбирается по двум последним цифрам шифра согласно таблице на странице 4. Например, при двух последних цифрах шифра 35 выбирается вариант 17. Номер варианта для выполнений задач 5,4,7,8 выбирается по двум последним цифрам шифра с добавлением числа10. Например, при двух последних цифрах шифра 35 выбирается вариант 6 (35+10=45); при двух последних цифрах шифра 92 выбирается вариант 2 (92+10=102). Таблица для выбора вариантов задач
Правильно выполненное индивидуальное задание допускается к собеседованию для защиты материалов, изложенных в нем. Индивидуальное задание, выполненное «неправильно», возвращается студенту с замечаниями преподавателя для доработки. Исправленное индивидуальное задание снова представляется преподавателю на проверку. При сдаче зачета (экзамена) индивидуальное задание сдается студентом на кафедру.
Примечание: На установочной сессии и во время консультаций студент может уточнить все вопросы по выполнению задач (возможна замена марок машин и др.). КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ Задача 1
Описать последовательность подготовки плуга указанной марки на требуемую глубину вспашки почвы. Представить характеристику корпусов с рабочей поверхностью заданного типа. Построить профиль открытой борозды и лобовой контур рабочей поверхности корпуса плуга, показать на ней линии: поверхности поля, дна борозды, стенки борозды, профиля открытой борозды. Определить расчетом коэффициент К устойчивости оборачиваемого почвенного пласта и сравнить его с допустимым значением. Исходные данные (таблица 1): a - глубина вспашки; b - ширина захвата корпуса плуга. Литература:(2), (3), (4), (5), (7). Таблица 1. Исходные данные к задаче 1
Задача2
Для выполнения указанных технологических операций подобрать культиватор и рабочие органы. Описать назначение выбранных рабочих органов. Начертить в принятом масштабе (1:10) схему действия рыхлительной лапы на почву и схему размещения лап на раме культиватора. Определить расчетом ширину полоски, обрабатываемой лапой, расстояние между рядами лап и лапами в ряду. Исходные данные (таблица 2): bk - конструктивная ширина захвата лапы, α - угол постановки лапы ко дну борозды, a - глубина обработки почвы f – коэффициент трения почвы о поверхность лапы. Примечание: принять вылет лапы l 0 =200 мм; угол между сечениями, ограничивающими зону деформации, Θ =50°. Для вариантов c 1 по 10 лапы расставить в 2 ряда, с 11 по 20 - в 3 ряда, с 21 по 30 - в 4 ряда. Литература:(2), (3), (4), (5) (7). Таблица 2. Исходные данные к задаче 2
Задача 3
Описать типы и назначение почвенных фрез. Начертить схему рабочего процесса фрезы. Определить частоту вращения фрезерного барабана и толщину стружки, срезаемой ножом. Исходные данные (таблица 3): Dб - диаметр барабана; Zн - число последовательно работающих ножей; Xz -подача на один нож; Vм- скорость движения машины; а -глубина обработки почвы. Примечание: Частоту вращения барабана " n " следует определять по заданной подаче на один нож: , где Т1об - время одного оборота барабана. Литература: (2), (3), (4), (5) (7).
Таблица 3. Исходные данные к задаче 3
Задача 4 Начертить схему технологического процесса, описать устройство и основные технологические регулировки сеялки (марка сеялки задана). Определить массу семян, которую должна высеять сеялка на заданном участке. Найти расчетное расстояние между семенами в рядке. Исходные данные (таблица 4): L - длина участка; Q - норма высева; М1000 – масса 1000 штук семян. Литература: (2), (3), (4), (5) (7).
Таблица 4. Исходные данные к задаче 4
Задача 5 Начертить схему передачи вращения от ВОМ трактора к валу вычерпывающих аппаратов картофелесажалки и определить расчетом число зубьев сменной звездочки. Исходные данные (таблица 5): Nk - норма посадки клубней; b - ширина междурядий.
Литература: (2), (3), (4), (5) (7).
Таблица 5. Исходные данные к задаче 5
Задача 6 Описать технологии и типы машин для внесения в почву органических удобрений. Начертить схему технологического процесса и описать последовательность установки машины на заданную норму внесения удобрений (марка машины задана). Определить скорость движения питающего транспортера разбрасывателя, необходимую для обеспечения заданной нормы внесения удобрений. Исходные данные (таблица 6): Q - норма внесения удобрений; Vм - скорость движения машины; B - рабочая ширина захвата разбрасывателя; b - ширина перемещаемого слоя удобрений; Н - высота слоя удобрений. Примечание. Плотность удобрений - ρ = 0,7 т/м3. Литература: (2), (3), (4), (5), (6), (7).
Таблица 6. Исходные данные к задаче 6
Задача 7 Описать способы, технологии и типы машин для внесения в почву минеральных удобрений. Начертить схему технологического процесса работы двухдискового разбрасывателя и определить ширину его захвата. Примечание. Диаметр диска принять: D = 500 мм. Исходные данные (таблица 7): n - частота вращения диска; Vr - относительная скорость движения частицы в момент схода ее с диска; r0- расстояние от места подачи до центра диска; ψ0 - начальный угол между радиальным направлением и направлением лопатки; Hg - высота установки диска; Kn - коэффициент парусности частицы. Литература: (2), (3), (4), (5), (6), (7).
Таблица 7. Исходные данные к задаче 7
Задача 8а Выполняют студенты, имеющие вариант с 1 по 10. Начертить схему рабочего процесса вентиляторного опрыскивателя (типа "ОПВ") и перечислить основные его узлы. Для заданных условий работы (обработка полевых культур или сада) и нормы расхода рабочей жидкости на 1га определить рабочее давление в магистрали и диаметр шайбы распылителя (таблица 8). Исходные данные (таблица12): Q - норма расхода рабочей жидкости; Vм - скорость движения машины; b -ширина междурядья в садах; B - ширина захвата опрыскивателя при обработке полевых культур. Литература: (2), (3), (4), (5), (6), (7).
Задача 8б Выполняют студенты, имеющие вариант с 11 по 20. Начертать схему рабочего процесса штангового опрыскивателя и перечислить основные его узлы. Для заданных условий работы (обработка полевых культур) и нормы расхода рабочей жидкости на 1га найти расчетом расход жидкости в минуту через один распылитель и, используя таблицу 9, определить рабочее давление в нагнетательной сети опрыскивателя, необходимое для осуществления заданной нормы расхода жидкости на 1га. Исходные данные (таблица 12): Q - норма расхода рабочей жидкости; Vм - скорость движения машины; B - ширина захвата опрыскивателя; n - число распылителей. Литература: (2), (3), (4), (5), (6), (7). Таблица 8. Расход жидкости через распылители опрыскивателей (типа ОПВ), л/мин
Таблица 9. Расход жидкости через дефлекторный распылитель
Задача 8в Выполняют студенты, имеющие вариант с 21 по 30. Начертить схему рабочего процесса протравливателя семян ПС-10А и перечислить основные его рабочие агрегаты и механизмы. Для заданных условий работы (вид обрабатываемой культуры и производительность машины по семенам культуры) выбрать соответствующее положение дозаторов семян и рабочей жидкости. Описать последовательность приготовления рабочей жидкости, установки на заданные условия работы и контроля правильности регулировки. При выборе заданного режима работы пользоваться данными таблиц 10; 11. Исходные данные (таблица 12).
Литература: (2), (3), (4), (5), (7).
Таблица 10. Производительность протравливателя семян
Таблица 11. Подача дозатора рабочей жидкости
Таблица 12. Исходные данные к задачам 8 (а, б, в)
Примечание: в числителе указана производительность машины по семенам культуры – Qm (т/ч), в знаменателе - норма расхода сухого яда - q (кг/т).
ПРОГРАММНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Основные направления научно-технического прогресса в АПК. 2. Комплексная механизация процессов в растениеводстве. Система машин. Зональный принцип формирования комплексов машин. 3. Классификация сельскохозяйственных машин.
МАШИНЫ И ОРУДИЯ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ПОЧВЫ 4. Задачи и виды обработки почвы. Процессы механической обработки почвы. Агротехнические требования к вспашке и глубокому рыхлению. 5. Плуги. Классификация плугов и их устройство. Назначение, типы и техническая характеристика рабочих органов плуга. Установка их на раме плуга. Подготовка и установка навесного и полунавесного плугов на заданную глубину вспашки и ширину захвата. 6. Технологические основы механической обработки почвы: основные технологические операции, взаимодействие простого, трехгранного клиньев с почвой. Плоский клин и развитие его в криволинейную поверхность, 7. Схема оборота пласта. Предельно-устойчивое положение пласта. Основные соотношения между шириной и глубиной вспашки. Поперечн
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|