Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика стратегий и основных методов работы практического психолога.




Мыслительные процессы в деятельности

Мышление является наиболее сложным среди всех когнитивных процессов и в то же время играет наиболее важную роль в деятельности руководителя.

Мышление — это социально обу­словленный, неразрывно связанный с речью процесс обобщенно­го опосредованного отражения и познания явлений действитель­ности в их существенных признаках и взаимосвязях между ними. Мышление формируется и функционирует на основе дан­ных чувственного познания (ощущения, восприятия), но далеко выходит за их пределы. Характеристика мышления предполагает описание его основных свойств; операций, которые образуют процесс мышления; форм, в которых он осуществляется; видов мышления; его основных этапов.

Мышление как процесс осуществляется посредством систе­мы основных операций: анализа, синтеза, обобщения, абстра­гирования, конкретизации, сравнения, категоризации и др.

Анализ — это выделение в объекте тех или иных его сторон, свойств, элементов, связей и отношений; это — мысленное расчленение его на отдельные компоненты. Объединение выде­ленных анализом компонентов целого обозначается как опера­ция синтеза.

Обобщение — это установление и выделение в объектах их сходных существенных признаков, а такх<е их объединение в группы на основе общих свойств.

Абстрагирова­ние — это мысленное отвлечение от определенных свойств объекта, как правило, не существенных и выделение в нем наиболее значимых его сторон.

Наоборот, конкретизация — это операция перехода от общего к частному, применение общих знаний по отношению к частным, конкретным случаям и ситуациям.

Сравнение есть установление сходства и разли­чия сопоставляемых объектов. Эта операция рассматривается как наиболее простая, но в то же время как исходная, с которой начинается весь процесс мышления.

Производной от нее является, в частности, категоризация — объединение про­цессов и явлений в классы, роды, виды на основе сходства их главных признаков.

Основными формами мышления являются понятие, сужде­ние, умозаключение.

Понятие представляет собой способ оформления и обозначения мысли, в котором отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности.

Суждение — это отражение и фиксация свя­зей и отношений между предметами и явлениями действитель­ности или между их свойствами и признаками, а также оценоч­ного отношения к ним человека.

Умозаключение — это связь между понятиями и суждениями, в результате которой из одной или нескольких посылок (исходных мыслей) человек получает новое суждение — следствие, вывод, т.е. новое для него знание. Умозаключения существуют в двух основных видах — индуктив­ном («от частных посылок к общим выводам») и дедуктивном («от общих посылок к частным выводам»).

Выделяется три основных вида мышления — наглядно-дей­ственное, наглядно-образное и словесно-логическое (отвлечен­ное) мышление. Первый вид характеризуется как бы тесной «привязкой» к ситуации, а сам процесс мышления осущест­вляется через манипуляции (действия) с ее предметами. Для наглядно-образного мышления характерно то, что объектами и содержанием мыслительных операций выступают образы, тогда как третий вид мышления оперирует понятиями и не имеет непосредственной связи с конкретной ситуацией, а на­оборот — отвлечен от нее. Эта классификация является далеко не единственной, а лишь наиболее общей. Существуют и иные способы выделения различных видов мышления, например, теоретическое и практическое мышление; дискурсивное (логи­ческое, последовательное) и интуитивное мышление, а также ряд других.

В структуре мыслительного процесса необходимо (правда, в самом общем виде) различать четыре основных этапа. Мышле­ние, имея целенаправленный характер, развертывается от на­чальной неопределенности условий и способов поведения к поис­ку, а затем — нахождению «ответа» — пониманию ситуации, внесению в нее определенности, получению нового знания, на­хождению и выработке способов ее преодоления. Поэтому пер­вый, исходный этап мыслительного процесса — это возникнове­ние проблемной ситуации, ее осознание человеком и представле­ние им этой ситуации как задачи. Второй этап — это собствен­но мыслительный поиск, направленный на анализ, осмысление, разрешение задачи. Третий этап — это нахождение принципа решения, возникновение ключевой идеи, способствующей нахождению решения 1. Четвертый этап — конкретизация и дета­лизация общего решения и его реализация в поведении. Все эти общие положения, раскрывающие психологическое содержание мышления, составляют основу для определения его специфики в деятельности руководителя.

 

 

Основные понятия психологии труда: эргатическая система, эргатические функции, профессия, специальность, трудовой пост, трудовая деятельность, трудовые действия, задача, производственная операция, объект, предмет, продукт труда, орудия труда, условия труда, субъект труда.

Под эргатической системой понимается взаимодействие субъекта и объекта труда, а в более развернутом виде - это система "человек - машина - среда - социум - культура- природа".

Эргатическая система - это сложная система управления, составной элемент которой - человек-оператор (или группа операторов), например, система управления самолетом, диспетчерская служба вокзала, аэропорта.

Сложная целеустремленная система, включающая человека (группу людей), техническое устройство (средств деятельности), объект деятельности и среду, в которой находится человек.

В зависимости от числа действующих в них людей различают моноэргатические (один оператор) и полиэргатические (несколько человек) системы.

По функциональному критерию эргатические системы разделяют на детерминированные (действующие по жесткому алгоритму) и недетерминированные, в которых появление тех или иных событий, а следовательно, и осуществление деятельности оператора имеет вероятностный характер.

Эргатическая функция - сложная функция управления, составной элемент которой - человек-оператор.

Е.А. Климовым выделены эргатические функции, которые являются основой для различных видов трудовой и профессиональной деятельности. Сама эргатическая функция определяется как "любое уменьшение неопределенности связи элементов внутри эргатической системы и ее связей с внешними обстоятельствами, рассматриваемыми с точки зрения тех целей, ради которых эта система создана, т.е. - это любая трудовая функция (функция эргатической системы). Например, работник не может найти нужный инструмент (нужный документ) - у него нет порядка (условия не соответствуют работе). Следовательно, надо навести порядок, т.е. привести в соответствие цели труда, средства и условия.

Можно выделить следующие основные группы эргатических функций:

духовное производство (построение идеологий, образование, искусство, наука);

производство упорядоченности социальных процессов (законотворчество, средства массовой информации - СМИ, планирование - экономика, управление крупными социально-экономическими и политическими системами);

производство полезных действий обслуживания и самообслуживания (жизнеобеспечение субъектов труда, организация трудовой деятельности, медицинское обслуживание, ремонтное обслуживание, совершенствование эргатических систем);

материальное производство (оперативно-гностическое - обработка информации, принятие решения; оперативно-практическое - организация рабочего места, организация социальной среды; оперативная самоорганизация субъекта труда - транспортирование, управление средствами труда, воздействие на предметы труда).

Профессия (лат. professio) – название любой деятельности, требующей глубоких и разносторонних знаний, высокой степени развития умений, обширной подготовки и творческих способностей с целью исполнения определённой и официально признаваемой социальной роли.

 

Профессии, в дополнение к указанным критериям, обычно имеют свои собственные, внутренние нормы этики и поведения, разделяемые профессиональным сообществом, и во многих, хотя и далеко не во всех случаях не противоречащие универсальным моральным стандартам. Вследствие высокого уровня требований к знаниям, умениям, навыкам и состоянию здоровья некоторые профессии могут быть недоступными для ряда людей.

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ - это вид деятельности в рамках той или иной профессии, для выполнения которой необходимы определенные знания, умения и навыки, приобретаемые путем специальной подготовки и опыта работы.

 

Трудовой пост - это "многомерное, разно- и многопризнаковое системное образование, основными составляющими которого являются:
* цели, представление о результате труда;
* заданный предмет труда;
* система средств труда;
* система профессиональных служебных обязанностей;
* система прав работника;
* производственная среда (предметные и социальные условия труда).

Рабочее место определяется не его конкретным местом (стол и стул) в конкретном помещении, а целой системой разнообразных условий, обеспечивающих выполнение его основных обязанностей (а не просто "отсиживание" на конкретном стуле и, по сути, имитацию работы). Такое понимание "трудового поста", возможно, поможет многим работникам, особенно творческих профессий, проще отвечать на несправедливые упреки начальства в том, что их "не видно на рабочем месте".

Трудовая деятельность это система определенных взаимоотношений субъекта деятельности с обществом в сфере производственных отношений. Причем эти взаимоотношения активны и жизненно необходимы, как субъекту, так и обществу.

Одним из наиболее существенных факторов, влияющих на успешность трудовой деятельности, является стиль деятельности и его взаимосвязь с психофизиологическим складом человека. Под стилем деятельности понимается «система наиболее эффективных приемов и способов организации своей деятельности, некоторая устойчивая система особенностей деятельности и поведения

Трудовое действие - это "комплекс трудовых движений, имеющих одно целевое назначение и характеризующихся постоянством материальных элементов в течение всего времени его выполнения. Трудовое действие состоит из двух и более трудовых движений и является составной частью трудового приема. Изменение материальных элементов означает начало нового трудового действия. Например, для того, чтобы повернуть болт, нужно выполнить сначала два действия: "взять ключ" и "установить ключ на головку болта". Действие "взять ключ" состоит из двух трудовых движений: "протянуть руку" и "взять (захватить пальцами)". Действие "установить ключ на головку болта" состоит из двух трудовых движений: "переместить ключ к болту" и "совместить ключ с головкой болта". Материальными элементами первого трудового действия является ключ, второго - ключ и болт

 

В широко распространенном смысле задача - вопрос, ответ на который представляет практический или теоретический интерес.

В психологии задача - цель деятельности, данная в определенных условиях и требующая для своего достижения использования адекватных этим условиям средств. Поиск, мобилизация и применение этих средств (способов, действий, операций) составляют процесс решения задачи.

 

Производственный процесс — это целенаправленное, постадийное превращение исходного сырья и материалов в готовый продукт заданного свойства и пригодный к потреблению или к дальнейшей обработке. Производственный процесс начинается с его проекта и заканчивается на стыке производства и потребления, после чего происходит расходование произведенной продукции.

 

 

Объект — деятельность индивида в производственных условиях и в условиях воспроизводства его рабочей силы.

 

Предметом психологии труда является психическая деятельность человека, позволяющая ему отражать объективную реальность, связанную с трудом, осуществлять и регулировать трудовую деятельность, придавать ей субъектный характер.

 

Предметом психологии труда являются психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется. (т.е. психологические аспекты трудовой активности).

 

Продукт труда — это полезная вещь или полезный эффект живого труда (услуга), результат простого процесса труда, целесообразной производственной деятельности людей, направленный на приспособление предметов и сил природы к потребностям человека.

Продукт труда (от лат. productus - произведённый, созданный), потребительная стоимость, вещество природы, приспособленное трудом работника с помощью орудий производства к человеческим потребностям. П. т. представляет собой материальный результат труда человека.

 

Орудие труда – это предмет, приспособление, инстру­мент, прибор, аппарат, машина, при помощи которого осуществляется какая-то работа. Таков объём понятия “орудие труда” (денотативный макрокомпо­нент значения).

 

Условия труда – это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Эти факторы оказывают существенное влияние на организм человека, его физиологические и психические функции во время трудовой деятельности, а следовательно на работоспособность и производительность труда;

Субъект труда — это «носитель» предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник и инициатор активности, направленной на объект труда.

 

Характеристика стратегий и основных методов работы практического психолога.

Работа практического психолога состоит в том, чтобы добиться от клиентов переформулирования задач первых трех типов в задачи психологические. Лишь тогда практический психолог окажется способным оказать реальную помощь клиенту в решении его проблем.

 

Психологическая помощь, психологическое содействие, психологическая поддержка и психологическое сопровождение

 

 

Понятие психологической помощи является наиболее устоявшимся в практической психологии. Содержание этого понятия представлено в совокупности основных направлений профессиональной деятельности практического психолога: психопрофилактике, психодиагностике, психокоррекции, психологическом консультировании и психотерапии. При этом чаще всего под оказанием психологической помощи подразумевают услуги психолога тем, кто испытывает серьезные трудности в социализации, адаптации (в школе — тем, кто «выпадает» из процесса обучения). Задача психолога, таким образом, уподобляется задаче врача: поставив диагноз, «нормализовать» жизнедеятельность человека, возвратить его в общее русло. Иными словами — снова сделать его «таким же, как все».

рактический психолог обычно не занимается созданием новых психодиагностических методик, он является пользователем разработанных исследователями методов. Практический психолог с помощью психодиагностики решает следующие основные задачи (Немое Р. С, 1995):

1. Установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности поведения.

2. Определение степени развитости данного свойства, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях.

3. Описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо.

4. Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей.


Классификация психодиагностических методов, их общая характеристика и психологическое обоснование

 

 

Разные авторы предлагают разные способы классификации психодиагностических методов. Например, по мнению Р. С. Немова (1995), можно выделить:

 

1. Методы психодиагностики на основе наблюдения (стандартизированное и свободное наблюдение);

2. Опросные методы, психодиагностические методы (анкеты; опросники, которые могут содержать закрытые и открытые, а также прямые или косвенные вопросы; интервью);

3. Объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ поведенческих реакций человека и продуктов его труда;

4. Экспериментальные методы психодиагностики.

А. Г. Шмелев (1997) в качестве основных описывает следующие виды психодиагностических методик (при этом в качестве основания для классификации выступает мера «объективности — субъективности»):

 

1. Приборные психофизиологические методики;

2. Аппаратурные поведенческие методики;

3. Объективные тесты с выбором ответа;

4. Тесты–опросники;

5. Методики субъективного шкалирования;

6. Проективные методики;

7. Стандартизированное аналитическое наблюдение;

8. Контент–анализ;

9. Включенное наблюдение с последующим рейтинг–шкалировани;

10. Психологическая беседа (интервью);

11. Ролевая игра;

12. Активный (обучающий) эксперимент;

13. Качественный анализ деятельности.


Как указывает Г. С. Абрамова (1994), осуществление психокоррекционной работы может происходить в трех важнейших позициях:

 

1. «Делай как я!» (психолог берет ответственность на себя и предлагает довольно жесткую схему работы);

2. «Давай сделаем вместе!» (психолог делится ответственностью с клиентом);

3. «Выбирай из этих способов сам!» (клиенту предлагается самому взять ответственность за себя).

 

Не следует категорично утверждать безусловную предпочтительность какой–либо одной позиции по сравнению с другими. Конкретные задачи, возникающие в ходе психокоррекционной работы, диктуют выбор тактики и стратегии профессиональной деятельности практического психолога.

 

Психокоррекционная работа проводится в двух основных формах — групповой и индивидуальной. Программа психокоррекции составляется, как правило, на основе результатов психодиагностического обследования и основывается на тех методологических принципах, которых придерживается практический психолог.

 

Понятие психокоррекции, как следует из его наиболее распространенной трактовки, тесно связано с понятием нормы психического развития. Поскольку «норма» того или иного возраста, тех или иных психических функций довольно часто трактуется исследователями по–разному, то границы «нормального» не являются в науке четко определенными. В связи с относительностью понятия «норма» возникает вопрос о возможных путях осуществления психокоррекционной работы. Стратегически можно обозначить два основных подхода:

 

1. Реализация коррекции как приведения к усредненной норме, определяемой статистически, на основе выработанной единой для всех «универсальной» психотехнологии;

 

2. Оказание психологической помощи, ориентированной на индивидуальные особенности человека, его специфические возможности и, в целом, на уникальность его психического и личностного развития.

 

Общая характеристика методов и приемов психокоррекции

 

Разнообразные методы психокоррекции формировались в рамках существующих психологических направлений, основными из которых считаются психоаналитическое, бихевиористское и экзистенциально–гуманистическое. Разные методологии этих направлений, разные представления о модели «здорового», «нормального» человека диктуют различия в средствах и приемах психокоррекции.

 

В психоаналитическом подходе психокоррекционная работа направлена на смягчение симптомов внутреннего конфликтного взаимодействия между Сверх–Я и Оно через преодоление неадекватных психологических защит.

 

В бихевиористском направлении отклонения от нормы, вызывающие необходимость в психокоррекции, рассматриваются как результат «вредного» научения. Поэтому основной упор делается на изменении тех форм поведения, которые не соответствуют обстоятельствам жизни клиента; коррекционная работа осуществляется, прежде всего, как обучение нужным формам поведения.

 

В экзистенциально–гуманистическом направлении психокоррекционная работа понимается, прежде всего, как создание условий для позитивных личностных изменений (личностного роста, самоактуализации, расширения пространств бытия). При этом задача психолога состоит не в приведении индивидуальных особенностей клиента в соответствие нормам психического развития, а в ориентации на уникальные возможности, потенциалы, ресурсы личности.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...