Итоговый контроль знаний: фронтальный опрос.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРАСНОЯРСКИЙ МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СО ЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
на базе основного общего образования на базе среднего (полного) общего образования Специальность Фармация Квалификация фармацевт
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 1 Тема: «МОЛЕКУЛЯРНЫЕ И ЦИТОХИМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ»
Согласовано на заседании ЦМК № протокола ……………. «___»____________ 2011 г.
Председатель ЦМК «Общепрофессиональных дисциплин» (подпись) ……………… Донгузова Е. Е
Составитель …………….. (Плетюх Е.А.)
Красноярск 2011 Методические рекомендации для студентов
Тема «Молекулярные и цитохимические основы наследственности»
Значение изучения темы: С момента открытия клетки Гуком в 1665 году, формирования теории клеточного строения всего живого Шванном и Шлейденом, проблема строения и организации клетки – элементарной единицы биологической системы, лежит в основе изучения всего живого на всех уровнях его организации. По химическому составу клетки различных организмов различны, что зависит от выполняемых ими функций и ее морфологических особенностей. Однако, элементы, входящие в ее состав, одинаковы. Все химические элементы участвуют в образовании химических соединений. Наличие воды – обязательное условие жизненной активности клетки. Все физиологические процессы происходят только в водной среде. Чем выше содержание воды, тем интенсивнее жизнедеятельность клетки. Углеводы служат основным источником энергии в клетке. Нуклеиновые кислоты обеспечивают хранение, реализацию и передачу наследственной информации. Реализуется наследственная информация в виде белковых молекул.
На основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен Знать: · Строение и химический состав клетки · ДНК – носитель наследственной информации · Строение и функции РНК · Генетический код и его свойства · Синтез белка Уметь: · Пользоваться кодовыми таблицами по составу аминокислот · Решать задачи по молекулярной биологии
Студент должен овладеть общими компетенциями: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
План изучения темы: 1. Контроль исходного уровня знаний:
1. Какие химические элементы входят в состав клетки? 2. Какие неорганические вещества входят в состав клетки? 3. Каково значение воды для жизнедеятельности клетки? 4. В чем разница между органическими и неорганическими веществами? 5. Какие органические вещества входят в состав клетки? 6. Что такое мономеры и полимеры? 7. Почему белковую молекулу называют полимером? 8. Чем характеризуется первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белка? 9. Что такое денатурация белка? 10. Какие функции белка вам известны? 11. Сколько аминокислот входит в состав белка? 12. Чем обусловлено многообразие белков? 13. Каковы функции жиров в клетке и организме? 14. Где в клетке расщепляются жиры? 15. Почему жиры являются наиболее эффективным источником энергии в клетке?
16. Какие запасные углеводы имеются в растительных и животных клетках? 17. Какие функции выполняют углеводы в клетке и в организме? 18. Чем отличается строение молекул ДНК и РНК? 19. Какие виды РНК имеются в клетке? 20. Из чего состоит мембрана живой клетки и какими свойствами она обладает? 21. Какие функции выполняет мембрана живой клетки? 22. Какие клеточные органеллы имеют мембранное строение? 23. У каких органелл двойные мембраны? 24. Какие органеллы не имеют мембранного строения? 25. Каковы основные функции ядра? 26. Какова роль ДНК в процессе биосинтеза белка? 27. Каким образом происходит передача (транскрипция) информации с ДНК на РНК? 28. Какова роль иРНК в процессе биосинтеза белка? 29. Каково строение рибосом, где они образуются и размещаются? 30. Какой процесс при биосинтезе называют трансляцией?
2. Краткое содержание темы: Существует два основных морфологических типа клеток, различающиеся по организации генетического аппарата: эукариотический и прокариотический. Эукариотическая клетка состоит из трех основных компонентов: ядра, плазмалеммы и цитоплазмы. Органоиды клетки делятся на немембранные, одномембранные и двумембранные. В живых организмах содержится большое количество химических элементов. Они образуют два класса соединений – неорганические и органические. В клетках разных организмов обнаружено около 70 элементов периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, но лишь 24 из них имеют значение и встречаются во всех типах клеток – это макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. К неорганическим соединениям относятся вода, минеральные соли, кислоты; к органическим – белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты. Ген – функциональная единица наследственности, представляющая собой участок молекулы ДНК. Гены прокариот и эукариот имеют различное строение. Выделяют виды генов: регуляторные, структурные, функциональные. Эти гены обладают общими свойствами: репликация, транскрипция, мутация, рекомбинация, репарация. Биосинтез белка представляет собой начальный этап реализации генетической информации. В биосинтезе белков принимают участие разнообразные вещества и структуры. Различают несколько этапов: транскрипция, процессинг, активация и транспорт аминокислот, трансляция.
3. Самостоятельная работа: Адание №1. Зарисуйте модель темы «Химический состав клетки»
Задание № 2. Заполнить таблицу «Классификация углеводов и их характеристика»
Задание №3. Заполнить таблицу «Нуклеиновые кислоты».
Задание № 4. Решить задачи. Задача 1. Одна из цепей фрагмента молекулы ДНК имеет следующее строение: 1. Г-Т-А-А-Ц-Г-Т-Г 2. А-Т-Т-А-А-Ц-Г-Ц 3. Т-Г-Г-Ц-А-Г-Т-А 4. Т-Т-А-А-Т-Ц-Г-Г Укажите строение противоположной цепи ДНК. Задача 2. Первые 10 аминокислот в цепи В инсулина: фенилаланин – валин – аспарагиновая кислота – глутамин – гистидин – лейцин – цистеин – глицин – серин – гистидин.Определите структуру участка ДНК, кодирующего эту часть цепи инсулина. Задача 3. Участок молекулы ДНК, кодирующий часть полепептида, имеет следующее строение: АЦЦАТТГАЦЦАТГАА. Определите последовательность аминокислот в полипептиде. Необходимые пояснения: · средняя молекулярная масса одного аминокислотного остатка принимается за 120 · вычисление молекулярной массы белков: а Мmin = ----- · 100% в где Мmin - минимальная молекулярная масса белка, а – атомная или молекулярная масса компонента, в - процентное содержание компонента Задача №4. Белок содержит 0,5% глицина. Чему равна минимальная молекулярная масса этого белка, если М глицина = 75,1? Сколько аминокислотных остатков в этом белке?
Задачи по теме «Нуклеиновые кислоты» Необходимые пояснения: · относительная молекулярная масса одного нуклеотида принимается за 345 · расстояние между нуклеотидами в цепи молекулы ДНК (=длина одного нуклеотида)- 0, 34 нм · Правила Чаргаффа: 1. ∑(А) = ∑(Т) 2. ∑(Г) = ∑(Ц) 3. ∑(А+Г) = ∑(Т+Ц) Задача №5. На фрагменте одной нити ДНК нуклеотиды расположены в последовательности: А-А-Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-Т-А-Т. Определите процентное содержание всех нуклеотидов в этом гене и его длину. Задача №5. В молекуле ДНК на долю цитидиловых нуклеотидов приходится 18%. Определите процентное содержание других нуклеотидов в этой ДНК.
Задание № 5. Зарисовать схему синтеза белка. Задание №6. Заполнить таблицу «Строение эукариотической и прокариотической клетки»
Итоговый контроль знаний: фронтальный опрос. Подведение итогов. 6. Домашнее задание: 1. Биология. В 2 кн. Кн. 1. Под ред. В.Н. Ярыгина – стр. 36-49, 64-78, 92-103, 108-113. 2.Заполнить таблицу: - «Этапы биосинтеза белка» - «Сравнение растительной и животной клеток» 3. Решить задачи. Задача №1. Альбумин сыворотки крови человека имеет молекулярную массу 68400. Определите количество аминокислотных остатков в молекуле этого белка. Задача №2. Белок содержит 0,5% глицина. Чему равна минимальная молекулярная масса этого белка, если М глицина = 75,1? Сколько аминокислотных остатков в этом белке? Задача №3. В молекуле ДНК обнаружено 880 гуаниловых нуклеотидов, которые составляют 22% от общего числа нуклеотидов в этой ДНК. Определите: а) сколько других нуклеотидов в этой ДНК? б) какова длина этого фрагмента?
5. Рекомендованная литература по теме занятия:
Основные источники:
1. Биология. В 2 кн. Кн. 2: Учеб. для спец. вузов/ В.Н.Ярыгин, В.И.Васильева, И.Н.Волков, В.В.Синельщикова; Под ред. В.Н.Ярыгина.- 2-е изд., испр.- М.: Высш. шк., 2008. 2. Биология с общей генетикой. Слюсарев А.А. изд. 2-Е, М.: Медицина, 2007 Дополнительная литература:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|