Основные этапы и направления развития современной архитектуры и градостроительства: академизм, функционализм.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Академизм — (фр. academisme) в архитектуре — направление, основанное на следовании внешним формам классического зодчества; термин употребляется и более широко — любая канонизация художественных идеалов и принципов архитектуры прошлого. Функционализм
Башня Олимпийского стадиона в Хельсинки, 1934-38) Bellavista Denmark. Арне Якобсена 1934. Bellavista Denmark. Арне Якобсена 1934. Функционализм — направление в архитектуре XX века, требующее строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям). Возник в Германии (школа «Баухауc») и Нидерландах (Якобс Йоханнес Ауд). Используя достижения строительной техники, функционализм дал обоснованные приёмы и нормы планировки жилых комплексов (стандартные секции и квартиры, «строчная» застройка кварталов торцами зданий к улице). Основные черты «Пять признаков функционализма»: Использование лапидарных прямоугольных форм. Основной материал — монолитный и сборный железобетон, стекло, реже — кирпич. Использование крупных нерасчленённых плоскостей одного материала. Отсюда и преобладающая цветовая гамма — серый (цвет неоштукатуренного бетона), жёлтый (любимый цвет Ле Корбюзье) и белый. Отсутствие орнаментации и лишних деталей, лишённых функционального назначения. «Плоские, по возможности, эксплуатируемые кровли» — идея Ле Корбюзье. Для промышленных и, частично, жилых и общественных зданий характерно расположение окон на фасаде в виде сплошных горизонтальных полос — так называемое «ленточное остекление», — идея Ле Корбюзье. Широкое использование образа «дома на ножках» — идеи Ле Корбюзье, состоящей в полном или частичном освобождении нижних этажей от стен и использовании пространства под зданием для общественных функций.
Идеология и критика функционализма Сжатая философия стиля — «форма определяется функцией» (Адольф Лус). В области жилой архитектуры заключена в знаменитом постулатеЛе Корбюзье: «Дом — машина для жилья». Критики концепции функционализма характеризуют её негативную составляющую следующим набором эпитетов: «Безликость „серийности“, бездуховность, серость и искусственность бетона, угловатость параллелепипеда, грубость и минимализм внешней отделки, стерильность икольчужная враждебность кафельной плиточности. Контраст между циклопизмом внешних размеров и микроскопическими внутренними помещениями и окнами, что делает дома этого стиля похожими на ульи». Функционализм и другие стили В отличие от конструктивизма функционализм чаще всего лишён монолитности образа. При детальном рассмотрении дом распадается на отдельные блоки. В отличие от сталинского ампира функционализм лишен помпезности, претенциозности и до предела технологичен. Дома напоминают не дворцы, а серийные ульи с квартирами-сотами. В отличие от неоготики — дешёвый искусственный материал и видимое отсутствие крыши. В отличие от хай-тека — закрытость маленьких окон, тяжеловесность и непрочность.
ФУНКЦИОНАЛИЗМ — архитектурное течение, оказавшее большое влияние на развитие архитектуры 20 в. Наиболее характерные черты функционализма — первоочередное внимание к функциональному назначению зданий, использование достижений науки и техники (в частности, новых материалов), экономичность, предельная простота форм, отказ от декора. Функционализм сложился в начале 1920-х гг. как попытка облегчить средствами архитектуры жилищный кризис, дать минимум бытовых удобств относительно широким слоям населения. В этом отношении функционализм был как бы ответом на подъем рабочего движения в послевоенной Европе. Осн. внимание представителей функционализма было направлено на такие объекты, как жилая ячейка («минимальное жилище»), жилой поселок, фабрики, школы, больницы, магазины и др., а также мебель и внутр. оборудование зданий.
Функционализм был очень широким, но противоречивым и неоднородным течением (см. Рационализм, «Новая архитектура»). Его подъем приходится на период от сер. 1920-х до нач. 1930-х гг. Наиболее крупные представители функционализма — В. Гропиус, JI. Мис ван дер Роэ, Б. и М. Таут, Э. Мендельсон, Г. Мейер, Э. Май (Германия), Ш. Ле Корбюзье, А. Люрса (Франция), Я. И. Ауд, Г. Ритвелд, И. А. Бринкман (Голландия), Р. Нейтра (Австрия), И. Гавличек (Чехословакия), С, Марке л иу с (Швеция), X. Вильягран Гарсиа, X. О'Горман (Мексика) и др. В это время идеи Ф. частично совпадают с органической архитектурой (напр., первые постройки А. Аалто, Г. Херинга, Г. Шаруна). Последовательное выражение функционализм получил в деятельности немецкой Высшей школы архитектуры и прикладного искусства (Баухауз), руководимой в 1919—28 В. Гропиусом. Здесь был разработан «функциональный метод» архитектурного творчества, включавший глубокое изучение функциональных требований; внедрение новейших достижений науки и техники; усиленное внимание санитарно-гигиенич. условиям; массовость и стандартизацию, заводское изготовление элементов, сбор- ность; синтез искусств на основе архитектуры; коллективный характер архитектурного творчества; перестройку спец. образования. Сходные задачи, но на иной социальной основе, ставили в то же время советские архитекторы бр. Веснины, М. Гинзбург, А. Никольский, М. Барщ (см. Конструктивизм), Н. Ладовский и др. К наиболее употребительным композиционным приемам Ф. следует отнести: асимметричное расчленение различных по назначению объемов, построение этих объемов в соответствии с внутр. пространством; строчную застройку (требование равной инсоляции); использование навесных стен и больших поверхностей остекления, цветовых и ритмических закономерностей и т.д. Для устранения противоречий между формами осуществленных сооружений и изменяющейся во времени функцией были выдвинуты идеи гибкого плана, универсального пространства, его трансформации и т.д. Нек-рые представители функционализма недооценивали идейно-эстетич. сторону архитектуры, считая, что функционально совершенная форма есть синоним прекрасного (тезис Ауда: «что хорошо функционирует, хорошо и выглядит»).
После 2-й мировой войны опыт функционализма был использован при восстановлении городов, в жилищном стр-ве, в создании новых типов зданий. Однако с начала 1950-х гг. кризис Ф. все более углубляется; в
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|