Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткосрочный заемный капитал (краткосрочные финансовые обязательства)





Краткосрочные кредиты банков,

срок возврата которых еще не наступил

Краткосрочные заемные средства, срок возврата которых еще не наступил

Краткосрочные кредиты и займы, не погашенные в срок

Расчеты с кредиторами (кредиторская задолженность)

Другие краткосрочные финансовые обязательства

формы финансовых обязательств предприя­тия, отражаемых в его балансе.

2. Краткосрочные финансовые обязательства.К ним относятся все формы привлеченного заемного капитала со сроком его исполь­зования до одного года. Основными формами этих обязательств яв­ляются краткосрочные кредиты банков и краткосрочные заемные сред­ства (как предусмотренные к погашению в предстоящем периоде, так и не погашенные в установленный срок), различные формы креди­торской задолженности предприятия (по товарам, работам и услу­гам; по выданным векселям; по полученным авансам; по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами; по оплате труда; с дочерними предприятиями; с другими кредиторами) и другие краткосрочные финансовые обязательства.

В процессе развития предприятия по мере погашения его фи­нансовых обязательств возникает потребность в привлечении новых заемных средств. Источники и формы привлечения заемных средств предприятием весьма многообразны. Классификация привлекаемых предприятием заемных средств по основным признакам приведена на рис. 9.2.

 

 



 

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИВЛЕКАЕМЫХ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ
  I
< По целям привлечения[
  -> -► -► • Заемные средства, привлекаемые для обеспечения .воспроизводства внеоборотных активов • Заемные средства, привлекаемые для пополнения оборотных активов • Заемные средства, привлекаемые для удовлетворения иных хозяй­ственных или социальных потребностей
А По источникам привлечения  
Ь • Заемные средства, привлекаемые из внешних источников • Заемные средства, привлекаемые из внутренних источников (внут­ренняя кредиторская задолженность)
А А Ч По периоду привлечения  
-► ->• • Заемные средства, привлекаемые на долгосрочный период (более 1 года) • Заемные средства, привлекаемые на краткосрочный период (до 1 года)
По форме привлечения  
-► -► -► -► • Заемные средства, привлекаемые в денежной форме (финансовый кредит) • Заемные средства, привлекаемые в форме оборудования (финансо­вый лизинг) • Заемные средства, привлекаемые в товарной форме (товарный или коммерческий кредит) • Заемные средства', привлекаемые в иных материальных или нема­териальных формах
По форме обеспечения  
  -> -> ■-► • Необеспеченные заемные средства • Заемные средства, обеспеченные поручительством или гарантией • Заемные средства, обеспеченные залогом или закладом
       

Рисунок 9.2. Классификация заемных средств, привлекае­мых предприятием, по основным признакам.

С учетом изложенной классификации организуется управление привлечением заемных средств, которое представляет собой целена­правленный процесс их формирования из различных источников и в разных формах в соответствии с потребностями предприятия в заем­ном капитале на различных этапах его развития. Многообразие задач, решаемых в процессе этого управления, определяет необходимость разработки специальной финансовой политики в этой области на пред­приятиях, использующих значительный объем заемного капитала.

Политика привлечения заемных средств представляет со­бой часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обес­печении наиболее эффективных форм и условий привлечения за­емного капитала из различных источников в соответствии с потребностями, развития предприятия.

Процесс формирования политики привлечения предприятием заемных средств включает следующие основные этапы (рис. 9.З.).

1. Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявле­ние объема, состава и форм привлечения заемных средств предпри­ятием, а также оценка эффективности их использования.

На первом этапе анализа изучается динамика общего объема привлечения заемных средств в рассматриваемом периоде; темпы этой динамики сопоставляются с темпами прироста суммы собствен­ных финансовых ресурсов, объемов операционной и инвестицион­ной деятельности, общей суммы активов предприятия.

На Втором этапе анализа определяются основные формы при­влечения заемных средств, анализируются в динамике удельный вес сформированных финансового кредита, товарного кредита и внут­ренней кредиторской задолженности в общей сумме заемных средств, используемых предприятием.

На третьем этапе анализа определяется соотношение объе­мов используемых предприятием заемных средств по периоду их при­влечения. В этих целях проводится соответствующая группировка используемого заемного капитала по этому признаку, изучается ди­намика соотношения кратко- и долгосрочных заемных средств пред­приятия и их соответствие объему используемых оборотных и вне­оборотных активов.

На четвертой стадии анализа изучается состав конкретных кредиторов предприятия и условия предоставления ими различных форм финансового и товарного (коммерческого) кредитов. Эти усло­вия анализируются с позиций их соответствия конъюнктуре финан­сового и товарного рынков.

На пятой стадии анализа изучается эффективность использо­вания заемных средств в целом и отдельных их форм на предприя­тии. В этих целях используются показатели оборачиваемости и рен-

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПОЛИТИКИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ

ЧЗУ

•©

Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде

Определение целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде

Определение предельного объема привлечения заемных средств

Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников

Определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе

Определение форм привлечения заемных средств

Определение состава основных кредиторов

формирование эффективных условий привлече­ния кредитов

Обеспечение эффективного использования привлеченных кредитов

Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам

Рисунок 9.3. Основные этапы разработки политики при­влечения предприятием заемных средств.

табельности заемного капитала. Первая группа этих показателей со­поставляется в процессе анапиза со средним периодом оборота соб­ственного капитала.

Результаты проведенного анализа служат основой оценки це­лесообразности использования заемных средств на предприятии в сложившихся объемах и формах.

2. Определение целей привлечения заемных средств в пред­стоящем периоде.Эти средства привлекаются предприятием на строго целевой основе, что является одним из условий последующего эф­фективного их использования. Основными целями привлечения за­емных средств предприятиями являются:

а) пополнение необходимого объема постоянной части обо­ротных активов. В настоящее время большинство предприятий, осу­ществляющих производственную деятельность, не имеют возможности финансировать полностью эту часть оборотных активов за счет собст­венного капитала. Значительная часть этого финансирования осущест­вляется за счет заемных средств;

б) обеспечение формирования переменной части оборотных активов. Какую бы модель финансирования активов не использовало предприятие, во всех случаях переменная часть оборотных активов частично или полностью финансируется за счет заемных средств;

в) формирование недостающего объема инвестиционных ре­сурсов. Целью привлечения заемных средств в этом случае выступа­ет необходимость ускорения реализации отдельных реальных проек­тов предприятия (новое строительство, реконструкция, модернизация); обновление основных средств (финансовый лизинг) и т.п.

г) обеспечение социально-бытовых потребностей своих работ­ников. В этих случаях заемные средства привлекаются для выдачи ссуд своим работникам на индивидуальное жилищное строительство, обус­тройство садовых и огородных участков и на другие аналогичные цели;

д) другие временные нужды. Принцип целевого привлечения заем­ных средств обеспечивается и в этом случае, хотя такое их привлечение осуществляется обычно на короткие сроки и в небольших объемах.

3. Определение предельного объема привлечения заемных средств.Максимальный объем этого привлечения диктуется двумя основными условиями:

а) предельным эффектом финансового левериджа. Так как объем собственных финансовых ресурсов формируется на предше­ствующем этапе, общая сумма используемого собственного капитала может быть определена заранее. По отношению к ней рассчитывается коэффициент финансового левериджа (коэффициент финансирова­ния), при котором его эффект будет максимальным. С учетом суммы собственного капитала в предстоящем периоде и рассчитанного ко­эффициента финансового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование соб­ственного капитала;

б) обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия. Она должна оцениваться не только с позиций самого предприятия, но и с позиций возможных его кредиторов, что обеспе­чит впоследствии снижение стоимости привлечения заемных средств.

С учетом этих требований предприятие устанавливает лимит ис­пользования заемных средств в своей хозяйственной деятельнос­ти.

4. Оценка стоимости привлечения заемного капитала из раз­личных источников.Такая оценка проводится в разрезе различных форм заемного капитала, привлекаемого предприятием из внешних и внутренних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтер­нативных источников привлечения заемных средств, обеспечиваю­щих удовлетворение потребностей предприятия в заемном капитале.

5. Определение соотношения объема заемных средств, при­влекаемых на кратко- и долгосрочной основе.Расчет потребности в объемах кратко- и долгосрочных заемных средств основывается на целях их использования в предстоящем периоде. На долгосрочный период (свыше 1 года) заемные средства привлекаются, как прави­ло, для расширения объема собственных основных средств и фор­мирования недостающего объема инвестиционных ресурсов (хотя при консервативном подходе к финансированию активов заемные сред­ства на долгосрочной основе привлекаются и для обеспечения форми­рования оборотного капитала). На краткосрочный период заемные средства привлекаются для всех остальных целей их использования.

Расчет необходимого размера заемных средств в рамках каж­дого периода осуществляется в разрезе отдельных целевых направ­лений их предстоящего использования. Целью этих расчетов являет­ся установление сроков использования привлекаемых заемных средств для оптимизации соотношения долго- и краткосрочных их видов. В процесе этих расчетов определяются полный и средний срок использования заемных средств.

Полный срок использования заемных средствпредставляет собой период времени с начала их поступления до окончательного погашения всей суммы долга. Он включает в себя три временных пе­риода: а) срок полезного использования; б) льготный (грационный) период; в) срок погашения.

а) срок полезного использования— это период времени, в те­чение которого предприятие непосредственно использует предостав­ленные заемные средства в своей хозяйственой деятельности;

б) льготный (грационный) период — это период времени с момента окончания полезного использования заемных средств до начала погашения долга. Он служит резервом времени для аккумуля­ции необходимых финансовых средств;

в) срок погашения— это период времени, в течение которого происходит полная выплата основного долга и процентов по исполь­зуемым заемным средствам. Этот показатель используется в тех слу­чаях, когда выплата основного долга и процентов осуществляется не

одномоментно после окончания срока использования заемных средств, а частями в течение определенного периода времени по предусмот­ренному графику.

Расчет полного срока использования заемных средств осуще­ствляется в разрезе перечисленных элементов исходя из целей их использования и сложившейся на финансовом рынке практике уста­новления льготного периода и срока погашения.

Средний срок использования заемных средствпредставляет собой средний расчетный период, в течение которого они находятся в использовании на предприятии.

Средний срок использования заемных средств определяется по каждому целевому направлению привлечения этих средств; по объему их привлечения на кратко- и долгосрочной основе; по привлекаемой сумме заемных средств в целом.

Соотношение заемных средств, привлекаемых на кратко- и дол­госрочной основе, может быть оптимизировано также с учетом стои­мости их привлечения.

6. Определение форм привлечения заемных средств.Эти формы дифференцируются в разрезе финансового кредита; товарно­го (коммерческого) кредита; прочих форм. Выбор форм привлечения заемных средств предприятие осуществляет исходя из целей и спе­цифики своей хозяйственной деятельности.

7. Определение состава основных кредиторов.Этот состав определяется формами привлечения заемных средств. Основными кредиторами предприятия являются обычно его постоянные постав­щики, с которыми установлены длительные коммерческие связи, а также коммерческий банк, осуществляющий его расчетно-кассовое обслуживание.

8. формирование эффективных условий привлечения кре­дитов.К числу важнейших из этих условий относятся: а) срок пре­доставления кредита; б) ставка процента за кредит; в) условия выплаты суммы процента; г) условия выплаты суммы основного долга; д) про­чие условия, связанные сполучением кредита.

Срок предоставления кредитаявляется одним из определяю­щих условий его привлечения. Оптимальным считается срок предо­ставления кредита, в течение которого полностью реализуется цель

его привлечения (например, ипотечный кредит — на срок реализа­ции инвестиционного проекта; товарный кредит •— на период полной реализации закупленных товаров и т.п.).

Ставка процентаза кредитхарактеризуется тремя основными параметрами: ее формой, видом и размером.

По применяемым формам различают процентную ставку (для наращения суммы долга) и учетную ставку (для дисконтирования суммы долга). Если размер этих ставок одинаков, то предпочтение должно быть отдано процентной ставке, так как в этом случае расходы по обслуживанию долга будут меньшими.

По применяемым Видам различают фиксированную ставку про­цента (устанавливаемую на весь срок кредита) и плавающую ставку процента (с периодическим пересмотром ее размера в зависимости от изменения учетной ставки центрального банка, темпов инфляции и конъюнктуры финансового рынка). Время, в течение которого ставка процента остается неизменной, называется процентным периодом. В условиях инфляции для предприятия предпочтительней является фик­сированная ставка или плавающая ставка с высоким процентным пе­риодом.

Размер ставки процента за кредит является определяющим условием при оценке его стоимости. По товарному кредиту он прини­мается при оценке в размере ценовой скидки продавца за осуществ­ление немедленного расчета за поставленные товары, выраженной в годовом исчислении

Условия выплаты суммы процентахарактеризуются поряд­ком выплаты его суммы. Этот порядок сводится к трем принципиаль­ным вариантам: выплате всей суммы процента в момент предостав­ления кредита; выплате суммы процента равномерными частями; выплате всей суммы процента в момент уплаты суммы основного долга (при погашении кредита). При прочих равных условиях предпочти­тельным является третий вариант.

Условиявыплаты суммыосновного долгахарактеризуются предусматриваемыми периодами его возврата. Эти условия сводятся к трем принципиальным вариантам: частичному возврату суммы ос­новного долга в течение общего периода функционирования креди­та; полному возврату всей суммы долга по истечении срока исполь­зования кредита; возврата основной или части суммы долга с предоставлением льготного периода по истечении срока полезного использования кредита. При прочих равных условиях третий вариант является для предприятия предпочтительней.

Прочие условия, связанные с получением кредита,могут пре­дусматривать необходимость его страхования, выплаты дополнитель­ного комиссионного вознаграждения банку, разный уровень разме­ра кредита по отношению к сумме заклада или залога и т.п.

9. Обеспечение эффективного использования кредитов.Кри­терием такой эффективности выступают показатели оборачиваемос­ти и рентабельности заемного капитала.

10. Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам.С целью этого обеспечения по наиболее крупным креди­там может заранее резервироваться специальный возвратный фонд. Платежи по обслуживанию кредитов включаются в платежный кален­дарь и контролируются в процессе мониторинга текущей финансо­вой деятельности.

На предприятиях, привлекающих большой объем заемных средств в форме финансового и товарного (коммерческого) кредита, общая политика привлечения заемных средств может быть детализи­рована затем в разрезе указанных форм кредита.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.