Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система правоохранительных органов




 

Правоохранительная система - понятие более широкое, нежели понятие системы правоохранительных органов. Правоохранительная система включает как правовые, так и государственные структуры. Это прежде всего механизм обеспечения. Он состоит, во-первых, из системы органов законодательной (представительной) государственной власти и органов муниципального самоуправления, обеспечивающих принятие правовых актов, необходимых для осуществления правоохранительной деятельности. Во-вторых, из системы юридических норм, в которых правоохранительная ориентация является доминирующей. И только тогда, когда нарушаются правовые запреты и возникает необходимость в применении соответствующих мер юридического воздействия подключаются правоохранительные органы.

Таким образом, к правоохранительным органам следует отнести: судебные органы, органы прокуратуры, органы Министерства внутренних дел РФ, Федеральную службу безопасности РФ, органы налоговой полиции, таможенные органы, органы Министерства юстиции РФ, а также негосударственные организации обеспечения правоохраны (адвокатуру, "частный нотариат", частные охранные и детективные структуры). При этом необходимо подчеркнуть, что "собственно правоохранительными" среди них являются только органы прокуратуры, внутренних дел (милиция и органы предварительного следствия) и министерства юстиции (служба судебных приставов и органы уголовно-исполнительной системы). Часть из них являются специальными службами, призванными защищать непосредственно государственные интересы (политические, экономические и др.).

Это правоохранительные органы "узкой (специальной) компетенции". Правоохранительная функция в их деятельности является второстепенной. К их числу можно отнести органы безопасности и налоговой полиции (например, в деятельности органов ФСБ основной является контрразведывательная функция).

В системе правоохранительных органов можно выделить и контролирующие органы с элементами правоохранительной деятельности - таможенные органы. Их деятельность является фискальной и связана с обеспечением экономической безопасности государства (взимание таможенных платежей за пересечение грузами и транспортными средствами таможенной границы).

Правоохранительная функция в органах ГТК выполняется специальными подразделениями, входящими в так называемый "правоохранительный блок". Отличие "собственно правоохранительных органов" от специальных служб и контролирующих органов состоит в целях их деятельности. Если для первых защита прав и свобод граждан от противоправных посягательств является основным, непосредственным видом деятельности, то для органов второй и третьей групп носит опосредованный (производный) или второстепенный характер.

Однако с правоохранительными органами их объединяет наличие сходных подразделений и способ деятельности. Они все являются органами предварительного расследования, а также имеют в своем составе оперативные подразделения. Выявление противоправных деяний (преступлений и правонарушений) осуществляется ими с помощью производства оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных (следственных) действий. Систему правоохранительных органов можно подразделить на судебные органы (суды) и иные правоохранительные органы. Судебная система, в свою очередь, включает в себя Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и конституционные (уставные) суды) субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Этот судебный орган призван самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Основная цель деятельности Конституционного Суда РФ - это защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ.

Система федеральных судов общей юрисдикции уже своим названием подчеркивает широту охвата правовых вопросов, подпадающих под ее процессуальную компетенцию. По сути, все правовые вопросы, возникающие в жизни граждан, разрешаются главным образом в судах общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции в свою очередь могут быть выделены: система общих судов и система военных судов. Последние обособились в силу исторической традиции и состоят из судов военных округов (флотов) и гарнизонных судов. Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган - Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно). Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ, районные суды. Помимо этого к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи, хотя по своему организационно-правовому статусу они не относятся к федеральным судам общей юрисдикции, а формируются органами законодательной (исполнительной) власти субъектов РФ.

Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия. В настоящее время система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.

Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Основная задача мировых судей - рассматривать и разрешать правовые споры, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни граждан. Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных правовых вопросов о соответствии принимаемых органами власти субъектов РФ нормативных правовых актов Конституции или уставу субъекта.

Иные правоохранительные органы также образуют систему, состоящую из:

· органов прокуратуры;

Прокуратура в Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, а также реализующих иные функции, установленные федеральным законодательством в целях обеспечения единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства. Правовой основой организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации являются Конституция, Закон о прокуратуре, другие федеральные законы, приказы и распоряжения Генерального прокурора РФ.

Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

В систему органов прокуратуры РФ входит также Следственный комитет при прокуратуре РФ, который включает в себя следующие структурные подразделения: - главное следственное управления Следственного комитета при прокуратуре РФ; -следственные управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъектам РФ; -следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре РФ по районам, городам. Кроме того, в состав Следственного комитета при прокуратуре РФ входят следственные управления (отделы) при военных и специализированных прокуратурах.

· органов внутренних дел;

ОВД - Государственные органы исполнительной власти, составная часть правоохранительной системы, главной задачей которой является обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, борьба с преступностью, а также иными правонарушениями. ОВД осуществляют свою деятельность на основе социально-правовых принципов, закрепленных в Конституции РФ, ФЗ, указах и распоряжениях Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ, а также приказах, инструкциях и других нормативных актах МВД. Эти органы образуются Президентом РФ, органами государственной власти субъектов РФ, им подотчетны и подконтрольны. ОВД осуществляют следующие функции: обеспечение общественной безопасности: борьба с противоправными посягательствами на жизнь, здоровье, честь, достоинство, свободы и интересы граждан, а также интересы предприятий, учреждений и организаций:

·организация и проведение профилактики правонарушений: охрана общественного порядка: обеспечение необходимых условий труда и отдыха граждан в общественных местах, населенных пунктах:

·обеспечение безопасности дорожного движения; надзор за соблюдением актов, регулирующих общественный порядок и общественную безопасность; дознание и следствие в пределах определенной законом компетенции: охрана различных форм собственности и личного имущества граждан по договорам: обеспечение наряду с другими органами государства режима чрезвычайного положения.

Основные структурные звенья системы ОВД: министерства внутренних дел (МВД) РФ и субъектов РФ. главные управления внутренних дел (ГУВД), управления внутренних дел (УВД) краев, областей - субъектов РФ, управления (отделы) внутренних дел на транспорте (УВДТ, ОВДТ). городские, районные органы внутренних дел (ГОВД. РОВД), управления и отделы 8-го Главного управления внутренних дел (на режимных объектах). Кроме того, в структуру МВД входят: Главное управление государственной противопожарной службы (ГУГПС), окружные управления материально-технического и военного снабжения (ОУМТиВС), учебные заведения (Академия управления, академии, высшие и средние специальные учебные заведения), научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на ОВД.

Свою деятельность ОВД строят в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности, взаимодействуя с другими государственными органами и общественными объединениями, организациями иных форм собственности, трудовыми коллективами, гражданами, СМИ:

осуществляют ее в разнообразных формах: организационные мероприятия (организационно-массовая работа); материально-технические операции; нормо-творческая деятельность; правоприме-нительная(регулятивная и правоохранительная) деятельность. Компетенция ОВД определяется общими, типовыми и индивидуальными положениями о том или ином органе, а также специальными законодательными и иными нормативными актами.

· федеральной службы безопасности;

Федера?льная слу?жба безопа?сности Росси?йской Федера?ции (ФСБ России) - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая в пределах своих полномочий решение задач по обеспечению безопасности Российской Федерации. Руководство деятельностью ФСБ России осуществляется Президентом Российской Федерации <#"justify">В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям:

·контрразведывательная деятельность;

·борьба с терроризмом;

·борьба с преступностью;

·разведывательная деятельность;

·пограничная деятельность;

·обеспечение информационной безопасности.

Иные направления деятельности органов ФСБ определяются федеральным законодательством. Права и обязанности Федеральной службы безопасности Российской Федерации установлены статьями 12 и 13 федерального закона «О федеральной службе безопасности» № 40-ФЗ.

Контрразведывательная <#"justify">Борьба с преступностью и террористической деятельностью

Органы ФСБ в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооружённых формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.На органы ФСБ нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

Разведывательная деятельность

Разведка - деятельность органов ФСБ России в пределах Российской Федерации по добытию, доставке и обработке секретной информации, связанной с организованными преступными и террористическим группировками. Разведывательная деятельность осуществляется органом внешней разведки федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О внешней разведке».

Пограничная деятельность

Направлениями пограничной деятельности являются:

·защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

·защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб <#"justify">Обеспечение информационной безопасности

Обеспечение информационной безопасности - деятельность органов ФСБ, осуществляемая ими в пределах своих полномочий:

·при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;

·при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в России и её учреждениях,

· органов государственной охраны;

Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России) - федеральный орган <#"justify"> Функции и задачи ФСО России

Государственная охрана - функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер. Государственная охрана осуществляется на основе Конституции Российской Федерации <#"justify">· органов государственной налоговой службы;

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти <#"justify">· таможенных органов;

Тамо?жня - государственный орган, обеспечивающий порядок перемещения через таможенную границу <#"justify">· органов юстиции.

Юстиция - термин, использующийся в юридической литературе для обозначения совокупности судебных учреждений или их деятельности по осуществлению правосудия. Поэтому утверждения, встречающиеся в некоторых учебниках по данному курсу, что Министерство юстиции РФ и его территориальные органы обеспечивают реализацию государственной политики в сфере юстиции, не точны.

Название министерства и его органов в значительной мере дань традиции, но вместе с тем подчеркивает, что их деятельность носит юридический характер.

Органы юстиции в основном осуществляют организационно-управленческие функции.

Организация и деятельность органов юстиции основаны на Законе РФ О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации, а также Положении о Министерстве юстиции РФ, постановлениях Правительства РФ и указах Президента РФ.

На органы юстиции возлагаются следующие задачи: участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ; проведение юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации; организационно-правовое обеспечение судебной реформы; государственная регистрация юридических лиц, актов гражданского состояния, прав на недвижимость <#"justify">- министерств юстиции республик, входящих в состав РФ, управлений (отделов) юстиции краев, областей, автономных округов, автономной области, Москвы и Санкт-Петербурга;

органов и учреждений уголовно-исполнительной системы.

В систему Министерства юстиции входят учреждения и организации, в отношении которых органы юстиции осуществляют некоторые управленческие функции - нотариат, загсы, лаборатории судебных экспертиз, Российская правовая академия, Научный центр правовой информации, редакции некоторых журналов.

Система правоохранительных органов призвана реализовать такие важнейшие функции, как:

·конституционный контроль;

·отправление правосудия;

·прокурорский надзор;

·расследование преступлений;

·оперативно-розыскная функция;

·исполнение судебных решений;

·оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;

·предупреждение преступлений и иных правонарушений.

Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами. Качественное решение задач, стоящих перед правоохранительными органами, возможно лишь при взаимодействии этих органов между собой и с другими государственными органами. Правоохранительные органы осуществляют судебную и исполнительную власть. Взаимодействие их с органами законодательной власти происходит, как правило, через действующее и перспективное законодательство. Правоохранительные органы не вправе критиковать законы, давать им политическую оценку, они обязаны исполнять законы. Вместе с тем ряд правоохранительных органов наделен правом законодательной инициативы. Это высшие судебные органы: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными органами - обеспечение законности и безопасности. По сути, ни одна общественная и государственная структура не может существовать независимо от правоохранительных органов. Последние осуществл

1.Понятие конституционной законности и ее обеспечение.

 

В советской юридической науке сложилось и стало господствующим понимание законности как строгого и неуклонного исполнения законов и подзаконных актов всеми субъектами советского права - государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Такое понимание законности было доминирующим в монографической литературе и в тех или иных вариациях кочевало из учебника в учебник вплоть довольно долго.

Отдельные попытки по-новому подойти к раскрытию содержания категорий законности не находили поддержки, серьезно не обсуждались и, как правило, дружно опровергались соображениями политико-идеалогического либо сугубо прагматического порядка.

При анализе вышеприведенного понимания законности, прежде всего, бросается в глаза, что в нем акцент делается на исполнения норм права и обходится вопрос о самом их содержании. И это не случайно, поскольку оценка содержания закона с позиции общепринятого понимания законности, как правило, не поощрялась, была рискованной для господствующей партийно-государственной элиты.

Для понимания законности как неотъемлемого качества правовой системы в целом. Особого состояния общественной и государственной жизни. Режима функционирования правового государства существенное значение имеет содержательная характеристика самих норм права (конституции, законов, подзаконных, включая ведомственные, актов и др.), их аксиологическая оценка. Содержание законности составляет не само наличное законодательство (пусть даже совершенное с точки зрения юридической техники), а такое законодательство, которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности интересы человека, объективные тенденции социального прогресса.

Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве.

Главное в содержании законности применительно к сфере ведомственного нормотворчества заключается не только в его полноте, беспробельности, непротиворечивости и т.д., как это подчеркивается в юридической литературе, но и в оценке его с точки зрения последовательной реализации и воплощения в нем права, адекватного отраженного в нормах конституций и других законов. Направленных на обеспечение неотъемлемых прав и свобод человека, на достижение социальной справедливости, сочетания личных, общественных и иных интересов.

Нарушением законности является принятие ведомственных актов (приказов, инструкций, положений и др.), которые противоречат конституционным требованиям, нормам закона.

Закон занимает особое место в системе нормативно-правовых актов. Он обладает рядом юридических и иных свойств, не присущих другим нормативным актам. Нивелирование закона в системе нормативно-правовых актов государства следует преодолеть и признать, что законность естьисполнение закона и только закона. Это требование в равной мере относится как к органам государственной власти, так и к органам местного самоуправления, принимающим в рамках своей компетенции подзаконные акты, а также к непосредственным исполнителям законов - должностным лицам. В соответствии с ч.2 ст.120 Конституции Российской Федерации «суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом».

Сущностное понимание законности связано еще с одним важным критерием ее ограничения от исходных правовых явлений - реализации норм права и правопорядка. Это касается определения субъектов законности.

Относительно субъектов законности (лиц, на которых распространяются ее требования) и сферы ее действия существуют разные подходы. Так, проф. Н.В. Витрук полагает, что законность касается исполнения только законов и только должностными лицами. По его мнению, нарушения законов, совершенные гражданами и другими лицами, не выступают в качестве нарушений законности, они суть нарушения правопорядка. Эта точка зрения имеет под собой достаточно серьезную основу. Действительно, законность не следует смешивать с общеобязательностью права, и смысл ее существования связан, в первую очередь, именно с законами и с публично-правовой сферой отношений в обществе. Самой законности проф. Н.В. Витрук дает определение как идее, требованию и системе (режиму) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве. С позиций такого подхода очень четко выгладит нарушением законности принятие ведомственных актов, противоречащих конституционным положениям, нормам закона.

Проф. В. В. Лазарев считает, что ограничение субъектов законности должностными лицами неоправданно: принцип законности является всеобщим и не содержит каких-либо изъятий. И распространяется законность, по его мнению, на все сферы действия права (включая частноправовую) и на все нормативно-правовые акты. Таким образом, проф. В. В. Лазарев представляет другую точку зрения на законность и сферы ее действия, надо заметить, наиболее распространенную. С позиций такого подхода законность определяется как «правовой режим общественной жизни, заключающийся в неуклонном соблюдении юридических норм всеми ее праводееспособными участниками» (проф. Л. И. Спиридонов).

В свете традиционного понимания законности ее субъектами являются все субъекты права. Следовательно, все должностные лица поставлены в один ряд с гражданами и другими лицами, то есть здесь нивелируется повышенная опасность нарушения закона со стороны должностного лица в сравнении с опасностью нарушения закона, совершаемого гражданином. Однако, нарушения законов, совершенные гражданами и другими лицами, не выступают в качестве нарушения законности, они суть нарушения правопорядка в обществе.

Рассмотрим подробнее нарушение и обеспечение законности.

На вопрос о том, всякое ли правонарушение должностного лица является нарушением законности, в литературе дается однозначно утвердительный ответ. Однако некоторые ученые, в частности профессор Марченко считают, что не всякое нарушение закона, а тем более подзаконного акта, можно квалифицировать как нарушение законности. Свидетельством этого служат ряд положений действующего российского законодательства. Например, не влекут отмену приговора суда несущественные нарушения норм уголовно-процессуального закона. В Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации предусмотрены возможности ситуаций, когда нарушений норм процессуального и материального права не является основанием к отмене решения. Представляется далее, что законность не исключает возможности судебных ошибок, равно как и ошибок в других видах правоприменительной деятельности.

Профессор Марченко М.Н. считает, что нарушениями законности являются:

нарушения норм Конституции и других законов (нарушение конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и других лиц, незаконное освобождение граждан и других лиц от несения обязанностей);

преступления должностных лиц, совершенные при исполнении служебных обязанностей (получение взятки, злоупотребление должностным положением и др.).

Также профессор Марченко М.Н. говорит о том, что нарушением законности не являются нарушения должностными лицами норм, содержащихся в ведомственных актах; нарушения служебной дисциплины; отдельные случаи проявлении грубости, нетактичности, невнимания должностных лиц к людям и т.д., то есть нарушения норм морали, этики должностного поведения и т.п.

Система обеспечения законности в деятельности государственных органов представляет собой структуру мер. Направленных на профилактику нарушений законности и упрочение законности, то есть состоит из двух блоков: а) профилактики нарушения законности; б) упрочение законности.

Профилактика нарушений законности означает выявление причин и условий нарушений законности, устранение указанных причин и условий. Ликвидацию всех тех негативных факторов, явлений и процессов, которые ведут к нарушениям законности. В числе такого ряда факторов - экономическая и политическая нестабильность, низкая правовая культура населения, должностных лиц, деформация профессионального правосознания, установка должностных лиц на приоритет целесообразности пред законностью и т.д.

Упрочение законности предполагает формирование и совершенствование, развитие гарантий законности в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц. Под гарантиями законности понимаются положительно действующие условия, факторы и средства как внутри той или иной госструктуры, так и вне ее.

Правильно организовать систему защиты и обеспечения законности можно лишь при обязательном учете уровней, иерархий той или иной системы государственных органов, ее внутренних и внешних связей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...