Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности социализации подростков




 

Понятие социализации впервые разработано в конце 40-х начале 50-х годов в трудах американских социальных психологов А.Парка, Д.Доллэрда, Д.Кольмана, А.Бандуры, В.Уолтера, Дж.Смелзера.

Одним из основных звеньев социализации детей и подростков является семья, хотя и отмечается некоторое падение ее воспитательной роли в связи с происходящими в семье коренными изменениями. Российская семья сегодня переживает ситуацию, когда изменение социальных условий, смена одних общественно-экономических отношений на качественно-противоположные происходят не плавно, а скачкообразно. Такая ситуация вызывает естественную растерянность населения, озабоченного поиском своего места в новой общественно-экономической структуре.

Переход от традиционной патриархальной семьи к современной, основанной на равенстве супругов, привел к снижению авторитета отца, утрате согласованности воспитательных воздействий родителей. Распространены стали также семьи с одним-двумя детьми, для которых характерен детоцентризм, а отсюда - эгоцентризм детей.[34]

Одна из крупнейших и острейших проблем семьи - проблема разводов. Наряду с неполными семьями, велико число нестабильных, конфликтных семей. В целом по стране из-за разводов каждый год свыше 700 тыс. детей остается без одного родителя, 500 тыс. рождается вне брака (эти цифры неуклонно растут). Во многих семьях раздоры порождают цинизм, полную безответственность. Около 60% детей в таких семьях - сироты при обоих родителях. Каждый шестой хронический алкоголик из почти пятимиллионного их состава - женщина, 80% детей, содержащихся в детдомах, - это сироты при живых родителях.[25]

Все это крайне отрицательно сказывается на социализации подростков.

Проблему социальной ориентации и выбора дальнейшего жизненного пути целесообразно рассматривать для подростков в возрасте 15 лет, когда они завершают обучение в основной общеобразовательной школе (9 классов), выясним, что же является факторами, определяющими выбор девятиклассников. Прежде всего, отметим, что у девятиклассников достаточно велика при определении дальнейших образовательных планов роль фактора успеваемости. Если практически все подростки, обучающиеся на "4" и "5", намереваются продолжить обучение в десятом классе, а среди тех, кто успевает в основном на "4" таковых - 3/4 контингента, то среди успевающих на "3" и "4" или в основном на "3" таковых соответственно 48,6 и 23,3%; 68,4% обучающихся в основном на три и 31,4% вообще имеющих тройки, не склонны к дальнейшему обучению в школе.[25]

Понятие "социализация", ориентированное на такие фундаментальные категории, как "общество" и "индивид", непосредственно связано с рядом проблем как практического, так и общетеоретического характера, что обусловливает внимание к нему не только в рамках педагогики, но и других наук, прежде всего в философии и психологии.

Важным для нашего исследования является рассмотрение духовных ценностей личности, проявляющихся при осуществлении различных видов деятельности, в связи с процессом социализации. Согласно этой концепции, духовное освоение предстает как субъектно-объектное отношение, увязывающее человека и мир в единую мировоззренческую систему "мир - человек".[27]

Наиболее четкое определение процесс включения человека в общество получил в рамках социологии, где было разработано понятие социализации, а также введены понятия институт социализации, агент социализации, социальное действие и др.

В последнее время все более популярными становятся исследования процессов социализации в русле культурологических концепций, которые анализируют духовную составляющую процессов социализации. Духовное освоение мира понимается в этих концепциях как субъект-субъектные отношения, как "творческий процесс опредмечивания и распредмечивания сущностных сил человека", в ходе которого "происходит преобразование природной предметности в социальную" (Философский словарь: 1983), самоутверждение человека в мире как активного, деятельного существа (См. работы М.С. Кагана, Л.Н. Когана, Л. Кольберга, В.Е. Давидовича и др.).

В психологической парадигме особо делается акцент на таких понятиях, как социальная роль, социальное поведение, внутренние и внешние регуляции (социального) поведения, социальная ситуация развития, механизмы социального становления личности (механизмы социализации), этапы социализации и др.

Подвергая анализу процесс приобретения индивидом опыта, психология уделяет особое внимание внутренним процессам психики человека, а также факторам, имеющим влияние на нее.[30]

Внутренние процессы человеческой психики складываются на основе интерпсихических, межличностных процессов (по Л.С.Выготскому). Индивид формирует свой внутренний мир посредством усвоения, интериоризации исторически сложившихся форм и видов социальной деятельности и, в свою очередь, выражает, экстериоризирует свои психические процессы. Для каждого возраста сочетание внутренних процессов развития индивида с внешними условиями имеет свою специфику. Таким образом, "индивидуальное" и "социальное" оказывается связанными друг с другом (Выготский, 1996). Для обозначения процесса овладения индивидом социальным опытом, формами поведения и деятельности, становящимися содержанием его психической жизни, Л.С. Выготским было введено понятие социальная ситуация развития.[25]

По выделению различных механизмов социализации на междисциплинарном уровне можно выделить следующие концепции социализации:

психоаналитическую,

интеракционистскую,

культурологическую.

В психоаналитической концепции (Бехтерев В.М., Кон И.С. и др.): процесс социализации понимается как усвоение некоторой системы жизненно необходимых социальных ролей.

Такая позиция близка и интеракцианистской концепции (Дж. Г.Мид, У.М.Уэнтворт и др.), которая рассматривает социализацию как усвоение индивидом социальных норм в процессе интеракции (межиндивидных взаимодействий), т.е. как интерсубъектный процесс.[33]

Социальная роль трактуется как совокупность заранее данных (созданных обществом) правил и ожидаемых способов поведения и общения, которые соответствуют определенному месту человека в группе и обществе.

Исходя из того, что социализация представляет собой сложный, состоящий из нескольких последовательно проходящих этапов, процесс, авторы психоанализа выделяют следующие этапы социализации: психогенетический, образно-символический, интеллектуально-концептуальный.[37]

На психогенетическом этапе у ребенка путем проб и ошибок вырабатываются привычные шаблоны удовлетворения потребностей.

На образно-символическом этапе образы, возникающие при блокаде привычного акта, связываются с неким жестом, звуком и т.п. и последние приобретают значение символа.[12]

Ителлектуально-концептуальный этап характеризуется тем, что посредством символов ребенок начинает управлять своим и чужим поведением и приобретать новые значения через комбинации существующих значений.

Содержательная сторона процесса социализации раскрыта в диспозиционной теории регуляции социального поведения В.А.Ядовым, который представил иерархию диспозиций, синтезирующих систему внутренних и внешних регуляций индивида в зависимости от степени его включенности в систему общественных отношений. Процесс социализации с этих позиций можно охарактеризовать как процесс развития саморегуляции и становления самосознания и активной жизненной позиции (См. Ядов: 1998). Самореализация в этой концепции рассматривается в рамках развивающегося взаимодействия индивида, коллектива и общества.[12]

Механизмы социального становления личности обычно делят на группы с учетом того, кто выступает субъектом их использования - сам индивид или его окружение.

К первой группе относятся механизмы социализации, опирающиеся на самого индивида, включенного в деятельность. Сюда можно отнести подражание, идентификацию, симпатию, увлечение, творчество, преобразование и т.п.

Ко второй группе относятся механизмы социализации, используемые окружением индивида с целью оказания влияния на него: убеждение, внушение, различные механизмы социального воздействия (приказ, принуждение) и т.д. (Мудрик: 2000, с.12).

Рассмотрим процесс социализации как педагогический феномен.

В педагогике исследуется такая важная проблема, как соотношение "воспитания" и "социализация". В этой связи можно выделить две основные точки зрения:

содержание и объем понятия социализации уже, чем содержание и объем понятия воспитания;

содержание и объем понятия социализации шире, чем содержание и объем понятия воспитания.

Согласно первой точке зрения, социализация выступает как одна из значимых целей воспитания, ориентированного на полное вхождение ребенка в мир социальных отношений.[36]

Однако наиболее распространенной, преобладающей в настоящее время в педагогике, исследующей взаимосвязь социализации и воспитания, является вторая, ориентирующаяся на социологические подходы, точка зрения, предполагающая, что понятие социализации является более широким.

Так, Л.П. Буева и др. рассматривают социализацию как самое широкое понятие, отражающее процесс становления личности, поглощающее понятие воспитание, и воспитание выступает у них как агент социализации.

Современные исследователи высказывают суждение о том, что значимыми параметрами взаимосвязи процессов социализации и воспитания (Н.Ф.Голованова, С.Ю. Буренина и др.) являются:

)параметр целеполагания,

) параметр поиска результативных способов присвоения ребенком социального опыта.

В педагогическом отношении раскрытие личностного плана социализации требует определения ее средств. Цель воспитания - специальная организация педагогического процесса.[16]

При этом необходимо учитывать тот факт, что из двух выделяемых видов социализации - первичной (связанной со сферой межличностных отношений) и вторичной (связанной со сферой социальных отношений) - для формирования личности определяющее значение, т.е. стоящее на первом месте по степени значимости имеет первая, т.е. такая, в которой в качестве агентов социализации выступает непосредственное или ближайшее окружение человека (ребенка). Поэтому теоретические исследования, связанные с функционированием именно малой группы, являются наиболее актуальными в плане поиска эффективных средств социализации личности ребенка, тем более на современном этапе развития социума.[16]

В частности, одной из мало исследованных в этом плане форм самореализации малой группы является семейный клуб, поскольку в нем создаются предпосылки для возникновения субъект-субъектных отношений: ребенок вступает в различные виды взаимодействия (интеракции), осваивает разнообразные социальные роли, интериоризируя общественный опыт, включается в деятельность, в том числе творческого характера, активно реализуя и преобразуя себя. Указанные черты СК позволяют рассматривать его как важное средство социализации ребенка.[13]

Процессы социализации в современном обществе имеют свою специфику, связанную с особенностями социальной структуры и мобильности (разделение труда, проницаемость социальных границ).

) В традиционном обществе жизненный путь человека во многом предопределен тем, к какой социальной группе принадлежат его родители. От рождения до смерти человек последовательно проходит несколько возрастных ступеней и на каждом этапе подвергается "предварительной социализации". В современном обществе социальная мобильность носит вероятностный характер - с каждой стартовой позиции человек может попасть на множество других. Поэтому заранее невозможно подготовить человека к деятельности во всех значимых группах; в результате он сначала попадает в какую-либо группу, а затем начинает к ней адаптироваться (социализироваться).

) Вторая особенность социализации в современном обществе, по сравнению с традиционным, - множественность и взаимонезависимость агентов социализации. В традиционном обществе нормы, действующие в разных агентах социализации, более согласованы. Для современного общества характерны ролевые конфликты как следствие "мозаичного" характера социализации.[35]

Проблемы социализации в современном российском обществе связаны с тремя обстоятельствами:

) изменением (разрушением) системы ценностей, в результате чего старшее поколение не всегда может подготовить молодежь к жизни в новых условиях;

) коренным и очень быстрым изменением социальной структуры общества; неспособностью многих новых социальных групп обеспечить воспроизводство своих рядов;

) ослаблением системы формального и неформального социального контроля, как фактора социализации.[11]

К одной из наиболее явных особенностей современной социализации относится её длительность по сравнению с предшествующими периодами. Юношество, как период социализации значительно увеличилось по сравнению с предшествующими эпохами. Вообще статус его изменился. Если раньше оно рассматривалось лишь как подготовка к жизни, то в современном обществе к нему относятся как к особому периоду жизнедеятельности, который обладает не меньшей ценностью, чем жизнь взрослого человека. Такое отношение предполагает большее уважение и более высокий статус юношества по сравнению с предшествующими временами. Появляются особые законы, охраняющие права подростков и действующие на межгосударственном уровне. Общество становится более терпимо к нему, поскольку оно определяет будущее.[25]

История знает немало примеров достаточно жестокого обращения с подростками, когда родители спокойно бросали их или отдавали в распоряжение чужим людям на подсобные работы, и это происходило в масштабах всего общества.

Для нормального развития и социализации такие социальные организации, как школа или семья, не только должны, но и вынуждены заботится об этом периоде жизни человека. [15]

Если отметить гуманизацию некоторых общественных процессов в развитых странах, то на одном из первых мест будет отношение к подросткам, характеризующиеся большим вниманием, вложением средств в образовательные процессы, разработку и принятие законов, защищающих их права. Подросток - это не маленький взрослый. Это человек определённой стадии развития и определённой культуры.

Для того чтобы выступить в качестве полноправного члена общества, способного оптимально функционировать среди других людей, человеку требуется всё больше времени. Если раньше социализация охватывала только период детства, то современному человеку необходимо социализироваться всё жизнь. Общество лишено стабильности и усвоенный социальный опыт устаревает очень быстро. Но меняются не только технологии, другими становятся ценности, нормы, идеалы. Этот процесс изменения ставших неадекватными ценностей, норм и отношений человека получил название ресоциализации. В то же время существуют ценности, которые являются абсолютными и неизменными. Во-первых, они выработаны человечеством и сохранились в веках, оставаясь понятными и принятыми практически всеми нормальными людьми, во-вторых, их нельзя свести к чему-то более высокому, они выступают как абсолютные. Это справедливость, совесть, истина, красота, любовь, простота, совершенство. Такие ценности служат уникальным источником взаимопонимания людей, выросших в совершенно разных культурных, экономических и общественно политических системах. Практически все религии мира, все самые выдающиеся философские учения несут в себе информацию об этих ценностях.[37]

Особая роль в современной социализации принадлежит образованию и приобретению профессии. Образование является необходимым условием социализации почти во всех страх мира. Поскольку темпы смены новых поколений техники опережают темпы смены новых поколений работников, человеку приходится учиться практически всю жизнь. Успехи современного образования определяются не только тем, чему человек научился и каковы его знания, умения и навыки, но также и способностью добывать новые знания и использовать их в новых условиях. Здесь важно, насколько субъект самостоятелен в информационном пространстве, каковы его ориентировочные способности, как быстро он выбирает то, что ему действительно подходит, и в чём он сможет достигнуть уровня высокого профессионализма. Высокий уровень профессионализма уже не является чем-то исключительным, поскольку сложное производство требует и соответствующих специалистов. Профессиональные ошибки при современных технологиях всё дороже обходятся обществу, что и происходит при технических авариях и катастрофах. [25]

Мы видим, что образование как обязательное условие и особенность современной социализации связано с многообразием, прежде всего социальных проблем. Но не менее значимы и личностные проблемы. Во-первых, всё более количество молодых людей стремится получить высшее образование, связывая с ним надежды на успешную карьеру, обеспечивающую оптимальный уровень качества жизни и социально адаптации. Во-вторых, качественное образование является весьма дорогостоящей процедурой не только для общества, но и для конкретного индивида, и можно заметить явную тенденцию повышения его стоимости. Кроме того, молодые люди испытывают известные трудности при выборе будущей профессии и не всегда могут определиться с направлением своего образования. Чем большее количество возможностей предлагает личности общество, тем большие сложности может она испытывать в профессиональном выборе. Более того, профессиональная работа уже не рассматривается людьми лишь только как средство поддержания определённого жизненного уровня. Современный человек стремиться реализовать себя в профессиональной деятельностью, развивая свои способности и проявляя возможности. Деятельность становится своеобразным источником удовольствия - таким же, как досуг. Эти относительно новые тенденции современной социализации охватывают всё большую часть населения, в то время как в предшествующие эпохи такой взгляд на образование и профессиональную деятельность характеризовал лишь немногих субъектов - представителей культурной элиты общества.[32]

Особенности современной социализации человека определяются также и темы новыми требованиями к его характерологическим чертам, которые должны быть сформированы для оптимального функционирования в качестве полноправного члена общества. Эти черты сами по себе не слишком сильно отличаются от черт личности, необходимых ранее, однако их сочетание предполагает большую выраженность.[25]

Кроме того, сложность и динамика в процессе социализации требуют максимальной гармонизации черт личности в процессе социального развития, предполагающей единство противоположных начал. Если такая гармонизация невозможна, о необходима, по крайней мере, компенсация слабовыраженных или чрезмерно доминирующих качеств. Современному человеку необходимо знать свои достоинства и недостатки, поскольку они являются важнейшими условиями его продуктивной жизнедеятельности.

Для выявления ведущего фактора социализации современных подростков, и подтверждения или опровержения гипотезы о том, что главенствующим фактором являются средства массовой информации, был составлен опросник. Каждый из 24 вопросов теста выявлял приверженность подростка к тому или иному фактору социализации, были универсальные вопросы, где предлагалось выбрать не однозначное подтверждение факта "Да и Нет", а какой-то один из предложенных факторов, который в данном случае влияет больше всего, так же присутствовали варианты, когда можно было выразит нейтральное отношение к ним всем. (См. приложения). Исследование проводилось на базе школы № 577 и в нём принимали участие ученики 8-9 классов, в количестве 16-ти человеке. Исследование выявило, что основным фактором социализации большинство подростков называют Группу сверстников, на втором месте, с небольшим отставанием идут СМИ, далее Семья и на последнем месте Школа.[37]

К крупным монографическим исследованиям по проблеме социализации подростков можно отнести работы О.Брима и Н.Уиллера "Социализация после детства" (1966), Д.Эронфрида "Поведение и сознание. Социализация интернационализированного контроля над поведением" (1968), М.И.Смарты "Развитие и взаимное отношение подростков" (1973), и коллективный труд под редакцией Д.Гослинга "Книга по теории и исследованиям социализации" (1968) и другие.

Социализация - сложный процесс, условия и особенности которого могут быть различны в зависимости от времени и места. Самовыражение как часть социализации даёт человеку возможность занимать определенное место в общественной жизни.

психологический подросток социализация самовыражение

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...