Особенности античной философии. Учение о микро- и макрокосме.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение – совокупность предельно-общих взглядов человека на мир, преобладающих в тот или иной период времени. Мировоззрение – явление исторически приходящее. Структура мировоззрения: Мироощущение (чувственно эмоциональная сторона), Мировосприятие (ценностная система образов), Миропонимание (интеллектуальная сторона). Уровни мировоззрения – обыденный (примитивное, чувственное) и теоретический (философское, интеллектуальное) 2. Специфика философского знания. Предмет и методы философии. Философия – высшая теоретическая форма мировоззрения, особый интеллектуальный способ постижения мира, как особый взгляд на реальный мир и его сущность. Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте. Методы: Диалектика (логическая форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления) и Метафизика(раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, бытия и мира как такового) Возникновение философии. Философия и мифология. Философия и религия. Родина философии – древняя Греция 5-6вв. д.н.э. Первым назвал себя философом – Пифагор, применил термин Философия – Платон, Аристотель первым счел необходимым выделить философию в отдельную науку, изучающую всё, как таковое. Мифология – специфическое художественное восприятие мира, в котором уживается реальность и фантазия, естественное и сверхъестественное, знание и вера. Особенность мифологии – выражение в художественной форме. Для мифологии характерно наделение окружающего мира свойствами живых организмов, и даже человеческим обликом. Главной целью мифа является объяснение протекающих в мире процессов и явлений, придание неизвестному.
Религия – следующий за мифом тип мировоззрения. Источником религии является Бог, который воспринимается как абсолютное начало, как творец мира и человека, и как создатель религии для человека. Целью религии, в отличие от Мифа является Вера и поклонение Богу. Религи рассматривается как функция организма, инстинкт, способ приспособления к окружающей среде, общественная черта, являющаяся следствием неудовлетворения человеческих потребностей. Древнекитайская философия: основные проблемы. Древнекитайская философия имеет мифологическую основу. Рассматривая всё сущее как единство противоположных начал — мужского — Ян и женского — Инь, китайские мыслители объясняли бесконечный процесс движения их диалектическим взаимодействием. Наполняющие Вселенную, порождающие и сохраняющие жизнь эти первичные субстанции или силы обусловливают сущность Пяти Элементов: Металла, Дерева, Воды, Огня и Почвы. Конфуций говорил, что “все первоначально предопределено судьбой и тут ничего нельзя ни убавить, ни прибавить” (“Мо-цзы”, ”Против конфуцианцев”, ч. II). Конфуций говорил, что благородный муж должен испытывать страх перед небесной судьбой, и даже подчеркивал: “Кто не признает судьбы, тот не может считаться благородным мужем”. Конфуций почитал небо как грозного, всеединого и сверхъестественного повелителя, обладающего при этом известными антропоморфическими свойствами. Небо Конфуция определяет для каждого человека его место в обществе, награждает, наказывает.
Наряду с доминирующим религиозным взглядом небо у Конфуция уже содержались элементы толкования неба как синонима природы в целом. Основной мировоззренческий вопрос, его теоретическое обоснование и различное решение в истории философии. Основной вопрос философии (универсальный) – вопрос об отношении человеческого сознания к объективному миру, вопрос о принципах освоения человеком этого мира, вопрос о соотношении бытия и сознания. В истории сложились разные подходы к ответу на этот вопрос, в результате чего появились направления в философии: 1) Материализм (первоначало – природа, то есть объективная реальность, материалистическое начало, которое существует независимо от человеческого сознания, при этом идеальное является вторичным по отношению к бытию, поскольку оно возникает как результат развития материального природного начала). 2) Идеализм (Первая роль отводится духовному началу, а мир объясняется исходя из первичности сознания и вторичности природного мира). 3) Дуализм(равнозначность Материализма и Идеализма) Понятие материи в истории философии. Основные формы и свойства материи. Философское и естественнонаучное представление о материи. Материя - философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашимиощущениями, существуя независимо от них. Ленинское определение - философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.Формы материи – вещество и поле.С естественно – научной точки зрения – материя – то, что существует во времени и пространстве. Особенности античной философии. Учение о микро- и макрокосме. Микрокосм в античной натурфилософии - понимание человека, как вселенной (макрокосм) в миниатюре. Эта концепция известна во многих развитых мистических учениях и служит основой для множества метафизических теорий, согласно которым процессы, происходящие внутри человека, аналогичны вселенским процессам и подчиняются тем же самым законам. Концепция аналогии микрокосма и макрокосма усматривается так же мифологами в космогонических мифах о создании мира из тела Первочеловека.(Физическое тело,Душа,Дух(Собственное Я человека) Макрокосм - это весь мир, или Вселенная, как внешняя по отношению к микрокосму, внутреннему миру человеческого существа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|