Модель АС задается перечислением следующих параметров.
1. Состав АС - совокупность субъектов и объектов, являющихся элементами системы (в дальнейшем для их обозначения будет использоваться термин участники АС). 2. Структура АС - совокупность информационных, управляющих и других связей между участниками АС, включая отношения подчиненности и распределение прав принятия решений. В большинстве моделей теории активных систем исследуются двухуровневые АС веерного типа, состоящие из одного управляющего органа - центра на верхнем уровне иерархии и одного или нескольких подчиненных ему управляемых субъектов - активных элементов (АЭ) на нижнем уровне. 2 На протяжении всего изложения, если не оговорено особо, считается, что все максимумы (минимумы) достигаются. 3. Порядок функционирования - последовательность получения информации и выбора стратегий участниками АС. 4. Число периодов функционирования отражает наличие или отсутствие динамики (однократности или многократности выбора стратегий (состояний) участниками АС в течение рассматриваемого периода времени). 5. Предпочтения участников системы, которые совместно с принципами рационального поведения определяют зависимость состояния системы от управляющих воздействий и критерий эффективности управления. 6. Допустимые множества состояний (стратегий) участников АС отражают индивидуальные и общие для всех участников ограничения на выбор состояний, накладываемые окружающей средой, используемой технологией и т.д. 7. Информированность участников - та информация, которой обладают участники АС на момент принятия решений о выбираемых стратегиях Динамическая организационная система – организационная система, в которой участники принимают решения многократно (последовательность выбора стратегий, характерная для статических систем, повторяется, как минимум, несколько раз.
Организационная система (ОС) – это рациональное объединение людей (и ресурсов) в целостный обособленный организм, действующий целенаправленно и скоординировано за счет введения определенной структуры, отношений между элементами системы и механизмов, регламентирующих функционирование и взаимодействие этих элементов. Следует подчеркнуть, что к организационным системам могут быть отнесены страна в целом, регион, предприятие, объединение предприятий. Указанные объединения могут быть названы социально-экономическими системами. 2. Под социально-экономической системой будем понимать корпоративное, региональное или другое объединение социальных и экономических систем, решающих общие задачи социально-экономического развития с целью обеспечения заданных(требуемых) нормативов уровня жизни (приемлемого качества жизни) трудящихся и других слоев населения.
Основные свойства организационной системы:
1) Активность деятельности (поведения), выражающаяся в том, что как ОС в целом, так и ее подсистемы, вплоть до отдельного человека могут: иметь свои, не обязательно совпадающие с другими, интересы, потребности,желания выполнять определенную работу;ставить новые и корректировать свои внутренние цели;делать выбор о путях и средствах достижения целей;прогнозировать поведение других систем, их реакцию на различные воздействия; воздействовать на другие системы доступными им средствами; обучаться, самосовершенствоваться и саморазвиваться. 2) Целеустремленность, которая означает способность: а) вырабатывать структуру и механизмы функционирования, приводящие к достижению цели; б) при изменении внешних условий продолжать преследовать одну и ту же цель, изменения средств и методов путем решения задач, уточняя задачи и подцели.
3) Целостность (эмерджентность) системы, которая выражается в том, что коллективная деятельность в организации дает возможность получить результаты, недоступные отдельным элементам ОС. 4) Распределенность, которая выражается в том, что: задачи, функции, права и обязанности рассредотачиваются по разным элементам и рабочим местам; данные подзадачи на местах решаются достаточно автономно и процесс их решения идет совместно во времени; необходимые механизмы координации и синхронизации, реализующие процессы решения частных задач и обеспечивающие решение общей задачи и достижение цели функционирования организации. 5) Разбиение процессов деятельности ОС на производственный процесс, имеющий дело с материально-вещественными и информационными потоками, и на процесс управления, имеющий дело с преобразованием информационных потоков и регулируемый сложными механизмами управления. 6) Проявление организационной структуры (обычно многоуровневой) органа управления, реализующего механизмы процессов управления.
Управление социально-экономическими процессами, протекающими в СЭС – это направляющее, координирующее и стимулирующее воздействие руководящих органов на участников коллективного труда и других участников социально-экономических процессов производства, распределения и потребления материальных благ с помощью различных методов (административных, экономических, социально-психологических), экономических регуляторов, нормативов и стимулов. В процессе управления экономикой выявляются потребности и интересы людей, коллективов, общества и в соответствии с ними формируются цели и задачи производства, определяются, создаются и распределяются ресурсы для достижения намеченных целей и задач. Управлять в СЭС значит анализировать, прогнозировать, принимать решения, организовывать их выполнение, контролировать и стимулировать труд малых или больших групп людей. Управление – функция организованных систем, представляющая собой циклический процесс воздействия субъекта управления на объект(объекты) управления, обеспечивающий наиболее полную реализацию потенциала в интересах выполнения поставленных целей и задач. Фактически управление это организующая функция СЭС, т.е. процесс, направленный на более высокий уровень достижения цели (на повышение эффективности действий системы).
Объект системы управления (СЭП)- хозяйственный механизм, т.е. весь комплекс взаимодействующих неоднородных по своему характеру экономических, политических, управленческих, правовых и других отношений между людьми в области производства. Предмет науки управления СЭП – это система управленческих отношений, в которой проявляются одновременно экономические и политические интересы, сознание и воля. Благодаря такому сочетанию система управления может выполнять направляющую, координирующую и распределительную функции. Система управления СЭП – механизм управленческих отношений, который включает в себя: а) функции и методы управления, т.е. конкретные формы и приемы целостного воздействия органов управления на интересы и условия жизнедеятельности участников коллективного труда и через них на социально-экономические процессы в общественном производстве; б) информацию, т.е. совокупность данных и сведений о социальных и производственных процессах; в) инструментарий и рычаги механизма управленческих отношений: бизнес-планы, решения, госзаказы, нормы и нормативы, материальные и моральные стимулы и др.; г) организационную структуру, т.е. внутреннее строение системы управления, отражающее спецификацию выполнения конкретных функций и методов управленческой деятельности; д) информационные технологии, существенно повышающие производительность управленческого труда; е) кадры управления, образующие интеллектуальный потенциал механизма управленческих отношений, - руководители, специалисты-управленцы, вспомогательный персонал.
Система управления не имеет непосредственно дело с материальными и другими потоками и процессами, а оперирует с их моделями, являющимися информационными отображениями реальных объектов (процессов, потоков).
Поэтому процесс управления это комплекс операций, процедур преобразования информации, результатом которого является воздействие на СЭП, приводящее к достижению целей СЭС.
Определение 5. Механизмом управления СЭП будем называть совокупность правил, алгоритмов принятия решений и выработки управляющих воздействий. Процесс управления любой сложной организационной системой, в том числе и СЭС, разбивается на функции управления, которые группируются в два класса. Первый класс, составляют функции управления, обеспечивающие в определенном смысле устойчивое, стабильное функционирование СЭС и ее отдельных компонентов (организаций, предприятий и др.). Второй класс составляют функции управления по изменению механизма управления (а возможно и структуры системы управления). Необходимость таких изменений возникает в тех случаях, когда изменение внешних условий или изменение целей СЭС приводит к невозможности обеспечить ее эффективное функционирование на основе существующего механизма управления. По этой причине функции данного класса иногда относят к функциям развития, а соответствующий механизм называют механизмом развития. Таким образом, механизм развития - это совокупность функций, обеспечивающих совершенствование механизма управления. Важно отметить требование определенной стабильности механизма управления. Частые реорганизации лихорадят персонал, и желаемые цели повышения эффективности СЭС не достигаются. Определение 6. Механизм развития – это совокупность процедур, методов, информационных технологий, позволяющих создавать новые механизмы управления с требуемыми свойствами. В этой области можно выделить три основных направления: а) разработка механизмов стимулирования, обеспечивающих, требуемые свойства организаций (компонент) СЭС (выполнение договоров, обеспечение необходимого качества услуг и др.); б) разработка механизмов принятия (планирования) рациональных решений; в) разработка информационных систем и технологий, реализующих новый механизм управления Одной из главных характеристик эффективности управления СЭС, в значительной степени зависящей от выбора и реализации механизма управления, является характеристика устойчивости. Из теории управления известно, что если изменение параметров сложной системы происходит в определенных границах, система способна адаптироваться. Если же изменение превышает возможности ее адаптивного развития, теряется устойчивость системы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|