Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бюджетная классификация РФ, ее значение и состав




Формы финансовой помощи бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета

Финансовая поддержка (или финансовая помощь) имеет своей целью оказание финансовой помощи бюджету субъекта Федерации из Федерального бюджета РФ в связи с несбалансированностью территориального бюджета (обычно это бюджет с превышением расходов над доходами, т.е. дефицитом бюджета).

Из-за того, что налоговые поступления не могут обеспечить все расходы отдельных региональных и местных бюджетов, бюджеты более высокого уровня оказывают финансовую помощь бюджетам более низкого уровня. И чем больше бюджеты зависят от такой финансовой поддержки, тем больше проблем возникает в межбюджетных отношениях

В соответствии со ст.44 и 133 Бюджетного кодекса РФ финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации имеет следующие формы:

дотации или субвенции на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ;

субвенции на финансирование отдельных целевых расходов;

бюджетные кредиты;

бюджетные ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта РФ.

Субъект РФ, получающий финансовую помощь из федерального бюджета, принимает на себя определенные обязательства.

Финансовая помощь из федерального бюджета бюджету субъекта РФ (рисунок 1), предоставляемая на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности устанавливаются правительством РФ.

Рисунок 1 - Формы финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.

Порядок предоставления и расчета конкретных размеров финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности определяется федеральным законом.

Содержание и функции бюджетного менеджмента

Бюджетный менеджмент — это совокупность взаимосвязанных действий (управленческих функций), приемов, методов, направленных на руководство бюджетными ресурсами и отношениями, которые возникают в процессе движения бюджетных потоков.

Цель бюджетного менеджмента – обеспечение оптимальных объемов бюджетных ресурсов, достаточных для выполнения государством своих функций (экономической, социальной и политической) и обязательств, а также обеспечение эффективного управления движением бюджетных ресурсов и отношениями, которые при этом возникают. В процессе реализации главной цели, бюджетный менеджмент решает такие основные задачи, как:

v определение общей бюджетной стратегии государства;

v формирование бюджетной политики государства;

v формирование бюджетной политики органов местного самоуправления;

v разработка, сбалансирование Государственного и местных бюджетов;

v определение и оценка эффективности реализации бюджетной политики;

v исполнение Государственного и местных бюджетов по доходам и расходам;

v управление межбюджетными отношениями;

v управление внутренними и внешними займами, государственным долгом;

v анализ и оценка исполнения Государственного и местных бюджетов;

v контроль за формированием и использованием бюджетных ресурсов.

Таким образом, Бюджетный менеджмент имеет особенности, обусловленные целью функционирования бюджетной сферы, а именно: приоритетами в бюджетной сфере, т.е. удовлетворение нужд общества, а не получение прибыли.

Объектом бюджетного менеджмента является бюджет.

Субъектом - органы управления бюджетом.

Основными функциями бюджетного менеджмента являются:
1) мобилизация бюджетных и внебюджетных ресурсов;
2) финансирование государственных (муниципальных) функций;
3) выявление дополнительных финансовых ресурсов при моби лизации и использовании государственных бюджетных средств.

Условиями и причинами возникновения бюджетного менеджмента являются:

• господство товарно-рыночных отношений, предполагающее многообразие форм собственности при ведущей роли частной формы;

• обособление государственной собственности, правовое выделение государственного объекта (государственное — это имущество не какого-нибудь физического или негосударственного юридического лица, а специфической организации, именуемой государством).

Содержание бюджетного менеджмента сводится к взаимодействию субъектов и объекта, в ходе которого происходит реализация функций государства посредством особого функционального механизма. Объектом служат различные финансовые потоки и ресурсы, составляющие ежегодно 35—45% ВВП. Субъектами являются, с одной стороны, структуры и подразделения внутренней среды государства (министерства и ведомства, все распорядители и получатели бюджетных назначений и т.д.), а с другой — многочисленные внешние контрагенты: от граждан и негосударственных юридических лиц своей страны до различных зарубежных экономических субъектов, включая отдельные государства и международные организации.

Качество бюджетного менеджмента во многом зависит от характера использования отдельных компонентов функционального механизма. Чем рациональнее будут использоваться его базовые элементы (законы и категории рыночного хозяйства, стоимостные рычаги, нормативное и информационное обеспечение) и управленческие инструменты, особенно планирование и мотивация, тем стабильнее будут государственные финансы, а следовательно, выше благополучие граждан страны. Грамотное владение бюджетным менеджментом позволит в значительной степени обезопасить наше государство как от различных внутренних негативных явлений типа «черных вторников», так и от внешних кризисов, сделает развитие экономики более регулируемым и прогрессивным.

Бюджетная классификация РФ, ее значение и состав

Ст.18 БК РФ.

Бюджетная классификация РФ – это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, применяется при составлении проектов бюджетов и исполнении бюджетов всех уровней, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Она имеет важное значение, так как используется для:

· составления, утверждения и исполнения бюджета;

· контроля за выделением и использованием бюджетных средств;

· обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;

· составления консолидированных бюджетов всех уровней.

Бюджетная классификация утверждена ФЗ «О бюджетной классификации в РФ» от 15.08.1996 №115-ФЗ (в редакции от 5.08.2000 № 115-ФЗ). В нее входят: классификация доходов бюджетов; расходов бюджетов; источников финансирования дефицитов бюджетов; видов государственных долгов РФ, субъектов Федерации и местных органов власти.

Ст.19 БК РФ.

Бюджетная классификация РФ включает:

1) классификацию доходов бюджетов РФ;

2) функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

3) экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

4) классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

5) классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

6) классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов муниципального долга;

7) классификацию видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ;

8) ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Бюджетная классификация РФ в части пунктов 1-7 является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюджетов могут производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджета всех уровней бюджетной системы страны.

Функциональная классификация расходов бюджета РФ – это группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающих направление средств на выполнение основных функций государства.

Ведомственная классификация бюджетов РФ Является группировкой расходов бюджетов субъектов РФ, отражающей распределение бюджетных ассигнований по непосредственным получателям средств из бюджетов субъектов федерации.

Экономическая классификация бюджетов РФ — это группировка расходов всех уровней по их экономическому содержанию.

Бюджетная классификация имеет важное организующее и юридическое значение:

1. ее применение обеспечивает четкую организацию работы органов государственной власти по формированию и исполнению бюджетов всех уровней.

2. она облегчает экономический анализ бюджетных показателей.

3. в ней выражена правовая организация бюджетов, т. к. она является юр. документом, лежащим в основе составления и исполнения бюджета.

4. составленная на ее основе роспись доходов и расходов устанавливает рамки полномочий соответствующих субъектов по формированию и использованию бюджетных средств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...