Объект и предмет исследования
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание Введение I. Пушкинская лирика в романсах советских композиторов II. Сравнительный анализ романсов советских композиторов на стихотворение А.С. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный» Литература Приложение
Введение Вокальная музыка - искусство синтетическое. Она представляет собой сложное единство слова, вокальной партии и инструментального сопровождения. При анализе вокальной партии возникает ряд проблем, в первую очередь связанных с соотношением музыки и слова: 1. Соотношение музыкального образа (образов) с образами словесного текста, степени и типа их художественного соответствия. 2. Выразительные средства: связь речевой и музыкальной интонации, типы вокальной мелодики; взаимодействие музыкального метра и синтаксиса с временной организацией поэтического текста. 3. Соотношение поэтической и музыкальной композиции, а также особых форм вокальной музыки - куплетная, куплетно-вариационная и вариантная, сквозная. Чтобы музыкальный анализ был достаточно глубоким и художественно полноценным не следует забывать, что текст вокального сочинения является неотъемлемым компонентом его художественной формы. Анализ текста должен входить обязательной составной частью в анализ вокального произведения. Художественное соответствие музыки и текста может носить обобщённый или детализированный характер. В обобщённом случае музыкальный образ заключает в себе основное настроение поэтического первоисточника или отвечает характеру его начальных строф. Наряду с обобщённым типом встречается детальное следование музыки за текстом, отражение конкретных образов. Выбор того или иного подхода к поэтическому тексту определяет характер мелодики и выбор той или иной музыкальной формы.
Музыкальный образ не может соответствовать поэтическому: они действуют в синтезе, дополняя друг друга, частично совпадая. Любое хорошее стихотворение обладает многогранностью, многозначностью текста и подтекста; поэтому каждый композитор вправе прочесть его по-своему, расставив смысловые акценты, выделив некоторые стороны художественного образа, нюансы подтекста. Отсюда и возникает возможность создания многих и разных высокохудожественных произведений на один текст. Взаимодействие словесного текста с вокальной мелодией может быть рассмотрено с двух сторон: обобщённо-содержательной и конкретной (взаимодействие музыкальной и речевой интонации). В. Васина-Гроссман в исследовании «Музыка и поэтическое слово» называет мелодию - как качественное новое обобщение ритмоинтонаций человеческой речи. С этой точки зрения различают три типа мелодики: 1) речитативный; 2) ариозный; 3) песенный (кантиленный). В вокальной мелодике претворяются различные типы речевых интонаций - от бытовой разговорной речи или интимной исповеди-монолога до торжественной патетической декламации. Функции инструментального сопровождения Любое сопровождение, даже простейшее, несёт в себе возможности «обобщёния через жанр» (свойственно сопровождению простой куплетной песни, делая тем самым художественно значимыми самые элементарные формы аккомпанемента). Сопровождение может носить функцию изобразительно-иллюстративного фона. Велика роль сопровождения в создании «психологической атмосферы», соответствующей общему настроению стихотворения. Вместе с тем в функцию сопровождения включается и создание единства вокального произведения, подчас в сквозных формах только сопровождение и создаёт единство и целостность. И, наконец, как же взаимодействует вокальная партия с сопровождением? Оно может быть очень разнообразным и тонким - от полного соответствия в направленности и сходстве выразительных средств до полного контраста.
Единство может выражаться во взаимодополняемости друг друга, так называемое «допевание» инструментальной партии во время молчания голоса. Но, как правило, в этом единстве инструментальное сопровождение отличается гораздо большим ритмическим единообразием, создавая ритмическую канву всего романса; а вокальная партия большей гибкостью и разнообразием. При контрасте вокальной партии и инструментального сопровождения, когда сопровождение особенно самостоятельно, возникает ток называемое образное различие или «единовременный контраст». Таким образом, три пласта - поэтический текст, вокальная партия и инструментальное сопровождение в своём взаимодействии создают многогранный музыкальный образ. Для более глубокого анализа вокальной музыки необходимым условием является анализ поэтического текста, его метрической организации и соотношения с музыкальным метром. Вокализация стиха - это как бы его музыкальное прочтение композитором. При этом учитывается и темп произнесения стиха, его смысловые акценты, цезуры, и общая метрическая схема, а особенно её внутреннее наполнение. Простейший вид вокализации - это совпадение ударных слогов с сильной долей текста, безударных - со слабыми, то есть точное совпадение музыкального метра с поэтическим. Но этот приём может производить впечатление однообразия и монотонности. Весьма интересен приём, когда в основу развития музыкального произведения взята самостоятельная ритмическая формула - «ритмическое зерно». В данном случае возникает приём «встречного музыкального ритма», который является одним из важнейших факторов музыкального обобщения. Довольно часто встречается пример трансформации стихотворного метра - когда метр музыкальный подчиняет себе поэтический (например, трёхсложный поэтический становится четырёхдольным). Большое значение в музыкальном воплощении поэтического текста имеет местоположение цезур. Они делятся на: 1) рифмические или стиховые - соответствуют окончанию стихотворной строки;
2) синтаксические - соответствуют знакам препинания (так называемый перенос); 3) асинтаксические - не связанные ни с тем ни с другим (иногда могут совпадать с ними). Такие совпадения или несовпадения продиктованы музыкально-выразительными задачами. Частые цезуры способствуют передаче глубокого душевного волнения. Когда как «бесцезурность» может служить естественной кульминацией. Цезура перед каким-либо словом подчёркивает его значение и является одним из выразительных средств. Целью настоящей работы является выявление особенностей прочтения одинакового стихотворного текста различными композиторами. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: 1) выяснить подход композиторов к тексту стихотворения; 2) выявить тип и степень художественного соответствия музыкального и поэтического образов; 3) определить вытекающее отсюда решение музыкальной формы. Объект и предмет исследования Объектом исследования является камерно-вокальное творчество советских композиторов на примере романсов Е. Яхниной, Г. Дмитриева, Дм. Смирнова на стихотворение А.С. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный». Предмет исследования - стиль, средства музыкальной выразительности, особенности фактуры и формы данных произведений. Методы исследования Данная работа основана на комплексном подходе к анализу формы и средств музыкальной выразительности жанра романса. В качестве основных методов исследования применялись аналитический: анализ-синтез (музыкальный материал), метод сравнительного анализа, а также музыковедческий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|