Глава III. Изменения в общественном и государственном строе после Февральской революции 1917 года.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Падение Дома Романовых. Победоносное восстание в столице опрокинуло расчёты вождей либеральной общественности. Они вовсе не стремились уничтожить монархию, понимая, что падение традиционной государственности расшатает порядок и вызовет народные бунты. Руководители Думы хотели ограничиться введением «ответственного министерства» (т.е. правительства, назначаемого Думой), но настроения масс ясно показали, что такой мерой уже не обойтись. Встал вопрос об отречении Николая II; за это высказывались все командующие фронтами. В ночь с 2 на 3 марта царь подписал манифест об отречении за себя и за Алексея в пользу Михаила Александровича, объяснив это тем, что он не хочет подвергать опасности своего сына. Тем самым нарушился закон о престолонаследии, по которому каждый член царской фамилии мог отрекаться только сам за себя, и появлялась возможность в будущем объявить такое отречение недействительным. Но и этот акт запоздал: Михаил не решился стать императором, объявив, что вопрос о власти должно решать Учредительное собрание. С отречением Николая II прекратила своё существование правовая система, сложившаяся в России в апреле 1906 года. Какой-либо иной правовой системы, регулирующей деятельность государства и его взаимоотношения с обществом, создано не было. Падение самодержавия обнажило всю глубину социально-политических противоречий в стране. Главными негативными результатами свержения самодержавия Февральской революцией в России можно считать: 1. Переход от эволюционного развития общества к развитию по революционному пути, что неизбежно привело к росту числа насильственных преступлений против личности и посягательств на права собственности в обществе.
2. Существенное ослабление армии (в результате революционной агитации в армии и «Приказу №1»), падение её боеспособности и как следствие её малоэффективная дальнейшая борьба на фронтах Первой мировой войны. 3. Дестабилизация общества, приведшая к глубокому расколу существовавшего гражданского общества в России. В результате произошло резкое усиление классовых противоречий в обществе, нарастание которых в течение 1917 г. привели к переходу власти в руки радикальных сил, что в конечном итоге послужило началу Гражданской войны в России. Главным положительным результатом свержения самодержавия Февральской революцией в России можно считать кратковременную консолидацию общества вследствие принятия ряда демократических законодательных актов и реальный шанс для общества на основе этой консолидации разрешить многие застарелые противоречия общественного развития страны. Однако, как показали дальнейшие события, лидеры страны, пришедшие к власти в результате Февральской революции, не смогли воспользоваться этими реальными шансами. Таким образом, сообщение сразу о двух отречениях от престола означало окончательную победу революции — столь же неожиданную, как и её начало. Монархия в России пала, а её последние представители погибли год спустя: Николай и его семья были увезены в Сибирь и 17 июля 1918 г. расстреляны в Екатеринбурге, Михаила же, сосланного в Пермь, убили местные рабочие.
Становление двоевластия. С первых же шагов революции выявился глубокий раскол между силами, выступавшими против старой власти. Интересы «цензовой общественности», избиравшей большинство думских депутатов, представлял Временный комитет Государственной Думы, созданный 27 февраля под руководством председателя Думы М.В. Родзянко. В тот же день бок о бок с Комитетом (в соседних залах Таврического дворца, резиденции Думы) возник Петроградский Совет — орган, отражавший интересы народных масс. Поначалу противоречия двух центров власти удалось сгладить: большинство в Совете составляли эсеры и меньшевики, а они стояли за сотрудничество с либерально-буржуазными кругами.
2 марта по согласованию с Петросоветом Временный комитет Государственной Думы создал правительство, получившее название Временного, т.к. должно было существовать до созыва Учредительного собрания. На этом собрании представителей всех областей России предполагалось решить важнейшие вопросы социально-политического устройства страны, в том числе и вопрос о форме правления. Декларация Временного правительства, обнародованная 3 марта, содержала программу первоочередных преобразований. Она объявляла амнистию политическим заключённым, провозглашала свободу слова, печати и собраний, отменяла национальные и религиозные ограничения. В Декларации говорилось о предстоящем созыве Учредительного собрания и выборах в органы местного самоуправления, неотправке войск революционного Петроградского гарнизона на фронт и предоставлении солдатам гражданских прав, о замене полиции народной милицией. Реализация этой программы продвигала страну далеко по пути конституционализма и демократизма. Одновременно с системой государственного управления, создаваемой Временным правительством как в центре, так и на местах, широкое распространение по всей России получили Советы различных уровней. Среди них преобладали Советы рабочих и солдатских депутатов. В сельской местности вскоре стали образовываться Советы крестьянских депутатов. В февральские дни Советы взяли власть фактически. Они смогли пустить заводы, транспорт, наладить выпуск газет, бороться с бандитизмом и спекуляцией, установить порядок в городе. Уже в марте 1917 г. число местных Советов возросло до 600. Исполкомы местных Советов подчинялись Исполкому Петросовета. Однако формально, юридически государственная власть была в руках Временного правительства. Оно ведало назначениями, издавало декреты и воззвания, которые обретали силу закона при поддержке Совета. В противном случае правительство теряло опору. Эсеро-меньшевистское руководства Петросовета стремилось не допустить этого и обеспечить правительству полную поддержку.
В целом это сформировало в стране уникальную ситуацию двоевластия Временного правительства, с одной стороны, и Советов, с другой, которая продлилась с начала марта до начала июля 1917 г. Основной задачей Временного правительства объявлялась подготовка к проведению Учредительного собрания, призванного определить форму государственного устройства новой России, и соответственно вся его деятельность строилась на принципах «отложенных решений». В обстановке двоевластия это создавало значительную угрозу для развития российской государственности после крушения монархии. Основным вопросом, требовавшим незамедлительного решения, являлась проблема продолжения кровопролитной войны. Правительство Г.Е. Львова, провозгласив верность России союзническому долгу и дальнейшее участие её в войне на стороне Антанты (нота Милюкова от 18 апреля 1917 г.), вызвало мощную волну возмущения. Политическая обстановка в стране оказалась дестабилизирована. Левые силы, прежде всего представители революционной демократии в составе Советов, требовали от правительства немедленных реформ и мира «без аннексий и контрибуций». Незадолго до этого, 3 апреля, в Петроград возвратился из эмиграции лидер большевиков В.И. Ленин. Он выдвинул лозунг о перерастании «буржуазно-демократической революции в социалистическую». Под его руководством большевики подталкивали Советы к взятию власти в свои руки и созданию подлинно революционного демократического правительства. Апрельский кризис вынудил уйти в отставку П.Н. Милюкова и А.И. Гучкова, вскрыв слабость социально-политической базы Временного правительства, и привёл к формированию 5 мая 1917 г. первого коалиционного его состава. В новое правительство вошли 6 социалистов, в том числе лидер эсеров В.М. Чернов, лидер меньшевиков И.Г. Церетели. Керенский занял пост военного и морского министра. Однако, несмотря на это, стабилизировать положение так и не удалось. Нерешённость рабочего и аграрного вопросов в стране, а также обострение национал-сепаратизма на окраинах бывшей империи серьёзно ослабляли позиции кабинета, который по-прежнему возглавлял Г.Е. Львов. Первое коалиционное правительство просуществовало около двух месяцев (до 2 июля). В июне оно пережило политический кризис, который был связан с забастовкой рабочих 29 заводов Петрограда.
Большевики с их простыми, доступными лозунгами заметно усиливали своё влияние в массах. На I Съезде Советов в июне 1917 г. Ленин открыто заявил, что его партия готова немедленно взять власть целиком. Это было подкреплено мощными демонстрациями в поддержку Советов, где к тому времени большевики постепенно начали преобладать. В результате летом 1917 г. Россия оказалась перед выбором: или Учредительное собрание, подготовку к которому вело Временное правительство, или Советы. Июльский кризис разразился 2 июля выходом из правительства кадетов в знак протеста против уступок украинским «сепаратистам». Чрезвычайную остроту он приобрёл 3-4 июля, когда в столице прошла многотысячная вооружённая демонстрация солдат, матросов, рабочих с целью давления на ВЦИК для создания советского правительства. Однако ВЦИК объявил демонстрацию «большевистским заговором» и отклонил требования масс. Главнокомандующий Петроградским военным округом приказал юнкерам и казакам разогнать демонстрантов. С этой же целью с Северного фронта прибыли войска численностью 15-16 тыс. человек. Командующему Балтийским флотом было приказано прислать в столицу боевые корабли, но тот не подчинился приказу. Члены контрреволюционных организаций обстреляли демонстрантов. Было убито 56 и ранено 650 человек. Петроград был объявлен на военном положении. Начались аресты большевиков, разоружение рабочих, расформирования «мятежных» воинских частей. 6 июля Керенский отдал приказ об аресте В.И. Ленина, который успел скрыться. Его обвинили как в организации «вооружённого мятежа», так и в шпионаже а пользу Германии. Одновременно лидеры ВЦИК признали за Временным правительством «неограниченные полномочия и неограниченную власть». Таким образом, двоевластие закончилось поражением Советов. Оно составило главную особенность Февральской буржуазно-демократической революции. Отречение Николая II от престола создало вакуум политической власти, в который хлынуло множество политических партий и движений. Борьба за власть стала одной из главных особенностей политического развития России в 1917 г. Вместе с тем быстрый распад старой политической системы и неспособность новых политических сил установить эффективное государственное управление предопределили распад единого централизованного государства. Эти две тенденции были ведущими в политическом развитии страны в 1917 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|