Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типология форм индивидуального приспособления




Формы приспособления   Определяемые культурой цели   Институциона-лизированные средства  
Конформность   +   +
Инновация   +   -  
Ритуализм   -   +  
Ретритизм   -   -  
Мятеж   +-   + -  

II. Инновация.

Эта форма приспособления вызывается значительным куль­турным акцентированием цели - успеха и заключается в использо­вании) институционально запрещаемых, но часто бывающих эф­фективными средств достижения богатства и власти, или хотя бы ук подобия.) Такая реакция возникает, когда индивид ассимилиро­вал акцентирование цели без равнозначного усвоения институцио­нальных норм, регулирующих пути и средства ее достижения.

С психологической точки зрения, сильное эмоциональное вос­приятие цели может вызвать установку на готовность рисковать, принимаемую представителями всех слоев общества. С точки зре­ния социологии, возникает вопрос, какие особенности нашей соци­альной структуры располагают к этому типу приспособления, вы­зывая более частое отклоняющееся поведение в одном социаль­ном слое и менее частое в другом.

...Как бы 'ни были различны масштабы отклоняющегося пове­дения в разных социальных слоях (из множества источников мы знаем, что официальная статистика часто завышает уровень пре­ступности в нижних социальных слоях, что недостаточно полно и недостаточно надежно отражает действительное положение дел),' 'из нашего анализа видно, что наиболее сильному побуждению к отклоняющемуся поведению подвергаются нижние социальные страты. Примеры позволяют нам выявить социологические меха­низмы возникновения этих побуждений. В ряде исследований показано, что порок и преступление - «нормальная» реакция на ситуацию, когда усвоено культурное акцентирование денежного успеха, но доступ к общепризнанным и законным средствам обеспечи­вающим этот успех, недостаточен. Профессиональные возможно­сти представителей нижних социальных страт ограничиваются преимущественно ручным трудом и в меньшей степени - работой «белых воротничков». Нелюбовь к ручному труду почти в равной степени присуща всем социальным классам американского обще­ства, и результатом, отсутствия практических возможностей для продвижения за этот уровень, является отмеченная тенденция к отклоняющемуся поведению. О точки зрения существующих стан­дартов успеха, общественное положение неквалифицированного труда с соответствующим ему низким доходом никак не может кон­курировать с силой и высоким, доходом организованного зла, рэке­та и преступности. Подобные ситуации имеют две выдающиеся особенности. Во-первых, С7ремление к успеху вызывается уста­новленными в культуре ценностями и, во-вторых, возможные пути

движения к этой цели в значительной степени сведены классовой -структурой к отклоняющемуся поведению. Именно такое соедине­ние культурных приоритетов и социальной структуры производит сильное побуждение к отклонению. Обращение к законным спосо­бам «добывания денег» ограничено классовой структурой, на всех уровнях не полностью открытой для способных людей Несмотря на нашу широко распространенную идеологию «открытых классов», продвижение к цели-успеху является сравнительно редким и значительно затруднено для имеющих формально низкое образование' и незначительные экономические ресурсы. Господствующее в культуре побуждение к успеху ведет к постепенному уменьшению законных, но в целом неэффективных усилий и увеличивающемуся использованию приемов незаконных, но более или менее эффек­тивных

К представителям нижних социальных слоев культура предъ­являет несовместимые между собой требования С одной стороны, представители низов ориентируют свое поведение на большое бо­гатство («Каждый человек-король», - говорили Марден, Карнеги и Лонг). С другой же стороны, они в значительной мере лишены возможности достичь его законным путем. Эта структурная несовмес­тимость приводит к высокой степени отклоняющегося поведения

...При изучении социальных корней отклоняющегося поведения < следует учитывать и другие аспекты социальной структуры; высокая частота отклоняющегося поведения вызывается не просто от­сутствием возможностей, и не просто преувеличенным акцентиро­ванием денежного успеха в культуре. Более жесткая, по сравнению с американской, кастовая социальная структура может в значи­тельно большей степени ограничивать возможности достижения целей, не вызывая при этом отклоняющегося поведения. Но когда система культурных ценностей, фактически ни с чем не считаясь, превозносит определенные, общие для всего населения, цели ус­пеха, и при -этом социальная структура строго ограничивает или полностью закрывает доступ к одобряемым способам достижения этих целей для значительной части того же самого населения, -это приводит к увеличению масштабов отклоняющегося поведе­ния...

В обществах, подобных нашему, культурное акцентирование денежного успеха для всех и социальная структура, слишком силь­но ограничивающая практическое использование одобряемых средств большинством, вызывают побуждение к инновативной деятельности, отступающей от институциональных норм. Но такая

форма приспособления возможна только при несовершенстве со­циализации индивидов, позволяющей им пренебрегать институ­циональными средствами, сохраняя при этом устремленность к успеху. Тех же, кто прочно интерализовал институциональные ценности, аналогичная ситуация, скорее всего, приведет к проти­воположной реакции отвержения цели и сохранения соответствия нравам. Остановимся на ней более подробно.

III. Ритуализм

Этот тип приспособления можно легко определить. Он предпо­лагает оставление или понижение, слишком высоких культурных целей большого денежного успеха и быструю социальную мобиль­ность там, где эти устремления могут быть удовлетворены) Не­смотря на то, что культурное предписание «стараться преуспеть в этом мире» отвергается и, таким образом, горизонты сокращаются, продолжается почти безусловное соблюдение институциональных норм.

.Этот тип приспособления будет весьма распространенным в обществе, в котором социальный статус индивидов в значительной степени определяется их достижениями Как часто отмечается, непрекращающаяся конкурентная борьба вызывает острое беспо­койство индивидов по поводу своего статуса. Один'из способов уменьшения этого беспокойства - постоянное снижение уровня притязаний. Страх вызывает бездействие или, точнее, действие строго в рамках заведенного порядка.

Симптомы социального ритуализма известны и поучительньИ Его внутренняя философия выражается в следующих имеющихся в культуре высказываниях «Я стараюсь не высовываться», «Я играю осторожно», «Я всем доволен», «Не ставьте высоких целей - не будет и разочарований». Эти установки пронизаны мыслью, что большие притязания влекут за собой разочарование и опасность, а малые - удовлетворенность и спокойствие. Такова реакция на си­туацию, представляющуюся угрожающей и сомнительной. Такая установка характерна для рабочих которые, опасаясь увольнения и внезапных перемен к худшему, замораживают производитель­ность своего труда на определенном, не уменьшающемся и не уве­личивающемся, уровне. Так ведут себя и напуганный увольнением; служащий, и бюрократ, усердствующий в своем конформизме в (окошке кассы частного банка или в канцелярии предприятия общественного труда Это тип приспособления индивида, лично стремящёгося избежать опасностей и неудач посредством отказа от основных культурных целей и приверженности любому обещающему безопасность рутинному распорядку и институциональным нормам.

Если «инновация» (второй тип приспособления) возникает среди американцев нижнего класса, как реакция на фрустрирую-щее несоответствие малых возможностей и господствующего ак­центирования больших культурных целей, то «ритуализм» должен иметь место преимущественно среди американцев нижнего сред­него класса. Ведь именно в нижнем среднем классе родители обычно оказывают продолжительное давление на своих детей в сторону прочного усвоения ими моральных наказов общества. Да и успешный общественный рост там менее вероятен, чем в верхнем среднем классе. Сильное дисциплинирующее воздействие, побуж­дающее к. соответствию нравам, уменьшает вероятность «инновации» и увеличивает вероятность «ритуализма». Строгое воспитание многих приводит к появлению тяжелого бремени обес­покоенности. Таким образом, сам процесс социализации нижнего среднего класса создает максимально предрасположенную к ритуализму структуру характера. А потому именно в этом социальном слое наиболее часто встречается ритуалистический тип приспо­собления...

IV. Ретритизм

Если приспособление типа I (конформность) является наибо­лее частым, то приспособление типа IV (отвержение культурных целей и институциональных средств) встречается реже всего. Лю­ди, которые «приспособлены» (или не приспособлены) в этом смысле, находятся, строго говоря, в обществе, однако не принад­лежат к нему..ЧВ социологическом смысле они являются подлинны­ми «чужаками». Как не разделяющие общую ценностную ориента­цию, они могут быть отнесены к числу членов общества (в отличие от «населения») чисто фиктивно.

Под эту категорию подпадают некоторые виды адаптационной активности страдающих психозами, лиц, ушедших от реального мира в свой внутренний болезненный мир, отверженных, изгнан­ных, праздношатающихся, бродяг, хронических алкоголиков и нар­команов. Они отказались от предписанных культурой целей, и их поведение не соответствует институциональным нормам. Это во­все не означает, что в каких-то случаях источником данного типа приспособления является не сама отвергаемая ими социальная структура, и что их существование не представляет собой пробле­му для членов общества.

С точки зрения социально-структурных источников этого типа приспособления, последний часто встречается, когда и культурные цели, и институциональные способы их достижения полностью ус­воены, горячо одобряются и высоко ценятся индивидом, но дос­тупные институциональные, средства не приводят к успеху. Возни­кает двойной конфликт: интериоризованное моральное обязатель­ство использовать для достижения целей только институциональ­ные средства противостоит внешнему побуждению прибегнуть к средствам недозволенным, но эффективным. Это приводит к тому, что индивид лишается возможности использовать средства, кото­рые были бы и законными, и эффективными. Конкурентный поря­док поддерживается индивидом, но, испытывая неудачи и затруд­нения, индивид выбрасывается из него. Процесс постепенного от­странения, в конце концов приводящий индивида к «бегству» от требований общества, характеризуется пораженчеством, успоко­енностью и смирением. Это результат постоянных неудач в стрем­лении достигнуть цели законными средствам и неспособности прибегнуть к незаконным способам вследствие "внутреннего запре­та. Этот процесс продолжается до тех пор, пока высшая ценность цели-успеха еще не отвергнута. Конфликт разрешается путем уст­ранения обоих воздействующих элементов - как целей, так и средств. Бегство завершено, конфликт устранен,, индивид выклю­чен из общества.

В общественной и официальной жизни этот вид отклоняюще­гося поведения наиболее неистово осуждается традиционно-типичными представителями общества. В противоположность не­прерывно следующим за социальным изменениями конформи­стам, ретритисты становятся помехой на их пути. В отличие от инноваторов, по меньшей мере ловко и активно стремящиеся к цели, ретритисты вообще не признают ценность «успеха», столь высоко превозносимую в культуре. В отличие от ритуалистов, по меньшей мере соблюдающих нравственные нормы, ретритисты почти не обращают внимания на установленные порядки...

Ретритистское приспособление также характерно для лиц, ко­торые, несмотря на свою обделенность при распределении обще­ственных богатств и вознаграждений, продолжают поиск этих воз­награждений и почти не испытывают на этом пути разочарований и неудач. Кроме того, этот тип приспособления является; скорее ин­дивидуальным, чем коллективным. Несмотря на то, что ретритисты могут тяготеть к контактам с представителями других форм откло­няющегося поведения и даже доходить до непосредственного учас­тия в групповых субкультурах, их приспособления в значительно большей степени являются индивидуальными и изолированными, чем способными к объединению в рамках нового культурного ко­декса. Осталось рассмотреть тип коллективного приспособления.

V. Мятеж

Этот тип приспособления выводит людей за пределы окру­жающей социальной структуры и побуждает их создавать новую, то есть сильно видоизмененную социальную структуру. Это предпола­гает отчуждение от господствующих целей и стандартов. Послед­ние начинают считаться чисто произвольными, а их претензия на законность и приверженность индивидов - несостоятельной, по­скольку и цели, и стандарты вполне могли бы быть другими. В на­шем обществе движение организованного сопротивления стремит­ся к введению социальной структуры с сильно видоизмененными культурными нормами «успеха» и более тесным соответствием между заслугами и вознаграждением...

Мятеж, как реакция приспособления, возникает, когда сущест­вующая система представляется препятствием на пути достижения целей, признанных законными. Для участия в организованной по­литической деятельности необходимо не только отказаться от при­верженности господствующей социальной структуре, но и перевер­ти ее в новые социальные слои, обладающие новым мифом. Функ­ция мифа заключается в определении социально-структурного ис­точника массовых разочарований в изображении альтернативной структуры, которая не должна привести к разочарованию достой­ных. Таков устав деятельности. В этом смысле становится понят­ным предназначение контрмифа консерваторов, коротко очерчен­ное в одной из предыдущих частей, настоящей главы: каков бы ни был источник массовых разочарований, его не следует видеть в существующем общественном строе. Консервативный миф, таким образом, предполагает, что разочарования заключены в самой природе вещей и присущи любой социальной системе:

«Циклическая безработица и временные спады деловых успехов так же неизбежны, как и ежедневные изменения самочувствия че­ловека». Мысль о неизбежности дополняется идеей о постепенном и легком приспособлении: «Немного изменений, и дела пойдут на­сколько возможно хорошо». Характерной для консервативного ми­фа кроме того является идея, переносящая недовольство из соци­альной структуры на индивида-неудачника: «Каждый человек дей­ствительно получает то, что в этой стране выпадает на его долю».

И миф мятежа, и миф консерватизма направлены на «монополизацию воображения». Они стремятся повлиять на недовольных таким образом, чтобы приобщить, или же наоборот, от­влечь их от мятежного приспособления. Так, отвержение преуспе­вающим товарищем господствующих ценностей становится пред­метом' величайшей враждебности мятежников. Ведь «предатель» не только подвергает эти ценности сомнению, как делает вся груп­па, но своей успешностью обозначает разрушение ее единства. Однако, как уже часто отмечалось, возмущенных и бунтующих ор­ганизовывают в революционные группы именно представители класса, набирающего в обществе силу, а отнюдь не самых угнетен­ных слоев...

Заключительные замечания

Какова бы ни была точка зрения читателя на предмет мораль­ной желательности согласования целей и средств в социальной структуре, очевидно, что их несовершенная координация ведет к аномии. Поскольку одна из наиболее общих функций социальной структуры состоит в обеспечении предсказуемости и регулируемо­сти общественного поведения, то по мере разобщения целей и средств эффективность данной функции снижается. В преДельном случае общество становится почти непредсказуемым, и возникает явление, которое, собственно, и может быть названо аномией или культурным хаосом...

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...