Государственное управление социальными
и экономическими системами
Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности: 1-26-81-08 «Правовое регулирование управленческой деятельности в социальных и экономических системах»
Кафедра менеджмента Семестр (семестры) 1 Лекции 18 Экзамен 1 (количество часов) (семестр) Практические (семинарские) занятия 18 Зачет – (количество часов) (триместр) Лабораторные занятия – (количество часов) Аудиторных часов по учебной дисциплине 36 (количество часов) Всего часов по Форма получения учебной дисциплине 140 высшего образования очная, заочная
Составила: Л.К. Климович, к.э.н., доцент
Рецензенты: О.В. Ежель, заместитель декана факультета экономики и управления учреждения образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», канд. экон. наук, доцент; В.В. Кириенко, проректор по учебной и воспитательной работе учреждения образования «Гомельский государственный технический университет им. П.О. Сухого», доктор соц. наук, профессор.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой менеджмента Учреждения образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации»
17.05.2013 протокол № 10 Заведующий кафедрой ______________Л.К. Климович
Одобрена и рекомендована к утверждению научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации» ___________ протокол № ____ Председатель ___________ В.Ф.Бык
пОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Целью преподавания и изучения учебной дисциплины «Государственное управление социальными и экономическими системами» является познание теоретических основ и сложившейся практики государственного управления в Республике Беларусь и зарубежных странах, приобретение практических навыков и умений в управлении многообразными отношениями и процессами, протекающими в жизнедеятельности общества и государства.
Основными задачами изучения учебной дисциплины являются: · осмыслить и осознать с позиции теоретических подходов сущность и особенности государственного регулирования, единство и целостность системы государственного управления; · освоить методологические основы государственного управления: современные подходы, принципы, цели, задачи и приоритеты государственного регулирования; · овладеть формами, методами, управленческими процессами и технологиями государственного регулирования и приобрести навыки их применения в условиях белорусской модели развития; · усвоить правовые основы государственного регулирования и необходимость его ресурсного обеспечения; · приобрести навыки применения теоретических основ государственного управления на практике. В результате изучения учебной дисциплины магистрант должен обладать следующими компетенциями: · Проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя ответственность, разрешать проблемные ситуации. · Формировать цели и задачи принятия решений. · Самостоятельно изучать новые методы проектирования, исследований, организации производства, изменять научный и производственный профиль своей профессиональной деятельности. · Самостоятельно приобретать новые знания и умения, в том числе в областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности. · Использовать базы данных, пакеты прикладных программ и средства компьютерной графики. · Совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень.
· Владеть навыками формирования и аргументации собственных суждений и профессиональной позиции. · Анализировать и делать выводы по социальным, этическим, научным и техническим проблемам, возникающим в профессиональной деятельности. · Понимать, излагать и использовать в практической деятельности основы трудового законодательства и правовых норм. · Логично, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики. · Работать в команде, руководить и подчиняться. · Проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска. · Оказывать личным примером позитивное воздействие на окружающих и участников профессиональной деятельности с точки зрения соблюдения норм и правил здорового образа жизни, активной творческой жизненной позиции. · Адаптироваться к новым ситуациям, реализовывать накопленный опыт, свои возможности. · Демонстрировать способность сочетать личные и организационные ценности в ситуациях, когда необходим анализ или принятие решений. · Владеть социально-экономическими и психологическими методами управления. · Разрабатывать инновационные решения для стратегических, тактических и операционных вопросов посредством креативного использования информации и знаний об организации. · Очерчивать, проектировать, структурировать и моделировать финансовые и экономические возможности и риски на базе как количественных, так и качественных данных. · Проектировать, создавать и поддерживать в активном состоянии программу постоянных улучшений. · Создавать комплексные планы действий, построенные на реальных данных, нацеленные на достижение измеримых результатов. · Проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности. В процессе изучения учебной дисциплины магистрант должен получить знания и приобрести умение в решении следующих вопросов: знать: · используемый в государственном управлении понятийный аппарат; · специфику, цели и задачи государственного регулирования; · теоретические основы государственного регулирования; · методологию формирования системы государственного регулирования;
· научные школы и концепции государственного управления; · субъекты и объекты государственного регулирования, их особенности; · организационную структуру и органы государственного управления Республики Беларусь, их задачи и функции; · правовые основы государственного регулирования; · ресурсное обеспечение государственного регулирования. уметь: · оценивать и прогнозировать спрос; · использовать маржинальный анализ для принятия решений; · принимать решения по поводу ценовой политики и объема производства в условиях различных рыночных структур; · прогнозировать изменения на уровне отрасли; · применять экономические понятия и категории при анализе системы функционирования национальной экономики; · прогнозировать развитие макроэкономических процессов. В качестве методов обучения рекомендуется проведение лекций и видеолекций, практических занятий с разбором ситуаций и кейс-стади, консультации преподавателя и самостоятельная управляемая работа магистрантов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, выполнение письменных работ. При изучении учебной дисциплины текущий контроль знаний магистрантов осуществляется с помощью контрольных опросов, письменных работ, анализа конфликтных ситуаций, тренингов и деловых игр. Полученные магистрантами знания и умения будут использованы в их практической деятельности. Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 4 зачетных единиц. Для специальности 1-26-81-08 «Правовое регулирование управленческой деятельности в социальных и экономических системах» II ступени высшего образования всего часов по учебной дисциплине - 140, из них всего часов аудиторных - 36, в том числе 18 ч. - лекции, 18 ч. - практические занятия. Форма контроля – экзамен. Студенты заочной формы получения образования изучают дисциплину в 1 семестре в объеме 140 часов, в т.ч. аудиторных часов – 8, из них 4 ч. лекций, 4 ч. практических. Форма контроля – экзамен.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для заочной формы получения образования
СОДЕРЖАНИЕ учебной дисциплины
Тема 1. Понятие, сущность и характеристика государственного управления и регулирования социально-экономических систем
Понятие управления как объективной реальности, необходимого элемента жизнедеятельности людей и целенаправленного взаимодействия субъекта и объекта управления. Социальная потребность в управлении. Генезис управления. Виды управления. Социальное, государственное управление. Современная управленческая парадигма. Государство и государственное управление как социальные феномены. Характерные признаки современного государства. Государство и государственная власть. Форма государства и ее составляющие: форма правления, форма территориально-государственного устройства и государственный режим. Влияние формы государства на государственное управление. Внутренние и внешние функции государства.
Единство государства, гражданского общества и экономики. Роль государства в жизнедеятельности современного общества и развитии экономики. Понятие государственного управления. Государственное управление в широком и узком смысле. Политическое и административное государственное управление. Объективная необходимость государственного управления и его границы. Природа и специфика государственного управления, сферы и масштабы его применения. Виды государственного управления.
Тема 2. Эволюция теории и практики государственного управления
Дифференциация научных дисциплин и выделение государственного управления как самостоятельного научного направления. Основоположники государственного управления. Эволюция науки государственного управления, ее основные этапы и их характеристика. Развитие теории государственного управления в России и Беларуси. Основные научные школы государственного управления. Современные концептуальные подходы к государственному управлению. Смена парадигм. Американская научная школа государственного управления, ее основоположники и направления развития. Правовое закрепление принципов государственного управления. Принцип системности в государственном управлении. Особенности государственного управления в США на современном этапе и основные направления его развития. Немецкая школа государственного управления, ее особенности. Основоположники немецкой школы государственного управления. Английская школа государственного управления, ее основоположники и основные направления развития. Современные проблемы и противоречия в государственном управлении, пути их преодоления. Опыт реформ государственного управления в зарубежных странах: проблемы и направления реформирования. Проблемы и направления развития государственного управления как самостоятельного научного направления в Республике Беларусь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|