Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное управление социальными

и экономическими системами

 

Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине

для специальности:

1-26-81-08 «Правовое регулирование управленческой деятельности

в социальных и экономических системах»

 

 

Кафедра менеджмента

Семестр (семестры) 1

Лекции 18 Экзамен 1

(количество часов) (семестр)

Практические (семинарские)

занятия 18 Зачет –

(количество часов) (триместр)

Лабораторные

занятия –

(количество часов)

Аудиторных часов

по учебной дисциплине 36

(количество часов)

Всего часов по Форма получения

учебной дисциплине 140 высшего образования очная, заочная

 

Составила: Л.К. Климович, к.э.н., доцент

 


Рецензенты:

О.В. Ежель, заместитель декана факультета экономики и управления учреждения образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», канд. экон. наук, доцент;

В.В. Кириенко, проректор по учебной и воспитательной работе учреждения образования «Гомельский государственный технический университет им. П.О. Сухого», доктор соц. наук, профессор.

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой менеджмента Учреждения образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации»

17.05.2013 протокол № 10

Заведующий кафедрой

______________Л.К. Климович

 

Одобрена и рекомендована к утверждению научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации»

___________ протокол № ____

Председатель

___________ В.Ф.Бык

 


пОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью преподавания и изучения учебной дисциплины «Государственное управление социальными и экономическими системами» является познание теоретических основ и сложившейся практики государственного управления в Республике Беларусь и зарубежных странах, приобретение практических навыков и умений в управлении многообразными отношениями и процессами, протекающими в жизнедеятельности общества и государства.

Основными задачами изучения учебной дисциплины являются:

· осмыслить и осознать с позиции теоретических подходов сущность и особенности государственного регулирования, единство и целостность системы государственного управления;

· освоить методологические основы государственного управления: современные подходы, принципы, цели, задачи и приоритеты государственного регулирования;

· овладеть формами, методами, управленческими процессами и технологиями государственного регулирования и приобрести навыки их применения в условиях белорусской модели развития;

· усвоить правовые основы государственного регулирования и необходимость его ресурсного обеспечения;

· приобрести навыки применения теоретических основ государственного управления на практике.

В результате изучения учебной дисциплины магистрант должен обладать следующими компетенциями:

· Проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя ответственность, разрешать проблемные ситуации.

· Формировать цели и задачи принятия решений.

· Самостоятельно изучать новые методы проектирования, исследований, организации производства, изменять научный и производственный профиль своей профессиональной деятельности.

· Самостоятельно приобретать новые знания и умения, в том числе в областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности.

· Использовать базы данных, пакеты прикладных программ и средства компьютерной графики.

· Совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень.

· Владеть навыками формирования и аргументации собственных суждений и профессиональной позиции.

· Анализировать и делать выводы по социальным, этическим, научным и техническим проблемам, возникающим в профессиональной деятельности.

· Понимать, излагать и использовать в практической деятельности основы трудового законодательства и правовых норм.

· Логично, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики.

· Работать в команде, руководить и подчиняться.

· Проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска.

· Оказывать личным примером позитивное воздействие на окружающих и участников профессиональной деятельности с точки зрения соблюдения норм и правил здорового образа жизни, активной творческой жизненной позиции.

· Адаптироваться к новым ситуациям, реализовывать накопленный опыт, свои возможности.

· Демонстрировать способность сочетать личные и организационные ценности в ситуациях, когда необходим анализ или принятие решений.

· Владеть социально-экономическими и психологическими методами управления.

· Разрабатывать инновационные решения для стратегических, тактических и операционных вопросов посредством креативного использования информации и знаний об организации.

· Очерчивать, проектировать, структурировать и моделировать финансовые и экономические возможности и риски на базе как количественных, так и качественных данных.

· Проектировать, создавать и поддерживать в активном состоянии программу постоянных улучшений.

· Создавать комплексные планы действий, построенные на реальных данных, нацеленные на достижение измеримых результатов.

· Проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности.

В процессе изучения учебной дисциплины магистрант должен получить знания и приобрести умение в решении следующих вопросов:

знать:

· используемый в государственном управлении понятийный аппарат;

· специфику, цели и задачи государственного регулирования;

· теоретические основы государственного регулирования;

· методологию формирования системы государственного регулирования;

· научные школы и концепции государственного управления;

· субъекты и объекты государственного регулирования, их особенности;

· организационную структуру и органы государственного управления Республики Беларусь, их задачи и функции;

· правовые основы государственного регулирования;

· ресурсное обеспечение государственного регулирования.

уметь:

· оценивать и прогнозировать спрос;

· использовать маржинальный анализ для принятия решений;

· принимать решения по поводу ценовой политики и объема производства в условиях различных рыночных структур;

· прогнозировать изменения на уровне отрасли;

· применять экономические понятия и категории при анализе системы функционирования национальной экономики;

· прогнозировать развитие макроэкономических процессов.

В качестве методов обучения рекомендуется проведение лекций и видеолекций, практических занятий с разбором ситуаций и кейс-стади, консультации преподавателя и самостоятельная управляемая работа магистрантов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, выполнение письменных работ.

При изучении учебной дисциплины текущий контроль знаний магистрантов осуществляется с помощью контрольных опросов, письменных работ, анализа конфликтных ситуаций, тренингов и деловых игр.

Полученные магистрантами знания и умения будут использованы в их практической деятельности.

Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 4 зачетных единиц.

Для специальности 1-26-81-08 «Правовое регулирование управленческой деятельности в социальных и экономических системах» II ступени высшего образования всего часов по учебной дисциплине - 140, из них всего часов аудиторных - 36, в том числе 18 ч. - лекции, 18 ч. - практические занятия. Форма контроля – экзамен.

Студенты заочной формы получения образования изучают дисциплину в 1 семестре в объеме 140 часов, в т.ч. аудиторных часов – 8, из них 4 ч. лекций, 4 ч. практических. Форма контроля – экзамен.

 


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

  Всего Количество часов
Лекции Практические занятия
1. Понятие, сущность и характеристика государственного управления и регулирования социально - экономических систем      
2. Эволюция теории и практики государственного управления      
3.Методологические основы государственного управления и регулирования социально - экономических систем      
4. Цели, функции и методы государственного регулирования      
5. Система государственного управления      
6. Функционирование системы государственного регулирования социально - экономических систем      
7. Бюрократия, коррупция и конфликты в системе государственного управления      
8. Ресурсное обеспечение государственного управления      
9. Эффективность государственного регулирования социально - экономических систем      
ИТОГО      

 

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для заочной формы получения образования

 

  Всего Количество часов
Лекции Практические занятия
1. Понятие, сущность и характеристика государственного управления и регулирования социально - экономических систем 0,5 0,5  
2. Эволюция теории и практики государственного управления 0,5 0,5  
3.Методологические основы государственного управления и регулирования социально - экономических систем   0,5 0,5
4. Цели, функции и методы государственного регулирования   0,5 0,5
5. Система государственного управления   0,5 0,5
6. Функционирование системы государственного регулирования социально - экономических систем   0,5 0,5
7. Бюрократия, коррупция и конфликты в системе государственного управления   0,5 0,5
8. Ресурсное обеспечение государственного управления   0,5 0,5
9. Эффективность государственного регулирования социально - экономических систем      
ИТОГО      

 

 

СОДЕРЖАНИЕ учебной дисциплины

 

Тема 1. Понятие, сущность и характеристика государственного управления и регулирования социально-экономических систем

 

Понятие управления как объективной реальности, необходимого элемента жизнедеятельности людей и целенаправленного взаимодействия субъекта и объекта управления. Социальная потребность в управлении. Генезис управления. Виды управления. Социальное, государственное управление. Современная управленческая парадигма.

Государство и государственное управление как социальные феномены. Характерные признаки современного государства. Государство и государственная власть. Форма государства и ее составляющие: форма правления, форма территориально-государственного устройства и государственный режим. Влияние формы государства на государственное управление. Внутренние и внешние функции государства.

Единство государства, гражданского общества и экономики. Роль государства в жизнедеятельности современного общества и развитии экономики. Понятие государственного управления. Государственное управление в широком и узком смысле. Политическое и административное государственное управление. Объективная необходимость государственного управления и его границы. Природа и специфика государственного управления, сферы и масштабы его применения. Виды государственного управления.

 

Тема 2. Эволюция теории и практики государственного управления

 

Дифференциация научных дисциплин и выделение государственного управления как самостоятельного научного направления. Основоположники государственного управления. Эволюция науки государственного управления, ее основные этапы и их характеристика. Развитие теории государственного управления в России и Беларуси.

Основные научные школы государственного управления. Современные концептуальные подходы к государственному управлению. Смена парадигм.

Американская научная школа государственного управления, ее основоположники и направления развития. Правовое закрепление принципов государственного управления. Принцип системности в государственном управлении. Особенности государственного управления в США на современном этапе и основные направления его развития.

Немецкая школа государственного управления, ее особенности. Основоположники немецкой школы государственного управления.

Английская школа государственного управления, ее основоположники и основные направления развития.

Современные проблемы и противоречия в государственном управлении, пути их преодоления. Опыт реформ государственного управления в зарубежных странах: проблемы и направления реформирования. Проблемы и направления развития государственного управления как самостоятельного научного направления в Республике Беларусь.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...