Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выпишите из текста слова со скобками, раскройте скобки.

КОС ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ОГСЭ.05 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

___________________________________________

Специальность СПО: 40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

(4 семестр)

 

 

Вопросы к контрольной работе

Вариант №1

1. Язык и речь.

2. Имя существительное.

3. Практическое задание.

Поставьте существительные в форме родительного падежа множественного числа.


несколько (копьё)____________________________________________________
килограмм (помидор)____________________________________________________
принёс (мандарин)____________________________________________________
шестьдесят (ватт)____________________________________________________
крыловских(басня)_______________________________________________
нет (блюдце)____________________________________________________
купил (вафля)____________________________________________________
белорусских(партизан)____________________________________________

без (погон)___________________________________________________

пара (туфля)____________________________________________________

от (качели)___________________________________________________________

Вариант №2

 

1. Основные единицы языка.

2. Имя прилагательное.

3. Практическое задание.

Поставьте прилагательные, данные в скобках, в необходимой форме. Определите синтаксическую роль этих прилагательных.

1.Плащ ему (короткий)________________________.

2.Мальчик (аккуратный)______________________ во всём.

3.Иван почему-то (злой) ______________________ на тебя.

4.Твоё мнение (важный)____________________ для меня.

5.Наша помощь им (нужный)________________________.

1.(Характерный)_________________ __ для этих мест температура воздуха не очень высокая

2.(Нужный)____________мне документ нашли быстро.

3.(Восприимчивый)______________________ко всему хорошему человек не может быть злым.

Вариант №3

1. Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы норм.

2. Имя числительное.

3. Практическое задание.

Отметьте предложения, в которых падежные формы числительных образованы правильно.

1. В парке, расположенном на шести с половиной гектарах, размещена геологическая экспозиция из двух тысяч ста тридцати пяти валунов.

2. В большом зале дворца могут разместиться до двух тысяч семисот зрителей.

3. В области не хватает около четыреста врачей.

4. В нашем городе около сто пятидесяти тысяч жителей.

5. Это здание библиотеки построили в две тысячи шестом году.

Вариант №4

1. Словари.

2. Местоимение.

3. Практическое задание.

Поставьте местоимения, данные в скобках, в необходимой падежной форме.

1.К (он) скоро все привыкли.___________________________

2.Мама пришла за (она) через два часа._________________

3.Деревья росли так близко, что между (они) не было никакого просвета.____________________

4.Перед (они) все дороги открыты.____________________

5.Сзади за (он) скакали двое.__________________________

6.Рядом с (она) был рослый матрос.____________________

7.Окно было большое, и сквозь (оно) проходило много света.

Вариант №5

1. Общение и речь.

2. Глагол.

3. Практическое задание.

Поставьте глаголы в форме настоящего времени.

 

1. По лесу (рыскать)________________волк голодный.

2. Всю ночь в окна (хлестать)________________дождь.

3. Природа словно (дремать)______________________.

4. Лёгкий ветерок (колыхать)_________________ветви берез.

5. Малыши энергично (махать)___________________руками.

Вариант №6

1. Культура речи и речевой этикет.

2. Причастие.

3. Практическое задание.

 

Отметьте предложения, в которых нарушены морфологические нормы.

1. Спортсмены, победящие на этих состязаниях, будут представлять нашу республику на Олимпиаде.

2. Поезд № 190 задерживается на два часа. Пассажиры, желавшие бы сдать билеты, могут подойти к кассе № 3.

3. Исследоваемый участок был в десяти минутах ходьбы от станции.

4. Опадшие с деревьев листья похожи на разноцветный ковёр.

5. Человек, заведший меня в заблуждение, оказался не коренным жителем, а приезжим.

Вариант №7

1. Невербальные средства общения. Речевой этикет.

2. Деепричастие.

3. Практическое задание.

Отметьте предложения, в которых деепричастие образовано правильно.

 

1.Хотя сделать маме приятное, я выбрал самую пушистую мимозу.

2.Пройдя сквозь огонь, воду и медные трубы, хороший человек всё равно останется хорошим.

3.Пройдясь по городу, Елена Сергеевна свернула к реке и пошла вдоль набережной.

4.Экскурсовод, подойдя к группе, ещё раз напомнил о времени и месте встречи.

 

Вариант №8

1. Фонетика.

2. Наречие.

3. Практическое задание.

Сделать фонетический разбор следующих слов:

Лицо, съедать, яблоко, подъезд, прятаться, коллекция.

Вариант №9

1. Слоги. Ударение. Звуки и фонемы.

2. Служебные части речи.

3. Практическое задание.

Впишите на месте пропусков предлоги о, об, обо.
Заботиться_ бабушке и___отце, отчёт работе, знаю___всём, не говори____мне, рассказал___своей яхте, говорил___ необитаемом острове, сообщения____наших достижениях, слышал этом проекте, слышал____проекте.

Отметьте словосочетания, в которых предлоги употреблены правильно:

а) приехал с деревни;

б) вернулся с Чёрного моря;

в) о симфоническом оркестре;

г) об очередном заказе;

д) распечатал с дискеты.

Вариант №10

1. Орфоэпия.

2. Словосочетание.

3. Практическое задание.

Определите, какую роль играют в тексте выделенные слова и словосочетания.

 

Вот эти разговоры о «черных списках банков» — какие-то детские игры, ей-богу. Ведь сообразили же руководители Центробанка наконец, что необходимо снизить «норму резервирования» частных банков, обеспечить их умелое слияние, увеличить капитализацию, приняли-таки решение о страховании вкладов — нашли решение хоть каких-то вопросов… И вроде потихоньку началась некая стабилизация, сбивающая волну финансового кризиса. А о чем же раньше-то думали господа Козлов, Игнатьев и другие финансисты? (Львов Д. Детские игры больной экономики // Литературная газета. 2004. 21-29 июля)

Вариант №11

1. Логическое ударение.

2. Предложение.

3. Практическое задание.

Укажите ССП:

а. Лист сухой валится ночью ветер злится да стучит в окно (А. Фет)

б. Н. Г. Чернышевский например отмечал что «Грибоедов должен разделить с Пушкиным славу преобразования литературы»

в. Несколько в стороне от дома темнел жалкий вишневый садик с плетнем да под окнами склонив свои тяжелые головы стояли спавшие подсолнухи (А. Чехов)

г. Челкаш всегда веселый и едкий был сегодня очевидно не в духе и отвечал на расспросы отрывисто и резко (М. Горький)

Вариант №12

1. Орфоэпические нормы.

2. Главные члены предложения.

3. Практическое задание.

Отметьте предложения, в которых не нарушена координация подлежащего и сказуемого.

1. Ряд подписанных соглашений не выполняются. (У.)

2. В эту деревню Воронежской области переехала из
Чечни двадцать одна русская семья. (П.)

3. В 2006 году четверть россиян-бюджетников получали не более трёх тысяч рублей в месяц. (П.)

Вариант №13

1. Использование фонетических средств языка в речи.

2. Второстепенные члены предложения.

3. Практическое задание.

Выберите необходимую форму определения.

1. Правее — три (огромные, огромных) дуба (Н. Королёв).

2. Здесь — в приложении — две (ранние, ранних) статьи Чуковского (Л. Крючков).

3. Ваял вытащил наугад три (смятые, смятых) (сотенные, сотенных) купюры (Е.Алехин).

4. (Последние, последних) двадцать лет я прихожу на поэтические авторские вечера с диктофоном (П. Крючков).

5. Впереди были (полные, полных) три дня в Каире (Ю. Пахомов).

6. Ни ветра, ни маленького облака за (целые, целых) два месяца (К. Толоконникова).

7. Мы прожили в эвакуации четыре (военных, военные) года, бесконечно (долгие, долгах) и (мучительные, мучительных) (М. Герчик).

Вариант №14

1. Ритм и интонация.

2. Однородные члены предложения.

3. Практическое задание.

 

Подчеркните однородные члены предложения, выделите союзы, соединяющие их.

 

B. Смотришь на березу и слышишь хороводные песни, переливчатые звуки гармоники, балалаечные вариации
(Я. Жуков). 2. Поля тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова (И. Тургенев).
3. Жаворонок смотрел вниз и видел, что на всех полях поднялись уже посевы: и ячмень, и овёс, и лен, и пшеница, и
гречиха (В. Бианки). 4. Вечерело, и тучи не то расходились, не то заходили теперь с трёх сторон (И. Бунин). 5. Если могут в отрицании сосуществовать Иисус Христос и Ионтий Пилат, духовность и практицизм, честность и бесчестие, мечта и трезвость, красота и уродство, то отношение к ним, мудро сложившееся веками, и есть нравственность, которая исторически изменялась, но осталась незыблемой в главном — в человеколюбии (Ю. Бондарев).
6. Картины природы в стихах Пушкина просты и совершенны (Н. Демин).

 

Вариант №15

1. Слово – основная единица слова. Лексическое и грамматическое значение слова.

2. Понятие об обособлении.

3. Практическое задание.

Устраните в предложениях речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

1. Наступила война.

2. Лектории выполняют большую роль.

3. Вдали показалась стая уток и зайцев.

4. На крыше сидела кошка и повизгивала от удовольствия.

5. Кричать шепотом – ее любимое занятие.

6. И в этом сражении русские войска потерпели победу.

7. На остановке он прождал ее круглый час.

8. Их новая встреча состоялась глубокой весной.

9. Каждый год в период бархатного месяца сотрудники нашей фирмы отдыхают в Крыму.

10. Я взял самолет и полетел к вам в гости.

Вариант №16

1. Многозначность слова.

2. Предложения с уточняющими членами.

3. Практическое задание.

Определите, какую роль играют в тексте выделенные слова и словосочетания.

 

Вот эти разговоры о «черных списках банков» — какие-то детские игры, ей-богу. Ведь сообразили же руководители Центробанка наконец, что необходимо снизить «норму резервирования» частных банков, обеспечить их умелое слияние, увеличить капитализацию, приняли-таки решение о страховании вкладов — нашли решение хоть каких-то вопросов… И вроде потихоньку началась некая стабилизация, сбивающая волну финансового кризиса. А о чем же раньше-то думали господа Козлов, Игнатьев и другие финансисты? (Львов Д. Детские игры больной экономики // Литературная газета. 2004. 21-29 июля)

 

Вариант №17

1. Лексическая сочетаемость. Лексическая избыточность (плеоназм и тавтология).

2. Сложное предложение.

3. Практическое задание.

Укажите СПП с общим второстепенным членом предложения:

 

а. По ночам подмораживало и звезды усеивали небо (И. Бунин)

б. В нижнем этаже под балконом заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса (А. Чехов)

в. С зари кукушка за рекою кукует звонко вдалеке и в молодом березняке грибами пахнет и листвою. (И. Бунин)

г. Еще трава полна прозрачных слез и гром вдали гремит раскатом

Вариант №18

1. Синонимы. Омонимы. Антонимы. Паронимы.

2. Прямая и косвенная речь. Диалог.

3. Практическое задание.

Определите являются ли омонимами следующие слова:

1 – свет, голова

2 – правый, тушить

3 – ключевой, уход

4 – постоять, забор

5 – икра, кремовый

Составьте с данными словами словосочетания их омонимичности

Вставьте пропущенные глаголы, являющиеся к глаголу «хохотать»

Скоро хохотали все: … мальчик в лифте, … горничная, … официанты в ресторане, … толстый повар отеля, … поварята, … рассыльные, … сам хозяин отеля

Вариант №19

1. Историзмы и архаизмы. Диалектизмы.

2. Принципы русской орфографии.

3. Практическое задание.

Спишите, вставляя пропущенные буквы

Проверьте правильность написания по «Орфографическому словарю русского языка» под ред. С. Г. Бархударова

1 – к…н…нада, эксп…римент, л…б…ринт, пр…зентация, пр…ПР…ниматель, к…(м, мм)ерсант, коло(н,нн)а, ба(л,лл)ада, профе(с,сс)ия, ра(с,сс)читать, ра(с,сс)чет, инте(л,лл)ект, пр…оритет, пр…тензия, м…ценат

2 – л…генда, инц…дент, криста(л,лл)ический, пятиба(л,лл)ьный, багря…ый, сверс..ник, ровес..ник, словес..ник, ад…ютант, вз…мать, с…экономить. (в)последствии…, д…р…жер, пр…зидент, пр…в…легия.

Вариант №20

1. Термины и профессионализмы. Жаргонизмы. Иностранные слова.

2. Правописание корней, приставок, суффиксов, окончаний.

3. Практическое задание.

Выделите корни, приставки, суффиксы, окончания в ниже приведенных словосочетаниях.

Усложнить задачу, угнетение народов, выпекать в духовке, растрепать косы, посветить фонариком, замереть от восторга, излагать мысли, касаться темы, прикоснуться к прошлому, загорать на берегу, обмакнуть кисть в краску, вырастить цветы, шепот ночи, желтые листья, смешной галчонок, горячо спорить, сушеные фрукты, паштет из печенки, властный хозяин, радостный возглас, грустная повесть, корыстный интерес, грамотная речь, сильный смерч, слышится плач, открыть настежь, съешьте кусочек, серьезные друзья, мясной больон, предъюбилейные события, подытожить расходы, безыдейный роман, бесформенные очертания, пламенное воззвание, сдвинутый шкаф, присесть на скамью, презабавный случай, приближаться к цели, серебряные часы, ледяной ветер, поношенное пальто, ношеная шляпа, жаренные в масле пирожки.

Вариант №21

1. Фразеологизмы, их происхождение и употребление.

2. Пунктуация. Знаки препинания.

3. Практическое задание.

Отметьте предложения, в которых нарушен лексический состав фразеологизмов. Исправьте речевые ошибки.

 

1.Почему ты постоянно без настроения, какая мошка
тебя укусила?

__________________________________________________

2.Петю жена здорово под сапогом держит!

3.Эй, рвём подмётки: сторож идёт!

4.Доказательства надо не высасывать из чужого пальца, а кропотливо собирать.

5.Эх ты, грибник: в пяти соснах заблудился!

 

Вариант №22

1. Афоризмы, пословицы, поговорки, крылатые выражения.

2. Основные принципы пунктуации.

3. Практическое задание.

Допишите вторую часть следующих фразеологизмов, определите их лексическое значение:

1 – буря в …, крокодиловы …

2 – делать из мухи …, время -…

3 – медвежья…, как пить …

4 – трубка …, золотая …

Подберите фразеологизмы со словами:

1 – один

2 – семь

3 – руки

4 – глаза

Вариант №23

1. Лексикография как раздел языкознания. Виды словарей.

2. Значение знаков препинания.

3. Практическое задание.

Выпишите из текста слова со скобками, раскройте скобки.

1.Желая уд(е,и)вить иностра(н,нн)ых гостей царь Петр Первый утверждают историки бросил в огонь скатерть залитую вином. 2.Скатерть не только (не)сгорела, но очистилась от пятен и стала выглядеть соверше(н,нн)о новой. 3.Гости написали об этом российском чуде в свои государства. 4.Это была первая реклама уральского асбета.

5.Асбест – группа минералов, обл(а,о)дающих волокнистым строением и способностью ра(з,с)щепляться на тонкие, гибкие волокна. 6.Волокно асбета красиво мягко и тонко блеском напоминает шелк мягкостью хлопок. 7.Его можно прясть и ткать, потому что и назвали его на Урале горным льном.

8.Однако у асбета гораздо больше «профессий», чем у льна. 9. В чистом виде или как компонент он широко пр(е,и)меняется в теплотехнике, энергетике, металлургии. 10.Огнестойкий, (не)проводящий тепло и электричество, (не)растворимый в щелочках, высокопрочный материал (не)обходим при создании более трех тысяч видов различных изделий: от фильтра сигареты до оснатки космического корабля.

11.Значительная часть мировых запасов асбета и около половины добычи его сосредоточе(н,нн)ы в России.

Вариант №24

1. Лексические изобразительно-лексические средства.

2. Диалог. Предложения с косвенной речью. Эпиграф.

3. Практическое задание.

Отметьте предложения, в которых имеются ошибки в передаче или оформлении чужой
речи. Отредактируйте данные предложения в соответствии с синтаксическими нормами.

 

C. В поэме «Во весь голос» В. Маяковский писал, что,
«кроме свежевымытой сорочки, скажу по совести, мне ничего не надо».

________________________________________________________

2. Как пишет Бальмонт: «Я не знаю мудрости, годной для других».

________________________________________________________

D. У Бальмонта есть такие строки: «Моё единое отечество — моя пустынная душа».

________________________________________________________

E. И. Эренбург считал, что: «Бальмонт ничего в мире не заметил, кроме собственной души».

________________________________________________________

F. Машенька подумала, что кто в такую дождливую погоду пойдёт за грибами?

________________________________________________________

 

Вариант №25

1. Как образуются слова.

2. Признаки текста.

3. Практическое задание.

Составьте предложения со следующими парами форм и определите, в каких из пар различие между формами смысловое, а в каких – стилистическое.

 

В веснушках — с веснушками; за подписью министра — с подписью министра; в подтверждение — для подтверждения; идти по воду — идти за водой; прошли около километра — прошли с километр; стрелять в противника — стрелять по противнику; ответы по интересующим вас вопросам — ответы на интересующие вас вопросы; ездить в разные вузы — ездить по разным вузам; глядеть в небо — глядеть на небо; лежать на постели — лежать в постели;
положить книги на стол — положить книга на столе.

Вариант №26

 

1. Морфемика.

2. Типы текстов.

3. Практическое задание.

Отметьте предложения, в которых сказуемое, данное в скобках, необходимо
предпочтительно употребить в форме множественного числа.

1.В песне (заложен, заложены) и глубокий смысл, и дух патриотизма, и любовь к родному городу.

2.Поэтов-фронтовиков (интересовала, интересовали) не внешняя сторона войны, а душевное состояние бойца и народного мстителя.

3.Белгород, Старый Оскол, Губкин, ряд районных центров и сельских населенных пунктов не раз (становился призёром, становились призёрами) различных конкурсов по благоустройству.

4.Вечерами Чистопрудный бульвар «приседает на корточки»: скамейки облеплены, на них уже не хватает мест — поэты, музыканты и «окололитературная» публика кругами (расходится, расходятся) по Москве.

5.В большинстве валунов (содержится, содержатся) никель, хром, кобальт и другие микроэлементы.

 

Вариант №27

1. Стилистика словообразования.

2. Стили речи.

3. Практическое задание.

Определите, какие из слов и словосочетаний:

A. Принадлежат исключительно официально-деловому стилю.

Б. Могут употребляться в произведениях разных функциональных стилей.

B. Могут употребляться в текстах любой стилистической окраски.

Г. Не могут использоваться в официально-деловом стиле

 

Благодаря, налиться, властные полномочия, во имя, вот уже полгода, в пушистых глазах, все было дозволено, в соответствии с, гарантировать, гарантироваться, гибко, глуховатый гул, город федерального значения, десяток, десять, для, дом, единство экономического пространства жгучий, защита прав и свобод человека и гражданина, земля, иметь верховенство, исполинская белизна, косой удар ресниц, левый, ледяной душ, лиловая тень, мимо, минимальный размер оплаты труда, многонациональный, обед, осуществлять, по-английски, полдюжины, по причине, правый, предметы ведения и полномочий, преследоваться по закону,
природные ресурсы, проживать, равные обязанности, республиканская форма правления, референдум, самоуправление, свободное перемещение товаров, сдернуть шапку, скользнуть, сложно, снег, субъект Российской Федерации, суверенитет, территория Российской Федерации, трудно, тусклая тоска, усмешка, Федеральное Собрание, целостность и неприкосновенность, через, шесть.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...