Государственная поддержка обустройства сельских территорий
Государственная поддержка обустройства сельских территорий – это государственное экономическое регулирование, система финансовой или бюджетной поддержки, государственная помощь сельскому кластеру. Государственная поддержка аграрного сектора экономики, являясь неотъемлемой частью государственного регулирования, представляет собой совокупность различных инструментов и форм экономического воздействия на развитие сельского хозяйства с целью формирования стабильности и конкурентоспособности всех категорий хозяйств, создания возможностей для насыщения рынка качественным продовольствием, развития сельских территорий и достижения продовольственной безопасности страны. Отсюда следует понятие сельской местности или сельской территории, которое определяется как обитаемая местность вне крупных городов с ее природными условиями и ресурсами, сельским населением и овеществленными плодами предшествующего труда людей, т.е. разнообразными элементами материальной культуры и основных производственных фондов на данной территории. На современном этапе развития производительных сил и общественных отношений сельскую местность следует рассматривать как сложную природно-хозяйственную территориальную систему, развитие которой, определяется главным образом, степенью зрелости внутрисистемных интеграционных связей природной, экономической, социальной среды и органов управления. Для нее характерно проявление следующих специфических качеств: целостность (единство целей, функций и структуры), автономность (стремление к большей упорядоченности), относительная устойчивость (сохранение и развитие внутренней структуры), двухмерность управления (выделение общих районных приоритетов, дифференциация экономических нормативов центра и экономических интересов хозяйствующих субъектов, местных инициатив населения).
Термин сельский имеет территориальный акцент вне зависимости от способов землепользования, степени экономического развития и преобладания какого-либо экономического сектора. Это обстоятельство затрудняет сбор статистических данных, поскольку сельская местность не обязательно совпадает с административными границами или зоной влияния определенного экономического сектора. Однако на практике она разделена административными границами районов республики, муниципальных образований, сельских администраций. Поэтому для удобства, с учетом административного деления, часто применяются термины сельские регионы, сельские районы[1]. Что же касается понятия обустройства сельских территорий, то оно предполагает создание в сельской местности максимально возможного набора разнообразных хозяйственных форм и видов деятельности, удовлетворяющих потребности населения в сфере занятости[2]. Существует нормативно-правовой акт об обустройстве сельских территорий, такой как распоряжение правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р: “О концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года”[3]. Особенность сельской территории определяется тем, что она является источником множества благ: продовольствия и сельскохозяйственного сырья, кладовой природных ресурсов, местом проживания, рекреационным объектом, местом ассимиляции отходов[4]. Существуют следующие функции сельских территорий: производственная, социально-демографическая, культурно-этническая, экологическая, рекреационная, пространственно-коммуникационная, политическая, социального контроля над территорией[5].
К методам государственной поддержки обустройства сельских территорий относятся: 1) програмно-целевой метод; 2) перераспределение финансовых средств и установление льготных режимов хозяйствования в пользу отдельных территорий; 3) методы страхования как инструмента стабильности развития сельского хозяйства региона. Важнейшими активами сельской экономики в современных условиях являются не просто ресурсы для ведения сельского и лесного хозяйства. Во все большей степени подобными активами становятся относительно дешевые земельные и природные ресурсы для добывающей промышленности, сельского и лесного хозяйства, достаточно квалифицированные и недорогие трудовые ресурсы, а также относительно дешевая земля как пространственный базис для обрабатывающей промышленности. Но особенно быстро растет ценность такого актива, как природные красоты для развития сферы туризма, отдыха и др. Сельская местность занимает большую часть территории России. Из них только меньшая часть благоприятна для массового эффективного аграрного производства. На остальных сельских территориях большее значение имеют другие важные отрасли: лесное хозяйство, промышленность, туризм, добыча полезных ископаемых и другие. Вступление России в ВТО, также будет являться катализатором для концентрации аграрного производства в наиболее благоприятных для этого регионах. В современных условиях меры по развитию аграрного производства должны быть дополнены проектами комплексного и устойчивого развития сельских территорий на основе диверсификации и существенного обновления их экономики, охватывающих не только сельскохозяйственное производство, но и лесное, водное хозяйства, местную промышленность, туризм, социально-бытовую инфраструктуру и другие виды деятельности, без развития которых неосуществимо увеличение эффективности сельской экономики и улучшение условий проживания в сельской местности.[6] Сельские территории – это территориальные единицы (районы, поселения), в рамках которых формируется поселенческая территориальная общность, характеризующаяся специфическим сельским жизненным укладом, а земля и др. природные ресурсы становятся источниками и факторами социально-хозяйственной деятельности людей. В экономической сфере территории развиваются преимущественно сельскохозяйственные отрасли, продукт которых выступает материальной основой развития территории и источником ее дохода[7].
Развитие любой территории подчиняется сочетанию двух принципов: функционального соответствия и позиционному. Первый подразумевает использование земель в зависимости от их внутренних, природных свойств и ресурсной ценности. Второй требует принимать во внимание пространственное положение земель относительно других природных и антропогенных объектов, а в более широком смысле – социально-экономическую обстановку. Согласно этим принципам производится территориальное деление на сельскую местность (сельские территории) и высоко урбанизированные, промышленные зоны. Цели обустройства сельских территорий, должны обязательно включать, как минимум, следующие три компонента: 1. увеличение предложения и большую доступность жизненно необходимых товаров и услуг, таких как продовольствие, жилище, охрана здоровья и безопасность; 2. повышение уровня жизни, включающее рост доходов, увеличение числа рабочих мест, качественное образование, большее внимание культурным и гуманитарным ценностям. Это способствует росту материального благосостояния, а также личностного и национального самосознания; 3. предоставление обществу и его индивидуумам больших возможностей выбора в экономике и социальной сфере с тем, чтобы ослабить их подчинение и зависимость от других стран и людей. В наиболее общем виде целью и результатом развития является благосостояние, включающее следующие основные элементы. - Продукты (услуги). Благосостояние населения материализуется в конкретных видах продуктов и услуг, выражающих потребности местного населения и приносящих выгоды в результате их производства. - Занятость и доходы. Создание рабочих мест является одной из важнейших стратегических целей развития территорий. В процессе создания рабочих мест важно соотносить новые рабочие места с профессиональными характеристиками и запросами тех членов местного сообщества, которые в них нуждаются.
- Внешние эффекты – не отраженные в рыночных ценах товаров и услуг воздействия на третьих лиц, не участвующих в рыночных сделках. - Благоустройство населения – создание условий для роста его благосостояния, удовлетворения его потребностей: социальных и материальных (оздоровление городов, сел, станиц, здравоохранение, обеспечение продовольственными и другими потребительскими товарами и услугами, социальное обеспечение, проблема безопасности), а также культурных и духовных (народное образование, культура и отдых, эстетика и общественная нравственность, религиозная жизнь). Экономическое развитие той или иной сельской территории зависит от наличия и комбинации важнейших ресурсов: - физического капитала (природные ресурсы и условия, созданное человеком оборудование, производственная инфраструктура); - человеческого капитала (оценка потенциальной способности человека приносить доход. Включает его врожденные способности и таланты, полученное образование, приобретенную квалификацию, состояние здоровья); - социального капитала (социальные сети сотрудничества, социальные нормы и доверие, складывающиеся в рамках сообществ. В противоположность физическому капиталу он количественно и качественно растет при его употреблении и истощается при не использовании); - рынков (совокупности условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара или услуги вступают в отношения друг с другом с целью купли-продажи этого товара или услуги. Объем спроса зависит от числа людей или организаций, желающих приобрести товар; качества товара; цены, по которой он предлагается; информированности потенциальных потребностей о качестве, цене, наличии товара); - финансовых ресурсов (способности местных органов управления или организаций по развитию к нахождению источников капитала, которые используются для обеспечения осуществляемых проектов финансовыми ресурсами); - управленческих кадров (наличие хороших управленцев позволяет соединить материалы, деньги и персонал, чтобы произвести и успешно сбыть товар). Главная цель устойчивого развития сельской местности заключается в создании условий для достижения благополучия населения, формировании в ней территориальной саморазвивающейся и самобытной социо-эколого-экономической территориальной системы; в противодействии антропогенной перегрузке и деградации ландшафта, сохранении культурных ценностей; в обеспечении воспроизводства и долговременного использования природных ресурсов для сельского хозяйства, местной промышленности, ремесел, промыслов, туризма, рекреации и других сфер хозяйственной деятельности[8].
Изучив теоретические основы государственной поддержки обустройства сельских территорий, мы пришли к следующим выводам: 1) Государственная поддержка обустройства сельских территорий – это государственное экономическое регулирование, система финансовой или бюджетной поддержки, государственная помощь сельскому кластеру. 2) Сельская местность или сельская территория традиционно определяется как обитаемая местность вне крупных городов с ее природными условиями и ресурсами, сельским населением и овеществленными плодами предшествующего труда людей, т.е. разнообразными элементами материальной культуры и основных производственных фондов на данной территории[9]. 3) Понятие обустройство сельских территорий предполагает создание в сельской местности максимально возможного набора разнообразных хозяйственных форм и видов деятельности, удовлетворяющих потребности населения в сфере занятости[10]. Например, строительство школ, лечебных учреждений, свиноферм. Различные программы по обустройству сельских территорий активно развиваются и применяются на практике, что является одним из главных условий их развития. [1] Бачурин А.А. Обустройство сельских территорий. М., 2009. [2] Огарков А.П. Развитие регионов. М., 2009. [3] О концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р // Российская газета. – 2010. – 4 декабря. [4] Белоусов А.В. Региональный агротехнопарк. СПб., 2008. [5] Быстров Г.Е. Управление народным хозяйством. М., 2009. [6] Вашанов В.А. Экономические науки. СПб., 2007.
[7] Назаренко В.И. Сельскохозяйственное обустройство. СПб., 2007. [8] Романенко Г.А. Экономика и управление. М., 2008. [9] Бачурин А.А. Обустройство сельских территорий. М., 2009. [10] Огарков А.П. Развитие регионов. М., 2009.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|