Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методология и методы психологического исследования»

Методические указания по подготовке к семинарским занятиям и к выполнению самостоятельных работ

- при подготовке к семинарским занятиям необходимо использовать рекомендованную литературу (год издания литературного источника может отличаться, быть более современным);

- подбирать материал в соответствии с планом семинарского занятия;

- при конспектировании выделять ведущие положения, идеи, ключевые определения темы;

- прочитанный и законспектированный материал необходимо обобщить, сделать выводы, отразить свою точку зрения;

- предлагаемые тесты относятся к заданиям закрытого и открытого типа. К каждому вопросу закрытого типа предложено четыре варианта ответов. В большинстве случаев правильным может быть только один ответ – тот, который наиболее полно отражает содержание вопроса;

- решение задач и ситуаций требует всестороннего психологического анализа условий и обстоятельств ситуации, теоретических знаний по предмету.

 

!!! Все задания самостоятельной работы выполняется письменно в отдельной тонкой тетради, кроме теста. Тесты распечатываются и вкладываются (вклеиваются) в тетрадь самостоятельных работ с выделенными вариантами ответов.

 

Семинар 2. Методология и методы психологического исследования

  1. Понятие методологии и метода в современной психологии. Методологические принципы психологии (системности, единство сознания и деятельности, детерминизма, развития психики, активности).
  2. Классификация методов исследования в психологии (по Б.Г.Ананьеву) (законспектировать в виде схемы/таблицы).
  3. Наблюдение как один основных методов психологического исследования: понятие, основные виды, этапы наблюдения, основные ошибки.
  4. Эксперимент и его разновидности. Этапы экспериментального исследования.
  5. Другие методы психологического исследования: тестирование, опрос (интервью, беседа, анкетирование), метод изучения документов (контент-анализ), анализ продуктов деятельности, биографический метод и др.
  6. Этические принципы проведения психологических исследований.

Заполните таблицу: Методы исследования и их характеристика

Название метода Определение Виды метода Преимущества метода Недостатки метода
наблюдение        
эксперимент        
тестирование        
опрос        
беседа        
и др.        

 

Самостоятельная работа 1. Научный предмет психологии

1. Что значит «предмет психологии» как науки? Пользуясь учебниками и словарями по психологии, найдите как можно больше определений предмета психологии (не менее пяти). Почему важно четко представлять предмет изучаемой науки?

 

2.Какие отрасли психологии решают следующие задачи.

а) выявить психологические причины неуспеваемости школьников;

б) выявить причины отставания в психическом развитии детей;

в) установить эффективность рекламы;

г) разработать меры по устранению дедовщины в армии;

д) выявить психологические причины аварийности на производстве;

е) выделить основные условия развития способностей;

ж) разработать методы перевоспитания осужденных;

з) разработать систему методов и приемов повышения рейтинга политического лидера;

и) выявить психологические особенности людей разного пола;

к) разработать программу профессионального отбора руководителей;

л) установить уровень психического развития ребенка;

м) оценить эффективность воздействия телепередачи на зрителей.

 

3. Заполните таблицу, ответив на вопрос: чем отличаются житейские психологические знания от научных знаний?

Сравнительные характеристики житейской и научной психологии

Психологические знания Определение Основные отличия
Житейская психология    
Научная психология    

Литература:

  • Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. – М., 2003. – С. 31-53.
  • Вешкурцева Н.Ф. Методология и методы психологического исследования в схемах и комментариях к ним. – Тобольск, 2005.

· Гусев А.Н., Уточкин И.С. Психологические измерения: Теория. Методы: учебное пособие. - М.:Аспект Пресс,2011. – 320 с. - ЭБС «Университетская библиотека онлайн». – режим доступа http://biblioclub.ru

· Куприна О.А.Общая психология. Хрестоматия, учебно-методический комплекс. – М.: Евразийский открытый институт, 2011. – 255 с. – ЭБС «Университетская библиотека онлайн». – режим доступа http://biblioclub.ru

· Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2007. -С.26-37.

  • Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. для педвузов. – М., 2002. – С.3-22.
  • Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999. – С.38-53.

Контрольный тест 1. «Предмет психологии как науки.

Методология и методы психологического исследования»

1. …метод, ориентированный на сбор, описание, анализ, систематизацию материала о профессиональной деятельности и ее организации с разных сторон

а) профессиографирование

б) психограмма

в) беседа

г) тестирование

2. … эксперимент используется в тех случаях, когда надо установить наличное состояние уже имеющихся явлений

а) лабораторный

б) формирующий

в) психологический

г) констатирующий

3. … - это способ организации познания предмета или явления действительности

а) методология

б) психология

в) метод исследования

г) методика

4. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления социально-психологического факта называется

а) анализом продуктов деятельности

б) беседой

в) экспериментом

г) контент-анализом

5. Беседу как метод воспитания от наблюдения отличает

а) сложность

б) управляемость

в) простота проведения

г) ограниченность по времени

6. В ходе … этапа эксперимента устанавливается наличное состояние уже имеющихся явлений

а) констатирующего

б) естественного

в) формирующего

г) лабораторного

7. Для естественнонаучного подхода к изучению психологии человека характерным является

а) заинтересованное отношение исследователя к объекту

б) понимание невозможности получить единственно верное знание об объекте

в) экспериментальная проверка гипотез

г) все ответы верны

8. Заочный опрос может осуществляться в процессе

а) беседы

б) анкетирования

в) интервьюирования

г) наблюдения

9. К группам методов исследования, выделенных Б.Г. Ананьевым, не относятся … методы

а) интерпретационные

б) практические

в) эмпирические

г) организационные

10. К одному из типов анкет относят анкеты с вопросами

а) простыми и сложными

б) простыми и составными

в) закрытыми и открытыми

г) сложными и простыми

11. К основным методам сбора информации относится

а) анкетирование

б) тестирование

в) контент - анализ

г) наблюдение

12. К эмпирическим методам исследования не относится метод

а) эксперимент

б) лонгитюдный

в) моделирование

г) биографический

13. Метод исследования, предусматривающий устное, прямое или косвенное получение сведений называется

а) наблюдением

б) экспериментом

в) тестированием

г) беседой

14. Метод, характеризуемый как краткое стандартизированное исследование - это

а) анализ

б) эксперимент

в) наблюдение

г) тестирование

15. Однозначность социально-психологической информации, получаемой при проведении повторных испытаний или одинаковость результатов, полученных разными исследователями, называется

а) надежностью

б) обоснованностью

в) валидностью

г) точностью

16. Соответствие применяемого исследователем инструментария свойствам изучаемого объекта определяет в получаемой социально-психологической информации

а) достоверность

б) валидность

в) надежность

г) репрезентативность

17. Сущность профессиограммы состоит в том, что она

а) определяет физиологические требования к специалисту

б) устанавливает критерии и требования к организации труда

в) определяет уровень подготовки специалиста

г) устанавливает требования, предъявляемые к качествам специалиста, его возможностям и способностям

18. Целенаправленное, систематическое изучение социально-психологического явления называется

а) диагностированием

б) наблюдением

в) моделированием

г) экспериментом

19. Школьному психологу психодиагностические данные необходимы для

а) выявление у школьников возможных отклонений и недостатков в развитии

б) постановки психиатрического диагноза

в) составление социально-психологического портрета школьника

г) определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении и общении

20. Эксперимент, проводимый под контролем экспериментатора, но в естественных условиях называется

а) формирующим

б) естественным

в) психолого-педагогическим

г) лабораторным

21. Экзистенциальная психология изучает

а) поведение животных

б) функции и структуру сознания

в) высшие смысловые ценности личности

г) влечения и потребности личности

22. Эксперимент был заимствован психологией из

а) философии

б) теологии

в) естествознания

г) педагогики

23. Ю.Б. Гиппенрейтер выделяет … отличий житейских психологических знаний от научных

а) пять

б) шесть

в) десять

г) девять

24. Психодрама относится к методам

а) экспериментальным

б) терапии и коррекции

в) проективным

г) эмпирическим

25. Отечественная психология в качестве предмета своего изучения определяет

а) психику

б) деятельность

в) сознание

г) человека

26. Предметом психологии человека является

а) поведение

б) психика

в) деятельность

г) субъективность

27. Классификация отраслей психологии основывается на принципе

а) объективности

б) детерминизма

в) развития психики в деятельности

г) повторяемости

28.К прикладным областям психологии не относится … психология

а) общая

б) экстремальная

в) экономическая

г) политическая

29.Отрасль психологии, исследующая индивидуальные психофизиологические различия между людьми, называется … психологией

а) медицинской

б) дифференциальной

в) генетической

г) возрастной

30. Основные нормы взаимодействия психолога и клиента по поводу психологической информации – это

а) сообщение информации, а не оценивание её

б) получение обратной связи о степени понимания информации клиентом

в) настаивание на откровенном и доверительном разговоре

г) сообщение информации клиенту строго научным языком

31. Общее представление о том, где сосредоточены значения переменной, иными словами, где находиться её центр, дает

а) медиана

б) дисперсия

в) мода

г) процентиль

32. Наиболее типичными задачами психологического консультирования являются

а) активизация внутренних ресурсов человека

б) исправление дефектов воспитания

в) проведение реабилитационных мероприятий с людьми, перенесшими психотравмирующий стресс

г) разъяснение человеку его психологических трудностей

33. Особое направление в психокоррекции, предполагающее помощь человеку в обретении смысла жизни – это

а) сказкотерапия

б) психотерапия

в) логотерапия

г) символдрама

34. Уметь слушать рефлексивно – это

а) угадывать в обобщениях клиента их скрытый подтекст;

б) слышать только то, что имеет отношение к предмету разговора;

в) расшифровывать смысл обобщений, выявить их реальное значение;

г) давать рекомендации клиенту по решению его проблемы

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...