Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правила педагогического общения.




Гомель 2012

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

ПЛАН

1. Стадии общения.

2. Правила педагогического общения.

3. Педагогическое требование.

4. Педагогическое поощрение.

Стадии общения.

Педагогическое общение имеет динамику, соответствующую логике педагогического процесса (замысел, воплощение замысла, анализ и оценка). Отсюда и его стадии:

1) моделирование предстоящего общения;

2) непосредственное общение;

3) анализ осуществленной технологии общения, моделирование новой для решения другой педагогической задачи.

Чтобы научиться педагогическому общению, нужно четко представлять себе структуру этого процесса, знать, какие умения обеспечивают его осуществление и каким образом можно совершенствовать воспитательное влияние на детей.

I стадия: моделирование общения – предшествует непосредственной встрече педагога с учащимися, связана с осуществлением своеобразного планирования коммуникативной структуры взаимодействия, адекватной педагогическим задачам, сложившейся ситуации, индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и группы в целом.

Готовясь к общению, целесообразно ответить на следующие вопросы:

– Какую главную цель в предстоящей беседе вы ставите?

– Необходима ли эта беседа или можно обойтись другими косвенными средствами?

– Уверены ли вы, что результаты этой беседы будут полезны в воспитательном плане?

– Каковы возможные негативные последствия планируемой беседы?

– Какие приемы воспитательного воздействия вы будете использовать в разговоре?

– Какие возможные вопросы в ходе беседы вы будете задавать?

– С чего вы начнете беседу и как будете проводить ее (сидя, стоя)?

Продумайте возможности стратегии поведения учащегося в процессе индивидуальной беседы:

– Как он отреагирует на тему разговора, примет ли в ней участие?

– Согласится ли с вашим требованием или будет отстаивать свою позицию?

– Не замкнется ли в ходе беседы, а если это произойдет, то какова ваша дальнейшая линия поведения?

– Если учащийся пойдет на конфликт, что вы предпримете?

При каждой встрече с учащимися преподаватель должен суметь увидеть и проанализировать сложившуюся ситуацию, состояние учеников, а также свое собственное состояние, чтобы найти наиболее оптимальный вариант воздействия на воспитанников и изменить (если это необходимо) отношенческую позицию учащихся, настроив их на общение.

Предварительное моделирование помогает педагогу представить вероятностную схему взаимодействия, позволяет представить свое коммуникативное поведение и эмоциональное состояние.

II стадия – непосредственное общение.

На этом этапе осуществляется обмен информацией, обмен оценками по поводу этой информации, взаимная оценка собеседников и самих себя.

Нередко бывает, что спланированная система общения неожиданно как бы разбивается о непредвиденные условия самого межличностного процесса. Поэтому на данном этапе общения следует:

1) уточнить условия общения и в соответствии с этим оперативно конкретизировать избранные формы и методы;

2) почувствовать так называемый ситуативный эмоциональный микроклимат общения и соотнести его с прошлыми ощущениями от общения;

3) оперативно начать непосредственный процесс общения.

Педагогическое общение должно строиться на взаимном доверии педагога и учащихся. Для этого необходимо создание атмосферы дружеской расположенности:

· Не начинать разговор, если педагог или учащийся находятся в возбужденном, раздраженном состоянии;

· В ходе беседы проявлять заинтересованность, дружелюбие, уважительное отношение к собеседнику, не допускать иронии, снисходительности;

· Контролировать проявление своих эмоциональных состояний (можно искренне возмущаться, негодовать, радоваться, но не терять при этом чувства меры и никогда не кричать);

· Очень внимательно, сосредоточенно выслушивать учащегося, никогда не перебивать его;

· Не спешить с ответом, пока до конца не разберетесь в существе вопроса;

· Чутко следить за малейшими изменениями эмоциональной сферы беседы, реагировать на них, корректировать психологические ходы в общении.

Все знания, мысли, эмоциональные отношения педагога должны найти свое выражение в его речевой деятельности. Речь педагога должна быть четкая, понятная, образная.

Слово для педагога было и остается основным средством влияния на учащихся. «Слово учителя – ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает, прежде всего, искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу», – писал В. А. Сухомлинский.

Поэтому педагог должен следить за собственной речью, не употреблять вульгаризмов, не повторять речевые ошибки учащихся.

Организуя педагогическое общение, педагог должен стремиться точно и адекватно ориентировать речь на конкретного собеседника. Прежде всего, необходимо учитывать индивидуально-типологические особенности учащегося, его позицию в классе, систему межличностных отношений с другими одноклассниками. В соответствии с этим нужно выбирать скорость речи, последовательность идей, их сочетание и логику. Сюда входят также интонирование, общий психологический контекст речи.

Завершить контакт необходимо так, чтобы появилось желание встретиться вновь. Положительные стимулы должны укреплять потребность учащихся в единении со своими преподавателями. Ученик должен получать удовольствие от общения с педагогом.

III стадия – анализ осуществленной технологии общения.

Это очень важно для формирования культуры общения, так как подводится содержательный и эмоциональный итог совершенного межличностного взаимодействия. Постарайтесь ответить на следующие вопросы:

– Не повлияло ли на характер беседы ваше настроение, не связанное с содержанием беседы?

– Не проявили ли вы мимикой и позой недовольства разговором?

– Не отвлеклись ли во время беседы?

– Последовательно ли вели основную линию в разговоре?

– Не навязывали ли собеседнику свои аргументы при выработке решения?

– Основательны ли были замечания и возражения?

– Удалось ли быть тактичным на всем протяжении разговора, не иметь предубеждений против собеседника?

– Сумели ли добиться максимума полезности состоявшегося разговора?

Определите недостатки в осуществленном общении. Типизируйте их и работайте над их преодолением:

– попытайтесь определить причины ошибок:

а) непонимание психологической ситуации и настроя партнеров по общению;

б) «перескакивание» через некоторые обязательные этапы общения;

в) недостаточная саморегуляция в общении;

г) подмена задач общения только лишь задачами педагогическими;

д) несоответствие предложенного вами стиля общения сложившемуся уровню взаимоотношений, атмосфере в классе, вашей собственной индивидуальности;

е) механическое копирование стиля общения коллег;

ж) психологические барьеры;

– постарайтесь определить, какие закономерности общения были вами нарушены;

– попытайтесь мысленно создать идеальную модель общения с учащимися;

– продумайте ситуацию будущего общения.

Анализ общения позволит вам разработать более плодотворную модель межличностного взаимодействия, тонко чувствовать партнера, находить точные психологические ходы во взаимодействии с ним.

Правила педагогического общения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...