Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: профессионально-педагогическое мастерство учителя

1. Понятие о педагогической профессии.

2. Требования к современному учителю.

3. Ступени профессионального мастерства учителя.

Основное содержание лекции

1. Педагогическая профессия одна из самых древних. В государствах Древнего Востока учителями были жрецы, которые составляли привилегированную касту. В Древней Греции учителями являлись вольнонаемные граждане. В Римской империи учителем становился чиновник, которого назначали от имени императора.

В средние века обязанности учителя выполняли священники, монахи, позднее в городах - наемные лица ремесленных цехов и купеческих гильдий. В аристократических кругах учитель входил в состав обслуживающего персонала. В эпоху капитализма профессия учителя становится массовой. В большинстве стран он служащий, с разным уровнем социальной значимости в зависимости от политики государства в области образования.

Своим происхождением учительская профессия обязана обособлению образования в особую социальную функцию. В структуре общественного разделения труда постепенно сформировался специфический вид деятельности, назначение которой - подготовка подрастающего поколения к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры.

Многие теоретики-педагоги отмечали огромное нравственное воздействие, могучую и мудрую власть учительской профессии.

Я.А. Коменский подчеркивал, что учителю вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем.

К.Д. Ушинский рассматривал учителя как посредника между тем, что создано прошлыми поколения ми и поколениями новыми.

АС. Макаренко справедливо полагал, что выше всего ученики ценят в педагоге мастерство, глубокое знание предмета, ясную мысль.

Значение и роль учительской деятельности трудно переоценить: ее предназначение - утверждение человека в человеке.

2. Каким же требованиям должен соответствовать современный учитель?

Единого подхода к ответу на этот вопрос не существует.

Упрощенный, достаточно верный подход следующий. Условно требования к учителю можно подразделить на три группы: деловые качества, свойства личности, педагогическое мастерство.

К ведущим деловым качествам относятся целеустремленность в работе, организованность, требовательность, конкретность, деловитость, последовательность и настойчивость в ней.

Свойства личности - гражданская позиция, моральная чистота, принципиальность, любовь к детям и педагогическому труду, педагогический такт, педагогический оптимизм, творческий подход к делу.

Педагогическое мастерство это высокий уровень педагогических умений, основанных на педагогических убеждениях.

Индикаторами основ педагогического мастерства являются: педагогическая направленность (стремление к самосовершенствованию, желание понять других, интерес к организации совместной работы, потребность в самоутверждении); профессиональные знания (психологии, педагогики, конкретного предмета и методики его преподавания); педагогические способности (общительность, наблюдательность; эмоциональная стабильность, прогнозирование); педагогическая техника (техника речи, пантомимическая техника, техника контактного взаимодействия).

Таким образом, учительская профессия очень сложна, а стать хорошим учителем совсем не просто. Профессионализм учителя может иметь различные уровни.

3. Первой ступенью профессионального мастерства учителя можно считать, по мнению И.Ф. Харламова, педагогическую умелость.

Под педагогической умелостью следует понимать такой уровень профессионализма учителя, который включает в себя обстоятельное знание им своего предмета, хорошее владение психолого-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных умений и навыков, а также довольно развитые профессионально-личностные свойства и качества, что в своей совокупности позволяет достаточно квалифицированно осуществлять обучение и воспитание учащихся.

Педагогическая умелость это основа профессионализма учителя. Она базируется на достаточной теоретической и практической подготовке учителя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает отшлифовываться и совершенствоваться при непосредственной работе в школе. Учителю необходимо знать способы подготовки к учебным занятиям, уметь правильно определять структуру, содержание и методику проведения уроков, использовать приемы создания проблемной ситуации, поддерживать внимание и дисциплину учащихся на занятиях, сочетать различные формы и методы проверки и оценки знаний и т.д. Все эти знания и умения определяются нормативными курсами психологии, педагогики и частных методик, изучаемых в педагогических учебных заведениях.

Следующей ступенью профессионального роста учителя является педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство - это доведенная до высокой степени совершенства педагогическая умелость благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.

Для выработки педагогического мастерства учитель конечно, должен обладать не только умелостью, но и хорошими природными данными - голосом, слухом, личным обаяние, интуицией и т.д.

Педагогическому мастерству нужно учиться, его можно приобрести. Так, А.С. Макаренко говорил: «Мастерство - это то, чего можно добиться...». Это может быть и самостоятельная работа над собой, анализ и выводы из ошибок и успехов собственной деятельности. Это, возможно, и работа рядам с учителем - мастером, подражание ему, впитывание его методов и приемов работы. Это изучение и анализ педагогической литературы, где изложен опыт деятельности других педагогов.

Педагог-мастер может в своей деятельности не только воспроизводить уже известные знания и умения, но может проявить и творчество, обогащая методику обучения и воспитания.

Само понятие «творчество» означает создание новых культурных или материальных ценностей.

Педагогическое творчество учителя характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических инноваций, рационализацией приемов и методов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса.

Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя является педагогическое новаторство.

Понятие «новаторство» происходит от лат. novator, что означает обновить. Новатор - это человек, который вносит и существляет новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в тои или иной сфере деятельности.

Данное определение в полной мере относится и к педагогическому новаторству.

Педагогическое новаторство - это внесение и реализация новых прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания, что значительно изменяет и повышает их качество.

Новаторство в педагогической работе есть настоящее открытие, важное изобретение, поэтому педагогов - новаторов не так много.

Понятно, что государство и общество заинтересованы в высокой профессиональной подготовленности учителя, в его полноценной реализации. Ведь именно от успешности педагогической деятельности учителя зависит будущее любого народа, а значит государства и общества.

Заботы об учителе одна из важнейших сфер социальной политики каждого государства. К сожалению, по различным причинам, главным образом социально-экономическим, статус педагога в Казахстане пока еще недостаточно высок. Хочется надеяться, что такое состояние дел - явление временное, так как ни одно государство не может обойтись без высокого уровня постановки образования, а значит без квалифицированного учителя.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...