Тема № 3. История антропологической мысли в России (2 часа)
СЕМИНАРЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ
Тема № 1. Антропология как наука. Ведущие антропологические центры (2 часа).
План 1. Понятие антропология: история возникновения 2. Социальная/культурная антропология этнология и этнография – общее и различия. 3. Междисциплинарные исследования в антропологии и социально-гуманитарных науках
Литература: [1; с. 15-32]; [2; с. 17-38]; [3; с. 15-33]; [4; с. 15-21], [9; с. 5-27, 345-383]
Вопросы для самоконтроля 1. В чем отличие социальной и культурной антропологии, этнологии и культурологии? 2. Какие проблемы являются общими для социальной/культурной антропологии и социологии, истории, политологии, лингвистики. 3. Есть ли связь социальной/культурной антропологии и естественных наук? 4. Связана ли социальная/культурная антропология с профессиями вне сферы социального (медик, инженер, рыбак, шахтер, нефтянник)?
Задания для самостоятельной работы: Проанализировать сайт/сайты антропологических центров (ЕУ СПб, МВШСЭН, НИУ ВШЭ, РГГУ, академические институты (ИЭА РАН, МАЭ РАН, ИС РАН, СИ РАН (СПб), ИЯЛИ КарНЦ РАН, КНЦ РАН, ИИА УрО РАН, ИАЭ СО РАН), музеи (РЭМ, ГРМ, ГИМ и др). По следующим вопросам: - место антропологической тематики в работе учреждения? - тематика антропологических исследований. - специфика работы - используемые методы. - примеры публикаций по проблемам социальной и культурной антропологии.
Литература ко всем семинарам
Основная литература: 1. Бажуков, В. И. Социальная и культурная антропология: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. И. Бажуков. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 357 с. Режим доступа: http://www.biblio-online.ru/book/1F84BC23-8A88-43E5-BB9A-CCA4466C63A8
2. Орлова, Э. А. Социальная и культурная антропология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Э. А. Орлова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 336 с. Режим доступа: http://www.biblio-online.ru/book/E5EAF758-1EAF-4773-8464-840CD3D42C1D 3. Отюцкий, Г. П. Социальная антропология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. П. Отюцкий, Г. Н. Кузьменко; под ред. Г. Н. Кузьменко. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 423 с. Режим доступа: http://www.biblio-online.ru/book/D8F9BCAA-ED57-419F-A40B-5BB0E25AD547 4. Этнология (этнография): учебник для академического бакалавриата / И. И. Верняев [и др.]. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 438 с. http://www.biblio-online.ru/book/5AAE3EF1-3E74-49DC-AFE7-2D945CDB112B
Дополнительная литература: 5. Белик А.А. Культурная (социальная) антропология: Учебное пособие. – М.: РГГУ, 2009. – 613 с. 6. Кравченко А. И. Социальная антропология: учеб. пособие для вузов / Кравченко А. И. - М.: Академический Проект, 2003. – 544 с. 7. Отюцкий Г. П. История социальной (культурной) антропологии: учеб. пособие для вузов / Отюцкий Г. П.; Моск. гос. соц. ун-т. - М.: Академический Проект, 2003; Гаудеамус. – 400 с. 8. Социальная антропология: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 040201 Социология / Минюшев Ф. И.; МГУ им. М. В. Ломоносова, Социол. фак. - М.: Книжный дом "Университет", 2009. – 220 с. 9. Социокультурная антропология: История, теория и методология: Энциклопедический словарь / Под ред. Ю.М. Резника. – М.: Академический Проект, Культура; Киров: Константа, 2012. – 1000 с. 10. Хомутов А. Е. Антропология: учеб. пособие / Хомутов А. Е. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 384 с.
Тема № 2. Основные антропологические теории (6 часов)
План 1. Эволюционизм: основные идеи и персоналии (Дж.Ф. Мак-Леннан, Л.Г. Морган, Э.Б. Тайлор, Дж. Фрезер). 2. Антропогеография, культурные круги и диффузионизм (Ф. Ратцель, Л. Фробениус, Ф. Гребнер). 3. Структурный функционализм (Б. Малиновский, А. Редклифф-Браун, Э. Эванс-Причард). 4. Французская социологическая школа и ее место в антропологии (Э. Дюркгейм, М. Мосс, Л. Леви-Брюль).
5. Исторический партикуляризм: Ф. Боас и его школа (К. Уисслер, А. Крёбер, А. Голденуайзер, Р. Лоуи, П. Рэдин). 6. Персонализм (Э. Сэпир, Р. Бенедикт, М. Мид). 7. Неоэволюционизм (Л. Уайт, Э. Сервис и М. Салинз, Дж. Мёрдок, А. Леруа-Гуран). 8. Структурализм: лингвистические истоки (Соссюр, Трубецкой, Якобсон). К. Леви-Строс. 9. Постструктурализм и постмодернизм: Р. Барт, М. Фуко, Г. Бейтсон, П. Бурдье, К. Гирц.
Литература: [1; с. 33-51, 63-80]; [3; с. 87-170]; [4; с. 147-169], [6; с. 13-102], [7; с. 67-340], [9; с. 110-230]
Вопросы для самоконтроля 1. Какие сильные и слабые стороны различных теорий в антропологии Вы находите? 2. Какая теория ближе Вам
Задания для самостоятельной работы: 1. Составить конспект 6 работ по антропологии (по выбору)
Тема № 3. История антропологической мысли в России (2 часа) План 1. Освоение страны (поморы, казачество, освоение Сибири). Путешественники и антропология: Н. Озерецковский, С. Крашенинников, С.Г. Георги. И.И. Лепехин. 2. Морские экспедиции и их значение. Кунсткамера и развитие антропологии. 3. Исследования этнографов-собирателей (И.М. Снегирев, И.П. Сахаров, А.Н. Афанасьев, В.И. Даль). 4. Императорское Русское Географическое общество и Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. 5. Этнография 2-й пол. XIX в. (Н.Н. Миклухо-Маклай, Н.М. Пржевальский, Д.Н. Анучин, Н.Н. Харузин, В.Н. Тенишев, В.Г. Богораз) 6. Советская этнография (Л.Я. Штернберг, С.М. Широкогоров, П.Ф. Преображенский, С.П. Толстов, Н.Н. Чебоксаров, С.А. Токарев. Ю.В. Бромлей)
Литература: [3; с. 171-191]; [4; с. 170-189]; [7; с. 361-379]; [9; с. 106-110]
Вопросы для самоконтроля 1. В чем специфика развития российской антропологической традиции? 2. В чем плюсы и минусы этнографического подхода? 3. Какие вы видите противоречия в развитии этнографии и социологии в советский период? 4. Согласились бы вы с утверждением, что в СССР не было исследований по социальной/культурной антропологии?
Тема № 4. Качественные методы в антропологических исследованиях (6 ч.)
План 1. Качественные и количественные методы: характеристики, плюсы и минусы 2. Сферы применения качественных методов.
3. Методы, характеристики, примеры использования, специфика: а) наблюдение как антропологический метод; б) глубинное интервью; в, г) биографический метод и устная история; д) кейс-стади; е) анализ личных документов; ж) визуальные документы и визуализация наблюдения и описания; з) фокус-группа.
Литература: [1; с. 95-110]; [2; с. 23-62]; [3; с. 34-63]; [6; с. 103-173] Вопрос 1,2 1. Семенова В. Качественные методы в социологии [текст] / В. Семенова // Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Добросвет, 2000. – С. 387-449. 2. Шанин Т. Глава 1. Методология двойной рефлексивности в исследованиях современной российской деревни [текст] / Т. Шанин. // Штейнберг И., Шанин Т., Ковалев Е., Левинсон А. Качественные методы. Полевые социологические исследования / И. Штейнберг, Т. Шанин, Е. Ковалев, А. Левинсон; под ред. И. Штейнберга. – СПб.: Алетейя, 2009. – С. 14-25. 3. Круглый стол «Экстремальная социология: исследования с риском для исследователя» 17.09.2005, г. Надым (Стенограмма) [текст]. // Экстремальная социология: исследования с риском для исследователя: Материалы научно-практического семинара 17 – 18 сентября 2005 года, город Надым. / Сост. и техн. ред И.Задорин, А.Стожаров. – Надым, 2005. – С. 4-38. 4. Юрлова А.Ю. Методическая культура современных социологических исследований [текст] / А.Ю. Юрлова. // Социологические исследования. – 1998. – №2. С. 135-140.
Вопрос 3а Добреньков В.И., Кравченко А.И. Глава 4. Методы эмпирического исследования [текст] / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. // Они же. Социальная антропология. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 218-236. Каныгин Г.В. Ненаблюдаемость социальных феноменов [текст] / Г.В. Кныгин // Социологические исследования. – 2010. – № 5. – С. 26-34. Левичева, В.Ф. Наблюдение [текст] / В.Ф. Левичева // Тезаурус социологии. Книга 2. Методология и методы социологических исследований: тематический словарь-справочник / пол ред. Ж.Т. Тощенко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – С. 133-134. Ядов В.А. Глава IV. Методы и операции сбора данных, подлежащих количественному анализу [текст] / В.А. Ядов // Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Добросвет, 2000. – С. 193-210.
Вопрос 3б Ильин В.И. Драматургия качественного исследования: ситуация глубокого интервью [текст] / В.И. Ильин. // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2005. – Т. VIII. – №4. – С. 166-189. Ильин В.И. Ситуация глубокого интервью как спектакль. // Он же. Драматургия качественного полевого исследования [текст] / В.И. Ильин. – СПБ.: ИНТЕРСОЦИС, 2006. – С. 156-180. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию [текст] / В.В. Семенова. – М.: Добросвет, 1998. – С. 103-106. Штейнберг И. Е. Логические схемы обоснования выборки для качественных интервью: «восьмиоконная» модель [текст] / И.Е. Штейнберг // Социология: методология, методы, математическое моделирование. – 2014. – № 38. – С. 38-71.
Вопрос 3в Голофаст В.Б. Многообразие биографических повествований [текст] / В.Б. Голофаст. // Социологический журнал. – 1995. – № 1. – С. 77-88. Клишина О.С. Этнологическое изучение художественного текста биографическим методом (на примере прозы А.П. Чехова) [текст] / О.С. Клишина // Вестник Тамбовского университета. – 2011. – Вып. 3 (95). – С. 203-207. Рождественская, Е. Ю. Биографический метод в социологии [Текст] / Е. Ю. Рождественская; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. – 381 с. Фукс-Хайнритц Б. Биографический метод [текст] / Пер. Е.Ю. Мещеркиной // Биографический метод в социологии: история, методология, практика. / Ред. кол. В.в. Семенова, Е.Ю. Мещеркина. М.: ИС РАН, 1993. – С. 11-41.
Вопрос 3г Донован В. Быть культурным: повествовательные конструкции провинциальности в устных рассказах жителей северо-запада России [текст] / В. Донован. // Антропологический форум. – 2010. – № 12. – С. 297-326. Круглый стол «Устные материалы в архивах: проблемы отбора, хранения и доступа» [текст] // Антропологический форум. – 2012. – № 17. – С. 7-118. Утехин И. Устные рассказы о блокадном опыте: свидетельства разных поколений [текст] / И. Утехин. // Антропологический форум. – 2006. – № 5. – С. 325-344 Томпсон П. Глава 3. Достижения устной истории [текст]. // Он же. Голос прошлого. Устная история / Пер. с англ. – М.: Издательство «Весь Мир», 2003. – С. 88-122.
Вопрос 3д Мануйлов А. Практики приватности в южно-российском селе (кейс-стади) [текст] / А. Мануйлов. // Антропологический форум. –. 2007. – № 6. – С. Масалков И.К., Семина М.В. Стратегия кейс стадии: методология исследования и преподавания: Учебник для вузов [текст] / И.К. Масалков, М.В. Семина. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2011. – 443 с. Романов П.В. Стратегия кейс-стади в исследовании социальных служб английская версия [текст] / П.В. Романов // Социологические исследования. – 2005. – № 4. – С. 101-110.
Фливберг Б. Кейс-стади в контексте качественно-количественной проблематики. [текст] / Б. Фливберг. // Социологические исследования. – 2004. – № 9. – С. 15-19.
Вопрос 3е Козлова, Н.Н. Методология анализа человеческих документов [текст] / Н. Козлова // Социологические исследования. – 2004. – №1. – С. 14-26. Козлова Н.Н. Опыт социологического чтения "человеческих документов", или Размышления о значимости методологической рефлексии [текст] / Н. Козлова // Социологические исследования. – 2000. – №9. – С. 22-32. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию [текст] / В.В. Семенова. – М.: Добросвет, 1998. – С. 108-112. Трошина Т. Документы личного происхождения, собранные в 1920–1930-е гг. Комиссиями по истории партии и революции (истпартами) как источник этнографической и историко-культурной информации (на материалах Вологодского и Архангельского архивов) [текст] / Т. Трошина // Антропологический форум. – 2011. – № 15.
Вопрос 3ж Круткин В. Снимки домашних альбомов и фотографический дискурс [текст] / В. Круткин. // Визуальная антропология: настройка оптики / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. – М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009. – С. 109-126 Трубина Е. Видимое и невидимое в повседневности городов [текст] / Е. Трубина. // Визуальная антропология: городские карты памяти / Под редакцией П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. – М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009. – С. 17-44. Форум «Визуальная антропология». // Антропологический форум. – 2007. – № 7. – С. 6-103 Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник [текст] / пер. с польск. Н.В. Морозовой, авт. вступ. ст. Н.Е. Покровский. – М.: Логос, 2007. – 168 с.
Вопрос 3з Дмитриева. Е.В. Метод фокус-групп: проблемы подготовки, проведения, анализа / Е.В. Дмитриева // Социологические исследования. – 1999. – № 8. – С. 133-138. Дмитриева Е. В. Фокус-группы в маркетинге и социологии [текст] / Е. Дмитриева. – М.: Центр, 1998. – 144 с. Крюгер Р. А., Кейси М.Э. Фокус-группы. Практическое руководство [текст] / Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. – 256 с. Левинсон А. Г., Стучевская О.И. Фокус–группы: эволюция метода (обзор дискуссии на конференции ESOMAR) [текст] / А. Левинсон, О. Стучевская. // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2003. – № 1 (63). – С. 46–55
Тема № 5. Проблемные поля современных антропологических исследований (2 ч.)
План 1. Понятие культуры в истории антропологической мысли. Культура и цивилизация. Отношения личность и культура в современной антропологии. Повседневная культура. Аккультурация и инкультурация, их связь с глобализацией и глокализацией. 2. Элементы архаики в современной культуре и их исследования: фольклор, мифология, суеверия, праздники, обряды, верования, традиции, инициация и обряды перехода 3. Память и антропологические исследования (социальная, культурная память, мемориальная культура, политика памяти). 4. Исследования традиционных культур и коренных народов: русская деревня, народы севера, племена Африки, Южной Америки, Австралии и Океании.
Литература: [1; с. 244-323]; [5; с. 202-291]; [8; с. 128-218], [9; с. 878-983]
Вопросы для самоконтроля: 1. В чем преемственность современных антропологических исследований с традициями антропологии? 2. Как связаны процессы глобализации, современного промышленного развития и антропология?
Задания для самостоятельной работы: 1. Найти и прочитать в интернете или базах данных несколько статей (не более пяти), связанных с проблемными полями современных антропологических исследований 2. Составить сложный план и аннотацию статьи по теме семинара. Последовательность действий и требования: 1) самостоятельный выбор статьи в научных базах данных по теме «современные направления антропологических исследований» (не менее 10 страниц.); 2) чтение, выделение главного в статье 3) Составление сложного плана 4) Пересказ содержания своими словами с 1-2 цитатами. Объем сложного плана и аннотации: не менее 0,5 страницы А4, 14 NTR, 1,5 интервал). 5) Указание выходных данных в соответствии с библиографическими требованиями.
Тема № 6. Основные направления современных антропологических исследований (4 часа)
План 1. Визуальная антропология. 2. Антропология движения. 3. Антропология города. 4. Политическая антропология. 5. Экологическая антропология. 6. Медицинская антропология 7. Антропология профессий. 8. Прикладная антропология.
Литература: [1; c. 115-226], [3; c. 199-416], [5; с. 295-595] [9; с. 465-585], [10; с. 110-264],
Вопросы для самоконтроля: 1. Каких сфер жизни общества касаются современные антропологические исследования? 2. Какие из направлений современных антропологических исследований Вам представляются наиболее актуальными и почему?
Задание: подготовка презентации.
Тема № 7. Этнос, нация, раса (2 ч.).
Задание: все студенты делятся на 3 группы «Расоведы», «Этнологи/исследователи нации», «Исследователи коренных малочисленных народов» и готовят выступления в соответствии со своими ролями и задачами.
Роль: задача 1. Историк науки: описать взгляды основных ученых (2-3), исследовавших в прошлом (до 2-й пол. XX в.) тему группы («раса», «этнос и нация», «коренные малочисленные народы» соответственно). 2. Ученый-современник: описать современные научные данные по теме (современные подходы, тематику исследований, статистические данные). 3. Искусствовед: подобрать произведения художественной литературы и искусства (картины, фотографии, кинофильмы), относящиеся к теме группы. 4. Журналист: описать материалы в СМИ по теме. 5. Критик: анализ проблем по теме. 6. Политик: описать политические механизмы решения проблем (НПА, международные и государственные организации, решающие вопросы).
Ход занятия: каждый член группы выступает в соответствии со своей ролью/ролями в указанной последовательности. Выступление должно занимать не менее 1-й и не более 3-х минут. Отвечающие в группе распределяются так, чтобы была задействована каждая роль, и участвовал каждый из членов группы (можно делить и совмещать роли). Каждая группа после выступления должна задать другой не менее 2-х вопросов. Заключение: подведение итогов, рефлексия.
Литература: [1; c. 227-244], [4; c. 36-90], [8; с. 85-110], [9; с. 923-967], [10; с. 265-280]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|