Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Абдулла ибн Масуд (радиаллаху анху) и Коран

Абдулла ибн Масуд

Он был родом из племени бану Хузайль, являясь верным союзником племени бану Захра. Будучи мальчиком, он бродил вдали от людей по тропинкам мекканских гор и пас стада вождя курайшитов Укбы ибн Муайта. Люди называли его «ибн Умм Абд» (сын матери раба). Настоящее же его имя — Абдулла, а отца его звали Масуд.

Мальчик услышал новость о появлении в его народе Пророка (салляллаху алейхи уа саллям), однако из-за своего возраста и удаленности от городской жизни не придал этому особого значения. Обычно он уходил со стадом Укбы ранним утром, а возвращался, когда уже темнело.

Однажды, занимаясь выпасом стада, Абдулла (радиаллаху анху) увидел двух идущих к нему мужчин среднего возраста и благородной наружности. Их изнуряла жажда, и они были очень уставшими. Они приблизились к нему и, поздоровавшись, сказали:

— Мальчик, подои для нас одну из этих овец, чтобы мы утолили жажду и восстановили силы.

— Я не могу, — ответил мальчик. — Овцы принадлежат не мне. Я только присматриваю за ними.

Двое взрослых не стали с ним спорить. Более того, несмотря на жажду их очень порадовал честный ответ мальчика. Этими двумя были сам благословенный Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) и его сподвижник Абу Бакр Сиддик (радиаллаху анху). В тот день они ушли в горы Мекки, спасаясь от жестоких гонений курайшитов.

Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) и его сподвижник произвели на молодого Абдуллу (радиаллаху анху) большое впечатление, и вскоре он очень привязался к ним.

 

Принятие Ислама

Через некоторое время Абдулла ибн Масуд (радиаллаху анху) стал мусульманином и предложил свои услуги Пророку (салляллаху алейхи уа саллям). Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) согласился, и с того самого дня счастливчик Абдулла ибн Масуд (радиаллаху анху) променял свои пастушеские дела на служение благословенному Пророку (салляллаху алейхи уа саллям). Он стал шестым человеком, из числа мужчин, принявшим Ислам. Абдулла ибн Масуд (радиаллаху анху) оставался очень привязан к Пророку (салляллаху алейхи уа саллям). Он помогал ему как по дому, так и вне его стен; сопровождал его в поездках и походах; будил его, когда тот спал; прикрывал его, когда тот умывался. Он носил его вещи и мисвак (зубную щетку), помогал ему в других делах. Именно по этой причине сподвижники называли его «сахиби сивак» (носитель мисвака), «сахиби наляин» (носитель сандалей), «сахиби мутахара» (носитель воды) и «сахиби висада» (носитель постели).

Оценка Абдуллы (радиаллаху анху) Пророком (салляллаху алейхи уа саллям)

Абдулла ибн Масуд (радиаллаху анху) получил уникальное обучение в доме Пророка (салляллаху алейхи уа саллям). Абдулла (радиаллаху анху) получал ценные наставления, перенимал манеры Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) и следовал каждой черте его характера так усердно, что об Абдулле (радиаллаху анху) было сказано, что он «по своему характеру больше всех похож на Пророка (салляллаху алейхи уа саллям)». Часто люди думали, что Абдулла (радиаллаху анху) принадлежит благословенному семейству Пророка (салляллаху алейхи уа саллям). Абу Муса Ашари (радиаллаху анху) рассказывает: «Когда мы приехали из Йемена, некоторое время мы думали, что Абдулла (радиаллаху анху) — один из членов благословенного семейства, потому что он и его мать постоянно сновали туда-сюда в присутствии Пророка (салляллаху алейхи уа саллям). Кроме того, однажды Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал Абдулле (радиаллаху анху): «Абдулла, тебе не нужно спрашивать разрешения войти в мой дом. Тебе здесь всегда рады».

Абдулла ибн Масуд (радиаллаху анху) и Коран

Абдулла (радиаллаху анху) читал и понимал Коран лучше, чем все остальные сподвижники. Поэтому он был наиболее сведущим в шариате. Лучше всего это можно проиллюстрировать на примере истории одного человека, пришедшего к Умару ибн аль-Хаттабу (радиаллаху анху), когда тот стоял в долине Арафат. Подошедший человек сказал:

— О правитель правоверных, я пришел из Куфы, где оставил человека, записывающего копии Корана по памяти. — Услышав это, Умар (радиаллаху анху) очень разозлился и начал яростно ходить взад и вперед около своего верблюда.

— Кто он? — спросил Умар (радиаллаху анху).

— Абдулла ибн Масуд (радиаллаху анху), — последовал ответ. Ярость Умара (радиаллаху анху) сошла на нет, и он успокоился.

— Горе тебе, — сказал он своему собеседнику. — Клянусь Аллахом, я не знаю человека среди оставшихся в живых людей, кто был бы более знающим в этом, чем он. Позволь мне рассказать тебе об этом.

Умар (радиаллаху анху) продолжил:

— Однажды ночью Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) разговаривал с Абу Бакром (радиаллаху анху) о положении мусульман. Я был вместе с ними. Когда Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) вышел, мы вышли вместе с ним, и когда мы проходили мечеть, мы заметили молящегося, которого мы не узнали. Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) постоял, прислушиваясь к нему, потом повернулся к нам и сказал: «Если кто-то захочет читать Коран так, как он был ниспослан, то пусть читает его так, как читает его ибн Умм Абд [радиаллаху анху]». После молитвы, когда Абдулла (радиаллаху анху) присел и стал обращаться к Аллаху с просьбами, Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Проси — и тебе будет дано. Проси — и тебе будет дано». Я сказал себе, что должен как можно быстрее сообщить Абдулле ибн Масуду (радиаллаху анху) радостную весть о том, что Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) гарантировал принятие его просьб Аллахом. Я пошел к нему и сказал ему об этом, но оказалось, что Абу Бакр (радиаллаху анху) уже был у него и успел сообщил ему эту новость. Клянусь Аллахом, мне так ни разу и не удалось победить Абу Бакра (радиаллаху анху) в совершении благого.

 

В другом хадисе говорится, что Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Изучайте Коран у четырех людей: Абдуллы ибн Масуда, Салима Маулы Аби Хузайфы, Убая ибн Кааба и Муаза ибн Джабаля». Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) также сказал: «Читайте Коран так, как учит Абдулла ибн Масуд [радиаллаху анху]».

 

Примечание: Самым распространенным кираатом является кираат имама Хафсы. Он обучался ему у имама Асима Куфи, а тот — у Абу Абдуррахмана Абдуллы ибн Хабиба Ас-Сульмии, который обучался у Усмана ибн Аффана, Али ибн Талиба, Абдуллы ибн Масуда, Убая ибн Кааба и Зайда ибн Сабита (радиаллаху анху). Все они, в свою очередь, обучались Корану непосредственно у Пророка (салляллаху алейхи уа саллям).

Абдулла ибн Масуд (радиаллаху анху) достиг такого высокого уровня знаний по Корану, что он даже говорил: «Клянусь Тем, помимо Которого нет Бога, нет ни одного ниспосланного аята из Книги Аллаха, о котором бы я не знал, где и при каких обстоятельствах он был ниспослан. Клянусь Аллахом, если бы я знал, что существует человек, знающий больше о Книге Аллаха, я бы сделал все что в моих силах, чтобы быть рядом с этим человеком».

Абдулла (радиаллаху анху) не преувеличивал в том, что он о себе говорил. Однажды Умар ибн аль-Хаттаб (радиаллаху анху) во время одной из своих поездок в качестве халифа встретил караван. Была темная ночь, и было очень трудно разглядеть караванщиков, среди которых был Абдулла ибн Масуд (радиаллаху анху). Умар (радиаллаху анху) повелел поприветствовать караван.

— Откуда вы идете? — спросил Умар (радиаллаху анху).

— Из глубокой долины, — последовал ответ с использованием коранического выражения «фадж амик».

— И куда вы идете? — спросил Умар (радиаллаху анху).

— В старинный дом, — последовал ответ с использованием коранического выражения «аль-байт аль-атик».

— Среди них находится ученый человек (алим), — сказал Умар (радиаллаху анху) и попросил одного из своих людей спросить человека из каравана:

— Какая часть Корана самая величественная?

— «Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Поддерживающего жизнь. Им не овладевают ни дремота, ни сон», — ответил караванщик, цитируя Аят-уль-Курси (аят Трона).

— Какая из частей Корана наиболее ясно говорит о справедливости?

— «Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников».

— Какое утверждение в Коране самое всеобъемлющее?

— «Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его.»

— Какая из частей Корана самая обнадеживающая?

— «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он — Прощающий, Милосердный».

После этого Умар (радиаллаху анху) спросил:

— Нет ли среди вас Абдуллы ибн Масуда [радиаллаху анху]?!

— Есть, клянемся Аллахом! — ответили ему.

 

Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) всегда хотел сделать ибн Масуда (радиаллаху анху) предводителем людей, о чем свидетельствуют следующие слова Пророка (салляллаху алейхи уа саллям): «Если б мне было нужно назначить кого-нибудь руководителем над кем-то без обсуждения этого с кем бы то ни было, я бы назначил ибн Масуда (радиаллаху анху)».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...