Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи Социальной Педагогики

 

Задачи социальной педагогики подразделяются на общие (общетеоретические и практические) и частные (по отраслям практической деятельности). Таких задач достаточно много. Кратко перечислим их по основным блокам, составляющим социальную педагогику.

Задачи, вытекающие из социопедагогики:
– осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы) деятельности государства, общественных организаций, движений, партий, а также учреждений и коллективов;
– исследование влияния факторов среды на растущую личность, группу;
– возможности использования факторов среды в социальном развитии и воспитании человека; решение определенных социально-педагогических задач;
– исследование влияния отдельных факторов на личность (например, семьи, средств массовых коммуникаций).
Задачи, вытекающие из социального воспитания:
– исследование проблем содержания и способов обеспечения оптимального социального воспитания различных групп населения, отдельных категорий людей, отдельных личностей;
– исследование проблем социального воспитания личности в условиях семьи, образовательных и специальных учреждений;
– изучение опыта социального воспитания в различных типах семей, учреждениях;
– изучение зарубежного опыта социального воспитания и адаптация его к отечественным условиям и др.
Задачи, вытекающие из исследований человека как социальной единицы:
– исследование особенностей социального развития, социализации человека как личности;
– исследование особенностей социального развития людей, отличающихся своеобразием;
– выявление причин социальных отклонений в процессе развития и воспитания человека, возможностей их профилактики и преодоления.
Задачи, вытекающие из личностной позиции и активности человека в социальном самосовершенствовании:
– выявление роли человека в социальном самосовершенствовании;
– исследование возможностей активизации социального самосовершенствования человеком на различных этапах возраста.
Задачи, вытекающие из потребностей социальной работы:
– определение наиболее оптимальных путей взаимодействия с клиентом, его окружение в процессе индивидуальной социальной работы и работы в команде;
– разработка социально-педагогических технологий социальной работы.


11 Назначение, Основные Функции Социальной Педагогики

 

Назначение социальной педагогики (цель) – способствовать социальному формированию личности с учетом ее своеобразия и социальной культуры государства (общества), в котором ей предстоит жить. Это предполагает гармонизацию взаимодействия среды и человека в зависимости от возраста и своеобразия последнего. Своеобразие – это то, что отличает одного человека от другого. Оно может проявляться в волевых особенностях, индивидуальных возможностях. Аналогичные задачи социальная педагогика решает и на уровне группы. Она помогает осмыслить влияние социокультурной среды на личность и группу, определить позитивные и негативные последствия ее влияния. Это направление получило название средовой педагогики.
Исследователи-педагоги выделяют:
объект социально-педагогической деятельности (объект работы социального педагога) – человек независимо от возраста (дети, подростки, юношество, взрослые люди, пожилые), а также группы, семьи;
– собственно объект социальной педагогики (то, что непосредственно изучает социальная педагогика) – соответствующие явления или процессы.

Содержание социальной педагогики определяется ее. Функции социальной педагогики характеризуют ее назначение, помогают понять ее содержание.

К общепедагогическим функциям относятся:
познавательная – исследование практики социально-педагогической деятельности полномочными представителями (социальными педагогами; лицами, выполняющими социально-педагогическую деятельность) или специально подготовленными людьми (исследователями, аспирантами, докторантами);
объяснительная – описание и объяснение социально-педагогических явлений, условий их существования и возможностей преобразования;
научная – изучение закономерностей социального развития, социализации человека, влияния факторов среды (социума) на него, разработка теоретических основ социально-педагогических явлений;
диагностическая (оценочная) – проведение диагностики социального в личности, социального своеобразия группы, а также осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы) документов, деятельности учреждений, отдельных специалистов, факторов социума и протекающих в нем процессов;
прогностическая – определение перспектив развития социально-педагогических процессов среды (ближайших и отдаленных), проявлений в ней человека, его индивидуальности, а также возможностей целесообразного влияния на них (среду и человека);
преобразующая – социальная педагогика призвана преобразовать социально-педагогическую реальность, социально-педагогические отношения и учебно-воспитательный процесс, направленный на достижение социально-педагогической цели в отношении конкретного человека, группы, семьи;
мобилизационная – целенаправленная деятельность специалистов (социальных педагогов) по активизации усилий человека, группы на определенные действия и поступки, преследующие достижение социально-педагогических целей;
профилактическая (защитно-профилактическая) – деятельность специалистов социальной педагогики по предупреждению и преодолению различных социальных отклонений в формируемой личности, группе, семье;
управленческая – деятельность специалистов по управлению процессом социального формирования личности, социально-педагогических явлений в коллективе, группе.
образовательная – исследование содержания, методики и обеспечение подготовки кадров для социальной сферы.
К собственно социально-педагогическим функциям относятся:
адаптационная – стимулирование адаптации человека в среде или среды к человеку с учетом его индивидуальности (своеобразия);
социального развития – целенаправленная социально-педагогическая деятельность по стимулированию социального развития человека с учетом его социальной предрасположенности и своеобразия, а также условий среды (социума);
социализирующая – деятельность по стимулированию социального становления человека, усвоению социальных ценностей и ролей, опыта социального поведения с учетом возраста, психического и социального развития;
коррекционная – коррекция процесса социального развития и воспитания детей и подростков, процесса воспитательной деятельности родителей и воспитателей;
реабилитационная – направленная деятельность специалистов по восстановлению индивидуальных возможностей человека к развитию, воспитанию, профессиональной деятельности.

 

12 объект,предмет социальной педагогики

 

Исследователи-педагоги выделяют:
объект социально-педагогической деятельности (объект работы социального педагога) – человек независимо от возраста (дети, подростки, юношество, взрослые люди, пожилые), а также группы, семьи;
– собственно объект социальной педагогики (то, что непосредственно изучает социальная педагогика) – соответствующие явления или процессы.
Предметом социальной педагогики являются содержание, принципы, формы и методы исследования (практической деятельности), определяющие социально-педагогический процесс, условия его реализации, а также факторы среды (социума), существенно влияющие на социальное формирование человека, группы, общества в целом. Содержательный компонент предмета определяется разделом социальной педагогики.

 

13 структура соц.педагогики

 

Cоциальная педагогика изучает социальное воспитание человека, которое осуществляется фактически на протяжении всей его жизни.

Определить место и роль социального воспитания в жизни человека можно, лишь соотнеся его с такими процессами, как развитие и социализация (здесь это наметим «пунктиром», а подробнее рассмотрим в следующих разделах).

Развитие - это реализация имманентных (внутренне присущих) задатков, свойств человека.

Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, т.е. усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет.

Социализация происходит: а) в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни; б) в процессе влияния со стороны государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий людей; в) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т. е. воспитания; г) в процессе саморазвития, самовоспитания человека. Таким образом, можно считать, что развитие - общий процесс становления человека; социализация - развитие, обусловленное конкретными социальными условиями.

Воспитание же можно рассматривать как относительно социально контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации (определение понятия воспитания будет дано в главе

Воспитание осуществляется в семье. В этом случае мы имеем дело с семейным, или частным,

воспитанием, которое - объект семейной педагогики.

Воспитание осуществляется религиозными организациями. В этом случае мы имеем дело с

религиозным, или конфессиональным, воспитанием; оно - объект конфессиональной педагогики.

Воспитание осуществляется обществом и государством в создаваемых для этого организациях. В этом случае мы имеем дело с социальным, или общественным, воспитанием, которое и является объектом изучения социальной педагогики.

Воспитание осуществляется в криминальных и тоталитарных политических и квазирелигиозных сообществах. В этом случае мы имеем дело с диссоциальным, или контрсоциальным, воспитанием.

Поскольку социальное воспитание (как и семейное, и конфессиональное) лишь составная часть процесса социализации, постольку социальная педагогика изучает его в контексте социализации, т. е. она рассматривает, какие социальные обстоятельства прямо или опосредованно влияют на воспитание человека в масштабах планеты, страны и места его проживания (региона, города, села, микрорайона), какую роль играют в его жизни и воспитании средства массовой коммуникации, семья, общение с окружающими людьми и некоторые другие факторы.

 

14 понятие и сущность принципов соц.педагогике

 

Принципы социальной педагогики, обусловленные объектным фактором. Наиболее важными из них являются: природосообразность, индивидуальная обусловленность и гуманизм.
Принцип природосообразности
Истоки принципа. В педагогику принцип привнесен Яном Амосом Коменским (1592–1670). Он рассматривал развитие ребенка как индивида во взаимодействии с природным и социальным окружением. Важность его признавали многие педагоги. И. Г. Песталоцци писал: «Идея элементарного образования, теоретическому и практическому разъяснению которой я отдал большую часть своих зрелых лет… есть не что иное, как идея природосообразного развития и формирования задатков и сил человеческого рода» [5, с. 210].
Сущность принципа. Человек является природным существом и развивается по законам природы, в том числе и социальной природы. Это означает, что при определенных условиях может иметь место соответствующая направленность, динамика развития и воспитания конкретного человека. Отношение к человеку должно быть как к социально-природному существу. Принцип содержит в себе два компонента: природу в целом и человека как ее часть (собственно человеческую природу). Человека можно развивать, совершенствовать только с учетом его природных возможностей и не более. В противном случае его можно только деформировать, разрушить.
К основным требованиям принципа следует отнести необходимость:
– знать закономерности развития и воспитания человека и умение строить в соответствии с ними всю социально-педагогическую деятельность;
– изучать и учитывать не только возрастные и половые индивидуальные особенности, но и ближайшие, и перспективные возможности человека – объекта социально-педагогической работы;
– соотносить выбираемые цели социально-педагогической работы с объектом, средства их достижения с его адаптивностью, индивидуальными особенностями и возможностями, а также динамикой изменения;
– изучать при работе с детьми, имеющими особые нужды, специфику индивидуального, индивидуально-коррекционного и коррекционно-компенсаторного развития, создавая для каждого наиболее оптимальные условия индивидуального самосовершенствования;
– учитывать в процессе социально-педагогической работы не только природосообразность развития и воспитания человека, но и возможности самой природы в реализации целей.
Принцип индивидуальной обусловленности (индивидуального подхода)
Истоки принципа. Идею индивидуализации еще в конце XIX в. высказывал Дмитрий Андреевич Дриль (1846–1910) в отношении исправительно-воспитательных заведений. В последующем он обратил внимание на важность его для общей педагогики.
Сущность принципа. В основе принципа лежит принятие человека таким, каков он есть, со всеми его индивидуальными особенностями, возможностями, достоинствами и недостатками. Человек – это особый индивидуальный мир по содержанию, возможностям в развитии, воспитании и взаимодействии с ним. Данный фактор обусловливает то, что в работе с конкретным человеком необходим особый подход, свои способы и свои методики социально-педагогической деятельности, обеспечивающие наиболее полную реализацию его индивидуального социального потенциала в развитии и воспитании. Сущность принципа заключается в том, что социально-педагогическая деятельность строится и реализуется с учетом индивидуальности объекта, его социальной обусловленности и интересов.
Реализация требований принципа личностного, индивидуального подхода обеспечивается учетом следующих рекомендаций:
– началу работы с человеком (группой) предшествует познание его (ее). Этому способствует начальная (первичная) диагностика, стремление социального работника наиболее полно познать индивидуальные особенности объекта (клиента). Особое значение имеет личный опыт специалиста, его способность при первой встрече максимально полно оценить своеобразие человека и строить свою деятельность с ним на основе познаваемой индивидуальности;
– необходимо предусматривать особенности начального этапа работы с человеком, когда происходит адаптация и его, и самого социального работника к процессу социально-педагогической деятельности и друг к другу;
– нужно учитывать состояние объекта и динамику его изменения в процессе работы с ним. Уметь проявлять гибкость в социально-педагогической работе с учетом изменяющегося состояния объекта (клиента) и потребностей реализационной деятельности;
– необходимо стремиться создавать наиболее «комфортные» условия для этого человека (клиента) в процессе социально-педагогической работы с ним, направляя его целесообразное самопроявление и самореализацию.
Принцип гуманизма
Принцип гуманизма (лат. humanus – человечный) означает систему взглядов, признающих ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья.
Истоки принципа. Идеи гуманизма восходят еще к эпохе Возрождения (в Италии XIV–XVI вв., в других странах Европы – конец XV–XVI вв.). Однако потребовалось много веков, чтобы эти идеи переросли в гуманистическое отношение к воспитанию растущего человека.
Сущность принципа гуманизма в социальной работе означает приоритет социальной ценности человека, создание условий для защиты и обеспечения его прав, развития и воспитания, оказания ему помощи в жизненном самоопределении, интеграции в общество.
Основные требования принципа:
– социально-педагогическая деятельность направляется в интересах человека (клиента) и должна способствовать формированию и развитию его способности самостоятельно решать свои социальные проблемы;
– гуманизм не подменяется гиперопекой, вседозволенностью;
– воспитание ставит человека (клиента) в определенные условия, которые наиболее соответствуют его индивидуальным возможностям и не допускают саморазрушения личности;
– в процессе взаимодействия с клиентом обеспечивается признание его права быть самим собой, уважать его личное достоинство.
Особые требования предъявляются в процессе взаимодействия с детьми, имеющими особые нужды. Сущность их заключается в том, чтобы, проявляя милосердие к ребенку, ставить его в достаточно жесткие, но жизненно необходимые условия, обеспечивающие его наиболее полное и целесообразное развитие, воспитание и самореализацию.
Принципы социальной педагогики, обусловленные субъектным фактором. Наиболее важными принципами, вытекающими из данного фактора, являются: личностная обусловленность социально-педагогической деятельности; личностный рост и авторитетность социального работника; взаимосвязи профессионализма и результативности социально-педагогической деятельности.
Принцип личностной обусловленности социально-педагогической деятельности
Истоки принципа. От личности социального работника во многом зависит отношение к нему как к специалисту. Этим объясняется стремление готовить специалистов по направлению «Социальная работа». Его профессионализм и авторитетность во многом определяют эффективность социально-педагогической работы с клиентом.
Сущность принципа. Личность специалиста обусловливает своеобразие отношения к нему и его деятельности тех, с кем он непосредственно работает. Она олицетворяет авторитет, доверие к социальному работнику, к его слову и деятельности. Реализует себя социальный работник через индивидуальный стиль деятельности. Можно копировать его деятельность, перенимать опыт, но нельзя усвоить его стиль деятельности, стать таким же, как ее автор. Усвоенное обязательно впитает обаяние исполнителя, его эмоциональность, волевую напористость, искусство поведенческого и речевого воздействия. Тем не менее результативность во многом определяется не только мастерством социального работника, но и его искусством деятельности, своеобразием личности, ее авторитетностью.
Принцип личностной обусловленности социального работника требует учета следующих рекомендаций:
– объект социально-педагогической деятельности, среда, решаемые задачи требуют учета особенностей личности социального работника, его способности обеспечить результативность;
– в работе с человеком (группой) социальному работнику важно уметь настраивать себя на тесное общение с ним (с ней) и на прогнозируемый результат;
– в ситуации, когда социальный работник оказывается не соответствующим возможностям достижения прогнозируемого результата, необходимо либо помогать ему, либо его заменить;
– важно оценивать особенности индивидуального стиля деятельности социального работника, его достоинства и недостатки, что является основой стимулирования его самосовершенствования;
– при овладении педагогическим опытом другого лица необходимо учитывать своеобразие его личности, то, в какой степени можно усвоить предлагаемые более эффективные методы, методики, средства и приемы социально-педагогической деятельности.
Принцип личностного роста и авторитетности социального работника
Истоки принципа. Социальный работник непосредственно способствует решению социальных проблем клиента.
Сущность принципа. Статус и назначение социального работника требует от него постоянного самосовершенствования, достижений. Эрудированный, профессионально подготовленный специалист интересен, привлекателен и авторитетен для своих клиентов. Они активно взаимодействуют с ним, тянутся к нему.

Принцип взаимосвязи профессионализма и результативности деятельности социального работника
Истоки принципа. Хорошо известно, что эффективность социально-педагогической деятельности зависит от мастерства социального работника. Чем выше его профессионализм, тем более способен он выбирать оптимальный вариант социально-педагогической деятельности и обеспечивать его квалифицированную реализацию.
Сущность принципа не требует специального раскрытия. Организатору социально-педагогической работы в ситуации принятия решения о субъекте социальной работы необходимо учитывать его профессиональную подготовленность и накопленный опыт профессиональной деятельности при оценке его профессионализма; при прогнозировании перспектив результативности профессиональной деятельности специалиста и соответственно обеспечении прогнозируемого результата; организации работы с молодым специалистом; при повышении ответственности специалистов в профессиональной деятельности.

Основные требования принципа:
– в зависимости от прогнозируемой цели социально-педагогической деятельности, условий ее осуществления, своеобразия объекта определяет субъект. На практике это требование далеко не всегда выполнимо (в этом случае специалист, не имеющий опыта работы, не должен допускаться к ней);
– дифференцированный подход к определению субъекта социально-педагогической деятельности;
– специалист, не имеющий опыта работы, нуждается в корректной помощи и поддержке в процессе его приобретения и профессиональной самореализации;
– в работе со специалистами, имеющими опыт социально-педагогической деятельности, необходим индивидуальный подход, стимулирующий ответственное отношение к профессиональной деятельности.
Принципы социальной педагогики, обусловленные средовым фактором. Наиболее важными, вытекающими из средовых факторов, являются принципы: культуросообразности; социальной обусловленности; средовой обусловленности; единства жизни и профессиональной деятельности; открытости профессиональной деятельности.
Принцип культуросообразности
Истоки принципа. В системе работы «человек – человек» важно понимать клиента, его культуру и обеспечивать соответствующее взаимодействие, проявляя профессиональную культуру. Такое взаимодействие осуществляется в определенной социокультурной среде, требующей соответствующего проявления.
Сущность принципа. Социальный работник взаимодействует с клиентом, человеком определенной культуры, в определенной социокультурной среде. Это требует от него проявления определенной культуры, позволяющей ему установить необходимый контакт и создать благоприятную ситуацию решения социальной проблемы клиента.

Основные требования принципа:
– понимать культуру клиента и принимать его таким, каков он есть;
– проявлять профессиональную культуру в процессе обеспечения решения социальных проблем клиента;
– сохранять личную культуру и культуру профессиональной деятельности, независимо от культуры клиента.
Принцип социальной обусловленности
Истоки принципа. Еще Иоганн Генрих Песталоцци сделал вывод, что социальные отклонения, имеющие место в формировании подрастающего поколения, обусловлены пороками общества. Чтобы их преодолеть, необходимо избавить от них само общество. Социальные проблемы конкретного человека нередко порождаются социокультурной средой его жизнедеятельности.
Сущность принципа. Социальный фактор обусловливает макрофактор социально-педагогического влияния на человека. Он во многом определяется своеобразием государственного устройства, идеологии, политики, религии, культуры и деятельностью социальных институтов. Эти и другие условия выступают социализирующими по своему влиянию на подрастающее поколение. Они способствуют усвоению растущим человеком ценностей, норм и правил, сложившихся в обществе, опыта социального поведения, культуры, а также функционированию механизма ее передачи.
Принцип социальной обусловленности определяет и другой аспект: каждая социокультурная среда имеет собственные идеалы, ценности, традиции и обычаи, нравственные нормы и принципы, опыт профессиональной деятельности, определяющие менталитет людей, составляющих ее.
Принцип социальной обусловленности особенно важно учитывать при:
организации социально-педагогической деятельности (любая деятельность) – осуществляется на определенном фоне;
социально-педагогической экспертизе деятельности учреждения (в каждом государстве воспитание определяется и реализовывается в соответствии с его социально-педагогической политикой);
социально-педагогической экспертизе технологии, ее соответствия требованиям учреждения;
социально-педагогической оценке деятельности специалиста с учетом его должностного назначения в соответствующем учреждении.
Социально-педагогическая деятельность специалиста должна учитывать социокультурную среду, породившую проблемы клиента и его предрасположенность к преодолению их последствий.
Принцип средоеой обусловленности
Истоки принципа. Зависимость индивидуального социального развития, воспитания человека от непосредственной среды его жизнедеятельности обосновал И. Г. Песталоцци. Среда порождает социальные проблемы человека, в определенной социокультурной среде решаются задачи их преодоления. Данный факт диктует необходимость создания специальной среды профессиональной деятельности социального работника.
Среда рассматривается как место, где человек реализует себя (это среда жизнедеятельности, одобрения, сомнения, поддержки или другая), либо место, где осуществляют профессиональную работу с ним. Она представляет собой совокупность факторов, которые существенно сказываются на субъекте и объекте социальной работы, собственно на процессе социальной работы и ее результате. Все это диктует необходимость учета влияния факторов среды на процесс и результат социальной работы.
Сущность принципа. Каждый фактор имеет свое воспитательное воздействие, особенности, которые следует учитывать социальному работнику в процессе социально-педагогической деятельности. Средовый фактор может стимулировать взаимодействия с клиентом, наполнять это взаимодействие определенным содержанием, нейтрализовать и даже противодействовать ему. Эту специфику важно учитывать в социально-педагогической деятельности для ее стимулирования.
Основные требования принципа:
– для социально-педагогической деятельности специалиста по работе с определенным контингентом клиентов существует наиболее благоприятная (недостаточно благоприятная, неблагоприятная) среда, что диктует необходимость ее учета;
– с учетом целей (замысла) социально-педагогической деятельности, особенностей субъекта и объекта (клиента) определяются и средовые факторы, которые могли бы стимулировать процесс, обеспечивать их наиболее полное достижение;
– социальному работнику нужно уметь прогнозировать влияние среды и стремиться наиболее полно использовать ее положительные возможности, одновременно максимально снижать или нейтрализовать влияние негативных;
– факторы среды влияют на любого человека, но особенно сильно на растущего, впечатлительного, что требует более пристального внимания к ним в процессе социально-педагогической деятельности.
Принцип единства жизни и профессиональной деятельности
Истоки принципа. Изначально формирование института социальной работы связано с решением социальных проблем различных категорий клиентов, препятствующих их адаптации в среде жизнедеятельности. Именно жизнь – важнейший критерий оценки эффективности социальной работы.
Сущность принципа. Жизнь определяет цели, ориентиры, содержание социально-педагогической деятельности. Она подсказывает, к чему стремиться в работе с конкретным клиентом и какие способы решения их выбрать в ситуации профессиональной деятельности.
Основные требования принципа:
– цели социально-педагогической деятельности обусловлены потребностями самой жизни;
– жизнь помогает определить способы достижения целей социально-педагогической деятельности;
– критерии оценки достижения целей социально-педагогической деятельности определяются из жизненного опыта и потребностей жизни;
– результат социально-педагогической деятельности специалиста оценивается самой жизнью.
Принцип открытости профессиональной деятельности
Истоки принципа. Важность естественной, открытой социокультурной среды профессиональной деятельности специалистов социальной сферы доказана всем процессом развития самого института, в первую очередь личной ответственностью специалистов, отношением и результатом их работы, независимо от возраста, опыта и авторитетности. Закрытая система имеет тенденцию к загниванию.
Сущность принципа. Естественная открытая среда профессиональной деятельности специалиста социальной работы наиболее полно отражает потребности общества. Она обеспечивает общественный контроль за состоянием и дальнейшим совершенствованием системы, практической деятельностью специалистов, за реализацией сложившихся этических принципов, норм и правил профессиональной деятельности.
Основные требования принципа:
– социально-педагогическая деятельность осуществляется в среде, носящей открытый, доступный для общества и лиц, заинтересованных в общественном контроле, характер;
– обеспечение единства целей и способов их достижения в процессе социально-педагогической деятельности;
– создание наиболее благоприятных возможностей для социально-педагогической деятельности социального работника, наиболее полного проявления им своего мастерства и опыта;
– принятие субъектом (социальным работником) клиента (объекта) социально-педагогической деятельности таким, каков он есть, со всеми его достоинствами и недостатками.
Между всеми принципами существует системная взаимосвязь и взаимообусловленность. Ни один из них или какая-либо группа еще не определяют эффективность социально-педагогической деятельности. Они лишь акцентируют внимание на одной или нескольких сторонах деятельности, выявляя наиболее важные требования, выполнение которых обеспечивает ее эффективность. Чем больше принципов учитывается в социально-педагогической деятельности, тем более высокий результат в ней можно получить.
Взаимосвязь принципов представляет определенную систему (система принципов) в социальной педагогике. Упущения, недооценка, пренебрежение к тем или иным принципам неизбежно ведут к снижению или непрогнозированности результата деятельности. Именно система принципов обеспечивает учет основных требований, закономерностей социально-педагогической деятельности и способствует ее эффективности.

 

15 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

 

Социальная педагогика представляет ту область педагогического знания, которая непосредственно касается изучения комплексных проблем человека в среде. Поэтому социальная педагогика широко использует достижения других наук о человеке: философии, социальной работы, социологии, психологии, этики, этнографии, культурологии, медицины, правоведения, дефектологии. Опираясь на знания этих наук, социальная педагогика организует и интегрирует их потенциал в личностно-средовом контексте, применительно к своему предмету исследования. Выбор знаний определяется тем, насколько они отражают реализуемые в практике работы основные социально-педагогические задачи: постановку социального диагноза, формирование гуманных отношений в социуме, выбор форм и методов социализации личности, компетентной социальной помощи, поддержки человека.

 

Философия является методологической основой всех общественных наук. Связь социальной педагогики с философией заключается в том, что философия ставит коренные вопросы человеческого бытия и, пытаясь дать на них ответы, вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека, а социальная педагогика, исследуя свои проблемы, исходит из определенного взгляда на человека и его воспитание. В основе этого взгляда можно обнаружить те или иные философские основания.

социальной работой. Как наука, социальная работа представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности – социальной сфере и специфической социальной деятельности.

 

Современная психология как одна из наук о социальном знании представляет собой сложное структурное образование. Она состоит из множества ветвей, или отраслей, которые сформировались на границе психологии и других наук: педагогических, медицинских, социальных, биологических, инженерных, экологических, экономических, юридических и др. В этой связи важным для социальной педагогики является учет не только общих особенностей человеческой психики, но и ее специфики и зависимости от конкретных условий социальной ситуации развития, жизни и деятельности, профессии, возраста, статуса в системе межличностных отношений в конкретной группе, позиций и диспозиций, типологических особенностей, социально-психологической адаптации и т.д.

 

16 ПОНЯТИЕ МЕТАДОЛОГИИ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦ ПЕДАГОГИКИ

Под термином "методология" понимается:

– учение о научном методе познания;

– совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке;

– область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и преобразующей деятельности.

Как видно из изложенного единого подхода и понимания методологии не сложилось. Однако в главном исследователи едины – методология – это базовая основа познания и преобразования реальной действительности.

" методология социальной педагогики ". Это – система знаний об основаниях и структуре социально-педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих социально-педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценки качества научных социально-педагогических исследований

Методология социальной педагогики определяет ее основу, базовые характеристики. На основе методологии определяется существо научного направления социальной педагогики в целом и ее структурных компонентов. Опираясь на нее, исследуют актуальные проблемы теории и практики социальной педагогики.

 

17 ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ СОЦ ПЕДАГОГИКИ

 

Методологические основы социальной педагогики. В широком смысле к ним следует отнести теоретические, концептуальные положения, знания, которые выполняют по отношению к социальной педагогике методологическую функцию. Они вырабатываются такими науками, как философия, социальная философия, педагогика, психология, социальная психология, социальная работа, этнография, социология, медицина и др. В узком смысле это — цели, принципы построения, формы организации способов научного познания социально-педагогической действительности.

18 ЛОГИКА СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Логику педагогического исследования можно представить как последовательность этапов научного познания в данной области.

Первый шаг в отображении педагогической действительности — эмпирическое описание. В эмпирическом описании отражаются факты. Это могут быть знания о фактах эффективности или неэффективности тех ил

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...