Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2. Особенности организации обучения и воспитания одаренных детей и подростков.

Рабочая программа дисциплины

 

ПСИХОЛОГИЯ ОДАРЕННОСТИ

 

 

Психология

 

Практическая психология

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

 

Очная форма обучения

 

Сибай


Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) «Психология одаренности” являются:

· Формирование у студентов представление о психологии одаренности, психологических особенностях одаренной личности, методах выявления и идентификации одаренных детей, психологических механизмов формирования личности одаренных в процессе возрастного развития.

· Формирование теоретического и практического уровней профессиональной готовности к обеспечению условий выявления и развития одаренности, поддержке талантливых детей.

· Обеспечение студентов-психологов системой теоретических знаний в области

психологии одаренности.

· Приобретение профессиональных навыков анализа одаренности.

· Развитие умений самостоятельной работы с монографиями, научными публикациями.

Задачи курса:

· Ознакомление студентов с теоретико-методологическими основами одаренности, структурой одаренности, теоретическими подходами к изучению одаренности;

· Углубление научного мировоззрения на основе междисциплинарного подхода, знакомства с концепциями смежных дисциплин (философии, социологии, педагогики);

· Знакомство с методами исследования одаренной личности, приемами, подходами, технологией ее развития, принципами психологического сопровождения одаренных людей.

 

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Курс относится к вузовскому компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин по выбору по специальности «Психология» образовательного стандарта. Содержание курса составляет неотъемлемую часть программы подготовки психологов - исследователей, практиков и преподавателей. Оно связано с содержанием курсов: «Общая психология», «Психология личности”, “Психодиагностика”, “Дифференциальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Основы психогенетики». Курс «Психология одаренности», чрезвычайно важен для профессионального становления студентов, для теоретического осмысления основных проблем психологии одаренности и для практического применения полученных знаний в организации психологической поддержки личности одаренных..

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) ОК-1, ОК-7, ПК-2,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-9.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

· Знать: основные теории, объясняющие механизмы формирования одаренности; классификацию видов одаренности; основные этапы ее развития в течение жизни индивида; факторы, влияющие на ее развитие, психологические особенности одаренной личности.

· Владеть навыками проведения диагностики различных видов одаренности, реализации развитвающих и коррекционных программ по работе с одаренными детьми и школьниками, методами идентификации одаренной личности, приемами психологического сопровождения ее развития.

  • Уметь: выявлять достигнутый уровень, нарушения и отклонения в развитии одаренной личности, выделять теоретические и прикладные, аксеологические и инструментальные компоненты одаренности

4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц - 144 часа.

 

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
ЛЗ ПЗ КСР СРС  
  Понятие «одаренность» в современной психологии.             Д, В
  Общая одаренность и специальная одаренность.             Д.В, УО
  Личностный и возрастной аспекты одаренности.             В, СР
  Особенности организации обучения и воспитания одаренных детей и подростков.             Д, СР
  Итого              
  Всего: (аудиторные занятия и самостоятельная работа)     144 ч  

Примечание. ПО – письменный опрос, УО – устный опрос, СР – самостоятельная работа, ТЗ – тестовые задания, В – выступления, С – собеседование, Д – доклад.

Раздел 1. Одаренность в современной психологической науке.

Раздел 2. Особенности организации обучения и воспитания одаренных детей и подростков.

Темы и краткое содержание

Раздел 1. Одаренность в современной психологической науке.

Тема 1. Понятие «одаренность» в современной психологии.

Аудиторное изучение: История изучения феномена одаренности в отечественной и зарубежной психологии. Понятие одаренности. Дискуссионные проблемы психологии одаренности.

Самостоятельное изучение: Одаренность в структуре способностей, уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность. Виды одаренности (по различным критериям, «Рабочая концепция одаренности»). Влияние генетических и средовых факторов на формирование и развитие одаренности.

Тема 2. Общая одаренность и специальная одаренность.

Аудиторное изучение: Понятие общей одаренности. Общая характеристика составляющих. Познавательная потребность в структуре общей одаренности. Интеллект как основная составляющая общей одаренности. Основные подходы к пониманию структуры интеллекта, модели интеллекта.

Самостоятельное изучение: Креативность в структуре общей одаренности. Основные подходы к пониманию креативности. Взаимосвязь креативности и интеллекта. Обучаемость в структуре общей одаренности. Соотношение общих и специальных способностей. Виды специальной одаренности. Сензитивные периоды в проявлении одаренности. Диагностика одаренности – полимодальный подход.

Раздел 2. Особенности организации обучения и воспитания одаренных детей и подростков.

Тема 3. Личностный и возрастной аспекты одаренности.

Аудиторное изучение: Одаренность и гендер. Характерные особенности личности одаренных людей. Психопатология гениев. Возрастные особенности развития одаренности. Развитие исследовательской активности. Неравномерность психического развития. Проблема подросткового кризиса в развитии одаренности. Феномен детей-вундеркиндов. Роль раннего детства в возникновении и фасилитации одаренности.

Самостоятельное изучение: Индивидуальные различия одаренных детей. Виды детской одаренности. Скрытая одаренность. Особенности личности одаренного ребенка: гармоничный и дисгармоничный типы развития («Рабочая концепция одаренности»). Основные проблемы, с которыми сталкиваются одаренные дети. Взаимоотношения со сверстниками и педагогами одаренных детей. Психологический профиль одаренного ребенка.

Тема 4. Особенности организации обучения и воспитания одаренных детей и подростков.

Аудиторное изучение: Направления работы с одаренными детьми в сфере образования. Программы для одаренных. Типы образовательных структур, формы обучения. Стратегия ускорения: характеристика, достоинства и недостатки. Стратегия обогащения: виды, общая характеристика, достоинства и недостатки. Обучение детей в системе дополнительного образования. Учитель для одаренных: система взглядов и убеждений, личностные особенности.

Самостоятельное изучение: Профессионально-личностная подготовка педагога для работы с одаренными детьми. Воспитание одаренного ребенка в семье. Причины трудновоспитуемости одаренных детей. Психологическое консультирование семьи с одаренным ребенком. Специфика работы психолога с одаренными детьми и подростками.

 

 

Темы семинарских занятий.

 

Тема 2. Общая одаренность и специальная одаренность

 

Семинарское занятие – 2 часа.

 

План.

 

1. Принципы и методы диагностики одаренности.

2. Требования к психолого-педагогическому мониторингу одаренности.

3. Психометрические тесты (тесты интеллекта).

4. Тесты креативности.

5. Анализ поведения ребенка, включенное наблюдение в деятельности, беседа.

6. Экспертная оценка продуктов деятельности, анализ реальных достижений детей и подростков.

 

Тема 3. Личностный и возрастной аспекты одаренности.

 

План.

 

· Диагностика составляющих одаренности детей и взрослых (мотивационные, личностные особенности, уровень развития интеллекта, креативности, специальных способностей).

· Составление психологического профиля одаренного ребенка:

 

1. Тест 16-PF (Р.Кеттела).

2. Тест «Акцентуации характера».

3. Характерологический тест Айзенка.

4. Опросник САН (Самочувствие. Активность. Настроение.)

5. Тест «Шкала социально-психологической адаптированности.» (Т.В.Снегиревой).

6. Опросник «Каков Ваш творческий потенциал?»

7. Тест «Исследование самооценки» (Дембо-Рубинштейна).

8. Тест-опросник для определения уровня самооценки одаренного школьника.

9. Тест «Шкала оценки потребности в достижении».

10. Методика «Несуществующее животное».

11. Пальцем окрашивания тест

12. Детская методика В. Михала «Завершение предложения»

 

Тема 4. Особенности организации обучения и воспитания одаренных детей и подростков.

 

План:

 

1. Развитие одаренности: тренинги, индивидуальные программы развития, коррекционная работа.

2. 4 основных подхода к разработке содержания учебных программ для одаренных детей: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация.

3. Методы и средства обучения.

4. Формы обучения одаренных детей в общеобразовательной школе: дифференциация параллелей, перегруппировка параллелей, выделение группы одаренных, попеременное обучение, группировка учащихся внутри одного класса в гомогенные группы.

5. Методики раннего развития способностей.

6. Развитие одаренности.

7. Тренинги развития интеллекта, творческих способностей, личностных качеств, сопутствующих одаренности.

  1. Проектирование системы работы с одаренными детьми в образовательной и социальной практике
  2. Ресурс проектной и научно – исследовательской деятельности в развитии и реализации одаренности
  3. Разработка проекта, психоразвивающей программы
  4. Экспертиза проекта, психоразвивающей программы

 

 

5. Образовательные технологии: компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические тренинги. В рамках учебного курса предусмотрены встречи с представителями городских, республиканских и российских психологических центров, мастер-классы экспертов и специалистов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...