Раздел 2. Особенности организации обучения и воспитания одаренных детей и подростков.
Рабочая программа дисциплины
ПСИХОЛОГИЯ ОДАРЕННОСТИ
Психология
Практическая психология
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Очная форма обучения
Сибай Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины (модуля) «Психология одаренности” являются: · Формирование у студентов представление о психологии одаренности, психологических особенностях одаренной личности, методах выявления и идентификации одаренных детей, психологических механизмов формирования личности одаренных в процессе возрастного развития. · Формирование теоретического и практического уровней профессиональной готовности к обеспечению условий выявления и развития одаренности, поддержке талантливых детей. · Обеспечение студентов-психологов системой теоретических знаний в области психологии одаренности. · Приобретение профессиональных навыков анализа одаренности. · Развитие умений самостоятельной работы с монографиями, научными публикациями. Задачи курса: · Ознакомление студентов с теоретико-методологическими основами одаренности, структурой одаренности, теоретическими подходами к изучению одаренности; · Углубление научного мировоззрения на основе междисциплинарного подхода, знакомства с концепциями смежных дисциплин (философии, социологии, педагогики); · Знакомство с методами исследования одаренной личности, приемами, подходами, технологией ее развития, принципами психологического сопровождения одаренных людей.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Курс относится к вузовскому компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин по выбору по специальности «Психология» образовательного стандарта. Содержание курса составляет неотъемлемую часть программы подготовки психологов - исследователей, практиков и преподавателей. Оно связано с содержанием курсов: «Общая психология», «Психология личности”, “Психодиагностика”, “Дифференциальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Основы психогенетики». Курс «Психология одаренности», чрезвычайно важен для профессионального становления студентов, для теоретического осмысления основных проблем психологии одаренности и для практического применения полученных знаний в организации психологической поддержки личности одаренных..
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) ОК-1, ОК-7, ПК-2,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-9. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: · Знать: основные теории, объясняющие механизмы формирования одаренности; классификацию видов одаренности; основные этапы ее развития в течение жизни индивида; факторы, влияющие на ее развитие, психологические особенности одаренной личности. · Владеть навыками проведения диагностики различных видов одаренности, реализации развитвающих и коррекционных программ по работе с одаренными детьми и школьниками, методами идентификации одаренной личности, приемами психологического сопровождения ее развития.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц - 144 часа.
Примечание. ПО – письменный опрос, УО – устный опрос, СР – самостоятельная работа, ТЗ – тестовые задания, В – выступления, С – собеседование, Д – доклад.
Раздел 1. Одаренность в современной психологической науке. Раздел 2. Особенности организации обучения и воспитания одаренных детей и подростков. Темы и краткое содержание Раздел 1. Одаренность в современной психологической науке. Тема 1. Понятие «одаренность» в современной психологии. Аудиторное изучение: История изучения феномена одаренности в отечественной и зарубежной психологии. Понятие одаренности. Дискуссионные проблемы психологии одаренности. Самостоятельное изучение: Одаренность в структуре способностей, уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность. Виды одаренности (по различным критериям, «Рабочая концепция одаренности»). Влияние генетических и средовых факторов на формирование и развитие одаренности. Тема 2. Общая одаренность и специальная одаренность. Аудиторное изучение: Понятие общей одаренности. Общая характеристика составляющих. Познавательная потребность в структуре общей одаренности. Интеллект как основная составляющая общей одаренности. Основные подходы к пониманию структуры интеллекта, модели интеллекта. Самостоятельное изучение: Креативность в структуре общей одаренности. Основные подходы к пониманию креативности. Взаимосвязь креативности и интеллекта. Обучаемость в структуре общей одаренности. Соотношение общих и специальных способностей. Виды специальной одаренности. Сензитивные периоды в проявлении одаренности. Диагностика одаренности – полимодальный подход.
Раздел 2. Особенности организации обучения и воспитания одаренных детей и подростков. Тема 3. Личностный и возрастной аспекты одаренности. Аудиторное изучение: Одаренность и гендер. Характерные особенности личности одаренных людей. Психопатология гениев. Возрастные особенности развития одаренности. Развитие исследовательской активности. Неравномерность психического развития. Проблема подросткового кризиса в развитии одаренности. Феномен детей-вундеркиндов. Роль раннего детства в возникновении и фасилитации одаренности. Самостоятельное изучение: Индивидуальные различия одаренных детей. Виды детской одаренности. Скрытая одаренность. Особенности личности одаренного ребенка: гармоничный и дисгармоничный типы развития («Рабочая концепция одаренности»). Основные проблемы, с которыми сталкиваются одаренные дети. Взаимоотношения со сверстниками и педагогами одаренных детей. Психологический профиль одаренного ребенка. Тема 4. Особенности организации обучения и воспитания одаренных детей и подростков. Аудиторное изучение: Направления работы с одаренными детьми в сфере образования. Программы для одаренных. Типы образовательных структур, формы обучения. Стратегия ускорения: характеристика, достоинства и недостатки. Стратегия обогащения: виды, общая характеристика, достоинства и недостатки. Обучение детей в системе дополнительного образования. Учитель для одаренных: система взглядов и убеждений, личностные особенности. Самостоятельное изучение: Профессионально-личностная подготовка педагога для работы с одаренными детьми. Воспитание одаренного ребенка в семье. Причины трудновоспитуемости одаренных детей. Психологическое консультирование семьи с одаренным ребенком. Специфика работы психолога с одаренными детьми и подростками.
Темы семинарских занятий.
Тема 2. Общая одаренность и специальная одаренность
Семинарское занятие – 2 часа.
План.
1. Принципы и методы диагностики одаренности. 2. Требования к психолого-педагогическому мониторингу одаренности. 3. Психометрические тесты (тесты интеллекта). 4. Тесты креативности. 5. Анализ поведения ребенка, включенное наблюдение в деятельности, беседа. 6. Экспертная оценка продуктов деятельности, анализ реальных достижений детей и подростков.
Тема 3. Личностный и возрастной аспекты одаренности.
План.
· Диагностика составляющих одаренности детей и взрослых (мотивационные, личностные особенности, уровень развития интеллекта, креативности, специальных способностей). · Составление психологического профиля одаренного ребенка:
1. Тест 16-PF (Р.Кеттела). 2. Тест «Акцентуации характера». 3. Характерологический тест Айзенка. 4. Опросник САН (Самочувствие. Активность. Настроение.) 5. Тест «Шкала социально-психологической адаптированности.» (Т.В.Снегиревой). 6. Опросник «Каков Ваш творческий потенциал?» 7. Тест «Исследование самооценки» (Дембо-Рубинштейна). 8. Тест-опросник для определения уровня самооценки одаренного школьника. 9. Тест «Шкала оценки потребности в достижении». 10. Методика «Несуществующее животное». 11. Пальцем окрашивания тест 12. Детская методика В. Михала «Завершение предложения»
Тема 4. Особенности организации обучения и воспитания одаренных детей и подростков.
План:
1. Развитие одаренности: тренинги, индивидуальные программы развития, коррекционная работа. 2. 4 основных подхода к разработке содержания учебных программ для одаренных детей: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. 3. Методы и средства обучения. 4. Формы обучения одаренных детей в общеобразовательной школе: дифференциация параллелей, перегруппировка параллелей, выделение группы одаренных, попеременное обучение, группировка учащихся внутри одного класса в гомогенные группы. 5. Методики раннего развития способностей. 6. Развитие одаренности. 7. Тренинги развития интеллекта, творческих способностей, личностных качеств, сопутствующих одаренности.
5. Образовательные технологии: компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические тренинги. В рамках учебного курса предусмотрены встречи с представителями городских, республиканских и российских психологических центров, мастер-классы экспертов и специалистов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|