Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обучение в школах, ориентированных на работу с одаренными детьми (лицеях, гимназиях, нетиповых образовательных учреждениях высшей категории и т.п.)




Если целесообразность обучения детей с определенными видами одаренности (например, в области музыки или балета) в специальных школах и классах не подвергается сомнениям, то вопрос о необходимости создания специальных классов и школ для обучения детей с общей одаренностью продолжает оставаться предметом острых дискуссий. Это связано с тем. что раздельное обучение детей с общей одаренностью имеет как очевидные преимущества, так и недостатки. Большим преимуществом однородных групп является возможность достижения наиболее адекватной скорости продвижения в обучении. В однородном классе могут быть созданы условия наиболее подходящие для каждого ученика, в то время как в разно­родном классе самые способные часто оказываются недогруженны­ми. Во-вторых, в однородных классах, как правило, с одаренными детьми работают более опытные учителя. В разнородных классах, где среди 20-30 детей находятся лишь несколько особо способных учащихся, учителя не успевают накопить достаточного опыта работы с ними. В однородных классах, напротив, учителя имеют возмож­ность стать специалистами по обучению одаренных.

В то же время объединение в однородные классы имеет и не­достатки, поскольку сужает круг общения детей, создает подобие социальных барьеров, формирует у учащихся элитарное сознание. Следовательно, оптимизация образования для одаренных заклю­чается в нахождении баланса между обучением в однородных и разнородных группах и индивидуальными занятиями. Необходи­мо подчеркнуть, что целесообразность любой формы дифферен­циации должна оцениваться с позиций пользы не только для груп­пы одаренных, но и всех учеников.

При принятии решения о создании особых школ и классов сле­дует исходить из анализа опыта зарубежной и отечественной прак­тики раздельного обучения одаренных детей. Такой анализ позво­ляет считать целесообразным создание подобного рода школ и классов для детей с общей либо специальной одаренностью только в тех случаях, когда имеются:

1) научно обоснованная программа обучения одаренных де­тей и положительные результаты ее применения на практике;

2) соответствующая этой программе система выявления детей, в наибольшей мере нуждающихся в применяемом типе обучения;

3) квалифицированные кадры педагогов и психологов, спо­собных обеспечить соответствующее обучение одаренных детей;

4) система обратной связи, позволяющая отслеживать эф­фективность работы образовательного учреждения и появление любых нежелательных отклонений в его работе (в том числе отра­ботанная система экспертизы работы подобных школ, психолого-педагогический мониторинг учащихся и т. д.);

5) гарантии привлечения детей в школы и классы «для одарен­ных» на добровольной основе, а также гарантии максимальной гиб­кости вовлечения детей в эти школы и классы на любой возрастной ступени, в том числе и возможности «нестрессового» выхода отту­да на любом возрастном этапе;

6) бесплатное обучение в школах и классах для одаренных.

Важно иметь в виду, что, независимо от того, в каких условиях происходит обучение одаренных учащихся — в условиях специали­зированной школы и/или класса или в массовой общеобразователь­ной школе — принципиальным является то, чему и как учится ода­ренный ребенок. Учебные программы, формы и методы обучения, так же как и особенности учебного процесса, ориентированного на обучение одаренных детей с общей одаренностью и некоторыми ви­дами специальной одаренности (например, лингвистической, мате­матической и т.д.), должны отвечать целому ряду специфических требований. Учитывая особые потребности и возможности детей с общей одаренностью, а также цели обучения таких детей, можно выделить необходимые требования к программам обучения для ин­теллектуально одаренных учащихся. Программы обучения должны:

■ включать изучение широких тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному, их повы­шенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему;

■ использовать в обучении междисциплинарный подход на ос­нове интеграции тем и проблем, относящихся к различным облас­тям знания. Это позволит стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску ре­шений на «стыке» разных типов знаний;

■ предполагать изучение проблем «открытого типа», позволяю­щих учитывать склонность детей к исследовательскому типу пове­дения, проблемности обучения и т.д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы;

■ учитывать интересы одаренного ребенка и в максимальной ме­ре поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком;

■ содействовать изучению способов получения знаний (проце­дурных знаний, или «знаний о том, как»);

■ обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;

■ поддерживать и развивать самостоятельность в учении;

■ гарантировать наличие и свободное использование разнооб­разных источников и способов получения информации;

■ предусматривать качественное изменение учебной ситуации и учебного материала вплоть до создания специальных учебных комнат с необходимым оборудованием, подготовки специальных учебных пособий, организации полевых исследований, создания «рабочих мест» при лабораториях, музеях и т.п.;

■ обучать детей оценивать результаты своей работы с помо­щью содержательных критериев, формировать у них навыки пуб­личного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов;

■ способствовать развитию рефлексии, самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;

■ включать элементы психологической поддержки с учетом своеобразия личности каждого одаренного ребенка.

Следует принимать во внимание то обстоятельство, что диф­ференциация обучения имеет две формы. Первая — дифференци­ация на основе раздельного обучения одаренных детей (отбор для обучения в нетиповой школе либо селекция при распределении в классы с разными учебными программами). Вторая — диффе­ренциация на основе смешанного обучения одаренных детей в обычном классе общеобразовательной школы (при отсутствии какого-либо отбора, однако с предоставлением возможности из­бирательного обучения по индивидуальным программам в услови­ях вариативной образовательной среды). Первую форму диффе­ренциации условно обозначают как «внешнюю» (или селективную), вторую — как «внутреннюю» (или элективную).

Каждая форма дифференциации имеет свои плюсы и минусы. Так, обучение одаренных детей в особых классах или школах может обернуться серьезными проблемами в силу изменчивости проявле­ний одаренности в детском возрасте. Положение усугубляют нару­шение естественного хода процесса социализации, атмосфера элитарности и ярлык «обреченности на успех». В свою очередь, практика обучения одаренных детей в обычных школах показывает, что при неучете специфики этих детей они могут понести невоспол­нимые потери в своем развитии и психологическом благополучии. Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми в рамках «внутренней дифференциации», т.е. на основе смешанного обуче­ния при условии осуществления дифференцированного и индиви­дуализированного подходов. По мере повышения качества образо­вательного процесса в массовой школе, роста квалификации педа­гогов, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, использования ресурсов Интернет-технологий, создания обогащенной образовательной среды и т.д. существую­щие на данный момент варианты «внешней дифференциации», воз­можно, окажутся сведенными к минимуму.

 


[1] Рабочая концепция одаренности. М., 2003. Концепция разработана авторским коллективом: Д.Б. Богоявленская (ответственный редактор), В.Д. Шадриков (научный редактор). Ю.Д Бабаева, А.В. Брушлинский. В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, И.В. Калиш. Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев. В.И. Панов, ДВ. Ушаков, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...