Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ответ к ситуационной задаче № 19.




Нервно - рефлекторная регуляция развития проявляется на стадии органогенеза. Для нормального развития органа необходимо чтобы импульсы от нервных центров постоянно поступали к формирующимся структурам, а от них в нервные центры. При этом между ними устанавливается взаимосвязь. Это особенно хорошо видно на опыте, в ходе которого у зародыша аксолотля перерезали спинномозговой нерв. Конечность, лишенная иннервации, прекращала развитие.

У эмбриона человека под влиянием токсинов токсоплазмы остановился рост спинномозгового нерва, иннервирующего верхние конечности, поэтому нервный импульс, являющийся индуктором, не возникает. Компетентная ткань зародыша, соответствующая этому индуктору, не изменила свою активность и морфогенез конечностей не произошел.

В процессе эмбриогенеза образуется обратная связь между частями зародыша и нервными центрами. Для нормального развития центров в коре необходим постоянный поток импульсов от формирующихся структур органов. Этому способствуют все движения плода (открывание глаз, рта, заглатывание амниотических вод), восприятие звуков, ритмов и вибраций.

Доказательством существования обратной связи между иннервируемым органом и соответствующим отделом нервной системы может быть опыт, в ходе которого у зародыша аксолотля удаляют зачаток конечностей, что приводит к уменьшению размеров ганглиев и рогов серого вещества спинного мозга на оперированной стороне.

В постнатальном периоде сохраняется взаимосвязь между нервной системой и иннервируемыми органами. Установлено, что в раннем детстве игры, способствующие движению кистей рук, особенно мелкие, точные формы деятельности, стимулируют развитие структур головного мозга, в том числе и развитие интеллекта.

Морфогенез конечностей происходит в эмбриогенезе человека, начиная с 26 –27 суток развития.

Клеточные механизмы, обеспечивающие морфогенез конечностей: избирательное размножение клеток, клеточные сгущения, миграции клеток, дифференцировка, адгезия, избирательная гибель клеток. У 29-40 недельного плода подвергшегося действию токсинов токсоплазмы, к этому сроку уже завершен морфогенез конечностей, поэтому порок развития не возникает. Пороками развития называют стойкие отклонения в строении органов, возникшие в ходе эмбриогенеза, приводящие к функциональным расстройствам. Причиной возникновения пороков может быть воздействие тератогенов. Токсины токсоплазмы, в частности, являются нейронными тератогенами. При их воздействии на зародыш возрастом до 8 недель возможно формирование эмбриопатий. К ним, например, относятся недоразвитие верхних конечностей (гипоплазия),или их отсутствие (аплазия).

 

Ситуационная задача №20.

Около 20% новорожденных погибают в первые дни жизни из-за врожденных пороков развития, которые возникают вследствие структурных нарушений в принатальном периоде.

 

1. Приведите классификации врожденных пороков и назовите критерии, лежащие в их основе.

2. В какие периоды жизни организм наиболее чувствителен к повреждающему воздействию различных факторов?

3. Назовите критические периоды в онтогенезе человека.

4. Совпадают ли критические периоды различных органов друг с другом по времени?

5. Объясните причину возникновения атавистических пороков, приведите примеры.

Ответ к ситуационной задаче № 20.

Врожденными пороками называют структурные нарушения, которые возникают до рождения и вызывают нарушение функции органа. Причиной структурных нарушений могут быть генные и хромосомные мутации и нарушение клеточных механизмов развития под воздействием тератогенных факторов. Классификации пороков основаны на разных критериях: по причине их вызывающей (наследственные, экзогенные, мультифакториальные); в зависимости от стадии онтогенеза, на которых проявляется повреждающее воздействие (гаметопатии, бластопатии, эмбриопатии, фетопатии); в зависимости от последовательности возникновения (первичные, вторичные) и др.

Периоды наибольшей чувствительности организма к повреждающему действию факторов называют критическими. Они характеризуются снижением регуляционной способности организма, низкими адаптивными возможностями. Вероятность возникновения врожденных пороков под действием повреждающих факторов в эти периоды повышается. В онтогенезе человека выделяют несколько критических периодов: предимплантационный и имплантационный, гисто- и органогенеза и плацентации, перинатальный, новорожденности, пубертатный, климактерический. Критические периоды различных органов не совпадают друг с другом по времени. У каждого органа есть свой критический период, во время которого его развитие может быть нарушено. Чувствительность органов к повреждающим факторам зависит от стадии эмбриогенеза. Один и тот же порок может быть вызван в результате воздействия разных повреждающих факторов.

В том случает, если в ходе эмбриогенеза повторяются стадии филогенетического развития, могут возникать атавистические пороки развития, когда в строении органов проявляются черты предковых форм, например, расщелина твердого нёба, несращение дужек позвонков, аномальное расположение сердца, почки, семенников и др.

Ситуационная задача №21.

Репарация ДНК является молекулярным механизмом восстановления ДНК при возникающих повреждениях, и лежит в основе поддержания генетического гомеостаза. Под действием УФ-облучения в молекуле ДНК образовались пиримидиновые димеры (димеры тимина).

 

1.Какие свойства и особенности ДНК лежат в основе репарации?

2. В какие периоды клеточного цикла может происходить репарация ДНК?

3.Какие существуют виды репарации ДНК и в чем их различие?

4. Опишите этапы эскцизионной (дорепликативной) репарации, указав последовательность включения в работу ферментов, участвующих в этом процессе.

5. В чем сущность пострепликативной репарации? Укажите ее связь с эксцизионной репарацией?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...