Игра «Знатоки словарных слов»
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по общеобразовательной системе «Школа 2100»
Тема: Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении, устанавливать действующее лицо (или предмет) и его действие.
Класс: второй
Предмет: русский язык
УМК: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина
Тип урока: урок рефлексии
Планируемые результаты:
Предметные
Умение:
Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении, устанавливать действующее лицо и его действие
Метапредметные:
Познавательные
Умение:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- применять методы информационного поиска (с помощью компьютерных средств);
- проводить рефлексию результатов деятельности.
Регулятивные
Умения:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.
Коммуникативные
Умения:
- слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном (групповом) обсуждении вопросов.
Личностные
Умения:
- ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе;
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
Образовательная цель:
Развивать умение ставить вопросы от слова к слову в предложении.
Развивающая цель:
Создать условия для развития мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать.
Воспитательная цель:
Создать условия для воспитания чувства взаимопомощи, отзывчивости, воспитывать интерес к предмету.
Педагогические технологии:
Технология деятельностного метода.
Методы обучения:
- проблемный;
- частично-поисковый;
- практический;
- использование технических средств.
Средства обучения:
Интерактивная доска
Документ-камера
Карточки с заданиями
Ресурсы сети Интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»
Учебник
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная
- индивидуальная
- работа в паре
- работа в группе
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Задания, которые приведут к достижению запланированных результатов
| Планируемые результаты обучения (на уровне УУД)
|
Этап 1. Самоопределение к деятельности
Словарная работа
| Приветствие.
Запись числа и классной работы на интерактивной доске.
Чистописание.
- Поиграем в игру «Знатоки словарных слов». Делимся на две команды – мальчики и девочки.
- На интерактивной доске работают девочки, на обычной доске – мальчики.
- На какие вопросы отвечают слова, что обозначают?
| Приветствие учителя.
Запись числа, классной работы в тетради.
Записывают заглавную и строчную буквы С в тетрадях, один ученик работает на интерактивной доске, выполняет схему, даёт характеристику звукам, приводит примеры слов, начинающихся с этих звуков.
Обучающиеся по одному из команды выбегают к доске, вставляют пропущенную букву. В это время работают эксперты: мальчиков проверяет девочка, а девочек – мальчик.
Эксперты подводят итог игры.
Ответы обучающихся.
|
Записать строчную и заглавную буквы С. На интерактивной доске нарисовать звуковую схему и дать характеристику звукам, которые обозначает буква С, привести примеры слов, начинающихся с данных звуков.
На доске заранее записаны словарные слова с пропущенными буквами (см приложение 1).
| Предметные УУД
1.Продолжить работу по формированию каллиграфического письма, характеристике звуков.
2.Закреплять орфограмму по правописанию безударной гласной, непроверяемой ударением.
Коммуникативные УУД
1.Развивать умение слушать и вступать в диалог.
2.Оформлять свои мысли в устной форме.
|
Этап 2. Актуализация знаний
| Организация работы в группах.
- Задайте вопрос от слова к слову.
- Назовите грамматическую основу.
- Как связаны слова в предложениях?
- Составьте из своих слов предложения.
- Задайте вопросы друг другу об имени существительном, прилагательном и глаголе.
| Работа в группах. Работают на интерактивной и обычной досках.
Составляют предложения.
Ответы обучающихся.
| Каждой группе даётся одно словарное слово. Нужно подобрать к нему одно слово-признак и одно слово-действие (см приложение 2).
| Коммуникативные
1.Развивать умение слушать и вступать в диалог.
2.Участвовать в коллективном (групповом) обсуждении вопросов.
3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
4.Оформлять свои мысли в устной форме.
Предметные УУД
Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении, устанавливать действующее лицо и его действие
Личностные УУД
Ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе.
|
Этап 3.
Локализация затруднений
| - Назовите тему сегодняшнего урока.
- Какова будет цель?
Выход в ресурсы сети Интернет «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов» (см приложение 3).
| Ответы обучающихся.
Выполняют задание по карточке ресурса
| Формулирование темы и цели урока.
Найти в каждом предложении действующее лицо и его действие.
| Метапредметные
Познавательные УУД
1.Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
2.Применять методы информационного поиска (с помощью компьютерных средств);
|
Этап 4. Построение проекта выхода из затруднения
Физминутка
| - Откройте учебник с.73 упр.97.
- Прочитайте задание.
Проводит физминутку «Солнышко» (см приложение 4).
Проверяет выполненное задание у трёх человек.
| Выполняют задание к упражнению по «шагам».
| Коллективно разобрать одно предложение, остальные предложения составить устно, затем записать предложения самостоятельно. Назвать грамматическую основу каждого предложения, задать вопросы от слова к слову.
| Предметные УУД
Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении, устанавливать действующее лицо и его действие
|
Этап 5. Реализация построенного проекта
| Организует работу в парах.
- Составьте из этих предложений текст. Озаглавьте его. Расставьте порядок предложений.
Выход в ресурсы сети Интернет «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов» (см приложение 6).
| Выполняют задания по карточкам в парах. Одна пара работает у документ-камеры.
Выполняют задание.
Выполняют задание по карточке ресурса.
| Карточки с заданиями – прочитать предложения, назвать грамматическую основу, задать вопросы к словам (см приложение 5)
Карточка ресурса.
Устно задать вопросы от слова к слову.
| Коммуникативные УУД
1.Развивать умение слушать и вступать в диалог.
2.Участвовать в коллективном (групповом) обсуждении вопросов.
3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
4.Оформлять свои мысли в устной форме.
5.Развивать умение работать в паре.
|
Этап 6. Этап обобщения затрудненийво внешней речи.
| Организация проговаривания способа действия при выделении грамматической основы, установлении связи слов в предложении.
| Вслух проговаривают способ действия
|
| Коммуникативные УУД
1. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
2.Оформлять свои мысли в устной форме.
|
Этап 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой
| Организует работу по карточкам (см приложение 7).
| Выполняют работу по карточкам.
| Работа по карточкам. Найти среди записей предложение, доказать. Назвать грамматическую основу, задать от слова к слову вопрос.
| Регулятивные УУД
Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.
|
Этап 8. Этап включения в систему знаний и повторения
| Прочитайте предложение:
Весёлые воробьи и синицы весело щебечут у кормушки.
- Что интересного в предложении?
- На следующих уроках мы подробнее разберём подобные случаи.
Объяснение домашнего задания.
| - В предложении два подлежащих.
Запись в дневник
|
Составить текст из 4-5 предложений на тему «Зима». Найти грамматическую основу в предложениях.
| Регулятивные УУД
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
|
Этап 9. Этап рефлексии деятельности на уроке
| - Задайте вопросы по теме урока друг другу.
- Продолжите фразу:
- Было интересно узнать, что…
- Меня удивило…
- Было трудно…
- Теперь я умею…
| Задают вопросы, продолжают фразы.
| Задать вопросы по теме урока друг другу.
Продолжить фразы
| Регулятивные УУД
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
|
Приложение 1
Игра «Знатоки словарных слов»
1 команда 2 команда
уч.ник дев.чка
.зык с.бака
п.года р.бота
н.род м.роз
р.бята т.атр
Приложение 2
Каждой группе даётся одно словарное слово, нужно подобрать к нему одно слово-признак и одно слово-действие.
1 ряд – ребята;
2 ряд – девочка;
3 ряд – собака.
Приложение 3
Цифровой образовательный ресурс (сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d07dfd5b-2039-465e-b116-c50d333909a2/%5BNS-RUS_2-07%5D_%5BIG_088%5D.swf
Приложение 4
Физминутка «Солнышко»
Как светит солнышко летом? (ладони раскрыты)
Как светит солнышко осенью? (пальцы сжаты)
Как светит солнышко зимой? (ладони сжаты щепоткой)
Какие имена существительные, глаголы встретились в физминутке?
Приложение 5
Карточки с заданием.
Прочитать предложение, назвать грамматическую основу, задать вопросы.
Журчат весенние ручейки.
Пригревает ласковое солнышко.
Расчирикались весёлые воробьи.
Оживает тёмный лес.
Составьте из этих предложений текст. Озаглавьте его. Расставьте предложения в правильном порядке.
Приложение 6
Цифровой образовательный ресурс (сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»). Связь слов в предложении.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f455d307-0b77-47bb-a8f7-46de74564bf9/%5BNS-RUS_2-07%5D_%5BIG_089%5D.swf
Приложение 7
Карточки с заданием.
Найдите среди записей предложения. Докажите. Назовите грамматическую основу, задайте от слова к слову вопрос.
Лес опустел.
Зима, пошёл, утро, дорога.
Воробьи чирикают на крыше.
Воспользуйтесь поиском по сайту: