Итоговой непосредственно образовательной деятельности
В старшей группе №2.
Тема: «В гостях у сказки»
Провела: воспитатель
I квалификационной категории:
Макарова Е.С.
Организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы
По ОО Речевое развитие.
Тема: «В гостях у сказки».
Цель. Формирование начал национального самосознания, интереса к национальной культуре, устному народному творчеству.
Образовательные задачи. Формировать умение детей сравнивать народные сказки, находить различие и сходство в сказках с похожим сюжетом, высказывать свою точку зрения. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, умение адекватно оценивать собственные возможности, передавая характерные особенности своего персонажа в драматизации сказки. Упражнять в изготовлении поделки путем складывания бумаги в разных направлениях.
Развивающие задачи. Развивать навыки драматизации, интонационную выразительность речи, интерес к устному народному творчеству. Развитие свободного общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми, сверстниками,развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Развитие координации движения, зрительно-моторной координации, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Воспитательные задачи. Воспитывать любовь к родному краю, толерантность, общительности, доброжелательность, чуткость, внимательность, приветливость в общении со сверстниками и взрослыми
Оборудование: аудиозапись мелодии из телепередачи «В гостях у сказки», проектор, презентация «В гостях у сказки», шапочки персонажей к сказке «Мышка Вострохвостик» (мышка, заяц, лиса, волк, медведь), атрибуты «кораблик» и «парус», конверт с «Письмом от мышки», листы цветной бумаги А4 по количеству детей, большая матрешка (внутри – леденцы на палочке – петушки).
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Образовательная область (вид деятельности
Образовательные
задачи
Содержание организованной образовательной деятельности
Целевые
ориентиры
(характеристики)
«Социально – коммуникативное развитие»
Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми, сверстниками,развитие мотивационной заинтересованности.
Звучит мелодия из детской телепередачи «В гостях у сказки». Воспитатель вместе с детьми заходят в группу и встают в круг. Здороваются с гостями.Воспитатель. Ребята, вы слышали, какая замечательная сказочная мелодия звучит? А вы любите сказки? (Ответы детей). Давайте все вместе отправимся в гости к сказке. Но вы там будете не только гостями, но и участниками сказок, то есть актерами. А для этого нам нужно немного потренироваться.
Овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет интерес к общению, к игровой мотивации.
«Социально – коммуникативное развитие»
Развитие свободного общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми, сверстниками,развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Проводится этюд «Настроение» Воспитатель читает стихотворение. Бывают чувства у людей, У рыбок, птичек и зверей. На всех без исключения влияет настроение. Кто веселится? Кто грустит? Кто испугался? Кто сердит? Покажем без сомнения любое настроение.
Воспитатель предлагает детям показать настроения: грусть, удивление, страх, радость.Воспитатель. Молодцы! А сейчас мы сядем на наши волшебные стульчики – самолеты, скажем волшебные слова и окажемся в гостях у сказки.
Дети садятся на стулья, закрывают глаза и произносят слова: «Раз, два, три - мы уже в сказке, посмотри».
Владеет способностью понимать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние окружающих. Проявляет активность в игре.
Основная часть (содержательный этап)
Образовательная область (вид деятельности
Образовательные
задачи
Содержание организованной образовательной деятельности
Целевые
ориентиры
(характеристики)
«Речевое развитие»
Развитие связной речи, интереса к устному народному творчеству.
Демонстрируется 1 файл из презентации «В гостях у сказки» - чувашская народная сказка «Мышка Вострохвостик».Воспитатель. Ребята, вы узнали сказку? А какой народ сочинил сказку «Мышка Вострохвостик»? (Ответы детей: чувашский народ). Правильно, молодцы. А, чтобы побывать в чувашской сказке «Мышка Вострохвостик», нам и пригодится мастерство наших актеров.
Воспитатель приглашает детей, исполняющих роли в сказке. Дети надевают шапочки персонажей.
Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания
«Художественно – эстетическое развитие»
Развитие навыков драматизации, умения передавать характерные особенности своего персонажа.
Драматизация чувашской народной сказки «Мышка Вострохвостик»
Воспитатель. Жила-была на берегу большой реки мышка. Звали её Вострохвостик.
Выходит ребенок – персонаж мышка и садится на заранее приготовленый стульчик.
Воспитатель. Каждый день она садилась у входа в норку, грызла зёрнышки и поглядывала на реку. Смотрела, как по реке, к далёким берегам, плывут ладьи под парусами. И захотелось мышке путешествовать, побывать в неведомых краях. Но как туда добраться? Однажды прибило речной волной к берегу, где сидела мышка Вострохвостик, арбузную корку.
Двое детей раскладывают в середине группы атрибут «кораблик».
Воспитатель. Обрадовалась мышка Вострохвостик.
Мышка. Вот мой кораблик! На нём я буду путешествовать!
Воспитатель. Забралась мышка в арбузную корку и поставила из берёзового лычка парус. (Мышка ставит на «кораблик» атрибут «парус») Потянул попутный ветер, и кораблик поплыл. Плывёт мышка на кораблике по реке. Навстречу зайчик берегом бежит и кричит:
Зайчик. Мышка Вострохвостик! Ты куда держишь путь?
Мышка. Я отправилась путешествовать, хочу поглядеть, как живут в неведомых краях, и узнать, нет ли там сладких корешков мне на зубок.
Зайчик. Возьми и меня с собой! Я принесу морковку.
Мышка. А будешь ли ты мне другом?
Зайчик. Буду!
Воспитатель. Посадила мышка зайчика на кораблик, и поплыли они вдвоём. Плывут они, плывут, а по берегу навстречу лисичка бежит, спрашивает:
Лиса. Мышка Вострохвостик, ты куда держишь путь?
Мышка. Я отправилась путешествовать, хочу поглядеть, как живут в неведомых краях, и узнать, нет ли там сладких корешков мне на зубок.
Лиса. Возьми и меня с собой! Я принесу гусиную лапку, на всех хватит.
Мышка. А будешь ли ты дружить с нами?
Лиса. Почему же нет? Буду!
Воспитатель. Взяли они лисичку на кораблик и поплыли втроём. Плыли они плыли, а по берегу навстречу волк бежит. Видит, плывёт кораблик, и завыл:
Волк. У-у! Мышка Вострохвостик! Ты куда держишь путь?
Мышка. Я отправилась путешествовать, хочу поглядеть, как живут в неведомых краях, и узнать, нет ли там сладких корешков мне на зубок.
Волк. Возьми и меня с собой! Я принесу большой мясной хуплу-пирог.
Мышка. А будешь ли ты дружить с нами?
Волк. Чем я хуже других? Буду!
Воспитатель. Посадили они волка на кораблик и дальше поплыли. А навстречу по берегу медведь идёт. Увидал кораблик и заревел:
Медведь. Ох-х ох! Чей это кораблик по реке плывёт! Кто хозяин?
Мышка. Я капитан на кораблике, мы плывём поглядеть, как живут в неведомых краях, и узнать, нет ли там сладких корешков мне на зубок.
Медведь. Возьмите и меня с собой! Я принесу мёда, всем хватит.
Зайчик. Кораблик маленький! Нас и так много!
Лиса. Тебе и сесть негде!
Волк. Все потонем!
Медведь. Я осторожно сяду...
Мышка. Ну, так садись! Места всем хватит!
Воспитатель. Уселся медведь на кораблик. Плывут звери по реке, пьют, едят, друг на друга глядят. Плыли они день, другой, а на третий день припасы к концу подошли. Принялись звери припасы делить. Заспорили.
Медведь. (кивает на волка) Это ты всё один съел.
Зайчик. (кивает на лисичку) Это ты одна все съела.
Лиса. (кивает на мышку) Это ты одна все съела.
Воспитатель. Заревел на мышку медведь, завыл волк, залаяла лисичка, запищал зайчик (дети – персонажи сказки имитируют звукоподражания голосов зверей.) Испугалась мышка Вострохвостик, задрожала, хвостиком вильнула и парус повалила. Кораблик перевернулся. Все звери в воду упали. Дети – персонажи имитируют падение в воду и плавание, затем (кроме мышки) садятся на стульчики.
Воспитатель. Мышка быстрее всех на берег выбралась. Построила мышка Вострохвостик себе новую норку. Каждый день, как прежде, садилась она у входа, грызла зёрнышки и поглядывала на реку. Смотрела, как по реке к далёким берегам плывут ладьи под парусами. И досадно было мышке, что друзья помешали ей побывать в неведомых краях. С тех пор мышка Вострохвостик надеется найти себе настоящих верных друзей. Сидит она изо дня в день у норки и мечтает, как отправится на кораблике в новое путешествие.
По окончании драматизации дети – актеры кланяются, снимают атрибуты и садятся на стульчики.
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми при передаче характерных особенностей персонажа, участвует в игре – драматизации.
«Физическое развитие»
Развитие быстроты реакции, координации движения, крупной моторики
Подвижная игра «Ручейки».
Игроки делятся на 2-3 команды и строятся друг за другом в разных частях группы. На сигнал «Ручейки!» все бегут в разных направлениях, каждый в своей колонне. На сигнал «Большая река!» игроки соединяются в одну колонну. Правила игры. Игрокам следует крепко держать впереди стоящего за пояс. Игроки бегут друг за другом, не выходя из своей колонны. Игроки строятся в одну колонну только после сигнала «Большая река!»
После игры дети садятся на стулья.
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх
«Речевое развитие»
Развитие умения детей сравнивать народные сказки, находить различие и сходство в сказках с похожим сюжетом, высказывать свою точку зрения. Развитие интонационной выразительности речи
Звучит мелодия из детской телепередачи «В гостях у сказки».Воспитатель. Ребята, нас зовет в гости следующая сказка.
Сравнение русской народной сказки «Теремок» и чувашской народной сказки «Мышка Вострохвостик».
Демонстрируется 2 файл из презентации «В гостях у сказки»: «Теремок»Воспитатель. Ребята, в какую сказку мы с вами попали? (Ответы детей: «Теремок»). Какой народ сочинил сказку «Теремок»? (Ответы детей: русский народ) Назовите героев русской народной сказки «Теремок» (дети называют героев сказки).Воспитатель. Ребята, подумайте, на какую знакомую вам чувашскую народную сказку чем - то похожа русская народная сказка «Теремок»? (Ответы детей: на чувашскую народную сказку «Мышка Вострохвостик»).
Вопросы:
- Чем отличаются эти сказки? (Ответы детей: в русской сказке есть лягушка, а в чувашской – нет, в русской сказке мышку зовут норушка, в чувашской – вострохвостик, в русской – у всех зверей есть имена, а в чувашской только у мышки, в русской сказке мышка нашла теремок, а в чувашской сама построила кораблик, в русской сказке медведь сломал теремок, а в чувашской мышка хвостом задела парус и кораблик перевернулся).
- Чем похожи сказки? (Ответы детей: герои сказки похожи, все герои появляются друг за другом, просят их пустить, мышка добрая всех пускает, звери остаются без теремка или без кораблика).Воспитатель. Молодцы, ребята, хорошо знаете и русскую, и чувашскую сказки. Обе сказки очень интересные, потому что и чуваши, и русские очень любят своих детей, поэтому сочинили для них такие замечательные сказки.
Владеет умением сравнивать сказки, находить различие и сходство в сказках с похожим сюжетом, высказывать свою точку зрения. Речь интонационно выразительна.
«Социально – коммуникативное развитие»
Развитие эмоциональной отзывчивости, формирование готовности помочь.
Раздается стук в дверь, почтальон приносит письмо. Воспитатель читает письмо: « Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам мышка. Я живу в норке на берегу реки и мечтаю побывать в дальних странах. А еще я мечтаю найти новых друзей». Ребята, как вы думаете, от мышки из какой сказки пришло письмо? (Ответы детей: из чувашской сказки «Мышка Вострохвостик»).Воспитатель. Ребята, а давайте мы с вами будем мышке Вострохвостику настоящими верными друзьями и смастерим для нее красивые кораблики, чтобы она смогла исполнить свою мечту - побывать в неведомых краях.
Проявляет эмоциональную отзывчивость, готовность помочь делом.
«Художественно -эстетическоеразвитие»
Развитие способности изготавливать поделку путем складывания бумаги в разных направлениях
Конструирование «Кораблик» (из бумаги)Во время изготовления корабликов звучит мелодия из детской телепередачи «В гостях у сказки».Дети под руководством воспитателя изготавливают бумажные кораблики. По окончании работы, рассматривают их. Воспитатель хвалит детей, говорит, что дети смастерили столько корабликов, на них сможет путешествовать не только мышка Вострохвостик, но зайчик, лиса, волк и медведь.Воспитатель. Ребята, а нам пора возвращаться в наш детский сад. Садитесь скорее на ваши волшебные стулья – самолеты.
Дети садятся на стулья, говорят слова: раз, два, три – мы уже в детском саду, посмотри.
Активен и самостоятелен при изготовлении поделки, владеет приемом изготовления поделок путем складывания бумаги в разных направлениях.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Образовательная область (вид деятельности
Образовательные
задачи
Содержание организованной образовательной деятельности
Целевые
ориентиры
(характеристики)
«Социально – коммуникативное развитие»
Формирование позитивных установок
Воспитатель. Ребята, где мы с вами побывали? Что вам особенно понравилось? (Ответы детей). Молодцы, а мне очень приятно, что вы любите сказки разных народов. Я приготовила вам сюрприз (вносит матрешку, открывает): русское народное угощение для детей – петушки).
Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания. Проявляет положительные эмоции во время сюрпризного момента.