«ВИТЕБСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Примерное тематическое планирование
Специально организованной
и нерегламентированной деятельности детей:
Вторая младшая группа
Практический материал
Часть 3
Витебск
2015
ББК 74.104
Печатается в соответствии с решением редакционно-издательского совета государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования»
Автор-составитель:
О.В.Остапюк, методист отдела дошкольного и начального образования Витебского областного института развития образования
Рецензенты:
Т.А.Ульянова, главный специалист отдела общеобразовательной подготовки управления образования Витебского облисполкома,
В.И.Жук, начальник отдела дошкольного и начального образования Витебского областного института развития образования
П 76 Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: вторая младшая группа: методико-практический материал. В 3 ч. Ч.3. – Витебск: ГУДОВ «ВО ИРО», 2015. – 70 с.
В данном пособии представлено примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей дошкольного возраста, разработанное творческой группой заместителей заведующих по основной деятельности Железнодорожного, Октябрьского, Первомайского районов г.Витебска, г.Орши, г.Полоцка, г.Новополоцка. В материалах представлена система работы по организации и содержанию всех видов детской деятельности во 2-й младшей группе.
Материалы предназначены в помощь обучающимся на повышении квалификации, воспитателям дошкольного образования и руководителям учреждений дошкольного образования.
ББК 74.104
Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности
для детей второй младшей группы
МАРТ. Первая неделя. Тема: Моя семья
Цель: формирование представлений о семье; развитие умений позитивно относиться к близкому окружению и событиям, в которых воспитанник принимает участие
Формировать элементарные представления о семье как о явлении общественной жизни. Знакомить детей со словами, обозначающими родство (мама, папа, бабушка, дедушка, дочь, сын, внук, внучка). Развивать эмоциональную отзывчивость, мышление, речь. Воспитывать любовь и уважение к родным
1. Рассказ воспитателя: «В одном городе стоит теремок, живет в нем мальчик Ванечка. (Выставляет на мольберте плоскостное изображение мальчика.) Хорошо ли Ване живется в теремке? Дом большой, а мальчик Ваня еще маленький. Кто еще живет в тереме? (У Вани есть мама и папа.) (дети прикрепляют изображения мамы и папы.) Какой может быть мама? Какие ваши мамы? Какой у Вани папа? Мама и папа – это родители Вани. А мальчик Ваня кто им? Кто еще может жить вместе с Ваней и его родителями? (Бабушка и дедушка.) А для них кто мальчик Ваня? Кем он им приходится? (прикрепляют изображения бабушки и дедушки.) Вот как много людей живет в теремке, все они родные друг другу.
2. Физкультминутка«Помощники».
3. Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик – дедушка…».
4. Продолжение рассказа: Кто еще из родных может жить с Ваней? (Братья и сестры.) У Вани есть старший брат и младшая сестра. Вот как много у Вани родных. Все любят друг друга, заботятся друг о друге, взрослые играют с детьми, а дети помогают взрослым. Как мы можем назвать всех этих людей: детей, их родителей, дедушку и бабушку? (Это – семья. Все эти люди – члены семьи, родные.) (вспомним, кто кем приходятся друг другу).
5. Подведение итогов занятия
Плоскостные изображения сказочного дома – теремка; членов семьи: мальчика Вани, мамы, папы, дедушки и бабушки, брата и сестры.
Физкультминутка
«Помощники»
Дружно помогаем маме
Мы бельё полощем сами (имитируют полоскание белья).
Раз, два, три, четыре — потянулись (развешивают бельё, тянутся вверх).
Раз, два, три, четыре — вновь согнулись (наклон вперёд — берут бельё).
Раз, два, три, четыре, пять —
Высохло, пора снимать! (тянут руки вверх, стряхивают, укладывают бельё).
Хорошо мы потрудились.
Маме дружно улыбнулись.
Ю. Вакуленко
Ребенок и природа.
Тема: «Чья мама?»
Продолжать формировать представления о животных и их детенышах.
Развивать умения называть взрослых животных и их детенышей.
Воспитывать познавательное отношение к миру окружающей природы
1. Д/игра «Чья мама?» Игровые правила: подобрать карточки и правильно назвать взрослое животное и его детеныша.
2. Д/игра «Найди пару».
3. Физкультминутка.
4. Д/игра «Чьи детки?» (Вспомните, как зовет корова своего теленка, как отвечает ей теленок? и т.д. Половина детей – взрослые животные, вторая половина – детеныши. Воспитатель каждому на ухо называет животное или птицу и детёныша. Дети имитируют звуки, ищут свою семью).
5. Подведение итогов занятия
Набор карточек с изображением взрослых животных, одного и нескольких детенышей.
Стихотворение
«Курица и цыплята»
Куд-куда? Куд-куда?
Ну-ка, ну-ка все сюда!
Ну-ка к маме под крыло!
Куд-куда вас понесло?
В.Берестов
Развитие речи и культура речевого общения.
Тема: «Рассказы о своей семье»
Формировать умения строить разные типы предложений (простые, сложносочиненные). Развивать умение рассматривать картины и отвечать на вопросы взрослых. Активизировать в речи прилагательные, глаголы. Закреплять произношение звуков [к], [п]. Воспитывать уважительное отношение к членам своей семьи
1. Рассматривание картинок.
2. Игровое упражнение на звукоподражание «Как курочка и петушок разговаривают?», «Как цыплята отвечают?».
3. Рассказывание стихов о маме, папе, потешки «Ладушки-ладушки».
4. П/игра «Курица и цыплятки».
5. Беседа о том, как курица и петух заботятся о своих цыплятах. Вопросы: как ваши родители заботятся о детях? Какие обязанности у каждого члена семьи? Как вы помогаете взрослым?
6. Речевое упражнение «Ласковые слова для мамы, папы, бабушки».
7. Подведение итогов занятия
Сюжетные картинки «Курица и цыплята», «Моя семья».
Стихотворение «Мамочке подарок»
Из цветной бумаги
Вырежу кусочек.
Из него я сделаю
Маленький цветочек.
Мамочке подарок
Приготовлю я.
Самая красивая
Мама у меня!
О. Чусовитина
Развитие речи и культура речевого общения.
Тема: «Дружная семья»
Продолжать формировать у детей представления о доме, семье, родителях. Развивать связную речь.
Ввести в активный словарь детей существительные (семья, родители, сын, дочь, брат, сестра, взрослый, ребенок, бабушка, дедушка); глаголы (кто, что делает?). Продолжать воспитывать уважение и любовь к близким людям
1. Упражнение-приветствие «Здравствуй наша дружная семья!».
2. Д/игра «Назови ласково».
3. Д/игра «Кто что делает?» (сопровождается движениями).
4. Физкультминутка.
4. Беседа о празднике 8 марта.
5. Д/игра «Расскажи о маме».
6. Подведение итогов занятия
Пособие «Дом» (изображение дома с шестью окошками, в них картинки мужчины (папа), женщины (мама), мальчика (сын), девочки (дочь), бабушки и дедушки).
Сюжетные картинки на тему семья для игры «Кто что делает?»
Искусство: изобразительная деятельность (лепка).
Тема: «Печенье к чаю»
Формировать представления о средствах выразительности: форма, пропорции. Продолжать развивать умения лепить разными приемами и способами: раскатывать пластилин, сплющивать шарик, сдавливать его ладонями; украшать вылепленные изделия с помощью разных материалов. Воспитывать аккуратность в работе, доброжелательное отношение к родителям
1. Беседа о семье.
2. Д/игра «Встречаем гостей».
3. Показ приёмов работы.
4. Физкультминутка. «Ладушки – ладушки. Где были? У бабушки».
5. Выполнение работы детьми.
6. Рассматривание работ, обыгрывание
Соленое тесто, материалы для украшения: природный материал, семечки и т.д., поднос для детских работ.
Физкультминутка:
Ладушки – ладушки.
Где были? У бабушки (хлопают в ладоши).
А у бабушки ладони в морщинки собраны (показывают руки ладонями вверх)
Добрые-предобрые все работали ладони (поглаживают ладонь об ладонь.)
Долгими годами (постукивают кулачком по ладони).
Пахнут добрые ладони супом, пирогами (подносят ладони к лицу, нюхают).
По кудрям тебя погладят добрые ладони (гладят себя по голове).
И с любой печалью сладят теплые ладони (обнимают себя за плечи).
Ладушки-ладушки! Где были? У бабушки! (хлопают в ладоши)
Искусство: изобразительная деятельность (рисование).
Тема: «Портрет семьи»
Формировать основные формообразующие движения (круг). Развивать умения определять центр композиции, рисовать на всем листе; видеть эмоциональное состояние, передавать радость. Воспитывать доброжелательное отношение к родителям
1.Беседа о семье.
2. Рассматривание фотографий.
3. Стихотворение:
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Васька, твой сосед,
Обязательно картина называется портрет.
А. Кушнер
4. Воспитатель предлагает нарисовать семейный портрет – папу, маму и себя, изобразив только головы. Объясняет способ передачи частей лица, волос. Побуждает детей вспомнить, какое настроение чаще бывает у родителей. Радость? Печаль? Просит детей мимикой изобразить эти состояния. Показывает их на экране (вставляет в экран вкладыши с изображением разных эмоциональных состояний).
5. Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая».
6.Выполнение работы детьми, индивидуальная помощь.
7. Рассматривание работ
Листы бумаги в виде рамок, краски, кисти, салфетки, цветовой экран и вкладыши с мимическими изображениями различных эмоциональных состояний, семейные фотографии.
Пальчиковая игра.
«Как у нас семья большая»
Как у нас семья большая (Ритмичные хлопки, а в ладоши и удары) да весёлая. (кулачками попеременно)
Два у лавки стоят, (загнуть большие пальцы на обеих руках) Два учиться хотят, (загнуть указательные пальцы на обеих руках)
Два Степана у сметаны (загнуть средние пальцы) Объедаются.
Две Дашки у кашки питаются. (загнуть безымянные пальцы). Две Ульки в люльке качаются. (загнуть мизинцы)
Искусство: изобразительная деятельность (аппликация).
Тема: «Солнышко, покажись, моим родителям улыбнись!»
Содействовать развитию интереса к аппликационной деятельности. Развивать умения создавать образ солнца: приклеивать круг, полоски разной формы и длины; закрепить умение правильно держать кисть, равномерно намазывать форму клеем. Продолжать воспитывать уважение к родителям
1. Чтение стихов про маму, папу, бабушку. 2. Уточняющая беседа по содержанию стихов.
3. Д/игра «Подбери ласковое слово».
4. Показ приёмов работы.
5. Физкультминутка «Солнышко».
6. Выполнение работы детьми.
7. Рассматривание работ, обыгрывание
Стихи по теме; листы бумаги, клей, кисти, подставки, заготовки кругов и полосок желтого цвета.
Физкультминутка «Солнышко»
Солнышко, колоколнышко,
(стоят в маленьком кругу: шагают назад, максимально расширяя круг, держась за руки)
Ты пораньше взойди, (руки вверх, тянутся на носочках – вдох, фраза на вдохе)
Нас пораньше разбуди. (опускают руки – выдох, фраза на выдохе)
Нам в поле бежать, Нам весну встречать. (бегут по кругу, взявшись за руки)
Нерегламентированная деятельность
Общение
Игровая деятельность
Познавательная
практическая
деятельность
Художественная
деятельность
Трудовая
деятельность
*Беседа «Наши бабушки» (по стихотворениям А.Барто «Помощница», Л.Квитко «Бабушкины руки», Т.Кляшторнай «Ветлівыя словы», Э.Агняцвет «Маме»).
Цель: воспитывать чувства любви и уважения к старшему поколению, желание оказывать посильную помощь.
*Беседа: «Как у нас семья большая»
Цель: закреплять представления о том, как в семье заботятся друг о друге, развивать умение отвечать на вопросы.
*Диалог «Приглашение в гости»
Цель: развивать диалогическую речь; закреплять правила поведения в гостях.
*Рассуждение «Расскажи о близких»
Цель: развивать умения вступать в разговор со взрослыми и сверстниками.
*С/ролевые игры «Дом. Семья», «Встреча гостей», «Мамин праздник»
Цель: развивать умения изображать близких людей и вступать в игровые отношения с неодушевленными объектами (куклы, машины); использовать в игре предметы-заменители; побуждать детей вступать в игре в позитивное взаимодействие друг с другом.
*Д/игра «Чей детеныш?»
Цель: продолжать развивать умения называть взрослых животных и их детенышей, упражнять в назывании одного и нескольких детенышей.
*Д/игра «Упрямые слова»
Цель: формировать умение правильно употреблять в речи неизменяемые слова.
*Д/игры «В гостях у тети Кошки», «Праздничный стол для друзей»
Цель: активировать речь, словарный запас, развивать связную речь.
*Д/игра «Кто старше?»
Цель: развивать умения с помощью картинок устанавливать возрастные и родственные взаимоотношения (старше, младше, маленький, взрослый, пожилой и т.д.)
*Наблюдение «Найди отличия»
Цель: формировать умения видеть и понимать разные эмоциональные состояния человека.
*Рассматривание семейных фотографий «Кто живет со мною дома?»
Цель: продолжать формировать представление об обобщающем понятии «Семья», развивать умение правильно называть членов своей семьи, иметь представления об их домашних обязанностях
*Чтение стихотворений А.Барто «Помощница», Л.Квитко «Бабушкины руки», Т.Кляшторнай «Ветлівыя словы», Э.Агняцвет «Маме».
Цель: поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребенка при восприятии произведений.
*Оформление выставки совместного творчества «Мама, папа, я – дружная семья»
Цель: развивать творческие способности, приобщать к совместной с родителями деятельности.
*Аппликация «Рамки для семейных фотографий».
Цель: развивать умение сочетать цвета деталей и фона
*Рисование «Подарок для мамочки»
Цель: закреплять умение выполнять изображение в цвете
Ручной труд
*Изготовление подарков для мам и бабушек.
Цель: продолжать формировать представления о способах изготовления поделок, безопасном применении орудий труда.
Хозяйственно-бытовой труд *«Мамины помощники»
Цель: продолжать формировать представления о необходимости поддерживать порядок, убирать за собой игрушки
МАРТ. Вторая неделя. Тема: Неживая природа (вода, воздух)
Цель: формирование представлений о свойствах воды, воздуха, развитие желания познавать природу, воспитание бережного отношения к природе
Ребенок и общество, Развитие речи и культура речевого общения.
Интегрированное.
Тема: «Поможем колобку умыться»
Способствовать накоплению у детей представлений о свойствах воды, познакомить со способом получения теплой воды, смешивая горячую и холодную. Развивать умение делать выводы, разыгрывать короткие произведения. Закреплять культурно-гигиенические навыки. Воспитывать аккуратность
1. Проблемная ситуация: приход в группу Колобка с грязными руками и щеками.
2. Проблемные вопросы: Как помочь Колобку? Что делать, если есть только холодная и горячая вода? Почему плохо умываться холодной водой? (можно простудиться, замерзнут руки, плохо отмывается грязь), горячей (можно обжечься).
3. Выдвижение гипотез: подождать, пока горячая вода остынет (но это долго), смешать холодную и горячую (это быстро и легко).
4. Планирование деятельности: необходимо подготовить емкость, чтобы смешивать воду, ковшик, чтобы набирать воду, тряпочки.
5. Опыт: получение теплой воды в процессе самостоятельной деятельности.
6. Обыгрывание потешки «Водичка…»
7. Подведение итогов: драматизация сказки «Колобок» на новый лад (встречаясь с героями сказки Колобок спрашивает, как получить теплую воду)
Предварительная работа: экспериментирование с водой, мытье игрушек, стирка кукольного белья.
Потешка с изменениями.
Водичка, водичка,
Умой Колобку личико,
Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок!
Ребенок и природа.
Вариант 1
Тема: «Где живет вода?»
Формировать представление о свойствах воды, важности воды для всего живого. Развивать познавательную сферу ребенка, умения проводить элементарные опыты. Воспитывать бережное отношение к воде
1. Сюрпризный момент: в гости приходит капелька.
2. Загадка о воде, стихотворение «Сто такое вода?»
Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах,
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке. С.Олегова
3. Беседа: для чего нужна вода, как мы ее используем? (пьем, моем руки, купаемся, стираем, поливаем цветы, моем пол). Чтобы попасть к нам, вода проделывает долгий путь. Это родник, из него течет ручеек. Ручейки попадают в реку, река впадает в море (слушание шума моря в записи).
4. Подвижная игра «Ручейки».
5. Проведение опытов: «Вода не имеет вкуса», «Вода не имеет запаха».
6. Подведение итогов занятия
Стаканчики с кипяченой водой по количеству детей, сахар, соль, гуашь, кисти, картинки с изображением ручейка реки, моря
Загадка:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Очень добродушная,
Мягкая, послушная.
Догадались вы, друзья,
Как зовут меня? (Вода)
Ребенок и природа.
Вариант 2
Тема: «Воздух – невидимка»
Формировать представление о том, что воздух находится вокруг нас, познакомить с некоторыми свойствами воздуха. Развивать внимание, интерес к экспериментированию. Воспитывать аккуратность при проведении опытов
1. Создание интереса к предстоящей деятельности: воспитатель приглашает детей в школу волшебников.
2. Проведение опытов:
«Воздух можно увидеть» (опускают соломинку в стакан с водой и дуют, опускают сухую губку в воду и сжимают ее);
«Воздух можно услышать» (воспитатель надувает шар, затем развязывает нитку);
«Воздух можно почувствовать» (берут веера и машут ими у лица);
«Воздух бывает холодный и теплый» (выдыхают на ладони – теплый воздух, подносят к вентилятору – холодный).
3. Подвижная игра «Пузырь».
4. Подведение итогов занятия
Развитие речи и культура речевого общения, Ребенок и природа.
Интегрировнное.
Тема: «Освобождение бусинок из ледяного плена»
Формировать представление об агрегатных состояниях, свойствах воды (показать, что в тепле лед тает и вновь становится водой). Развивать умения слушать и понимать речь, отвечать на вопросы. Обогащать словарный запас по теме. Воспитывать аккуратность при проведении опытов
1. Создание проблемной ситуации: несла бусы, уронила в воду, Дед Мороз заморозил их.
2. Вопросы поискового характера, выдвижение гипотез и их анализ (погреть в руках: хорошо – лед растает, плохо – руки замерзнут; положить в теплую воду, на батарею: плохо – придется долго ждать; отогреть в варежках: хорошо – лед растает, плохо – варежки намокнут).
3. Д/упражнение «Назови ласково» (лужа – лужица, ветер – ветерок, вода – водичка и т.д.).
4. Проведение опытов для проверки гипотезы, беседа по результатам опытов.
5. Подвижная игра «Бусы» (по сигналу дети-бусины рассыпаются, затем опять собираются в «бусы» (становятся в круг в первоначальном порядке). 6. Подведение итогов занятия
Предварительная работа: игры со льдом на прогулке, изготовление цветных льдинок.
Замороженные во льду бусины, баночки с теплой водой, тарелочки, тряпочки
Элементарные математические представления, Ребенок и общество.
Интегрированное.
Тема: «Воздушные шары»
Закреплять представление о том, что воздух находится вокруг нас, им можно заполнять различные предметы, он делает предметы упругими. Формировать понятия «такой же», и «одинаковый». Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, закрепить представления о форме, цвете. Воспитывать культуру познания
1. Ритуал приветствия (дети, взявшись за руки, приветствуют друг друга: Здравствуй, друг, здравствуй, друг! Получился дружный круг).
2. Сюрпризный момент (появляется сказочный герой с воздушными шарами).
3. Беседа «Почему шарик называется воздушный?».
4. Д/игра «Подбери по цвету» (к картонным силуэтам шаров необходимо подобрать ленты, подходящие по цвету).
5. П/игра «Пузырь».
6. Д/упражнение «На что похоже» (дети передают друг другу воздушный шар, называя предметы круглой и овальной формы).
7. Д/упражнение «Путешествие шаров» (умение ориентироваться на листе бумаги).
8. Игры с воздушными шарами
Картонные цветные силуэты шаров и ленты к ним, «полянки» (листы бумаги для ориентировки на листе бумаги), воздушные шары
Искусство: музыкальная деятельность, изобразительная деятельность (рисование), Ребенок и природа.
Интегрированное. Тема: «Ручейки и лужицы»
Закреплять представление о свойствах воды (льется, капает) и ее агрегатных состояниях, умение передавать смену двухчастной музыки в движении. Развивать умение рисовать ручейки (волнистые линии) и лужицы (замыкание в круг; стремление к самовыражению в процессе пения. Воспитывать аккуратность при работе с красками
1. Организационный момент: загадка.
2. Сюжетная музыкальная игра «Ручейки».
3. Музыкально-дидактическая игра «Грустно-весело» (1 часть «Детского танца» А. Мойкопара – имитируют бульканье ручейка, вторая – молчат).
4. Пальчиковая гимнастика «Погреем ручки».
5. Рассматривание образцов, показ способа изображения ручейков и лужиц.
6. Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь.
7. Исполнение песни Я. Жабко «Буль – буль, ручеек».
8. Рассматривание работ, любование
Материалы для рисования.
Шапочка солнышка
Загадка:
Выросла сосулька
За ночь у окна,
Ручеек забулькал.
На дворе… (весна)
Искусство: изобразительная деятельность (рисование, аппликация)
Тема: «Плывут кораблики»
Формировать умение создавать коллективную композицию, используя игровые приемы. Закреплять умение рисовать волнистые горизонтальные линии; навык рисования краской пальчиками. Повторить названия цветов, величины. Развивать восприятие, воображение, радость от совместного творчества. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе
1. Организационный момент: рассматривание бумажных корабликов, определение цвета, величины, из чего сделаны, где могут плавать.
2. Объяснение способа рисования ручейков пальчиками; показ детьми в воздухе, как они будут рисовать волнистую линию.
3. Выполнение работы детьми, индивидуальная помощь.
4. П/игра «Перепрыгни через ручеек».
5. Наклеивание корабликов на ручейки.
6. Рассматривание коллективной работы, чтение стихотворения С.Маршака «Кораблик»
Синяя гуашь, голубым цветом ватман, на котором нарисовано солнышко, бумажные кораблики разного цвета и размера
Стихотворение «Кораблик»
Плывет, плывет кораблик,
Кораблик золотой,
Везет, везет подарки,
Подарки нам с тобой.
Ведет кораблик утка,
Испытанный моряк,
- Земля! - сказала утка.
- Причаливаем! Кряк!
С.Маршак
Нерегламентированная деятельность
Общение
Игровая деятельность
Познавательная практическая деятельность
Художественная деятельность
Трудовая деятельность
*Беседа-рассуждение «Если не будет воды»
Цель: побуждать к размышлениям и высказываниям по теме; закреплять представления о значении воды.
*Беседа «Нам нужен чистый воздух»
Цель: формировать представления о роли воздуха в жизни человека.
*Рассказ воспитателя «Зачем беречь воду»
Цель: развивать умение слушать и понимать речь воспитателя.
* Проблемная ситуация «Можно ли есть сосульки»
Цель: обогатить представления детей о явлениях неживой природы, о том, что нельзя ходить под сосульками и есть их.
*Проблемная ситуация «Чем пахнет воздух»
Цель: закреплять представление о том, что капельки вещества распространяются в воздухе и вместе с ним попадают в нос.
*Проблемная ситуация «Для чего нужно умываться»
Цель: формировать интерес к повседневным гигиеническим процедурам, уточнить правила сохранения здоровья
*Д/игра «Где звенит капель»
Цель: развивать слуховое восприятие, умение ориентироваться в пространстве, используя слова «слева», «справа», «впереди», «сзади».
*Д/игра «Какой ветер»
Цель: закреплять умение подбирать описательные прилагательные, развивать воображение, внимание.
*Д/игра «Ветер по морю гуляет» (с водой и лодочками)
Цель: формировать представление о том, что внутри человека есть воздух, развивать дыхание.
*Д/игра «Доскажи словечко»
Цель: формировать умение подбирать относительные прилагательные (какой бывает ручеек, дождик, лужица, река).
*Д/упражнение «Ручейки»
Цель: закреплять умение сравнивать два предмета контрастных размеров, развивать восприятие, воображение, моторику.
*Д/упражнение «Подуй как ветер»
Цель: развивать силу голоса, умение делать глубокий вдох носом и выдох через рот с произношением звука «у»
*П/игра «Превращения» (я превращаю вас в ветерок (ураган, море, реку, капельку)
Цель: развитие воображения, двигательных навыков.
*П/игра «Ручейки у озера»
Цель: закреплять умение бегать друг за другом, становиться в круг по команде (дети делятся на группы, по сигналу «ручейки» бегут друг за другом, по сигналу «озеро» становятся в круг)
*П/игра «Не замочи ног»
Цель: закреплять умение выполнять прыжки, отталкиваясь одновременно двумя ногами, приземляться мягко на обе ноги, развивать координацию движений, закрепить знание некоторых свойств воды.
*П/игра «Солнышко и дождик»
Цель: развивать физические качества, внимание, тренировать в беге в различных направлениях.
*Музыкально-дидактическая игра «Зайка серый умывается»
Цель: развивать умение согласовывать движения с текстом, чувство ритма, доставить удовольствие от совместной игры.
*Игры с воздушными шарами
*Наблюдение на прогулке «Капель»
Цель: установить зависимость между таянием сосулек и погодой.
*Наблюдение за вертушкой
Цель: закреплять представление о свойствах воздуха.
*Опыт «Вода принимает форму»
Цель: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который налита.
*Опыт «Волшебные пузырьки»
Цель: обнаружить воздух в различных предметах (кусочке дерева, земли, глины, губки).
*Опыт «Тонет – плавает»
Цель: формировать представление о том, что легкие предметы плавают на поверхности воды, тяжелые – тонут.
*Пускание мыльных пузырей
Цель: развивать координацию движений, дыхание, познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь
*Заучивание потешки «Дождик, дождь», стихотворения З.Александрова «Дождик», стихотворения Г.Лагздынь «Песня дождинок»
Мы – дождинки!
Мы – слезинки!
В туче–матушке прижились.
Наши кругленькие спинки
В мокрых каплях схоронились!
Над землею мы летаем,
вместе с громом распеваем!
Цель: развивать память, внимание, умение эмоционально и выразительно исполнять произведения.
*Чтение К.И.Чуковского «Мойдодыр»
Цель: развивать внимание, воображение, умение сопереживать героям, интерес к художественной литературе.
*Разгадывание загадок о воде
Цель: формировать умение выделять яркие, характерные особенности объекта, развивать аналитические способности.
*Рисование поролоновой губкой «Воздушные шары»
Цель: развивать умение набирать краску на поролоновый тампон, закрашивать изображение, закреплять знание цветов.
*Аппликация «Пушистая туча»
Цель: развивать восприятие, воображение, мелкую моторику.
*Аппликация с элементами рисования «Дождик»
Цель: развивать умения использовать способ обрывания (туча), наклеивать простые формы, дополнять изображение красками (капли).
*Слушание записей ветра (легкий ветерок, порывистый ветер, ураган)
Цель: развивать слуховое восприятие.
*Игра на музыкальных инструментах «Песенка дождя», «Песенка ветра»
Цель: воспитывать познавательное отношение к звуковой действительности
Труд в природе
*«Полив растений в уголке природы» (совместно с воспитателем)
Цель: формировать умения определять необходимость поливки растений по состоянию почвы, правильно поливать растения, развивать желание ухаживать за ними, помогать взрослому.
Хозяйственно-бытовой труд
*«Стирка кукольного белья» (совместно с воспитателем)
Цель: закреплять представления о свойствах воды (холодная, теплая, льется, капает)
*«Мытье игрушек» (совместно с воспитателем) Цель: формировать желание содержать игрушки в чистоте, развивать трудовые умения, воспитывать взаимопомощь.
*«Протереть пыль в игровых уголках» (совместно с воспитателем)
Цель: закреплять представление о том, что для жизни нужен чистый воздух, формировать желание помогать взрослому, эстетическое наслаждение от порядка в группе
МАРТ. Третья неделя. Тема: Весна. Сезонные изменения в природе
Цель: Формирование представлений о времени года – весна, о её характерных признаках, необходимости гуманного отношения к природным объектам
Ребёнок и общество
Тема: «Весеннее приключение куклы Маши»
Формировать представления о предметах одежды и обуви; о бережном отношении к своему здоровью (не ходить во влажной одежде, мокрой обуви); потребность в чистоте и опрятности. Развивать мышление, речь, интерес к своему внешнему виду. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью
1. Организационный момент: д/упражнение «Назови одним словом» (Перед детьми картинки с изображением одежды, обуви: Какие предметы нарисованы на картинках? Как эти предметы можно назвать одним словом?).
2. Д/игра «Оденемся на прогулку» (дети отбирают картинки с изображением одежды и обуви, которые можно носить весной).
3.Д/игра «Определи время года по одежде».
4. Физкультминутка.
5. Сюрпризный момент: в гости приходит кукла Маша, которая хочет отправиться на прогулку. Кукла одета в летнее платье и тапочки. Что нужно одеть кукле, чтобы выйти на прогулку? Дети одевают куклу по сезону. Пошла Маша гулять. Вдруг на небе появилась туча, и пошёл дождь. «Погуляю я под дождиком», – подумала Маша. Что случилось с одеждой Маши? Почему нельзя гулять под дождём? Почему нельзя ходить в мокрой одежде? В чём можно ходить по лужам? Почему? Вернулась Маша домой, надела сухую одежду, на ножки резиновые сапоги. Долго Маша гуляла на прогулке и радовалась весне.
6. Подведение итогов занятия
Картинки с изображением одежды, обуви, кукла.
Физкультминутка:
Ручка – раз,
Ручка – два.
Застегнём застёжки на твоей одежке.
Пуговицы, кнопочки, разные заклёпочки.
На ножки – шалунишки наденем штанишки.
Повторяй за мной слова: ножка раз
И ножка два.
А теперь на ножки – носочки и сапожки.
Куртку застегнули, шапку завязали.
Дети одеваться очень все устали
Ребёнок и общество
Тема: «Советы тётушки Совы»
Формировать представление о правилах безопасного поведения на улице весной (обвал снега с крыш, таяние сосулек), о правилах пользования игровым, физкультурным оборудованием весной на участке детского сада и во дворе дома. Развивать наблюдательность, мышление, речь. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение согласовывать свои действия
1. Организационный момент: прилетела из леса тётушка Сова, рассказывает стихотворение.
2. Беседа с тетушкой Совой: (Может ли быть опасным снег, сосулька? Чем они опасны? Как себя вести, чтобы эти объекты не представляли опасности для здоровья? Как пользоваться физкультурным и игровым оборудованием весной на участке детского сада и во дворе дома?)
3. Физкультминутка «Краски весны»
Снова нет ручьям покоя – день и ночь журчат в кустах. (бегут по кругу друг за другом)
Ходит солнце золотое в чистых-чистых небесах.
(спокойно идут друг за другом)
Льёт лучи на лес и луг (приседают – встают)
И на все цветы вокруг. («цветок» над головой)
Б. Асаналис
4. Д/игра «Да – нет» (закрепление правил безопасного поведения весной на улице).
5. Подведение итогов занятия
Игрушка Сова, фотографии нависших сосулек.
Стихотворение: Сияет на солнце сосулька. Гордится своей красотой. Не знает бедняжка что скоро Окажется талой водой.
В.Горщак
Ребёнок и природа, Развитие речи и культура речевого общения.
Интегрированное.
Тема: «Весна-красна»
Формировать представление о характерных признаках весны, умение устанавливать элементарные причинно-следственные связи. Развивать понимание и использование в речи грамматических средств, побуждать к активному поиску правильной формы слова. Воспитывать интерес к познанию природы
1. Организационный момент: загадка о весне.
2. Д/игра «Бывает – не бывает» (если то, что я вам скажу бывает весной, хлопайте в ладоши; если не бывает – машите руками: шубы на людях, почки на деревьях, радуга на небе, подснежники в лесу, дети катаются на коньках и т.д.).
3. Д/игра «Доскажи словечко»
В деревянный свой дворец
Прилетел весной (скворец);
Для полей он наших врач
Ест букашек разных (грач);
Замурлыкали вдали
Прилетая (журавли).
4. Пальчиковая гимнастика «Весна».
5. Д/игра «Что сначала, что потом» (найти ошибки: сначала была весна, а потом наступила зима. Сначала растаял снег, потом побежали ручьи. Сначала выросли листочки, потом набухли почки. Сначала появились лужи, а потом пошёл дождь и др.).
6. Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Скворечники»
Картина по теме «Весна», предметные картинки (скворечник, солнце, дождь, скворец, грач, журавль).
Загадка:
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?
Пальчиковая гимнастика «Весна»
Иди, весна, иди, красна,
Принеси ржаной колосок,
Овсяный снопок,
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край
Развитие речи и культура речевого общения
Тема: «Весна идёт – весне дорогу!»
Формировать у детей основы артикуляции, фонематического слуха, речевого дыхания. Обогащать активный словарный запас именами существительными, глаголами по теме. Упражнять в правильном произношении звуков «у», «ж», «з». Развиват