Знакомство Достоевского с Западом и его “Русская” идея
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Восприятие Достоевским и его героев Запада — часть большой темы «Достоевский: Россия и Запад». Отношение России к Западу и Запада к России со времен петровских реформ было центральной проблемой российской политической, философской, а также художественной мысли, глубочайшей, зачастую весьма болезненной, интеллектуальной рефлексией. В то время общество интересовало, каким путем пойдет Россия в своем развитии — проторенным западным или неким новым, особенным, и станет ли Россия западной страной. Именно эти вопросы были в XIX веке ключевыми для русской общественной мысли, именно они разделили русских мыслителей на славянофилов и западников. Этот спор до сих пор остается актуальным, и время ничуть не снизило его остроту. В контексте XIX столетия термин «Запад» чаще всего обозначал только Европу, о которой Достоевский писал много, подробно, вдохновенно. Достоевский-почвенник надеялся примирить противоречия России и Европы, мечтал о синтезе двух равноценных и равнозначных начал: родной почвы и западной культуры. В 1862 году Достоевский впервые в жизни оказался за границей и путешествовал по городам Европы два с половиной месяца, по заранее составленному маршруту. Замечательно его признание в «Зимних заметках о летних впечатлениях» — очерках, написанных через полгода после поездки. «За границей я не был ни разу; рвался я туда чуть не с моего первого детства, еще тогда, когда в долгие зимние вечера, за неумением грамоте, слушал, разиня рот и замирая от восторга и ужаса, как родители читали на сон грядущий романы Радклиф, от которых я потом бредил во сне в лихорадке. Вырвался я наконец за границу сорока лет от роду, и, уж разумеется, мне хотелось не только как можно более осмотреть, но даже всё осмотреть, непременно всё, несмотря на срок»
(“Зимние заметки о летних впечатлениях”, Глава I “Вместо предисловия”, 1863г.) Замечательно признание — и замечательны выражения, которые употребляет Достоевский применительно к своей поездке: «рвался» и «вырвался», слова, которые так понятны всякому русскому человеку и которые привычно ассоциируются скорее с западниками, чем с почвенниками. Именно тогда, в 1862-м, назвал Достоевский весь дальний Запад, то есть Западную Европу — «страной святых чудес», прибегнув к метафоре из стихотворения А.С. Хомякова. Святые чудеса, процветавшие на Западе, — это его философия, наука, искусство, литература; это идеи гуманизма, свободы, равенства и братства, это вера в счастливое будущее человечества, это колоссальное богатство западной цивилизации, которым восхищались лучшие русские умы.
«У нас — русских, — писал Достоевский в «Дневнике писателя» в 1876 году, — две родины: наша Русь и Европа, даже и в том случае, если мы называемся славянофилами (пусть они на меня за это не сердятся). Против этого спорить не нужно. Величайшее из величайших назначений, уже сознанных Русскими в своем будущем, есть назначение общечеловеческое, есть общеслужение человечеству, — не России только, не общеславянству только, но всечеловечеству» (“Записки о русской литературе”. Глава I, “Смерть Жорж Занда”, 2006г.)
Русским не стыдно по-настоящему любить Европу — ведь многое из того, что от нее взято и пересажено на родную почву, не копировалось рабски, а прививалось к своему организму, вживалось в плоть и кровь. Достоевский уверен: всякий европейский поэт, мыслитель, филантроп, кроме земли своей, из всего мира, наиболее и наироднее бывает понят и принят всегда в России. Болеть за всех — это и есть назначение русского культурного человека: один лишь русский получил способность становиться наиболее русским именно тогда, когда он наиболее европеец.
«Я во Франции — француз, с немцем — немец, с древним греком — грек и тем самым наиболее русский, — говорит Андрей Версилов, герой романа «Подросток». — Тем самым я — настоящий русский и наиболее служу для России, ибо выставляю ее главную мысль. <...> Русскому Европа так же драгоценна, как Россия: каждый камень в ней мил и дорог. Европа так же была отечеством нашим, как и Россия. О, более! Нельзя более любить Россию, чем люблю ее я, но я никогда не упрекал себя за то, что Венеция, Рим, Париж, сокровища их наук и искусств, вся история их — мне милей, чем Россия» (“Подросток”, 1972г.)
Для Достоевского «страна святых чудес» — это европейский Запад: Англия, Франция, Германия, Италия, Испания и прочие страны европейской части континента. «Русская идея», которую разрабатывает и формирует Достоевский, не националистична, а всечеловечна.
«Мы предугадываем, — пишет он, — что характер нашей будущей деятельности должен быть в высшей степени общечеловеческий, что русская идея, может быть, будет синтезом всех тех идей, которые с таким упорством, с таким мужеством развивает Европа...» (“Записки о русской литературе”, 2006г.)
Для Достоевского часть русских людей "народом" не являлась, а точнее, была "оторвана от народа". Писатель разделял концепцию славянофилов, согласно которой Петр I разделил Россию на "народ" и "общество", иными словами оторвал часть русской интеллигенции от "родной почвы" и стал воспитывать ее на идеалах западноевропейской цивилизации. Таким образом, часть русских утратила свою народность, как бы превратившись во французов, немцев или англичан. "Русскими", или "народными" осталось прежде всего простонародье, и оно в течение двух столетий было чуть ли не единственным носителем русской народности, т.е. было народом. Для всех почвенников простонародность была просто фольклором и как таковая составляла лишь элемент народности. Идеалом русского человека в его развитии Достоевский считает Пушкина. Позднее в знаменитой речи на открытии памятника Пушкину в Москве в 1880 году Достоевский отметит: «Нет, положительно скажу, не было поэта с такою всемирною отзывчивостью, как Пушкин, и не в одной только отзывчивости тут дело, а в изумляющей глубине ее, а в перевоплощении своего духа в дух чужих народов, перевоплощении почти совершенном, а потому и чудесном, потому что нигде, ни в каком поэте целого мира такого явления не повторилось. Это только у Пушкина, и в этом смысле, повторяю, он явление невиданное и неслыханное, а по-нашему, и пророческое, ибо... ибо тут-то и выразилась наиболее его национальная русская сила, выразилась именно народность его поэзии, народность в дальнейшем своем развитии, народность нашего будущего, таящегося уже в настоящем, и выразилась пророчески. Ибо что такое сила духа русской народности, как не стремление ее в конечных целях своих ко всемирности и ко всечеловечности? Став вполне народным поэтом, Пушкин тотчас же как только прикоснулся к силе народной, так уже и предчувствует великое грядущее назначение этой силы. Тут он угадчик, тут он пророк».
Достоевский понимал, что его программа рассчитана не на одно десятилетие, что предстоит долгий и трудный путь. «Время окончательного соединения оторванного теперь от почвы общества — еще впереди». Когда надежды на гармонический исход Крестьянской реформы рухнули, Достоевский еще более укрепился в мысли о тернистых путях к идеалу. Главное внимание он стал уделять драматическим и даже трагическим тупикам, которые подстерегают русского интеллигента в его духовных поисках.
Заключение Деятельность «почвенников», несмотря на примирительную позицию, прошла в острой полемике как с консервативными идеологами, так и с революционно-демократическими публицистами. Не определившись как философское или социальное учение, оно свелось к общественно-политическим декларациям о необходимости соединения с родной почвой и народным началом, оставшись фактом общественной и идеологической борьбы в послереформенной России, на переломе двух эпох в русской истории. Достоевский как писатель и мыслитель оказал огромное воздействие на духовную атмосферу XX в., на литературу, эстетику, философию (прежде всего на экзистенциализм, персонализм и фрейдизм), и особенно на русскую философию, передав ей не какую-то систему идей, а то, что философ и богослов Г. В. Флоровский назвал «раздвижением и углублением самого метафизического опыта».
Исследуя человека, Достоевский продвигается в своем понимании общества и в том, какой должна быть социальная теория, работающая на совершенствование общества. В современных ему социальных теориях он видел, как решалась проблема человека. Таким образом, "почва" в понимании почвенников, а в частности и Достоевского, является синонимом "народных свойств", или, другими словами, индивидуальности народа - народности.
Источники 1) http://ru.wikipedia.org/wiki/Почвенничество 2) http://feb-web.ru/ 3) http://www.rp-net.ru/book/OurAutors/saraskina/amerika.php 4) http://vsedli.ucoz.ru/blog/pochvennichestvo_dostoevskogo/2012-05-20-175 5) Миронов. Философия: Учебник для вузов 6) Философия: Учебник для вузов/Под ред. Проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова.– М.:Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998 – 584 с. 7) Бердеяв Н. А. О России и русской философской культуре. – М.: 1990 г. – 324 с. 8) В кругу Федора Достоевского. Почвенничество: Пер. с польск. / Анджей де Лазари; Отв. ред. В.А. Хорев. - М.: Наука, 2004. - 207 с.
Цитаты: I. «Русское общество должно соединиться с народною почвой и принять в себя народный элемент» Источник: «Книжность и грамотность», см.: Полн. собр. худож. произв., т. 13, 1930, с. 98 II. «Всякое общество может вместить только ту степень прогресса, до которой оно доразвилось и начало понимать» Источник: цит. по кн.: Борщевский С., Щедрин и Достоевский, 1956, с. 55 III. «Из этого ли родника наши юные люди почерпнут правду и безошибочность направления своих первых шагов в жизни? Вот где начало зла: в предании, в преемстве идей, в вековом национальном подавлении в себе всякой независимости мысли, в понятии о сане европейца под непременным условием неуважения к самому себе как к русскому человеку!» Источник: “Дневник писателя”, 1873, т.12. XVI. “Одна из современных фальшей”, с. 156 IV. «При начале всякого народа, всякой национальности - идея нравственная всегда предшествовала зарождению национальности, ибо она же и создавала ее.» Источник: “Дневник писателя”, 1873, т.12. II. “Две половинки”, с. 459 V. «Отрицающий народность отрицает и веру. Именно у нас это так, ибо у нас вся народность основана на христианстве.» Источник: “Братья Карамазовы” VI. «Православие, то есть форма исповедания Христа, есть начало нравственности и совести нашей, а стало быть, общественной силы, науки, всего»
VII. «Наша новая Русь поняла, что один есть цемент, одна связь, одна почва, на которой все сойдется и примирится - это высокое духовное примирение, начало которому лежит в образовании» Источник:Т. 11. “Публицистика 1860-х годов” VIII. «Не в коммунизме, не в механических формах заключается социализм народа русского; он верит, что спасется лишь в конце концов всесветным единением во имя Христово. Вот наш русский социализм! Вот над присутствием в народе русском этой высшей единительно-«церковной» идеи вы и смеетесь, господа европейцы наши» Источник: “Дневник писателя”, т. 14, 1881 г. IV. “Первый корень… ” IX. «Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите» Источник: "Пушкин. Очерк", в кн. Ф. М. Достоевский об искусстве, М., Искусство, 1973. X. «В русском человеке (большей частию) из простонародья, нужно отвлекать красоту от наносного варварства. Кто истинный друг человечества, у кого хоть раз билось сердце по страданиям народа, тот поймет и извинит всю не проходимую насевшую грязь и возьмет бриллианты» Источник: “Дневник писателя”, т. 13, 1876 г. II. “О любви к народу. Необходимый контракт с народом”
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|