Тема 8. Финансовые результаты организации и их анализ
Теория: Современной трактовкой понятия «Финансовые результаты» является следующее определение «Финансовые результаты – это результаты, полученные от основной (обычной) деятельности организации и от ее прочих операций». Финансовые результаты в широком смысле слова можно характеризовать как промежуточные, то есть расходы и доходы, и как конечные – прибыли и убытки организации. Согласно пункта 2 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации», утвержденному приказом Минфина РФ от 06.05.1995г. № 32н с последующими изменениями и дополнениями (ПБУ 9/99), доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)». В пункте 2 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организаций» (утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. № 33н, с последующими изменениями и дополнениями) (ПБУ 10/99) под расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящие к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)». В настоящее время целью хозяйственной деятельности отдельных предприятий в соответствии со ст. 50 ГК РФ является получение прибыли. Финансовый результат, как конечный итог деятельности организации, выражается величиной прибыли (убытка) путем соотношения доходов и расходов и является индикатором успешной деятельности, создает дальнейшие перспективы существования организации.
В современной трактовке Прибыль − это часть чистого дохода, получаемого субъектами хозяйствования при реализации продукции. Причем, только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Основными источниками информации при анализе финансовых результатов прибыли служат накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счетам 46, 47, 48 и 80, данные финансовой отчетности Ф.2 «Отчет о прибылях и убытках», а также соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия. Основные данные о финансовых результатах деятельности организации отражаются в форме «Отчет о финансовых результатах» в следующем виде: 1) валовая прибыль (убыток) (ранее – балансовая прибыль); 2) прибыль (убыток) от продаж (ранее – прибыль от реализации); 3) бухгалтерская прибыль (убыток) или прибыль до налогообложения (ранее налогооблагаемая прибыль); 4) чистая прибыль (убыток). Валовая прибыль (ранее – балансовая прибыль) является чистым доходом от продаж и схожа с показателем маржинального дохода. Валовая прибыль находится как разница между выручкой от продажи продукции (товаров, работ, услуг) и их себестоимостью. До 1996 года была показателем, характеризующим конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Инструкция МНС России «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» от 15.06.2000 г. № 62 определяла валовую прибыль как сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Таким образом, валовая прибыль, согласно данному определению, состояла из трёх элементов: прибыль от реализации продукции (работ, услуг), прибыль от реализации имущества, прибыль от внереализационных операций. В последствии, в соответствие с положением «Бухгалтерская отчётность организации» (ПБУ 4/ 99) с 01.01.2000 г. валовая прибыль рассчитывается как разница между выручкой от продажи товаров, продукции (работ, услуг), и себестоимостью. В свою очередь, прибыль от продаж продукции считается как разница между выручкой от продажи товаров, продукции (работ, услуг), уменьшенной на сумму налогов, и себестоимостью, уменьшенной на сумму коммерческих и управленческих расходов. В настоящее время из ПБУ исключено понятие балансовой прибыли, как не соответствующие новому содержанию показателя.
В настоящее время финансовый результат от основной деятельности выражается прибылью от продаж (ранее – прибыль от реализации). С помощью анализа прибыли от продаж можно оценить эффективность деятельности организации, резервы ее повышения, принять эффективные управленческие решения. Прибыль от продаж – это разница между валовой прибылью и суммой коммерческих и управленческих расходов. Поворот от реализации к продаже является принципиальным. Продажа по сравнению с понятием реализации – более конкретное, определённое понятие. Продажа означает отчуждение товара за деньги или иное встречное возмещение, исключая двусмысленность, которая возникает в понятии реализации (В ст.39 НК РФ под реализацией товаров (работ, услуг) признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе.). Бухгалтерская прибыль (или прибыль до налогообложения) представляет собой конечный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса. Согласно МСФО 12 «Налоги на прибыль», бухгалтерской прибылью является чистая прибыль (убыток) за период до вычета расхода по налогу на прибыль. На размер прибыли до налогообложения воздействуют факторы прямого влияния (прибыль от продаж, проценты к получению, доходы от участия в других организациях и прочие доходы) и факторы обратного влияния (проценты к уплате и прочие расходы), которые находятся в прямой зависимости с прибылью. Показатель «бухгалтерская прибыль» имеет ряд недостатков: отсутствует однозначная и четкая формулировка понятия «бухгалтерская прибыль» в отечественной и зарубежной литературе; различия в определении и формировании доходов и расходов в подходах разных стран ограничивают сопоставимость показателей прибыли в разных организациях; ограничивается сопоставимость данных по прибыли, рассчитанных за разные отчетные периоды за счет инфляционной составляющей. То есть, бухгалтерская прибыль – это величина положительного финансового результата в отчетном периоде, которая является результатом бухгалтерской оценки и отражения фактов хозяйственной жизни, путем применения способов и приемов, выбираемых организацией самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего законодательства.
Итоговым финансовым результатом хозяйственной деятельности организации является чистая прибыль – часть прибыли, которая остается в распоряжении организации после уплаты налогов, отчислений, обязательных платежей. Чистая прибыль используется для расширения производства и распределяется организацией по решению собственников. Алгоритм определения чистой прибыли представлен в форме 2 «Отчет о финансовых результатах». Задание 1. По данным таблицы определите финансовые результаты организации. Таблица 1 – Исходные данные по хозяйственной деятельности (Форма № 2)
Для расчета и оценки финансовых результатов обычно используются ключевые показатели, состоящие из пяти блоков: 1 блок – Блок рентабельности: 1) рентабельность продукции (ROM) – отношение чистой прибыли хозяйствующего субъекта к полной себестоимости произведенной продукции:
Пороговое значение для отечественных предприятий, составляет 35%. 2) рентабельность основных средств (ROFA) – отношение чистой прибыли к величине основных средств:
Пороговое значение, составляет 5%. 2 блок – Блок ликвидности: отношение наиболее ликвидных активов к краткосрочным обязательствам хозяйствующего субъекта:
где КТЛ – коэффициент текущей ликвидности; ОА – оборотные активы; ДЗд – долгосрочная дебиторская задолженность; ЗУ – задолженность учредителей по взносам в уставный капитал (в случае отсутствия задолженности принимается равным 0); КО – краткосрочные обязательства. Пороговое значение для отечественных предприятий, составляет 0,8. Желательно попасть в диапазон от 1 до 2. 3 блок – Блок обеспеченности заказами – позволяет оценить отношение общего объема заказов (Vз) к проектной производственной мощности хозяйствующего субъекта (WПП):
Пороговое значение для отечественных предприятий, составляет 60%. 4 блок – Блок достаточности собственных ресурсов – оценивает удельный вес уставного капитала (VУК) в собственных средствах – капитале (VCC):
Пороговое значение для отечественных предприятий, составляет 20%. 5 блок – Блок обслуживания задолженности позволяет проанализировать удельный вес просроченных обязательств (VПО) в заемных средствах (VЗC):
Пороговое значение для отечественных предприятий, составляет 15-20%. Задание 2. По данным таблиц 1 и 2 оцените финансовые результаты организации с использованием ключевых показателей (для расчета которых достаточно данных).
Таблица 2 – Исходные данные по хозяйственной деятельности (Форма № 1) ед.изм.: тыс.руб.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|