Характеристика целей и классификация
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Наличие целей является очень важным в организационном успехе. Они обеспечивают направленность действий, сплачивают людей, создают возможность для эффективной работы организации. Цели выполняют ряд полезных и практических функций, помогая управлению организацией и пониманию того, почему существует организация и почему люди в ней поступают так, а не иначе. Цели отражают философию, концепцию деятельности и развития организации, определяют структуру организации и управление ею. Цели уменьшают неопределенность текущей деятельности, как организации, так и отдельного человека, становясь для них ориентирами в окружающем мире. Они помогают сконцентрироваться на достижении нужных результатов, противостоять сиюминутным порывам и желаниям, регулировать собственное поведение. Это помогает действовать быстрее, добиваясь намеченного с минимальными затратами. Цели не только привлекают людей в организацию, но и ограничивают деятельность членов организации, регулируют их поведение. Такая цель рабочей группы, как повышение качества, требует соблюдения технологической дисциплины, определенного отношения к работе. Цели определяют природу организации для ее членов и тем самым заставляют их брать на себя соответствующие обязательства. Так, работа в угольной шахте подвергает жизнь человека определенному риску. Цели являются главным мотиватором, направляют поведение людей, удовлетворяя их потребности. Так, выход предприятия на лидирующие позиции в отрасли удовлетворяет и материальные (максимальная прибыль), и моральные потребности (гордость за организацию) работников. Цели помогают организации познавать и приспосабливаться к окружающей действительности. По целям можно ориентироваться в движении, сравнивать себя с другими, определять соответствие требованиям.
К целям организации предъявляются определенные требования: 1. конкретность и измеримость. Это позволяет выразить их не только в качественных, но и в количественных показателях. В результате облегчается оценка процесса их достижения, их восприятие людьми, согласование, а поэтому снижается конфликтность; 2. реальность, для данных условий, обеспеченность соответствующими ресурсами организации, что оценивается в процессе составления плановых бюджетов и распределения ресурсов. Иначе здравомыслящие люди не станут попусту тратить время на их достижение и утратят доверие к руководству; 3. гибкость, способность к трансформации в соответствии со стремительно меняющимися условиями деятельности организации; 4. признанность персоналом в качестве личных целей. Поскольку цели обычно достигаются в результате совместной деятельности людей, они должны быть известными, понятными, близкими большинству членов организации; 5. проверяемость — обусловлена необходимостью оценивать степень достижения целей и осуществлять соответствующее стимулирование людей; 6. совместимость работников друг с другом во времени и пространстве, взаимная поддержка. По типам целейпланы могут быть стратегическими, тактическими и оперативными (см. Табл. 1.). Таблица 1. – Виды планирования по типам цели
По содержанию цели могут быть экономическими (прибыль, дивиденды, расходы), социальными (социальное обеспечение работников организации), организационными (предусматривающие изменения в структуре организации, изменение параметров систем на уровне организации), техническими (развитие техники и технологий), научными, политическими, экологическими и т.д. По повторяемости цели могут быть периодически повторяемые, постоянно решаемые и разовые. Этот параметр имеет очень важное значение при планировании работ по выполнению этой цели и определению способов ее достижения. На реализацию повторяемых целей можно затратить больше средств, что окупиться при повторе. Это заставляет искать нечто общее в различных целях, что можно было бы повторить в дальнейшем.
По структуре организации выделяют цели организации и цели подразделений. Эти цели не должны противоречить друг другу и соответствовать стратегическим целям. Связи между целями показаны во втором рисунке. Рис. 2. – Структура связи между целями
Дерево целей Инструментом, с помощью которого осуществляется систематизация целей системы, является «дерево целей». Поскольку понятия «цель» и «средство» диалектически взаимосвязаны, то для целей верхнего уровня цели нижнего уровня являются средством достижения. Правила построения дерева целей: 1. Построение начинается с формулировки цели 0-го уровня (миссии). Общая цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата; 2. Цели каждого уровня должны быть сопоставимы по масштабу и значению. При развертывании общей цели в иерархическую структуру целей исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня; 3. Формулировка цели должна обеспечить возможность количественной и качественной оценки степени достижения цели, т.е. цели должны быть операциональными, поддаваться преобразованию в конкретные задачи и рабочие задания; 4.
Рис. 3. – «Дерево целей»
Преимуществами метода построения дерева целей являются: · Возможность объединить планирование и контроль; · Возможность мотивации сотрудников через раскрытие информации о целях организации; · Определение области ответственности и круга задач для каждого сотрудника; · Коллегиальность между руководителями и подчиненными в разработке и постановке целей.
Количество и разнообразие целей и задач менеджмента настолько велики, что без комплексного, системного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация, независимо от ее размеров специализации, вида, формы собственности. Количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, от принятой организации структуры, от иерархичности построения ее менеджмента. Важным моментом целеполагания является моделирование не только иерархии целей, но и их динамики в аспекте развития за определенный период времени. Динамическая модель особенно полезна при разработке перспективных планов предприятия, реализующих его стратегию. Заключение Таким образом можно сделать вывод, проблема целей в управлении очень важна. Цель отражает главный смысл существования организации. Она характеризует состояние, которое ей желательно достичь как в текущей деятельности, так и в перспективе. Цель является стержнем стратегии; она составляет основу стимулирования персонала. Необходимо обратить внимание на то, что в современных условиях ни одна организация не может преследовать исключительно экономические цели, связанные с зарабатыванием денег. Все более важное значение приобретают социальные цели – сохранение окружающей среды, достижение стабильности коллектива, улучшение положения работников и др. Ввиду важности процесса целеполагания, формулировка целей, с одной стороны, должна основываться на глубоких исследованиях специалистов, а с другой – отражать мнения работников фирмы. Только в этом случае цели будут ориентиром для их действий. На мой взгляд, большую роль играют действия менеджера для повышения эффективности функционирования в достижении поставленных целей. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.
Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые хотя и экономят время, но содержат в себе вероятность ошибок и неопределенность. Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий. Руководители обязаны постоянно и всесторонне изучать поступающую информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, которые необходимо согласовывать на всех уровнях внутрифирменной иерархической пирамиды управления. Проблема выбора руководителем решения – одна из важнейших в современной науке управления. Она предполагает необходимость всесторонней оценки самим руководителем конкретной обстановки и самостоятельность принятия им одного из нескольких вариантов возможных решений. Список используемой литературы 1. Басовский Л. Е. Менеджмент: учебное пособие/Л. Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2007. 2. Белов А. А. Менеджмент: Методическая разработка по самостоятельной работе для студентов специальности Экономика и управление на предприятии АПК. – Белгород: Изд-во БелГСХА, 2009, 144 с. 3. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М, 2003г., стр. 135-140. 4. Веснин В. Р. Менеджмент: учебник / В. Р. Веснин. – М.: Проспект, 2007. 5. Виханский О.С. Менеджмент. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – М.: Экономист, 2005 6. Воропаев С. Н. Менеджмент: учебное пособие / С. Н. Воропаев, В. Д. Ермохин. – М.: КолосС, 2007. 7. Глухов В. В. Менеджмент: учебник / В. В. Глухов. – СПб: Питер, 2005. 8. Горшкова Л. А. Основы управления организацией: учебное пособие / Л. А. Горшкова, М. В. Горбунова; под ред. Л. А. Горшковой. – М.: КНОРУС, 2006. 9. Макаренко М.В. Производственный менеджмент: Учеб. Пособие для вузов. - М., 2004г., стр. 219-227. 10. Наумов А. И. Менеджмент. - М.: Высш. Шк., 2006 г., стр 183-188. 11. Менеджмент. Учебник под редакцией профессора М.М. Максимцова, профессора А.В. Игнатьевой. М. Издательское объединение «Юнити». 2003 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|