Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика целей и классификация




Наличие целей является очень важным в организационном успехе. Они обеспечивают направленность действий, сплачивают людей, создают возможность для эффективной работы организации. Цели выполняют ряд полезных и практических функций, помогая управлению организацией и пониманию того, почему существует организация и почему люди в ней поступают так, а не иначе.

Цели отражают философию, концепцию деятельности и развития организации, определяют структуру организации и управление ею.

Цели уменьшают неопределенность текущей деятельности, как организации, так и отдельного человека, становясь для них ориентирами в окружающем мире. Они помогают сконцентрироваться на достижении нужных результатов, противостоять сиюминутным порывам и желаниям, регулировать собственное поведение. Это помогает действовать быстрее, добиваясь намеченного с минимальными затратами.

Цели не только привлекают людей в организацию, но и ограничивают деятельность членов организации, регулируют их поведение. Такая цель рабочей группы, как повышение качества, требует соблюдения технологической дисциплины, определенного отношения к работе.

Цели определяют природу организации для ее членов и тем самым заставляют их брать на себя соответствующие обязательства. Так, работа в угольной шахте подвергает жизнь человека определенному риску.

Цели являются главным мотиватором, направляют поведение людей, удовлетворяя их потребности. Так, выход предприятия на лидирующие позиции в отрасли удовлетворяет и материальные (максимальная прибыль), и моральные потребности (гордость за организацию) работников.

Цели помогают организации познавать и приспосабливаться к окружающей действительности. По целям можно ориентироваться в движении, сравнивать себя с другими, определять соответствие требованиям.

К целям организации предъявляются определенные требования:

1. конкретность и измеримость. Это позволяет выразить их не только в качественных, но и в количественных показателях. В резуль­тате облегчается оценка процесса их достижения, их восприятие людь­ми, согласование, а поэтому снижается конфликтность;

2. реальность, для данных условий, обеспеченность соответствую­щими ресурсами организации, что оценивается в процессе составления плановых бюджетов и распределения ресурсов. Иначе здравомысля­щие люди не станут попусту тратить время на их достижение и утра­тят доверие к руководству;

3. гибкость, способность к трансформации в соответствии со стремительно меняющимися условиями деятельности организации;

4. признанность персоналом в качестве личных целей. Поскольку цели обычно достигаются в результате совместной деятельности лю­дей, они должны быть известными, понятными, близкими большинст­ву членов организации;

5. проверяемость — обусловлена необходимостью оценивать сте­пень достижения целей и осуществлять соответствующее стимулиро­вание людей;

6. совместимость работников друг с другом во времени и про­странстве, взаимная поддержка.

По типам целейпланы могут быть стратегическими, тактическими и оперативными (см. Табл. 1.).

Таблица 1. – Виды планирования по типам цели

 

По содержанию цели могут быть экономическими (прибыль, дивиденды, расходы), социальными (социальное обеспечение работников организации), организационными (предусматривающие изменения в структуре организации, изменение параметров систем на уровне организации), техническими (развитие техники и технологий), научными, политическими, экологическими и т.д.

По повторяемости цели могут быть периодически повторяемые, постоянно решаемые и разовые. Этот параметр имеет очень важное значение при планировании работ по выполнению этой цели и определению способов ее достижения. На реализацию повторяемых целей можно затратить больше средств, что окупиться при повторе. Это заставляет искать нечто общее в различных целях, что можно было бы повторить в дальнейшем.

По структуре организации выделяют цели организации и цели подразделений. Эти цели не должны противоречить друг другу и соответствовать стратегическим целям.

Связи между целями показаны во втором рисунке.

Рис. 2. – Структура связи между целями

 

Дерево целей

Инструментом, с помощью которого осуществляется систематизация целей системы, является «дерево целей». Поскольку понятия «цель» и «средство» диалектически взаимосвязаны, то для целей верхнего уровня цели нижнего уровня являются средством достижения.

Правила построения дерева целей:

1. Построение начинается с формулировки цели 0-го уровня (миссии). Общая цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата;

2. Цели каждого уровня должны быть сопоставимы по масштабу и значению. При развертывании общей цели в иерархическую структуру целей исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;

3. Формулировка цели должна обеспечить возможность количественной и качественной оценки степени достижения цели, т.е. цели должны быть операциональными, поддаваться преобразованию в конкретные задачи и рабочие задания;

4.
Необходимо обеспечить полноту редукции целей (каждая цель данного уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня. Исключение хотя бы одной подцели лишает полноты исходную цель или меняет ее).

 

Рис. 3. – «Дерево целей»

 

Преимуществами метода построения дерева целей являются:

· Возможность объединить планирование и контроль;

· Возможность мотивации сотрудников через раскрытие информации о целях организации;

· Определение области ответственности и круга задач для каждого сотрудника;

· Коллегиальность между руководителями и подчиненными в разработке и постановке целей.

Количество и разнообразие целей и задач менеджмента настолько велики, что без комплексного, системного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация, независимо от ее размеров специализации, вида, формы собственности.

Количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, от принятой организации структуры, от иерархичности построения ее менеджмента.

Важным моментом целеполагания является моделирование не только иерархии целей, но и их динамики в аспекте развития за определенный период времени. Динамическая модель особенно полезна при разработке перспективных планов предприятия, реализующих его стратегию.

Заключение

Таким образом можно сделать вывод, проблема целей в управлении очень важна. Цель отражает главный смысл существования организации. Она характеризует состояние, ко­торое ей желательно достичь как в текущей деятельности, так и в пер­спективе. Цель является стержнем стратегии; она составляет основу стимулирования персонала.

Необходимо обратить внимание на то, что в современных условиях ни одна организация не может преследовать исключительно экономи­ческие цели, связанные с зарабатыванием денег. Все более важное зна­чение приобретают социальные цели – сохранение окружающей сре­ды, достижение стабильности коллектива, улучшение положения ра­ботников и др.

Ввиду важности процесса целеполагания, формулировка целей, с одной стороны, должна основываться на глубоких исследованиях спе­циалистов, а с другой – отражать мнения работников фирмы. Только в этом случае цели будут ориентиром для их действий.

На мой взгляд, большую роль играют действия менеджера для повышения эффективности функционирования в достижении поставленных целей.

Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.

Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые хотя и экономят время, но содержат в себе вероятность ошибок и неопределенность.

Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий.

Руководители обязаны постоянно и всесторонне изучать поступающую информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, которые необходимо согласовывать на всех уровнях внутрифирменной иерархической пирамиды управления.

Проблема выбора руководителем решения – одна из важнейших в современной науке управления. Она предполагает необходимость всесторонней оценки самим руководителем конкретной обстановки и самостоятельность принятия им одного из нескольких вариантов возможных решений.

Список используемой литературы

1. Басовский Л. Е. Менеджмент: учебное пособие/Л. Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2007.

2. Белов А. А. Менеджмент: Методическая разработка по самостоятельной работе для студентов специальности Экономика и управление на предприятии АПК. – Белгород: Изд-во БелГСХА, 2009, 144 с.

3. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М, 2003г., стр. 135-140.

4. Веснин В. Р. Менеджмент: учебник / В. Р. Веснин. – М.: Проспект, 2007.

5. Виханский О.С. Менеджмент. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – М.: Экономист, 2005

6. Воропаев С. Н. Менеджмент: учебное пособие / С. Н. Воропаев, В. Д. Ермохин. – М.: КолосС, 2007.

7. Глухов В. В. Менеджмент: учебник / В. В. Глухов. – СПб: Питер, 2005.

8. Горшкова Л. А. Основы управления организацией: учебное пособие / Л. А. Горшкова, М. В. Горбунова; под ред. Л. А. Горшковой. – М.: КНОРУС, 2006.

9. Макаренко М.В. Производственный менеджмент: Учеб. Пособие для вузов. - М., 2004г., стр. 219-227.

10. Наумов А. И. Менеджмент. - М.: Высш. Шк., 2006 г., стр 183-188.

11. Менеджмент. Учебник под редакцией профессора М.М. Максимцова, профессора А.В. Игнатьевой. М. Издательское объединение «Юнити». 2003 г.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...