Условия реализации программы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины
«Менеджмент образования»
Тип цисциплины В-ДВ
Направление бакалавриата «Государственное и муниципальное управление»
Севастополь, 2016
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1. Цель реализации программы -совершенствование профессиональных компетенций студентов на основе освоения современных моделей, методов и технологий управления в образовании в условиях реализации ФГОС.
1.2. Требования для обучения на программе студенту
в соответствии с гл.10, ст.3 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ к освоению данной программы допускаются:
- лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
- лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
1.3. Трудоемкость обучения - 72 часа.
2. характеристика НОВОГО ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НОВОЙ квалификации
Студент, изучающий учебную дисциплину «Менеджмент образования» должен уметь:
· разбираться в специфике менеджмента в образовании;
· знать основные понятия менеджмента в образовании, концепции современного менеджмента в образовании;
· знать основные подходы и принципы управления образованием;
· уметь ориентироваться в сущности образовательных процессов; определять значение образования для современного общества;
· понимать особенности развития и функционирования образования в условиях реализации ФГОС;
· знать методы принятия управленческих решений;
· владеть методами анализа конкретных ситуаций, ставить цели, задачи и находить методы их решения.
Результаты обучения
Совершенствуемые компетенции
№
| Компетенция
| Направление подготовки Педагогическое образование 44.04.01. (магистратура)
|
Код компетенции
|
| готовностью взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия
| ОПК-3
|
| способностью применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам
| ПК-1
|
3.
| готовность изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа
| ПК-13
|
4.
| готовность исследовать, организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы
| ПК-14
|
3.2. Планируемые результаты обучения
№
| Знать
| Магистратура 44.04.01
Код компетенций
|
1.
| основные направления государственной политики РФ в области образования
| ПК-13
|
2.
| методологические основы, концепции, принципы управления в образовании
| ПК-1
|
3.
| подходы и требования к управлению в образовании
| ПК-13, ПК-14
|
4.
| содержание основных понятий менеджмента образования, терминологический аппарат
| ПК-1,
ПК-13, ПК-14
|
5.
| сущность, задачи, инструменты управления в образовании, планирование и анализ деятельности образовательной организации
| ПК-13, ПК-14
|
6.
| механизмы управления основными процессами в образовательной организации средствами современных образовательных технологий
| ОПК-3
ПК-13,
|
№
| Уметь
| |
1.
| осуществлять управление в образовательной организации в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями
| ОПК-3,
ПК-13, ПК-14
|
2.
| использовать методы, технологии и приемы управления в образовательной организации средствами современных образовательных технологий
| ПК-13,
ПК-14
|
3.
| проектировать образовательную систему в конкретной ОО
| ПК-14
|
4.
| осуществлять управление качеством в образовательной организации в условиях реализации ФГОС, проводить анализ его эффективности
| ОПК-3,
ПК-13, ПК-14
|
5.
| использовать механизмы управления основными процессами в образовательной организации средствами современных образовательных технологий
| ПК-1,
ОПК-3,
ПК-13, ПК-14
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4.1. Учебный план
№
| Название дисциплины (модуля)
| Общее кол-во часов
| Общее кол-во ауд. часов
| кол-во часов
| Форма контроля
|
лекций
| практических
| СРС
|
| Модуль 1. Основные направления государственной политики РФ в области образования
|
|
|
|
|
| зачет
|
| Модуль 2. Управление развитием образовательной организации, аутсорсинг и инсорсинг
|
|
|
|
|
| зачет
|
| Модуль 3. Управление качеством в образовательной организации в условиях реализации ФГОС
|
|
|
|
|
| зачет
|
| Модуль 4. Управление человеческими ресурсами в образовании, мотивация и оценка эффективности
|
|
|
|
|
| зачет
|
| Итоговая государственная аттестация - разработка и защита проекта образовательных программ ОО
|
| | | | | зачет
|
| ИТОГО:
|
|
|
|
|
|
|
4.2. Дисциплинарное содержание программы
Учебно-тематический план
программы
«Менеджмент образования»
№
| Название дисциплины (модуля)
| Общее кол-во часов
| Общее кол-во ауд. часов
|
лекции
| практ.
занятия
| СРС, час
|
| Модуль 1. Основные направления государственной политики РФ в области образования
Основы законодательства РФ в области образования. Изменение парадигмы образования. Компетентностный подход. Деятельностный подход.
Концепция модернизации российского образования. Инновационное развитие системы образования, интеграция образовательной, научной и практической деятельности.
Финансирование ОО. Финансово-экономические механизмы обеспечения образовательной деятельности. Нормативно-подушевая модель бюджетного финансирования. Изменения в системе оплаты труда. Источники финансирования образования. Прозрачность процессов финансово-хозяйственного управления.
Организация системы образования в РФ. Отношения субъектов образовательного процесса. Права, свободы, обязанности и ответственность педагогических работников. Компетенции и критерии уровня квалификации педагогических работников. Аттестация педагогических работников. Права, защита, обязанности и ответственность обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Организация реализации ООП. Конструирование образовательного процесса. Организация получения образования отдельными категориями обучающихся.
Содержание образования. Ключевые идеи Переход на ФГОС. Индивидуализация, информатизация и кооперация в образовании. Требования к реализации образовательных программ. Образовательные технологии процесса освоения основной образовательной программы. Переход к профильному обучению. Создание системы продуктивного критериального оценивания. Направления воспитательной деятельности.Внеурочная деятельность.
Управление системой образования. Типы и стратегии управления в ОО. Государственно-общественная система управления образованием. Информационная открытость. Оптимизация сети ОО. Материально-техническая база. Кадровый состав. Регламентация образовательной деятельности. Компетенции, права, обязанности и ответственность ОО. Самооценка и самоконтрольОО.Государственная аккредитация образовательной деятельности.
Качество как основа государственной политики РФ в области образования. Модель системы качества в ОО. Внутренний и внешний аудит.
Формирование современной системы непрерывного образования.
Концепция и содержание профессионального стандарта «Педагог».Общая характеристика, область, цель, задачи и функции Стандарта.
Содержание Стандарта. Характеристики педагога: трудовые действия, необходимые умения и знания, профессиональные компетенции, личностные качества педагога. ИКТ-компетенции педагога. Функциональная карта вида профессиональной деятельности. Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога.
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| Модуль 2. Управление развитием образовательной организации, аутсорсинг и инсорсинг
Общие цели развития образования. Структура образовательного процесса. Результат образовательного процесса. Организационно-экономические и финансовые механизмы. Концепция управления. Финансовое обеспечение БОУ. Государственное задание. Виды субсидий и их формирование. Норматив финансового обеспечения. Структура расчетно-нормативных затрат. Имущество БОУ. Механизмы повышения эффективности бюджетных расходов. Риски и возможности при переходе на нормативное финансирование. Сокращение зон неэффективности. Этапы введения НСОТ. Органы государственно-общественного управления.
Понятие аутсорсинг. Договор на внешнее исполнительство. Классификация договоров аутсорсинга. Схема взаимодействия образовательного учреждения, учредителя и исполнителя договора на внешнее исполнительство. Различие между закупкой товаров и услуг аутсорсинга. Примерный пошаговый план процедуры подготовки к заключению и исполнению договора на внешнее исполнительство. Рекомендации по определению условий договоров. Возможности применения аутсорсинга в образовании. Затраты на содержание имущества. Преимущества аутсорсинга. Понятие инсорсинга. Возможности и риски инсорсинга в ОО. Понятие франчайзинга в России. Применение формы франчайзинга в образовании.
|
|
|
|
|
| Модуль 3. Управление качеством в образовательной организации в условиях реализации ФГОС
Цели модернизации российского образования. Понятие качества образования.
Международные стандарты качества управления серии ИСО 9001. Структура стандартов. Предмет регламентации Международными стандартами серии ИСО 9001. Менеджмент качества в образовании. Понятие о политике в области качества в практике менеджмента. Понятие о Международных стандартах серии TQM. Понятие о политике в управлении качеством в образовании - на основе стандартов управления.
Понятие о системах оценки качества образования Квалиметрия и квалитология: сущность понятий. Педагогическая диагностика: сущность, роль и место в деятельности педагога. Экспертная оценка и ее особенности в образовании. Особенности формирования общероссийской системы оценки качества образования. Нормативная база ОСОКО. Ключевые элементы ОСОКО.
Внутренняя оценка, самооценка ОО. Организация внутришкольного контроля. Ведущие направления внутришкольного контроля. Оценка образовательных результатов. Оценка условий образовательной деятельности. Оценка повышения квалификации педагогических кадров. Анализ состояния и стратегии реализации кадровой политики ОО.
Мониторинг качества образования. Виды и направления мониторинга в системе оценки качества образования на разных уровнях системы управления. Мониторинг качества образования в ОО. Виды и направления мониторинга. Социально-педагогический мониторинг качества образования. Анализ и оценка эффективности образовательной деятельности и управления по результатам социально-педагогического мониторинга качества образования в ОО.
|
|
|
|
|
| Модуль 4. Управление человеческими ресурсами в образовании, мотивация и оценка эффективности
Понятия «персонал» и «человеческие ресурсы», «управление человеческими ресурсами». Функции управления персоналом в современной ОО. Основные цели управления персоналом ОО. Система управления персоналом и ее основные функции (подсистемы). Организационная структура системы управления персоналом и ее уровни.
Понятия «планирование персонала», «найм персонала». Процесс планирования персонала. Должностные инструкции. Компетентностный подход.
Отбор персонала. Основные методы оценки профессионально важных качеств кандидатов.
Основные цели и задачи адаптации персонала. Направления адаптации. Методы адаптации персонала.
Понятие «трудовая мотивация». Типы мотивации работников.
Подходы к развитию персонала. Современные концепции и основные направления развития персонала организации.
Типовые модели карьерного роста. Формирование кадрового резерва организации. Основные этапы работы с кадровым резервом. Особенности работы с различными группами кадрового резерва.
Оценка персонала в системе управления ОО. Основные методы оценки. Аттестация персонала.
|
|
|
|
|
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Воспользуйтесь поиском по сайту: