Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отрасли прокурорского надзора и другие направления деятельности прокуратуры

 

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор: за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти (федеральными министерствами, государственными комитетами, федеральными службами и др.), законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями юридических лиц, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (общий надзор), за соблюдением прав и свобод человека и гражданина теми же органами и должностными лицами,за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие,за исполнением законов судебными приставами,за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих меры принудительного характера, назначенные судом, а также администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу.

 

другие направления деятельности прокуратуры:

 

— уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно – процессуальным законодательством;

 

— координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

 

— участие прокуроров в соответствии с процессуальным законодательством в рассмотрении дел судами и опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов.

 

Нужно отметить, что прокуратура РФ принимает участие в правотворческой деятельности.Деятельность прокуратуры строится на определенных принципах, среди которых можно выделить принципы единства, централизации, независимости от федеральных и местных органов и гласности; ст. 4 Закона о прокуратуре: " Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации:

 

1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее - органы прокуратуры) и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

 

2. Органы прокуратуры:

 

Осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;

информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

 

3. Прокуроры и следователи органов прокуратуры (далее - прокуроры и следователи) не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

 

4. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

 

5. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной, оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой".

 

Единство и централизация органов прокуратуры состоят в том, что эти органы представляют собой единую систему, возглавляемую Генеральным прокурором РФ. Этот принцип означает единство целей и задач, стоящих перед прокуратурами всех звеньев, и определяется общностью форм и методов, способов осуществления надзора за исполнением законов, единством средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, а также принятия мер по предупреждению нарушений закона. Принцип единства определяет положение о том, что вышестоящий прокурор вправе передать свои полномочия нижестоящему прокурору, а также принять на себя полномочия нижестоящих прокуроров.

Независимость прокуратуры от местных органов означает осуществление надзора за правильным и единообразным применением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям. В деятельности по надзору за исполнением законов приоритет отдается законам Российской Федерации, а также единообразному их пониманию и толкованию.

Гласность в деятельности прокуратуры означает, что прокуратура, как и другие правоохранительные органы, осуществляет свои функции не изолированно от общественности. В Законе говорится, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод граждан, а равно государственной и иной охраняемой законом тайне.

Конечно же, нельзя забывать и о принципе законности, сформулированном в статьях Конституции РФ. В соответствии с ним законы и приравненные к ним акты должны неуклонно исполняться всеми государственными и иными организациями, должностными лицами и гражданами. При осуществлении своих полномочий органы прокуратуры действуют в соответствии с Конституцией РФ, конституциями республик, Законом о прокуратуре, другими законодательными актами, действующими на территории РФ и, конечно же, международными и межгосударственными договорами.

Хочется упомянуть об особом направлении в деятельности прокуратуры. С момента принятия Закона о прокуратуре потеряло значение отрасли надзора и стало считаться особым направлением деятельности прокуратуры участие прокуроров в рассмотрении дел судами. Это связано с проведением в жизнь принципа разделения властей и с тем, что органы, осуществляющие судебную власть, самостоятельны и в своей деятельности не поднадзорны никаким другим органам государства. Нужно отметить, что суд и прокуратура при рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел в суде руководствуются сходными задачами: вынесения законного и обоснованного приговора или решения, обеспечение прав и законных интересов участников судебного разбирательства. Прокурор способствует выполнению этих задач в соответствии с принципом состязательности. Прокурор считается участником судебного разбирательства, но из-за специфики своей деятельности он, прежде всего, способствует исполнению требований закона, о всестороннем, полном, объективном и своевременном разбирательстве дела.

 

В уголовном процессе прокурор выступает в роли государственного обвинителя. Он принимает участие в допросе подсудимого, потерпевшего, свидетелей, в исследовании заключения экспертов и вещественных доказательств. Он участвует в прениях по уголовному делу, выступая с обвинительной речью. Объективность и независимость прокурора в суде подчеркивает установленная законом возможность для прокурора отказаться от поддержания государственного обвинения.После постановления судом приговора прокурор обязан принять в установленном законом порядке меры по исправлению ошибок, если они были

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...