Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политическая культура человека

ВЫБОРЫ КУРИАЛЬНЫЕ

- система выборов в представительные учреждения, существующая в ряде государств. В.к. характеризуются делением избирателей на несколько разрядов или курий по сословному или цензовому (или тому и др. вместе) принципу, а также несоответствием между нормами представительства, предоставленными законом отдельным куриям, и их численностью. Так, в палату представителей государства Фиджи должно быть избрано 22 фиджийца, 22 индийца и 8 "общих" депутатов, хотя фиджийцы составляют около 45% населения страны, индийцы - около 50% и прочие - 5%. В Зимбабве 20 мест в нижней палате парламента зарезервировано за белыми, 80 - за африканцами, между тем как белых в стране проживает в 80 раз меньше, чем африканцев. Этот порядок был взят за образец в современной ЮАР после официальной отмены там режима апартеида.


Избирательный процесс - это урегулированная законом и другими социальными нормами деятельность индивидов, органов, организаций и групп по подготовке и проведению выборов в государственные и самоуправленческие органы.

Выборы в зарубежных странах проводятся в установленные законом сроки:

    • в президентских республиках - через строго определенные промежутки времени (в США - в первый вторник ноября каждого четного года);
    • в парламентарных республиках и парламентарных монархиях:
      • по истечении срока полномочий представительного органа (очередные выборы);
      • в случае досрочного роспуска парламента главой государства (внеочередные выборы);
      • в случае отстранения, отставки или смерти депутата (дополнительные выборы).

Избирательный процесс состоит из определенных стадий:

1. Назначение выборов. Дата выборов может быть установлена конституцией (Коста-Рика, США, Латвия, Мексика). Обычно выборы объявляются указом (прокламацией) главы государства и с предусмотренного в этом акте срока начинается избирательная кампания, которая завершается к моменту окончания голосования (этот срок либо определен конституцией, либо назван в указе главы государства).

2. Установление избирательных округов. Выборы проводятся по избирательным округам: одномандатным, многомандатным и государственным (национальным). Число и нарезка избирательных округов обычно определяются законом. Избирательные округа могут быть территориальными (по месту жительства) и производственными (по месту работы). В отдельных странах округа создаются по этническому признаку (Сингапур, Фиджи).

3. Установление избирательных участков. Избирательный округ подразделяется обычно на избирательные участки, представляющие территориальные единицы, обслуживаемые одним пунктом для голосования. По избирательным участкам, как правило, проводится регистрация избирателей; они же являются основной ячейкой, в пределах которой соответствующие органы политических партий проводят непосредственную обработку избирателей.

4. Формирование избирательных органов. Эти органы ведают организацией и проведением выборов, обеспечивают контроль за соблюдением избирательного законодательства, определяют результаты выборов (избирательные комиссии, трибуналы, советы, гражданский регистр). Избирательные комиссии могут быть: общегосударственными, территориальными, окружными, участковыми и т.д.

5. Регистрация избирателей и составление избирательных списков. В большинстве стран ведение списков избирателей относится к компетенции муниципальных властей. Существуют 2 системы:

  • постоянная - избиратель регистрируется лишь один раз (исправления вносятся лишь в случае смерти, изменении места жительства или фамилии - США);
  • периодическая - в установленные законом сроки старые избирательные списки аннулируются и избиратели регистрируются вновь (Великобритания, Канада, Франция и др.).

6. Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты. Обычно о возможных кандидатах известно задолго до объявления выборов, но официальное их выдвижение и регистрация начинаются только со дня назначения выборов. Способы выдвижения кандидатов:

  • самовыдвижение - подача в надлежащий орган заявления кандидата; иногда требуется, чтобы такое заявление было скреплено подписями установленного числа избирателей (Вьетнам, Франция, Япония);
  • партийное выдвижение - официальное представление от имени партии или путем подачи петиции, подписанной определенным числом избирателей (Австрия, Португалия, Египет, Швейцария). Частный случай - праймериз (первичные выборы - в США, Турции);
  • выдвижение общественным объединением (Белоруссия, Украина);
  • выдвижение избирателями или группой избирателей (Индия, Канада, Бельгия, Великобритания, Нидерланды).

Эти способы во многих странах комбинируются.

7. Предвыборная агитация. Начинается в большинстве стран после регистрации кандидата. Закон всегда определяет допустимые методы агитации, ее начало и время окончания. Наиболее детально регулируются вопросы использования СМИ, финансирования выборов. В целях обеспечения равенства шансов кандидатов запрещается участие в предвыборной агитации определенных должностных лиц, органов местного самоуправления.

Это самая дорогостоящая стадия избирательного процесса (на выборах президента США в 1996 г. было израсходовано 53 млрд. долл.).

8. Голосование, т.е. подача голосов за выдвинутых кандидатов (обычно осуществляется лично, но в некоторых случаях допускается голосование по почте (Великобритания, Германия, Дания), по доверенности (Германия, Франция), а также голосование представителей за неграмотных и больных). В большинстве стран голосуют бюллетенями. Они бывают официальными (изготовлены государством) и неофициальными (печатаются партиями - Франция, Швеция). В некоторых странах избиратели используют для голосования специальные избирательные машины (США, Нидерланды, Индия).

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА - территориальные единицы, от которых избираются члены выборных представительных органов. В зависимости от того, сколько депутатов избирается в каждом И.о., различаются одномандатные (униноминальные) и многомандатные (полиноминальные) И.о. Могут быть общегосударственными (при пропорциональной избирательной системе, при выборах главы государства) и региональными (всегда при мажоритарной и иногда при пропорциональной избирательной системе).

РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - принцип избирательного права, согласно которому все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Р.и.п. гарантируется закреплением в законодательстве следующих требований: каждый избиратель имеет один голос, голоса избирателей равны; избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей; все граждане обладают равными юридическими возможностями в реализации избирательных прав; образование равных по численности населения избирательных округов.

1. Принцип всеобщности предполагает право всех взрослых и дееспособных граждан участвовать в выборах. Не противоречит этому принципу ограничение избирательных прав в случае совершения преступлений. Но это – максимум возможного, который на деле практически нигде не соблюдается.

Практика выборов связана с наличием избирательных цензов.

Избирательные цензы – это специальные условия, ограничивающие приобретение избирательного права.

Цензы пассивного избирательного права, как правило, жестче цензов активного права.

а) Возрастной ценз предполагает право участвовать в выборах по достижении определенного возраста. В настоящее время в большинстве стран активным избирательным правом обладают граждане по достижении 18 лет, а в некоторых странах (Бразилия, Куба, Никарагуа) – 16 лет. Но есть и другие примеры: в Японии возрастной ценз – 20 лет. В ряде стран возрастной ценз для активного избирательного права был снижен до 18 лет сравнительно недавно: в Германии – в 1970г., в США – в 1971г., во Франции – в 1974г., в Италии – в 1975г., в Дании – в 1978г. В России возрастной ценз для активного избирательного права (18 лет) был закреплен в Конституции РСФСР 1918 года, и остается таковым до сих пор.

Для пассивного избирательного права возрастной ценз, как правило, выше. В Италии, чтобы быть избранным в Палату депутатов, гражданин должен достичь возраста 25 лет, в Сенат – 40 лет; чтобы быть избранным президентом – 50 лет. В Нидерландах пассивным, как и активным, избирательным правом на парламентских выборах обладают граждане, достигшие 18 лет.

В России существуют следующие возрастные цензы для пассивного избирательного права:

  • для Президента РФ – 35 лет;
  • для депутатов Государственной Думы – 21 год;
  • минимальный возраст депутатов законодательных органов власти субъектов Федерации не должен превышать 21 года.

б) Ценз гражданства означает, что избирательные права предоставляются только гражданам данного государства. Приобретение пассивного избирательного права может быть оговорено сроком гражданства (в США он составляет 7 лет для избрания в Палату представителей и 9 лет – для избрания в Сенат) или даже требованием быть гражданином по рождению (для кандидатов в президенты: в США, Финляндии, Беларуси, Казахстане).

В России иностранные граждане обладают активным и пассивным правом только на муниципальных выборах (при условии их постоянного проживания на территории муниципального образования).

в) Ценз оседлости предполагает право участвовать в выборах при условии проживания на данной территории не менее определенного законом срока. В Японии для участия в голосовании установлен ценз оседлости, равный 3-м месяцам; в США избрание в Конгресс предполагает сам факт проживания на территории штата; президентом может быть избран гражданин по рождению, который не менее 14 лет постоянно проживает на территории США.

В России ценз оседлости в отношении активного избирательного права не применяется. В отношении пассивного избирательного права это ограничение предусмотрено лишь на выборах Президента РФ: кандидат должен постоянно проживать на территории России не менее 10 лет.

г) Ценз пола заключается в признании избирательных прав только за мужчинами. Борьба за предоставление женщинам равных избирательных прав с мужчинами началась в середине XIX века, и ее результатом является практически полное (не считая некоторых мусульманских государств) снятие ограничений по признаку пола. Впервые женщины получили избирательные права на выборах всех уровней в 1893 году в Новой Зеландии, а в Европе – в 1906 году – в Финляндии. До 1917 года женщины имели право участвовать в выборах еще только в Австралии, Дании, Исландии и Норвегии. В США ценз пола был снят поправкой XIX к Конституции лишь в 1920 году. В ряде стран, известных своими демократическими традициями, женщин уравняли в избирательных правах с мужчинами: во Франции и Италии – в 1945г., в Швейцарии – в 1971г.

В России ценз пола был снят в 1917г., при выборах в Учредительное собрание.

д) Имущественный ценз предполагает право участвовать в выборах при условии обладания имуществом определенного размера или уплаты налога. В прошлом этот ценз был весьма распространенным, но в начале XX века был практически повсеместно отменен. Однако в США ограничение избирательных прав по причине неуплаты избирательного налога было отменено только в 1964г.

2. Принцип равенства означает, что каждый гражданин участвует в выборах на равных основаниях с другими гражданами. Этот принцип обеспечивается как при активном, так и при пассивном избирательном праве.

В отношении активного избирательного права принцип равенства означает одинаковую для всех избирателей возможность влиять на результаты выборов. Равенство избирательного права в этом случае достигается следующими способами:

  • включением избирателя в список только по одному избирательному участку;
  • наделением избирателей равным числом голосов;
  • обеспечением единой нормы представительства, то есть каждый депутат представляет примерно равное число жителей или избирателей.

Применительно к пассивному избирательному праву принцип равенства означает, что всем гражданам предоставляются одинаковые возможности для реализации их права избирателя. Для этого необходимо, чтобы:

  • любой гражданин имел равные с другими возможности претендовать на избрание (с учетом ограничений для пассивного избирательного права);
  • все кандидаты обладали равными правами и исполняли равные обязанности.

3. Принцип прямого избирательного права предполагает право граждан непосредственно участвовать в формировании выборных институтов власти. Он действует практически повсеместно на выборах органов местного самоуправления, однопалатных парламентов, нижних палат двухпалатных парламентов; иногда – верхних плат (США, Италия, Польша); президентов (во Франции, Австрии, Финляндии).

Косвенное избирательное право в отличие от прямого предусматривает право граждан участвовать в формировании выборных институтов власти через посредство избираемой ими коллегии представителей, которая затем выбирает президента или другое выборное лицо. Такой коллегией может быть коллегия выборщиков, государственный или муниципальный орган.

Коллегия выборщиков состоит из лиц, избранных специально для проведения выборов какого-либо института власти. Они перестают быть выборщиками сразу после того, как проголосуют.

Самым известным примером применения косвенного избирательного права являются выборы президента США, осуществляемые избирателями не напрямую, а через коллегию выборщиков.

Основной изъян многостепенных выборов – искажение волеизъявления народа, и чем больше ступеней включают такие выборы, тем больше в их процессе может нарушаться воля избирателей.

В России выборы проводятся на основе прямого избирательного права.

4. Принцип тайного голосования предполагает исключение контроля за волеизъявлением избирателя. Тайна голосования обеспечивается тем, что избиратель заполняет бюллетень в закрытой от посторонних взглядов кабине.

Однако в Индии при выборах в Народную палату индийского парламента осуществляется нумерация бюллетеней, что позволяет определить, за кого проголосовал избиратель.

Участие граждан в голосовании в выборах рассматривается как один из наиболее значимых показателей степени их политического участия в целом. Однако в современных демократиях наблюдается снижение электоральной активности граждан, то есть происходит нарастание абсентеизма.

Абсентеизм (от лат. absens - отсутствующий) – это уклонение граждан от участия в голосовании.

Чтобы снизить уровень абсентеизма, используют различные меры: голосование по почте, голосование по доверенности, внедрение электронного голосования, упрощение процедуры регистрации избирателей.

Помимо избирательных прав может быть поставлен вопрос об избирательно-правовых обязанностях.

Обязанность – это мера должного поведения субъекта. Она подразумевает, что определенный субъект должен выполнить определенные действия или воздержаться от определенных действий, и предполагает наличие санкций за ее неисполнение.

Примером электорально-правовой обязанности служит обязательный вотум – обязанность граждан (поданных) участвовать в голосовании на выборах. Такое положение закреплено, например: в Австралии, Австрии, Бельгии, Греции, Италии, Нидерландах, Турции. За неисполнение этой обязанности законодательство названных государств предусматривает различные санкции, такие как, штраф, лишение определенных, в том числе – избирательных, прав и так далее.

Обязательный вотум означает превращение активного избирательного права в соответствующую обязанность.

Обязательного вотума в России нет. Участие в голосовании является делом добровольным, и отказ от него не влечет никаких правовых последствий для избирателя. Пункт 3 ст.3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2002г., устанавливает, что участие гражданина РФ в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ, с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

Политическая культура человека

Демократическому обществу совсем не безразлично, как относятся к политике его члены. Новейшая история России показывает, что только активная жизненная, гражданская позиция и позитивная инициатива каждого гражданина Российской Федерации являются необходимыми условиями становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства.

Пассивность граждан, отказ от участия в выборах способны парализовать государственную власть, привести к анархии или диктатуре.

Что же представляет собой обычный, средний избиратель, множество которых образует так называемый электорат? Это человек, который проявляет интерес к политике, следит за политическими новостями, слушает политические комментарии. Ему не все равно, кто находится у власти.

Для того чтобы со знанием дела участвовать в политической жизни, недостаточно интересоваться политикой, слушать новости, читать газеты. Главное – нужно научиться самостоятельно думать, делать выводы из политической информации. Способность самостоятельно оценивать ситуацию, принимать политические решения, делать осознанный выбор является одним из основных элементов политической культуры человека.

Как показывают исследования, политическая культура человека складывается из:

  • политических знаний, которые пополняются всю жизнь;
  • положительного отношения к политике как виду человеческой деятельности, понимания ее важной роли в жизни общества;
  • готовности участвовать в политической деятельности в качестве активного политика (наблюдателя на избирательном участке, агитатора, доверенного лица кандидата в депутаты, партийного лидера, депутата) или избирателя, участника референдумов.

Часто политическая активность приводит людей в ряды какой-либо партии.

Таким образом, политическая культура – это совокупность политических знаний, отношений, ценностей, убеждений людей. Чем выше политическая культура граждан, тем больше шансов на стабильное развитие, на процветание имеет общество.

ПРАЙМЕРИЗ (англ. primaries) - в США предварительные (первичные) выборы, в ходе которых выдвигаются кандидаты в депутаты центральных и местных представительных учреждений, кандидаты на другие выборные должности, делегаты национальных партийных конвентов, члены партийных комитетов Демократической и Республиканской партий. Применяется с 1842 г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...